Поиск
 
 
 

Приложение № 1

Вопросы к «правительственному часу» на заседании Государственной Думы 6 апреля 2011 года, предложенные фракцией Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе

1. Повышение тарифов страховых взносов с 14 % до 34 % в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» повлекло значительное возрастание финансовых издержек малого и среднего бизнеса, в том числе аптечных организаций. В текущем году наметилась тенденция к сокращению количества аптек в ряде регионов, например, в Самарской области — на 20 %, в Челябинской — на 30 %. Это негативным образом отражается на качестве и доступности лекарственного обеспечения (жители поселков вынуждены ездить в город за лекарственными препаратами, в т.ч. за льготными). Кроме того, аптечные организации работают в условиях государственного регулирования и контроля цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, и ориентированы на их сдерживание. Это позволяет прогнозировать рост цен на остальные лекарственные препараты.

В 2010 году принят ряд законодательных актов, направленных на снижение финансовой нагрузки на отдельные категории субъектов малого предпринимательства, в частности, область информационных технологий имеет пониженные тарифы страховых взносов до 2017 года на уровне 14 %, сельхозпроизводители — 20,2 %, малый бизнес, работающий в производственной и социальной сфере −26%.

В целях поддержки деятельности аптечного бизнеса и создания для него экономических стимулов считаете ли Вы возможным установление пониженных тарифов страховых взносов для аптечных организаций на уровне 20 %?

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации дополнительно проработан вопрос о расширении перечня видов экономической деятельности, при осуществлении которых плательщиками страховых взносов применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование.

В настоящее время в профильных министерствах находится на согласовании проект федерального закона «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — законопроект), разработанный Минздравсоцразвития России.

Законопроект предусматривает включение в указанный перечень видов деятельности — деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями, а также включение в перечень плательщиков, применяющих пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Предполагается, что тариф страховых взносов для упомянутых плательщиков на период 2011–2012 годов составит 26%.

После процедуры согласования законопроект будет в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2010г. № 1004 общий объем финансирования федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» существенно перераспределен в пользу ее подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Такое положение дел, очевидно, приведет к тому, что не будут реализованы многие мероприятия, предусмотренные паспортом программы, и направленные на развитие экономики и социальной сферы дальневосточных регионов.

Каким образом будут профинансированы мероприятия программы в дальнейшем и рассматривается ли вопрос о пролонгации действия указанной федеральной целевой программы?

В паспорте, принятом в первоначальной редакции федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (далее — программа) предусмотрены средства федерального бюджета на 2008–2013 гг. в сумме 426,3 млрд. рублей, в том числе на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско — Тихоокеанском регионе» (далее — подпрограмма) — 100,0 млрд. рублей.

В действующей редакции паспорта на реализацию мероприятий программы в 2008–2013 гг. предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 510,5 млрд. рублей, или 120% по отношению к паспорту в первоначальной редакции, в том числе на подпрограмму — 205,5 млрд. рублей, или 206% по отношению к паспортным значениям в первоначальной редакции.

Выделено ассигнований за счет средств федерального бюджета на 2011–2013 годы — 144,5 млрд. рублей, в том числе в 2011 году — 88,4 млрд. рублей, в 2012 году — 35,3 млрд. рублей и в 2013 году — 20,8 млрд. рублей, в том числе без учета подпрограммы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско — Тихоокеанском регионе» в 2011 году — 36,0 млрд. рублей, в 2012 году — 33,2 млрд. рублей и в 2013 году — 20,8 млрд. рублей.

Минрегионом России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий продление данной федеральной целевой программы до 2018 года, а также увеличение объема финансирования за счет средств федерального бюджета на 2014 — 2018 годы дополнительно на 263,7 млрд. рублей.

Указанное предложение будет рассмотрено на Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.

Справочно: информация об объемах финансирования федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» прилагается. (см. приложение к вопросу № 2)

3. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010 — 2012 годах» Д.А.Медведев отметил, что необходимо использовать условия для увеличения местных бюджетов.

Рассматривает ли Правительство Российской Федерации вопрос об увеличении нормативов зачисления налоговых доходов в местные бюджеты от федеральных налогов, на развитие базы которых могут влиять органы местного самоуправления, например, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций и других?

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 499566-5 «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, и некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Статьей 3 данного законопроекта предусмотрено внесение в Бюджетный кодекса Российской Федерации изменений, согласно которым налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, с 1 января 2012 г. будет зачисляться по нормативу 10 % в бюджеты субъектов Российской Федерации, по нормативу 90 % в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

С 1 января 2011 г. согласно пункту 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступление налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 100 % зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации на указанный законопроект подготовлено положительное заключение.

Дальнейший пересмотр существующего распределения доходов от иных федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе не планируется по следующим основаниям.

Налоговая база федеральных налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, отличается крайней неравномерностью распределения как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и на их территории в разрезе отдельных муниципальных образований. Так, в 2010 году 61% налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации поступило с территории 10 субъектов Российской Федерации, в которых проживает 27% населения страны. При этом 46% поступлений по налогу на добавленную стоимость аккумулировалось на территории 2 субъектов Российской Федерации (Москва и Московская область), 70% налога на прибыль — 15 субъектов Российской Федерации, 80% поступлений от налога на добычу полезных ископаемых — 13 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, передача дополнительных нормативов отчислений от указанных налогов приведет к существенной диспропорции в распределении налоговых доходов между субъектами Российской Федерации.

