Отчет о работе секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» за 2015 год

Отчет о работе секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» за 2015 год

В отчетный период работа секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «Сообщество финансистов России» осуществлялась под руководством Председателя секции, заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов области В.Н.Артамоновой. Работа проводилась в соответствии с планом, утвержденным на заседании секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «Сообщество финансистов России».

Основная цель деятельности секции — обмен опытом, выработка согласованных предложений по вопросам бюджетной и налоговой политики, бюджетного процесса, совершенствования межбюджетных отношений, исполнения бюджетов, а также по вопросам, связанным с подготовкой предложений по внесению изменений в действующие законодательные и нормативные правовые акты.

К основным направлениям деятельности секции отнесены следующие:

I. Организация и проведение заседаний секции «Финансисты субъектов Российской Федерации».

В 2015 году проведено четыре заседания:

— 23 января в г. Чебоксарах, на котором рассмотрены вопросы межбюджетных отношений в 2015 году, проблемы сбалансированности бюджетов в процессе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году, предложения по внесению изменений в бюджетное, налоговое законодательство по совершенствованию межбюджетных отношений в целях укрепления доходной базы регионов и обеспечения сбалансированности их бюджетов. Также состоялся обмен опытом между субъектами Российской Федерации по укреплению доходной базы, оптимизации бюджетных расходов, совершенствованию межбюджетных отношений, а также по вопросам централизации бухгалтерского учета.

В заседании приняли участие депутата Государственной Думы РФ, Председатель Совета НП «Сообщество финансистов России» Н.С.Максимова и заместитель директора Департамента долгосрочного стратегического планирования Министерства финансов Российской Федерации А.В.Бирюков, руководители финансовых органов более 20 субъектов РФ, муниципальные образования Республики Чувашия;

— 22 мая в г. Калининграде, на котором рассмотрены предложения субъектов РФ в новую редакцию Бюджетного Кодекса РФ, в основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации. Также состоялся обмен опытом между субъектами Российской Федерации по укреплению доходной базы, оптимизации бюджетных расходов и проведению эффективной долговой политики, по введению налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, по финансированию учреждений по результатам исполнения государственных заданий. В nbsp;заседании приняли участие начальник отдела бюджетного законодательства Департамента бюджетной политики Министерства финансов РФ М.М.Шамьюнов, руководители финансовых органов 12 субъектов РФ;

— 10 июля в г. Великом Новгороде, на котором рассмотрены основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, предложения субъектов РФ по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, в новую редакцию Бюджетного Кодекса РФ, опыт регионов по реализации мероприятий по повышению доходов, оптимизации расходов и проведению эффективной долговой политики, централизации бухгалтерского учета, осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в муниципальной сфере. В заседании приняли участие руководители финансовых органов 11 субъектов РФ;

— 20 ноября в Чердаклинском районе Ульяновской области, на котором рассмотрены основные направления бюджетной политики и новации бюджетного законодательства в 2016 году, основные принципы и особенности государственных программ регионального развития, проблемы реализации государственных программ регионально развития в 2015 году, вопросы завершения 2015 бюджетного года, формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2016 год и проблемах сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, предложения по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства РФ, в новую редакцию Бюджетного Кодекса РФ. Состоялся обмен опытом субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. О предложениях по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства РФ, в новую редакцию Бюджетного Кодекса РФ.

В заседании приняли участие депутата Государственной Думы РФ, Председатель Совета НП «Сообщество финансистов России» Н.С.Максимова и заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М.Лавров, начальник отдела государственных программ регионального развития департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации А.В.Васильева, руководители финансовых органов 20 субъектов РФ, муниципальные образования Ульяновской области.

В ходе подготовки к заседаниям секции обобщены предложения 32 субъектов Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в новую редакцию Бюджетного кодекса РФ. Наиболее подробные и существенные предложения представлены Республикой Карелией, Республикой Коми, г.Санкт-Петербург, Кировской, Мурманской и Ленинградской и Вологодской областями.

По результатам всех проведенных заседаний секции приняты решения, сформированы таблицы поправок, которые направлены Председателю Совета НП «Сообщество финансистов России».

Наиболее активное участие в 2015 году в работе секции приняли Чувашская Республика, Ульяновская, Тверская, Калининградская, Новгородская области, Ставропольский и Алтайский края.

II. Участие в мероприятиях НП «Сообщество финансистов России»:

— 31 марта в Общем отчетно-выборном собрании членов НП «Сообщество финансистов России» в финансовом университете при Правительстве РФ;

В заседании общего собрания СФР приняли участие:

— депутат Государственной Думы, председатель Совета Сообщества финансистов России Н.С.Максимова;

— член Совета Федерации РФ Е.А.Перминова;

— заместитель Министра финансов РФ А.М.Лавров;

— директор Департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Л.А.Ерошкина;

— заместитель руководителя Федерального казначейства С.Е.Прокофьев;

— заместитель руководителя федерального фонда обязательного медицинского страхования С.А.Карчевская.

