Поиск
 
 
 

Решение годового общего собрания членов Некоммерческого Партнерства «Сообщество финансистов России» по вопросу «Об особенностях формирования межбюджетных отношений в 2011 году и на плановый период 2012–2013 годов»

г. Москва, 16 февраля 2011 г.

Обсудив вопросы, связанные с особенностями формирования межбюджетных отношений в 2011 году и на плановый период 2012-2013 годов, участники Годового общего собрания членов Некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России» (СФР) отмечают, что в Федеральном законе № 357-ФЗ " О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено, что бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений на 2011-2013 годы будет сосредоточена на решении следующих задач: корректировки механизмов оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации в целях повышения ее эффективности; формировании устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов, создании стимулов по ее наращиванию; совершенствовании системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Распределение межбюджетных трансфертов будет осуществляться на очередной финансовый год и плановый период.

В 2011 году объемы предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации составят 94,3% к уровню 2010 года.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации составят в 2011 году 523,3 млрд. рублей, что на 4% превышает уровень 2010 года. Прирост предусматривается обеспечить за счет увеличения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, которые в 2011 году запланированы в объеме 115,6 млрд. рублей с ростом на 21,7% к уровню 2010 года.

Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в 2011 году планируются на уровне 2010 года — 397,0 млрд. рублей.

В 2012 и 2013 годах распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации осуществлено с учетом резерва в объеме 15 и 20% соответственно.

С 2012 года при предоставлении финансовой помощи регионам предполагается сместить акцент на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, с возможным увеличением их объема, в том числе за счет отказа от предоставления субсидий текущего характера (выплата заработной платы отдельным категориям работников бюджетных учреждений, социальных пособий).

Бюджетом предусмотрено превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов. Оно оценивается в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, в 2012 году — 277,8 млрд. рублей, в 2013 году — 135,9 млрд. рублей.

Вместе с тем участники Годового общего собрания отмечают, что ситуация в регионах остается напряженной

На 01.12.2010 г. госдолг регионов составил 1 001, 5 млрд. рублей, муниципальных образований- 157,0 млрд. руб. Долговая нагрузка по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилась на 11,2 и 16,2 процента соответственно.

Доля Фонда финансовой поддержки в расходах федерального бюджета в 2011 году составит 3,7% ( в 2004 г. — 6,4% или в 1,7 раза).

Сохраняется неравномерное распределение налоговых доходов между субъектами Российской Федерации. В общем объеме поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за 2009 год наибольший удельный занимают бюджеты: г. Москва — 17,1%, Санкт-Петербург — 5,4%, Московская область — 5,3%; Ханты-Мансийский автономный округ — 2,6%; Красноярский край — 2,6%; Краснодарский край — 2,6%; Республика Татарстан — 2,4%; Свердловская обл.- 2,4%. Доходы указанных 8 субъектов Российской Федерации составили 40,3% (2 385,2 млрд. рублей) от суммарных доходов по всем субъектам Российской Федерации. Такая ситуация не дает возможности обеспечить на всей территории страны равные условия предоставления бюджетных услуг и обеспечить сопоставимое между регионами качество жизни для людей.

Кроме того, в 2011 году будет происходить реформа государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Её проведение связано с недостаточной эффективностью и низким качеством оказываемых ими гражданам значительной части государственных и муниципальных услуг, а также неэффективное использование бюджетных средств, выделяемых им из бюджетов всех уровней для обеспечения предоставления таких услуг. В целях улучшения ситуации в этой сфере был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Большинство положений Федерального закона № 83-Фз вступили в силу с 1 января 2011 года, с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период.

Участники Годового общего собрания отмечают, что в течение переходного периода органы региональные органы и местного самоуправления должны создать условия для обеспечения деятельности учреждений всех типов в новых условиях, для чего разработать и принять в кратчайшие сроки большое количество нормативных правовых актов, обеспечивающих приведение правового положения учреждений всех типов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, провести необходимые мероприятия организационно-технического характера.

Участники Годового собрания отмечают, что ряд расходных полномочий, переданных регионам и муниципальным образованиям, не обеспечены в полном объеме доходными источниками. Принимаемые на федеральном уровне решения не всегда сопровождаются выделением необходимых средств на их реализацию

Также участники Годового общего собрания отмечают, что на протяжении ряда лет сложилась порочная практика, когда Правительство Российской Федерации затягивает сроки утверждения и принятия своих нормативных актов по реализации принятых федеральных законов, особенно в части ФЦП и ФАИПов. Это приводит к несвоевременному освоению бюджетных средств и перераспределению значительных средств в конце года.

Вместе с тем, участники Годового общего собрания обращают внимание на то, что решение многих финансово-бюджетных вопросов по увеличению собственных доходов, развитию экономики, привлечению капиталовложений, реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бизнеса. зависит и в немалой степени от действий, предпринимаемых на местном уровне.

Учитывая выше изложенное, а также в целях эффективного совершенствования межбюджетных отношений в 2011 г. и в 2012-2013 г.г. участники Годового Общего собрания НП «Сообщество финансистов России» рекомендуют:

I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по итогам исполнения федерального бюджета за первый квартал 2011 года:

  • рассмотреть возможность увеличения размеров финансовой помощи консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности бюджетов
  • внести изменения в бюджетное законодательство в части укрепления доходной части местных бюджетов.

II. Правительству Российской Федерации

  1. Рассмотреть возможность разработки общих для всех уровней публичной власти унифицированных критериев (методических подходов) определения государственных и муниципальных услуг, которые должны носить для органов государственной власти Российской рекомендательный характер.
  2. Рассмотреть возможность подготовки новой унифицированной редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, пригодной к использованию при любых вариантах развития экономической ситуации в стране.
  3. Осуществлять мониторинг реализации Федерального закона № 83-ФЗ органами местного самоуправления в различных видах муниципальных образований, разных субъектов Российской Федерации и в случае необходимости проработать вопрос о продлении срока действия переходного периода реализации Федерального закона № 83-Фз для органов местного самоуправления.

III. Совету НП «Сообщество финансистов России»

  1. Поручить Совету Сообщества финансистов России принять участие в разработке законопроектов, направленных на решение проблем финансово-экономических основ федеративных отношений, вопросов организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.
  2. Поручить Совету Сообщества финансистов России подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый Кодекс Российской Федерации касающихся моделирования налоговой системы, исходя из принципов бюджетного федерализма и самостоятельности уровней бюджетной системы, в том числе упорядочения действующих федеральных налоговых льгот;
  3. Членам Сообщества финансистов России внести предложения по пунктам 1 и 2 настоящего решения для дальнейшей работы с ними Совета СФР.
  4. Совету Сообщества финансистов России провести анализ эффективности методик формирования ФАИП и ФЦП и влияние их на социально-экономическое развитие регионов и о ходе реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации.
  5. Совету Сообщества финансистов России организовать работу по обеспечению регионов Российской Федерации , муниципальных образований информационными, аналитическими и методическими материалами по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, а также характеризующими финансовое, экономическое и социальное положение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  6. Председателям секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» и «Финансисты муниципальных образований»:
    • представить до 1 июня 2011 г. в Совет СФР предложения и замечания для обобщения и дальнейшего рассмотрения в Комитетах Государственной Думы в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации;
    • рассмотреть ход реализации Федерального закона № 83-ФЗ (на примерах конкретных территорий) до 1 июля 2011 года и результаты довести до Совета СФР в целях дальнейшего обобщения и подготовки согласованных предложений для обсуждения их с федеральными органами исполнительной власти.