Например, в случае передачи субъектам Российской Федерации 2% ставки налога на прибыль, зачисляемого в настоящее время в федеральный бюджет, более 70% налога поступит в бюджеты 10 наиболее обеспеченных регионов, что еще более увеличит дифференциацию регионов по уровню бюджетной обеспеченности, что, в свою очередь, потребует увеличения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в сумме около 90 млрд.рублей. Таким образом, потери федерального бюджета составят более 240 млрд.рублей.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации регионы вправе закреплять за местными бюджетами единые нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и дополнительные (в счет замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований) нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

Кроме того, с 2012 года вступают в действие положения федерального законодательства, вносящие изменение в разграничение расходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в области охраны здоровья и охраны общественного порядка. Указанные изменения предусматривают передачу полномочий органов местного самоуправления на региональный уровень в области охраны здоровья (оцениваются в 200 млрд.рублей), в части содержания милиции общественной безопасности — на федеральный уровень (оцениваются в 20,7 млрд.рублей).

При этом изменение указанных полномочий не будет сопровождаться существенным перераспределением налоговых доходов между региональными и местными бюджетами, а затронет сферу межбюджетного регулирования на региональном уровне.

Справочно: выпадающие доходы местных бюджетов от государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, подлежащей зачислению с 2012 года в федеральный бюджет, оцениваются в 24 млрд.рублей. (см. приложение к вопросу № 3 и № 3-1)

4. Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 1101-р, предусматривает создание на федеральном уровне необходимых предпосылок для обеспечения стабильности местных бюджетов. Одной из мер по реализации этой задачи является закрепление нормативов отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за местными бюджетами.

В какие сроки в Государственную Думу будет внесен законопроект, закрепляющий указанные налоговые доходы за местными бюджетами?

В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находится проект федерального закона № 499566-5 «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, и некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Статьей 3 данного законопроекта предусмотрено внесение в Бюджетный кодекса Российской Федерации изменений, согласно которым налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, с 1 января 2012 г. будет зачисляться по нормативу 10 % в бюджеты субъектов Российской Федерации, по нормативу 90 % в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

С 1 января 2011 г. согласно пункту 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации поступление налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 100 % зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации на указанный законопроект подготовлено положительное заключение.

Законопроект внесен депутатами Государственной Думы
9 февраля 2011 г.

5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренные Правительством Российской Федерации 20 мая 2010 года, предусматривают, что в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.05.2009 г. «О бюджетной политиков 2010 — 2012 годах» будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.

В какие сроки в Государственную Думу будет внесен законопроект, предусматривающий сокращение или отмену федеральных льгот по местным налогам?

Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минрегионом России внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, в Закон Российской Федерации „О налогах на имущество физических лиц“, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Законопроект), направленный на оптимизацию установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам в целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей.

Законопроект предусматривает отмену льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы, поэтапную отмену льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Предусматривается также отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций для фармацевтических организаций и специализированных протезно-ортопедических предприятий.

Кроме того, в целях предотвращения уклонения физических лиц от налогообложения Законопроектом предлагается ввести ограничение на применение налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц, предусмотрев, что налоговые льготы применяются в отношении одного объекта налогообложения соответствующего вида по выбору налогоплательщика.

Министерству финансов Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо дополнительно рассмотреть вопрос о целесообразности отмены льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных объектов.

В этой связи Законопроект будет доработан Министерством финансов Российской Федерации с учетом решений, принятых на заседании Правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы и повышения энергетической эффективности экономики, и внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Предлагаемый федеральный закон может вступить в силу не ранее 2012 года.

Рассмотрение проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части оптимизации льгот по региональным и местным налогам, запланировано на 30 июня 2011 года.

Справочно: слайд по оценке дополнительных доходов для регионов прилагается.

6. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. № 1123-р «О Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года» перспективным источником формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость. Одновременно, одной из задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, является введение к 2012 году местного налога на недвижимость в жилищной сфере.

Каковы, по мнению Минфина России, перспективы введения местного налога на недвижимость?

В соответствии с Планом реализации мероприятий, обеспечивающих введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость, для введения налога на недвижимость необходимо завершить в I квартале 2012 года проведение работ по массовой оценке объектов капитального строительства.

Соответственно подготовка поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» на основании анализа результатов работ по проведению кадастровой (массовой) оценки недвижимости и формированию кадастра недвижимости запланирована на IV квартал 2012 года.

В настоящее время элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены (прилагается). Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

В части планируемого к введению местного налога на недвижимость Минэкономразвития России предлагалось рассмотреть различные варианты вычетов из налоговой базы для социально незащищенных слоев населения.

Например, налоговый вычет в виде кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров, который будет распространяться на собственника жилого помещения. Данный вычет будет учитывать стоимость жилья в конкретном регионе. Однако он не позволит учитывать специфику собственников, в составе недвижимого имущества которых помимо жилых помещений находятся также земельные участки и нежилые помещения.

Для таких собственников возможно установление вычета в виде необлагаемой суммы, но такая сумма не будет учитывать цены на недвижимость в регионах, а также создаст необходимость в ее ежегодной индексации. Для вышеуказанных плательщиков целесообразно установить вычет в виде определенного числа квадратных метров, которые он сможет распределять между объектами имущества по своему желанию. (см. приложение к вопросу № 6)

7. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения и местного значения. В то же время, на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона № 468534-5 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормами которого предусматривается создание Федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Поддерживает ли Правительство Российской Федерации предложение о формировании муниципальных дорожных фондов и определении источников их финансирования?

Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание дорожных фондов, одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 марта 2011 года.

Закон предусматривает создание Федерального дорожного фонда и принятие законов субъектов Российской Федерации о создании региональных дорожных фондов не позднее 1 января 2012 года.

Указанным федеральным законом предусматривается, что решением представительного органа муниципального образования может быть предусмотрено создание муниципального дорожного фонда, а также порядок его формирования и использования.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В этой связи действующие механизмы позволяют взаимодействовать бюджету субъекта Российской Федерации с бюджетами муниципальных образований по вопросу перечисления средств на дорожное хозяйство, и дополнительная нормативно-правовая регламентация по данному вопросу, в том числе в части предоставления межбюджетных трансфертов на софинансирование дорожной деятельности органов местного самоуправления за счет средств дорожного фонда субъекта Российской Федерации, не требуется.