По итогам проведения Общего отчетного собрания принято решение, которое направлено в Минфин России, и явилось основой для дальнейшей работы НП «СФР» по совершенствованию бюджетной и налоговой политики в виде подготовки предложений, дополнений и изменений в действующее налоговое и бюджетное законодательство.

— 20 ноября в заседании Совета НП «Сообщества финансистов России» в Ульяновской области;

— 17 декабря в расширенном заседании Совета НП «Сообщества финансистов России» в г.Москве.

III. Вопросы, рассмотренные на заседаниях секции, и основные предложения секции:

На заседаниях секции рассмотрены следующие вопросы:

  1. Об основных новациях новой редакции Бюджетного Кодекса Российской Федерации и предложениях субъектов РФ.

  2. Об основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов.

  3. Об основных направлениях развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

  4. Об основных принципах и особенностях государственных программ регионального развития и проблемах реализации государственных программ регионального развития в 2015 году.

  5. О предложениях субъектов РФ по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, межбюджетных отношений, реструктуризации государственного долга субъектов РФ.

  6. О предложениях в проект федерального закона о бюджете на 2016 год.

  7. О централизации бухгалтерского учета.

  8. Об исполнении бюджетов в 2015 году, формировании бюджетов субъектов Российской Федерации на 2016 год и проблемах сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

  9. Об опыте по ведению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

  10. Об опыте субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Об опыте субъектов Российской Федерации по переходу на адресный принцип оказания мер социальной поддержки гражданам. Об опыте лучшей практики государственно-частного партнерства к реализации инфраструктурных и социальных проектов.

  11. Об опыте субъектов РФ финансирования учреждений по результатам исполнения государственных заданий.

  12. Об опыте регионов по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля в муниципальной сфере

  13. Об опыте субъектов Российской Федерации прозрачности и доступности информации по формированию открытого бюджета для граждан.

    ­­ На основании выработанных предложений на заседаниях секций «Финансисты субъектов Российской Федерации» внесены изменения и дополнения в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», поправки в проекты законов «О федеральном бюджете на 2016 год» «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

    В результате совместной деятельности при принятии решений на федеральном уровне учтен ряд наиболее актуальных предложений регионов.

    В части укрепления доходной базы и совершенствования налогового администрирования:

    1. Внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие:

    — повышение верхнего уровня налоговой ставки по налогу на недвижимость физических лиц в отношении жилых помещений с 0,1 процента до 0,3 процента.

    — установление ограничения по применению налоговых льгот гражданами в отношении не более 3 объектов налогообложения.

    Эти изменения позволят снизить риски выпадающих доходов местных бюджетов от введения налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости и профилактику использования льгот в целях ухода от налогообложения.

    2. Расширены права регионов по дифференциации потенциального дохода по патентной системе налогообложения в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности, грузоподъемности и количества посадочных мест транспортных средств. Данные изменения направлены на более справедливое распределение налогового бремени на субъекты микробизнеса, повышение привлекательности патентной системы налогообложения для предпринимателей.

    3. Введена обязанность для налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый орган расчет по налогу на доходы физических лиц, предусмотрены меры ответственности за нарушение срока предоставления налогового расчета. В результате повысится эффективность администрирования и собираемости налога на доходы физических лиц, увеличатся поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    В целях повышения реалистичности оценки налогового потенциала поддержаны предложения регионов по использованию данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации при определении налогового потенциала по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество организаций.

    В целях оптимизации долговой нагрузки субъектов Российской Федерации:

    — с 2014 года из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты на замену долговых обязательств субъектов Российской Федерации в виде кредитов кредитных организаций и государственных ценных бумаг,

    — снижена плата за пользование бюджетными кредитами из федерального бюджета до минимально возможного уровня — 0,1% годовых,

— срок предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации увеличен с трех до пяти лет,

— увеличен срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации с 30 до 50 дней.

В ходе принятия проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» учтены предложения регионов в части:

  1. увеличения расходов на предоставление дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации не ниже уровня 2015 года на:

    — реализацию Указов Президента Российской Федерации,

    — компенсацию расходов бюджетов субъектов по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

    — компенсацию выпадающих доходов регионам, имеющим значительные потери доходов от функционирования консолидированных групп налогоплательщиков;

  2. выделения субъектам Российской Федерации субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образование» на 2013 — 2020 годы;

  3. увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов в 2016 году субъектам Российской Федерации, в целях замещения рыночных обязательств субъектов Российской Федерации и рефинансирования бюджетных кредитов, до уровня 2015 года.

