Инвестиционный климат России и Москвы пока оставляет желать лучшего

27.05.2011

19 мая прошла 11 ежегодная конференция «Регионы и города России: организация финансирования инвестиционных программ на современном этапе», организованная Правительством Москвы. На конференции обсуждались ключевые вопросы финансирования инфраструктурных и социальных проектов регионов и муниципалитетов, в частности: меры по улучшению инвестиционного климата в России и регионах; опыт и проблемы привлечения прямых инвестиций, включая иностранные; практические примеры реализации механизмов государственно-частного партнерства; программно-целевой подход к формированию и исполнению бюджета региона; регулирование рынка муниципальных и региональных облигаций; управление государственным долгом субъектов РФ.

В работе Конференции приняли участие более 200 человек, в том числе представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти, Правительства Москвы, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ряда крупных российских банков, ведущих международных рейтинговых агентств, инвестиционных компаний, финансовых структур.

Директор Департамента инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства Минэкономразвития России С. Ю. Беляков охарактеризовал инвестиционный климат в России в целом. «По оценке специалистов, инвестиционный климат в России остается неудовлетворительным, несмотря на то, что в 2010 году было привлечено иностранных инвестиций на 41,2 млрд долларов, но хотелось бы выйти на уровень 60- 70 млрд долларов. Борьба за инвестиции — по сути борьба за улучшение качества жизни населения. А инвестиции — это не только капитал, это новое производство, новые технологии, новое качество управления во всех отраслях», считает С. Ю. Беляков.

«Мы боремся, но пока эту конкурентную борьбу проигрываем. Правительство России два года назад приняло План улучшения инвестиционного климата, который состоял из 7 направлений и содержал 42 мероприятия. В основном эти мероприятия предполагали внесение изменений в законодательство для сокращения количества административных барьеров. Этот план выполнен на 70%. Также в процессе его исполнения мы выявили, что одних законодательных изменений недостаточно — главная проблема в том, что практика сильно отличается от того, что принято на законодательном уровне. Необходимо решать в первую очередь этот вопрос», отметил представитель Минэкономразвития РФ.

Выступая на конференции, заместитель Мэра Москвы А. В. Шаронов отметил, что в настоящее время новое правительство города «находится в состоянии переосмысливания того наследия, которое было создано в Москве в сфере инвестиционной политики. Мы хотим сохранить хорошее и заменить то, что неэффективно или устарело. С одной стороны, город является центром привлечения инвестиций, с другой — очевидной комплексной проблемой остается сложный инвестиционный климат. Процесс инвестирования, особенно согласования, был и остается очень сложным, а главное, непредсказуемым с точки зрения окончательного результата, критериев оценки инвестиционных предложений».

По мнению А. В. Шаронова, необходимо привести нормативную базу в соответствие с федеральным законодательством и лучшей практикой, сложившейся как в мире, так и в российских регионах. «Мы пересматриваем большое количество инвестиционных контрактов, около 1300, многие из них заключены еще в 90-е годы прошлого века. По каждому контракту мы примем соответствующее решение или о продлении контрактов, или об их расторжении. Важная корректива — это отмена штрафных санкций. Мы пошли на амнистию тех контрактов, которые можно реализовать в ближайшем будущем или они завершаются», подчеркнул заммэра Москвы.

Как рассказал руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С. Е. Черемин, «в настоящее время разрабатывается план мероприятий по привлечению инвестиций, по борьбе за них, поскольку конкуренция будет возрастать. Правительством Москвы заявлено множество проектов, прежде всего в сфере развития транспорта».

В частности, предусмотрены серьезные вложения в развитие метрополитена — Московский метрополитен отстает по протяженности от Нью-Йоркского в 4 раза. «Нужны точечные и объемные вложения в размере 3-5 млрд рублей, и эту проблему надо решать в короткий период времени. Решение данной задачи возможно только с помощью ГЧП, наиболее распространенный ее вариант — соглашение в рамках концессии. Мы уверены, что инвесторы пойдут на концессионные соглашения, они готовы доверять городу и предоставлять свои средства на 20-30 лет. Сегодня рассматриваются несколько проектов на концессионной основе — строительство новых веток метрополитена, строительство парковок и других объектов транспортной инфраструктуры», рассказал С. Е. Черемин.


 

Возврат к списку