По мнению Минфина, учитывая, что большая часть муниципальных образований высокодотационная, а их собственная доходная база находится на низком уровне (например, по итогам 2010 года почти 60% доходов местных бюджетов составляют безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) формирование муниципальных дорожных фондов представляется нецелесообразным.

8. По данным ФМС России примерно в 19 тысячах населенных пунктов, в которых проживает более 30 млн. человек, функции по учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства — в пределах Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» осуществляет местная администрация.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Почему в федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов не предусмотрено финансирование данной дополнительной функции органов местного самоуправления?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2011 года статья 4 Закона № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» изложена в новой редакции, согласно которой органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

С учетом проводимой в настоящее время работы по переводу финансового обеспечения милиции общественной безопасности на федеральный уровень и оптимизации расходов федерального бюджета Правительством Российской Федерации в рамках бюджетного процесса на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов было внесено предложение о приостановлении действия статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ.

Срок вступления в силу статьи 4 Закона Российской Федерации № 5242-1 в новой редакции продлен до 1 января 2014 года, то есть органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации при отсутствии территориальных органов ФМС России остаются местные администрации.

В связи с этим предоставление субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных государственных полномочий, связанных с учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не предусмотрено.

Справочно:

По оценкам Минфина России наделение в полном объеме ФМС России полномочиями по осуществлению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства потребует увеличения их штатной численности на 4020 единиц, в том числе федеральных государственных служащих — 1000 единиц и работников — 3020 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и выделения дополнительных средств федерального бюджета на указанные цели ежегодно в объеме более 0,8 млрд.рублей.

9. В соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено выделение региональным бюджетам средств на реформирование региональных финансов и реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. Предполагает ли Правительство Российской Федерации внести изменения в указанный Федеральный закон с целью выделения из федерального бюджета в 2011–2013 годах финансовых средств местным бюджетам на аналогичные нужды?

В федеральном бюджете на 2011–2013 гг. предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов ежегодно по 1 млрд. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1203 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов» предусмотрено предоставление на конкурсной основе субсидий 15 лучшим регионам, реализующим региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. Одним из направлений реализации региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов может быть предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.

Вопросы стимулирования повышения эффективности расходов местных бюджетов осуществляется субъектами Российской Федерации на аналогичных с Российской Федерацией принципах.

Таким образом, внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2011-2013 гг. с целью отдельного выделения средств на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов нецелесообразно.

10. Федеральным бюджетом на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотрено ежегодное уменьшение размеров межбюджетных трансфертов бюджетам закрытых административно-территориальных образований и наукоградов.

С учётом экономических факторов, таких как инфляция, рост тарифов естественных монополий, необходимость индексации размеров заработной платы работников бюджетной сферы, планирует ли Правительство Российской Федерации увеличить размеры указанных трансфертов, в том числе в целях недопущения негативных последствий, известных по опыту моногородов?

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрено ежегодное предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам 42 закрытых административно-территориальных образований (далее — ЗАТО), связанным с их статусом, в сумме 12 093, 8 млн.рублей, в том числе:

  • дотации бюджетам ЗАТО — 8 876,1 млн.рублей;
  • на переселение граждан из бюджетов ЗАТО — 527,2 млн.рублей;
  • на развитие и поддержку социальной и инженерной инфраструктуры ЗАТО — 2 689,8 млн.рублей

и бюджетам 14 муниципальных образований со статусом наукограда межбюджетных трансфертов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры в сумме 576,7 млн.рублей.

Объем вышеуказанных межбюджетных трансфертов в 2011–2013 годах соответствует уровню 2010 года. С учетом предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета сохраняется повышенный уровень бюджетной обеспеченности бюджетов ЗАТО по сравнению со средним уровнем по муниципальным образованиям субъектов Российской Федерации в 1,4 раза. (см. приложения к вопросу № 10 и справка по МБТ ЗАТО)

11. Продвижению табачной продукции на рынок Российской Федерации и дальнейшему увеличению числа ее потребителей, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, способствуют низкие налоги и цены на табачные изделия. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 г. № 1563-р утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы, которая к 2015 году предполагает поэтапное увеличение налога на табачные изделия, установление равных ставок акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра, включая увеличение адвалорной и специфической ставок акцизов, с доведением до среднего уровня среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения.

Какой уровень акцизов на табачные изделия предлагается в 2012 году и последующие годы?

Согласно Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010–2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р (далее — Концепция), налоговая политика в отношении табачной продукции должна предусматривать осуществление целого комплекса мер по сокращению спроса на табак, в том числе: проведение согласованной налоговой политики в отношении табачной продукции на территории единого экономического пространства Таможенного союза; увеличение ставок акциза на табачные изделия, обеспечивающих повышение и поддержание высоких цен на табачные изделия; повышение ставок налогообложения преимущественно за счет взимания налога на уровне производителя и их дальнейший регулярный пересмотр в сторону увеличения, опережающий уровень инфляции, с учетом покупательской способности потребителей.

Планом мероприятий по реализации Концепции, утвержденным указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, на период до 2015 года намечено поэтапное равномерное увеличение акцизов на все виды табачных изделий до среднего уровня налогообложения данных изделий среди стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения, что составляет в текущих ценах около 60 рублей на пачку сигарет или около 3000 рублей за 1000 штук.

В целях достижения указанного уровня к 2015 году необходимо уже с 2012 года начинать опережающую индексацию специфической составляющей комбинированной ставки акциза на сигареты и папиросы с одновременным повышением адвалорной составляющей комбинированной ставки акциза, в следующих размерах (по предварительным расчетам).