    IV. Участие в совещаниях, парламентских слушаниях Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации:

Члены секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «СФР» приняли участие:

18 февраля в г.Москве в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока по вопросу «О ситуации, в субъектах Российской Федерации, связанной с увеличением долговых обязательств консолидированных бюджетов»;

9 апреля в г.Москве в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления по теме «Вопросы реализации Федерального закона № 131-ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и задачи совершенствования федерального законодательства на новом этапе муниципального строительства»;

23 апреля в г. Москве в круглом столе Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам на тему «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»;

2 июня в г.Москве в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по теме «Основные направления налоговой политики Российской федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов»;

23 июня в г. Москве в парламентских слушаниях по теме «Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета: реальность и перспективы»;

22 октября в г.Москве в круглом столе Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера на тему «О проблемах сбалансированности региональных и местных бюджетов в части оптимизации расходов»;

27 октября в.г Москве в парламентских слушаниях Совета Федерации РФ на тему «О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2016 год».

V. Участие в совещаниях, коллегиях Министерства финансов Российской Федерации:

14 апреля в г.Москве в расширенном заседании Коллегии Министерства финансов России по вопросу «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2014 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2015 год»;

21-23 мая в г.Сочи во Всероссийском совещании с участием финансовых органов субъектов РФ на тему «Развитие информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационное обеспечение бюджетного процесса»;

15-18 июля в г.Южно-Сахалинске в совещании с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации по теме «Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2016-2018 годах»;

6 ноября в г.Москве в круглом столе по вопросу функционирования института консолидированных групп налогоплательщиков;

7-8 декабря в г.Москве в Межведомственной конференции «Финансирование системы здравоохранения: проблемы и перспективы» с участием представителей Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы.

В течение года члены секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» НП «СФР» участвовали в заседаниях постоянно действующей рабочей группе Министерства финансов РФ по совершенствованию межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации 23-24 апреля в г.Казани, 14-15 августа в Севастополе.

VI. Участие членов секции в семинарах, конференциях, форумах, «круглых столах»

26-27 февраля в г.Санкт-Петербурге в V ежегодном семинаре «ГЧП как механизм создания качественно новых услуг, привлечения новых современных технологий и управленческих решений. Роль частной инициативы. Возможности внебюджетного финансирования инвестиционных проектов»;

4-7 июня в г.Сочи во IV Всероссийской конференции «Эффективное управление регионом-2015»;

10-11 июня в г.Светлогорске Калининградской области, в конференции по закрытию проекта «Хорошее управление и совместная работа — ответ на общие сложности в общественных финансах» Программы приграничного сотрудничества «Литва-Польша Россия», реализуемого в рамках государственной программы Калиниградской области «Эффективные финансы»;

26-27 июня в г.Екатеринбурге в семинаре «Уральские встречи 2015» на тему «Вопросы и результаты изменений бюджетного законодательства на региональном и муниципальных уровнях»;

8-9 июля в г.Москве в семинаре на тему «Обеспечение открытости бюджетных данных и разработка бюджетов для граждан: вопросы методологии и анализ практики»;

31 июля- 1 августа в г.Тихвине Ленинградской области вмежрегиональном совещании руководителей финансовых органов Ленинградской и Вологодской областей по вопросам реализации бюджетной и налоговой политики;

7 августа в г.Москве в XII Августовских чтениях по общественным финансам в России на тему «Стратегия для бюджета или бюджет для стратегии?»;

9-10 октября в г.Красногорске Московской области, во Всероссийском форуме финансистов.

VII. Освещение работы секции в средствах массовой информации.

В течение года информация о работе секции размещалась на сайте Председателя Совета Сообщества финансистов России Н.С.Максимовой www.nmaksimova.ru, на сайте департамента финансов Вологодской области www.df35.ru, на сайте Издательского дома «Бюджет» www.sfr.budjet.ru.

Информация о проведенных заседаниях секции, рассмотренных вопросах размещалась в журналах Издательского Дома «Бюджет», электронных средствах массовой информации.

VIII. О составе секции.

По состоянию на 1 января 2016 года в состав НП «Сообщество финансистов России» из 85 субъектов РФ входят 82 действительных членов — субъектов Российской Федерации.

IX. Контактная информация.

НП «Сообщество финансистов России»: 101000, г.Москва, ул.Мясницкая, д.17, стр.1 офис 501 т/ф 8(495) 621-63-15, sfr@mfd-group.ru;

Генеральный директор НП «Сообщество финансистов России» Прокофьева Лидия Ивановна, 8(495)692-24-21, факс 8(495)692-49-72, macsimova@duma.gov.ru.

В г.Вологде, в Департаменте финансов Вологодской области: Цепа Ольга Львовна — советник заместителя Губернатора Вологодской области, начальника Департамента финансов области 8(8172)23-00-10 (доб.4212), факс 8(8172)23-01-57 Tsepa@depfin.vologda.ru.

13 Января 2016