По нашим оценкам, для выполнения утвержденной Правительством Концепции необходимо придерживаться следующих вариантов индексации:

  • с 1 января 2012 года — в 1,8–2 раза к утвержденным ставкам акциза на 2011 год за 1 тысячу штук сигарет, что позволит довести уровень минимальной специфической ставки акциза до 570 — 700 руб. на 1000 штук как для сигарет с фильтром, так и для сигарет без фильтра;
  • с 1 января 2013 года — в 1,5–2 раза к специфической составляющей комбинированной ставки акциза на сигареты, предлагаемой на 2012 год. При этом минимальная специфическая ставка составит 850 — 1400 руб. за 1 тысячу штук указанных табачных изделий;
  • с 1 января 2014 года — в 1,5–1,8 раза к специфической составляющей комбинированной ставки акциза на сигареты с фильтром и без фильтра, предлагаемой на 2013 год. При этом минимальная специфическая ставка составит 1300–2500 руб. за 1 тысячу штук указанных табачных изделий.

Вместе с тем, существенным ограничивающим фактором являются низкие ставки акциза на табачные изделия в сопредельных с Россией государствах и, в особенности, в странах Таможенного союза, таможенный контроль на границах с которыми отменен. С учетом того, что ставки акциза на сигареты в Белоруссии и Казахстане уже сейчас в несколько раз ниже российских, то подобное повышение ставок акциза на табачные изделия в России без принятия соответствующих решений в Белоруссии и Казахстане представляется нереалистичным.

12. Основной целью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р, является вхождение России в 2015 — 2020 годах в пятерку стран-лидеров по объему ВВП. Эта цель достигается путём его среднегодового прироста не менее 6,3 % в год. В то же время, в интервью журналу «Финансовый контроль» (№ 3(112), март 2011 г.) Вы сказали, что докризисных темпов роста экономики России больше достичь не удастся.
Существенно превысить уровень экономического роста в 4 % мы можем, только если прирост инвестиций в Россию будет от 7 до 10 % в год«.

Каким образом, исходя из оценки Минфина России, может быть достигнута основная цель Концепции?

Международный финансовый кризис заставил нас серьезно переоценить перспективы роста российской экономики. Это касается как внешних, так и внутренних факторов развития.

Если говорить о внешних факторах, то в период до 2020 г. существенно замедлится рост мировой экономики по сравнению с докризисным периодом и с прежними ожиданиями. Кроме того, значительно сократится объем притока капитала в страны с формирующимися рынками, к которым относимся мы. По прогнозам цены на нефть будут расти, но далеко не так быстро как в докризисный период — ненамного быстрее, чем темпы инфляции доллара.

Кроме того, кризис показал хрупкость нашей прежней модели роста, ее зависимость от внешней конъюнктуры. Ее движущей силой был быстрый рост потребительского спроса, который во многом удовлетворялся за счет быстрого роста импорта и лишь в неторгуемых секторах (таких как строительство, торговля) — за счет увеличения производства. В ходе кризиса эта модель продемонстрировала свою неустойчивость.

В 2012 г. российская экономика по инвестициям в основной капитал выйдет на докризисный уровень. Ключевой задачей государства сегодня является создание благоприятного климата для прихода частного капитала, а не «накачивание» экономики бюджетными средствами.

В результате изменения внешних условий и переоценки внутренних механизмов развития, правительство изменило прогнозные оценки темпов роста.

Сегодня абсолютно очевидно, что для обеспечения полноценного роста необходимо создание инвестиционного климата в стране, переход ее на модернизационные рельсы. В этой связи на первое место выходит процесс долгосрочного планирования. Такие документы, как Бюджетная стратегия на период до 2025 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, Прогноз социально-экономического развития на период до 2030 г., долгосрочный финансовый план страны должны быть увязаны между собой. К их разработке необходимо, помимо государственных ведомств, привлекать экспертное сообщество (крупных специалистов из всех отраслей народного хозяйства). Эти документы должны соответствовать специфике нашей страны и отражать реальные тренды, основанные на конкретных цифрах. В них должны быть четко обозначены цели и задачи развития, результаты, к которым мы стремимся в долгосрочной перспективе. И уже на основе этих документов должны разрабатываться все остальные стратегические документы. Причем, обозначив цели, мы должны идти к ним, не сворачивая.

Уже в соответствии с этими ключевыми документами необходимо проводить реформирование экономики.

К тому же, в России необходимо принятие полноценного закона о долгосрочном планировании.

Здесь есть еще один момент. Бесспорно, процесс создания модернизационно-инновационной экономики должен происходить как на уровне федеральном, так и на региональном уровне. Должны быть разработаны региональные стратегии, опирающиеся на соответствующие федеральные документы.

Как известно, правительство готовит новые меры для ускорения развития экономики.

  1. Разработана и принята Программа повышения эффективности государственных расходов.
  2. Проводится работу по повышению удельного веса инновационной продукций в составе государственных закупок.
  3. Ведется работа по повышению инновационной составляющей в продукции госкорпораций и компаний с государственным участием.
  4. Разработан проект «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
  5. Идет работа по выполнению поставленной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым задачи по снижению уровня энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г., систематическая работа по улучшению инвестиционного климата.
  6. Продолжается планомерная работа по созданию в Москве Международного финансового центра.
  7. Подготовлена нормативная база для деятельности инновационного центра «Сколково».
  8. Также правительство также сформировало 21 экспертную группу для доработки стратегии развития до 2020 года. Она должна подготовить предложения практически по всем направлениям экономической политики. Эти группы работают в тесном контакте с правительством, которое будет ежеквартально рассматривать наработанные предложения. Первое такое рассмотрение уже прошло в конце марта.

13. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 329 Минфин России осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных и муниципальных финансов.

Каким образом осуществляется данная деятельность и каковы её результаты?

В соответствии положениями статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации сбор, составление и представление в Министерство финансов Российской Федерации ежемесячной, ежеквартальной и годовой бюджетной отчетности Российской Федерации осуществляет Федеральное казначейство.

На основании информации, представляемой Федеральным казначейством, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет:

  • мониторинг состояния ликвидности единых счетов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • мониторинг использования средств федерального бюджета субъектами бюджетного планирования и находящимися в их ведении главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • систематический анализ показателей исполнения федерального бюджета, представляемый в Правительство Российской Федерации (ежемесячно, ежеквартально и ежегодно), в том числе для представления в Федеральное Собрание Российской Федерации (ежеквартально, ежегодно).

При этом формы финансовой отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации приближены к требованиям, предъявляемым к их составлению международными стандартами финансовой отчетности в общественном секторе и национальными российскими стандартами в коммерческом секторе.

Система показателей отчетности позволяет оценить экономическую деятельность и влияние органов государственного управления на экономику страны, последовательно и систематически изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояние ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора страны, а также способствует принятию взвешенных управленческих решений.

Также Минфин России осуществляет следующие мероприятия:

1. На регулярной основе (два раза в месяц) проводится мониторинг исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации Результаты мониторинга размещаются на официальном сайте Минфина России.

2. Кроме того, ежегодно проводится расширенный мониторинг, который включает в себя проведение оценки по следующим направлениям:

  • качество бюджетного планирования;
  • качество исполнения бюджета;
  • качество управления долговыми обязательствами;
  • финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями;
  • качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;
  • степень прозрачности бюджетного процесса;
  • соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.

3. Сбор, обработка и анализ информации о состоянии муниципальных финансов осуществляется как в рамках анализа отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, так и в рамках мониторинга исполнения местных бюджетов, в том числе отдельно по бюджетам закрытых административно-территориальных образований и др.

14. На заседании Правительства Российской Федерации 29.12.2010 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев заявил, что 2010 год — год выхода России из мирового финансового кризиса.
Полагает ли Минфин России возможным постепенно возвращаться к докризисным мерам по стимулированию экономического роста?

Для ответа на этот вопрос, прежде всего, необходимо вспомнить, какие меры по поддержке экономики финансировались из бюджета до кризиса.

Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в рамках направления «Национальная экономика» (именно в нем содержится основная масса расходов на поддержку экономики и стимулирование экономического роста — инвестиции в инфраструктуру, поддержка промышленности и т.д.) в 2007 году составляли 4,7% ВВП. В 2008 году они составили 5,5% ВВП, в 2010, послекризисном, году — 5,2% ВВП, т.е. фактически оказались на докризисном уровне. В 2009 году наблюдался всплеск расходов по разделу до 7,2% ВВП из-за антикризисной программы, причем преимущественно — поддержки финансового сектора.

На 2011 год объем расходов федерального бюджета запланирован на том же уровне, что и в 2010 году — около 3,5% ВВП с учетом целевых трансфертов регионам.

Интересно также посмотреть на основные ФЦП в рамках поддержки национальной экономики. Прежде всего, это ФЦП «Модернизация транспортной системы». В 2008 году расходы по программе составили 257,3 млрд. рублей. В кризисный 2009 год, несмотря на сокращения по расходам в рамках ФЦП, расходы составили 283,1 млрд. рублей — выше, чем в предыдущем году. В 2010 году расходы по программе составили 236,6 млрд. рублей, на 2011 год намечены расходы объемом 282,2 млрд. рублей, дальше они возрастают до уровня около 300 млрд. рублей к 2013 году.

По ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники» расходы в 2010 году выросли до 22,5 млрд. рублей с 12,4 млрд. рублей в 2008 году. Далее намечен рост до 39,2 млрд. рублей к 2013 году.

Кроме того, планируется существенно увеличить ассигнования по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России» — с уровня около 14,5 млрд. рублей в 2008 году, 12,3 млрд. рублей в 2009 году до 20-23 млрд. рублей в период 2011-2013 годов.

Будет продолжена поддержка сельского хозяйства, в объеме около 20 млрд. рублей ежегодно по нескольким ФЦП по направлению «Село».

Уже с текущего года начат переход на планирование бюджета в рамках государственных программ.

Правительство утвердило перечень из 41 государственной программы Российской Федерации, определяющих ключевые направления государственной политики в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, развития инновационной экономики, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, государственного управления. Также определены министерства и ведомства, отвечающие за каждую программу.

При подготовке федерального бюджета на 2011-2013 годы впервые было представлено аналитическое распределение расходов по государственным программам. По закону о бюджете до 2013 года расходы по комплексу государственных программ «Инновационное развитие и модернизация экономики» расходы составят более 1,5 трлн. рублей ежегодно.

Суммарные расходы в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы», включающей упомянутую выше ФЦП, возрастут до 533 млрд. рублей в 2013 году с 479 млрд. рублей в 2011 году.

Все это позволяет сделать вывод о том, что, фактически, сейчас мы уже находимся на докризисном уровне по поддержке экономики, по стимулированию экономического роста. Более того, несмотря на необходимость проведения фискальной консолидации и сокращения расходов федерального бюджета с учетом нового посткризисного уровня доходов, по отдельным направлениям намечен рост государственной поддержки и особенно это касается стратегических отраслей промышленности, которые могут стать локомотивами модернизации в России.

15. В ведении Минфина России находятся ФНС России, Росстрахнадзор, Росфиннадзор — контрольные органы, с деятельностью которых регулярно сталкиваются физические и юридические лица. От этих органов, задач, поставленных перед ними, и приоритетов их деятельности напрямую зависит степень доверия граждан и юридических лиц к государственной власти, комфортность условий их работы в рамках налоговой, страховой деятельности и ведения бухгалтерского учета.

В то же время, в основе сложившейся практики работы должностных лиц данных органов лежат не разъяснение прав и обязанностей налогоплательщиков, полномочий налоговых органов и их должностных лиц и оказание помощи по выявлению и исправлению недочетов в финансовой деятельности, а «плановое» количество проверок и суммы наложенных штрафов.

Какие меры предпринимаются Минфином России для изменения данной ситуации?

В последние годы основным изменением в организации контрольной работы ФНС России стало акцентирование деятельности сотрудников на проведении всестороннего анализа финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

Оценка Службой налоговых рисков и использование аналитических инструментов позволили работать точечно и выходить на налоговую проверку, имея серьезные результаты предпроверочного анализа.

Так, по итогам 2010 года, охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками составил менее 1%, что соответствует общемировой практике (около 3%).

Подобный подход к мероприятиям налогового контроля позволяет снизить давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно исполняющих свои обязательства перед бюджетом, а с другой — обеспечить неотвратимость наказания тем, кто сознательно уклоняется от уплаты и нарушает налоговое законодательство.

Одним из приоритетных направлений развития Службы является повышение качества взаимодействия с налогоплательщиками, ее открытости. Служба должна стать современной, динамично развивающейся структурой, оказывающей государственные услуги.

В 2011 году планируется создание единого федерального Контакт-центра, который позволит предоставлять налогоплательщикам качественно новый уровень сервиса, увеличить производительность работы налоговых органов, создаст механизм постоянного мониторинга информации, в получении которой нуждаются налогоплательщики, и позволит налоговым органам сработать на опережение.

Росфиннадзором проводится значительная работа по предупреждению нарушений финансово-бюджетного законодательства Российской Федерации.

Ежегодно в планы контрольной и надзорной работы центрального аппарата и территориальных органов включаются проверки устранения нарушений, выявленных предыдущими ревизиями и проверками. По результатам проведенных контрольных мероприятий проводятся совещания и консультации с руководством проверенных организаций.

В части валютного контроля Росфиннадзором также проводятся мероприятия по профилактике нарушений российского законодательства.

Направлено предложение в Банк России о привлечении уполномоченных банков к профилактической работе по предупреждению правонарушений на регулярной основе.

В работе с уполномоченными банками Росфиннадзор основной акцент делает на предупреждение нарушений в валютной сфере, поскольку уполномоченные банки являются агентами валютного контроля и могут оказывать своим клиентам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, консультационные услуги.

В результате этой работы количество нарушений, фиксируемых банками, начало довольно быстро сокращаться. Так, объем среднего количества нарушений в 2009 году по сравнению с 2008 годом сократился на 12 % (ежемесячно в среднем выявлялось 123 тыс. нарушений), а в 2010 году по сравнению с 2008 годом сокращение объема количества нарушений произошло уже на 38 % (в среднем 86 тыс. сообщений в месяц).

16. Программа «Школьное молоко» действует во многих странах мира на протяжении более 70 лет. В Российской Федерации аналогичные мероприятия реализуются в 35 субъектах, причем только в 3-х (Белгородская, Воронежская и Ульяновская области) — в качестве целевой программы «Школьное молоко», в остальных дети обеспечиваются молоком в рамках других целевых программ, направленных на улучшение состояния их здоровья, дополнительных мероприятий или на уровне отдельных муниципальных образований. Совершенно очевидно, что улучшать состояние здоровья детей необходимо вне зависимости от территории, на которой они проживают.

Существует ли возможность выделения средств федерального бюджета для реализации программы «Школьное молоко» на всей территории Российской Федерации?

В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2008 г. реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Так, в 2010 году на эти цели были предусмотрены средства федерального бюджета в размере 300 млн. руб. Кроме того, из региональных и местных бюджетов на финансирование проекта по школьному питанию было выделено 546 млн. руб.

Федеральными законами о разграничении полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, а также организация его предоставления отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В связи с этим в субъектах Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты и программы по организации школьного питания на основе существующих нормативных правовых актов и методических рекомендаций по вопросам организации питания, реализация которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» с 2008 года из федерального бюджета оказывается поддержка бюджетам субъектов Российской Федерации на совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях. За период 2008-2010 года на эти цели из федерального бюджета было выделено бюджетам субъектов Российской Федерации 1800,0 млн. рублей. В 2011 году на эти цели предполагается выделить 300,0 млн. рублей.

В связи с этим вопрос обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений молоком при необходимости должен решаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

17. В рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. № 1950-р), соисполнителем которой является Минфин России, реализуются федеральные целевые программы «Социальное развитие села до 2012 года» и «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 −2010 годы и на период до 2013 года».

Каковы перспективы финансирования мероприятий по мелиорации земель и комплексному развитию сельских территорий за счет федерального бюджета в 2013 году и последующие годы?

На реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года» предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета в объеме 11,4 млрд. рублей.

В настоящее время Минсельхозом России разработана Концепция федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года». По информации Минсельхоза России объективной необходимостью разработки указанной федеральной целевой программы является низкий уровень обеспеченности населения страны отечественными продуктами питания и вынужденным их экспортом.

В соответствии с проектом концепции на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» необходимо выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объёме 255,22 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации — 249,22 млрд. рублей и внебюджетных источников — 346,3 млрд. рублей.

В целях определения ключевых проблем развития сельских территорий и направленных на их решение мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, Минсельхозом России разработана и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010г. № 2136-р Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.

Достижение основных целей и задач, определенных Концепцией, позволит укрепить экономическую базу развития сельских территорий путем расширения налогооблагаемой базы сельской экономики на основе интенсивного развития многоукладного сельскохозяйственного производства, стимулирования создания альтернативных видов деятельности.

18. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. Д.А.Медведев особо отметил необходимость проведения эффективной государственной политики в области поддержки семьи, материнства и детства.

Какие объемы ассигнований выделялись на финансовую поддержку семьи, материнства и детства, включая средства на стимулирование рождаемости, из федерального бюджета, а также консолидировано из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2006-2010 годах? Какой объем денежных средств предполагается выделить из федерального бюджета на финансовую поддержку семьи, материнства и детства, включая средства на стимулирование рождаемости, в 2011-2013 годах? Какова динамика доли средств, израсходованных на финансовую поддержку семьи, материнства и детства, включая средства на стимулирование рождаемости, в общем объеме ВВП в 2006-2010 годах и прогнозные оценки этого показателя в 2011 — 2013 годах?

Подробная информация об объемах ассигнований из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на поддержку семьи, материнства и детства на 2010 год, 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов была направлена в Государственную Думу (письмо Минфина России от 30.12.10г. № 01-02-03/12-477 по запросу Председателя Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Е.Б. Мизулиной).

По экспертной оценке Минфина России ассигнования всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемые на поддержку семьи и детей, в 2010 году составят 1,92 трлн.рублей, 2011 году — 2,11 трлн.рублей, или с ростом около 10 %, в 2012 г. — 2,22 трлн.рублей, в 2012 г. — 2,30 трлн.рублей.

Из них средства федерального бюджета составят в 2010 году — 343,9 млрд. руб., в 2011 году — 390,4 млрд. руб., в 2012 году — 416,6 млрд. руб., в 2013 году — 411,6 млрд. руб.

Указанное соотношение расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на поддержку семьи, материнства и детства сложилось в связи с тем, что в соответствии с разграничением полномочий основная часть мер государственной поддержки семьи, материнства и детства осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Доля указанных средств в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по оценке Минфина России, составляет около 20 %.

Ассигнования всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемые на поддержку семьи и детей, по отношению к общему объему ВВП в 2010 году и в плановом периоде 2011-2013 годов оцениваются около 4 %.

Федеральной программой «Жилище» на 2011-2015 годы предусматривается продолжение реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В рамках указанной подпрограммы предусмотрен средства федерального бюджета:

  • На 2011 год — 4877 млн. рублей;
  • На 2012 год — 5150 млн. рублей;
  • На 2013 год — 3500 млн. рублей.

(см. приложение к вопросу № 18)

19. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации родители, в том числе приемные, а также опекуны или попечители, имеют право на стандартный налоговый вычет в размере 1 000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка. При этом налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Кроме того, налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей по их выбору на основании заявления об отказе другого родителя от получения налогового вычета. Если же женщина родила и находится в отпуске по уходу за ребенком, то она теряет право на стандартный налоговый вычет.

Исходя из целей Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г., считаете ли Вы возможным и целесообразным удвоить стандартный налоговый вычет одному из родителей, пока другой родитель находится в отпуске по уходу за ребенком?

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями. Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода в отношении которого предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, превысил 280 000 руб.

Кодексом не предусмотрено никаких ограничений по предоставлению стандартных налоговых вычетов для работниц, получающих ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет и имеющих иные доходы, подлежащие обложению по ставке 13 процентов.

Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона № 491387-5 «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Данный проект предусматривает предоставление налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в следующих размерах: 1000 рублей при наличии у налогоплательщика одного ребенка; 2400 рублей — двоих детей; 5400 рублей — троих детей; дополнительный вычет в 3000 рублей на каждого четвертого и последующего ребенка.

Считаем нецелесообразным предложение в части удвоения стандартного налогового вычета одному из родителей, пока другой родитель находится в отпуске по уходу за ребенком, поскольку предлагаемые изменения противоречат условиям предоставления вычета и приведут к уменьшению доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

20.Согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для реализации этих мер используются средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации — материнский (семейный) капитал.

Какой объем денежных средств был направлен в 2009 и 2010 годах на реализацию указанного Федерального закона в целом, а также по направлениям использования материнского капитала?

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

  1. улучшение жилищных условий;
  2. получение образования ребенком (детьми);
  3. формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В 2009 году на указанные цели в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации было направлено 44,3 млрд. рублей (100% от годового объема).

В федеральном бюджете на указанные цели в 2010 году было предусмотрено 102 млрд. рублей.

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, данные средства были израсходованы следующим образом:

  • на улучшение жилищных условий — 77,93 млрд. рублей, в том числе, на погашение кредитов и займов на приобретение и строительство жилого помещения — 68,12 млрд. рублей. В 2010 году 156,9 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, направили материнский (семейный) капитал на погашение ипотечных кредитов;
  • на оказание образовательных услуг — 172 млн. рублей;
  • на накопительную часть трудовой пенсии — 40 млн. рубле

В 2010 году сумма материнского (семейного) капитала составила 343,4 тыс. рублей.

Бюджетные ассигнования, направленные по заявке Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату материнского (семейного) капитала в 2010 году, обеспечили потребность 298 тыс. получателей и превысили уровень 2009 года в 2,3 раза.

В 2010 году территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации было принято 1629,81 тыс. заявлений о предоставлении единовременной денежной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и перечислено 15,65 млрд. рублей.

На предоставление дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый периоды 2012 и 2013 годов» на 2011 год предусмотрено 120,8 млрд. рублей, на 2012 год запланировано 132,69 рублей, на 2013 год — 144,08 млрд. рублей.

21. Одним из недостатков при исполнении федерального бюджета является несвоевременное в ряде случаев перечисление различными министерствами и ведомствами денежных средств на предусмотренные бюджетом расходы. В результате значительная часть ассигнований возвращается в конце года в бюджет, что влечет за собой ежегодный рост неиспользованных остатков.

Какие меры принимаются к главным распорядителям бюджетных средств, допустившим их использование в неполном объеме? Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость внесения изменений в бюджетное законодательство и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер ответственности для главных распорядителей бюджетных средств?

Объем кассовых расходов в 2010 году составил 10 115,6 млрд. рублей или 98,2% к уточненной росписи. Это наиболее высокий за последние годы уровень исполнения расходов федерального бюджета (аналогичный показатель за 2008 год — 97,8%, 2009 год — 97,2%).

Таким образом, остатки неиспользованных бюджетных ассигнований за 2010 год сократились по отношению к 2009 году на 91,6 млрд. рублей, составили 185,9 млрд. рублей (1,8% к плану, 2008 год — 2,2%, 2009 год — 2,8 процента) и обусловлены в основном объективными причинами.

Сокращение объема остатков бюджетных ассигнований на конец года в значительной степени стало возможным благодаря своевременному принятию нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона о федеральном бюджете. Впервые за последние годы до начала 2010 финансового года принято 93 (85%) из 109 нормативных правовых актов, предусмотренных Графиком подготовки нормативных правовых актов.

Также следует отметить, что лимиты бюджетных обязательств на следующий год утверждаются и доводятся до главных распорядителей в середине декабря месяца.

Проведение систематического анализа, выявление причин сложившегося уровня (ниже среднего) кассового исполнения расходов главными распорядителями, неполного распределения лимитов бюджетных обязательств, оценка исполнения расходов федерального бюджета и определение остатков бюджетных ассигнований, которые предположительно будут недоиспользованы до конца года — неотъемлемая часть процесса исполнения федерального бюджета.

Ежемесячно в Правительство Российской Федерации в составе оперативной информации об исполнении федерального бюджета в 2010 году направлялась информация о принимаемых мерах по обеспечению равномерного и эффективного расходования бюджетных ассигнований, письма заместителям Председателя Правительства Российской Федерации по курируемым направлениям деятельности, проводились совещания у заместителя Министра финансов Российской Федерации с приглашением Директоров департаментов, в конце года осуществлялись оперативные звонки в адрес главных распорядителей и направлялись письма с рекомендациями о принятии мер по обеспечению безусловного исполнения федерального бюджета.

В 2011 году работа по координации работы федеральных органов исполнительной власти по своевременному исполнению федерального бюджета продолжается.

Для обеспечения согласованных действий при решении вопросов повышения качества кассового планирования исполнения федерального бюджета, привлечения государственных внутренних и внешних заимствований, использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в марте т.г. создана Межведомственная комиссия по вопросам кассового планирования исполнения федерального бюджета.

22. Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусмотрены реструктуризация (ст. 18) денежных обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией и списание (ст. 19) в 2011 году отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом.

Имеются ли примеры исполнения указанных положений и с какими характерными проблемами при этом сталкиваются их участники?

Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее — Федеральный закон) предусмотрена возможность реструктуризации денежных обязательств (задолженности) перед Российской Федерацией (ст. 18 Федерального закона) и списание в 2011 году отдельных видов задолженности перед федеральным бюджетом (ст. 19 Федерального закона).

В 2011 году заявлений должников о проведении реструктуризации задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в Минфин России не поступало.

Что касается списания задолженности по начисленным пеням (штрафам) в соответствии со статьей 19 Федерального закона, то в 2011 г. в Минфин России с соответствующими обращениями обратились одно юридическое лицо и один субъект Российской Федерации. Данные обращения находятся на рассмотрении.

Исходя из опыта реструктуризации и списания задолженности в предыдущие годы, можно выделить следующие основные проблемы при проведении данной работы:

  • признание должниками своих обязательств перед Российской Федерацией не в полном объеме;
  • неспособность должника представить обеспечение исполнения реструктурируемых обязательств, соответствующее требованиям бюджетного законодательства;
  • низкое качество подготовки должниками документов, предоставляемых в Минфин России для реструктуризации и списания задолженности. (см. приложение к вопросу № 22)

23. С 1 января 2010 года взамен единому социальному налогу введены страховые взносы, общий размер которых увеличился с 26 % до 34 %. В условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса рост налоговой нагрузки может негативным образом сказаться на реальном секторе экономики, предприятиях малого и среднего бизнеса.

Не считаете ли Вы, что предприниматели могут начать применять различные схемы снижения финансового бремени? Возможно ли вернуться к обсуждению ставок страховых выплат?

30 марта 2011 г. на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил, что ставка взносов на уровне 34% может оказаться непосильной для многих видов деятельности. Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации до 1 июня 2011 г. подготовить предложения по возможному механизму снижения обязательных страховых взносов с 1 января 2012 года, увязав их с исполнением существующих обязательств государственного бюджета, в том числе в отношении повышения пенсий, развития здравоохранения и т.д.

24. Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет организациям, осуществляющим инновационную деятельность, лишь возможность получения инвестиционного налогового кредита. В то же время, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 20.05.2010 г.) устанавливают, что инструментом поддержки инновационного сектора является снижение на продолжительный период (до 2015 года, а для отдельных категорий — до 2020 года) совокупного тарифа страховых взносов для отдельных категорий плательщиков до 14 % в пределах страхуемого годового заработка. При этом уплату взносов по полной ставке за указанных плательщиков предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Когда в Государственную Думу будут внесены соответствующие законодательные инициативы?

В целях создания благоприятных условий для инновационной деятельности, а также поддержки и создании экономических стимулов, необходимых для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах, приняты решения о предоставлении права на уплату пониженных тарифов и их постепенное повышение в переходный период 2011 — 2015 (2020) годов в отношении отдельных категорий плательщиков.

В связи с этим, Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» на компенсацию выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предусмотрено: в 2011 году — 91,17 млрд. руб., в 2012 году — 103,34 млрд. руб. и в 2013 году — 80,82 млрд. рублей.

Так, в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности принят Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково».

Для участников проекта предусмотрены следующие льготы: налог на прибыль по ставке 0% (ограничение на продолжительность налоговых каникул — прибыльность компаний-резидентов: пользование льготой прекратится, когда объем выручки превысит 1 млрд. руб., а размер накопленной за время деятельности прибыли — 300 млн. руб.), налог на добавленную стоимость — предусмотрено освобождение от налогообложения по выбору налогоплательщика, налог на имущество организаций — по ставке 0%; обязательные страховые взносы (совокупная ставка) — 14%, земельный налог — 0%; налог на доходы физических лиц — 13 %.

Установлен переходный период 2011–2019 годов с пониженными тарифами страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных центрах.

Также установлен переходный период 2011–2012 гг. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах в соответствии с перечнем видов экономической деятельности, установленным законом.

При этом компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в указанных сферах и удовлетворяющие установленным требованиям, смогут воспользоваться льготными тарифами страховых взносов.