Правительственный час в Государственной думе

Правительственный час в Государственной думе

07.10.2011

5 октября 2011 года на заседании Государственной Думы в рамках «Правительственного часа» выступила и ответила на вопросы депутатов Министр экономического развития России Э. С. Набиуллина.

Уважаемые коллеги! Ответы Э. С. Набиуллиной размещены на сайте СФР — в порядке информации и для применения в практической работе.

Ответы на вопросы к «Правительственному часу» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 5 октября 2011 года

Всероссийская политическая партия «Единая Россия»

1. Согласно бюджетному посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29.06.2011 г. «О бюджетной политике в 2012 — 2014 годах» применяемые в настоящее время инструменты программно-целевого планирования слабо увязаны с формируемыми государственными программами. В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 249 от 22.05.2004 г. и № 252 от 06.04.2011 г. федеральные органы исполнительной власти самостоятельно готовят доклады с оценкой результатов и основных направлений своей деятельности применительно к целям, задачам и основным мероприятиям реализуемых ими государственных программ Российской Федерации. На основании этих докладов Минэкономразвития России совместно с Минфином России проводит оценку эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти. Каким образом осуществляется эта оценка? Как при этом будут учитываться эффективность расходования бюджетных средств этими органами и ход реализации ими государственных программ Российской Федерации?

— В условиях внедрения государственных программ, применение других действующих инструментов программно-целевого планирования должно быть гармонизировано с государственными программами. Минэкономразвития России проведена работа по внесению необходимых изменений в нормативную базу по разработке федеральных целевых программ и ведомственных целевых программ для обеспечения их взаимной увязки с государственными программами.

Наряду с совершенствованием межведомственных инструментов программно-целевого планирования, Министерством уделяется особое внимание повышению качества планирования на ведомственном уровне, формированию адекватных механизмов оценки эффективности и результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти, а также синхронизации планирования на ведомственном и межведомственном уровнях.

На сегодня Минэкономразвития проводит оценку деятельности федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) по степени достижения ими своих стратегических целей, тактических задач, соответствующих показателей, а также степени реализации отдельных мероприятий, зафиксированных в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, а также подготавливается предложения по повышению результативности деятельности ФОИВ.

Объектами оценки результативности деятельности федеральных органов исполнительной власти являются конечные и непосредственные результаты их деятельности[1].

Оценка результативности включает в себя следующие основные процедуры:

  • оценка системы целей, задач и показателей деятельности ФОИВ, включая оценку их соответствия стратегическим целям развития страны;
  • оценка результативности деятельности ФОИВ в отчетном периоде (осуществляется при подведении итогов работы в отчетном году путем анализа степени достижения плановых значений показателей уровня достижения стратегических целей и решения тактических задач субъектов бюджетного планирования);
  • оценка эффективности деятельности ФОИВ (осуществляется при подведении итогов работы в отчетном году путем сопоставления степени достижения плановых значений показателей достижения стратегических целей и решения тактических задач с расходами на соответствующие цели и задачи).

Согласно изменениям в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, указанные доклады, начиная с 2013 года будут формироваться в разрезе государственных программ (в рамках участия каждого федерального органа исполнительной власти по государственным программам).

Оценка эффективности и результативности органов исполнительной власти будет осуществляться с учетом соблюдения запланированной динамики значений показателей государственных программ, сроков реализации мероприятий государственных программ и бюджетной дисциплины при реализации государственных программ. При этом будет проводиться оценка эффективности деятельности на основе сопоставления степени достижения и динамики значений показателей и объемов расходов на их достижение в государственных программах.

2. До 2009 года Минэкономразвития России ежегодно проводило семинары по разработке прогнозов социально-экономического развития на среднесрочный период с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К сожалению, подобная практика в последние годы прекратилась. Возможно ли возобновление проведения подобных семинаров?

— Проведение семинаров по разработке прогноза социально-экономического развития с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации является хорошей практикой взаимодействия Министерства с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке регионального раздела в рамках сводного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

В настоящее время консультация органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам прогнозирования проводится в рабочем режиме.

Кроме того, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 11 апреля 2011 г. № 161 образован Координационный совет по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, являющийся совещательным и координационным органом при Министерстве и созданным для обеспечения взаимодействия между Министерством и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики и нормативно-правовому регулирования
в области социально-экономического развития Российской Федерации и оценки их влияния на экономику Российской Федерации.

Так, 31 мая 2011 г. в Минэкономразвития России состоялось заседание Координационного совета по взаимодействию с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на котором, в том числе, рассматривался вопрос разработки прогноза социально-экономического развития страны на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. С докладом по данному вопросу выступил заместитель Министра экономического развития Российской Федерации А. Н. Клепач.

Практика подобных семинаров в рамках деятельности координационного совета будет продолжена.

3. Согласно пункту 4 Плана мероприятий по реализации в 2011 году программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации № 675-р от 15.04.2011 г., во втором квартале 2011 года Минэкономразвития России должно было внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании».

На какой стадии разработки находится сейчас этот документ?

— Законопроект разработан Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Минрегионом России.

Основной идеей проекта федерального закона «О государственном стратегическом планировании» является взаимоувязка управленческих инструментов, которые позволяют:

  • развертывать долгосрочные решения (со сроком реализации 5 и более лет) в набор средне- и краткосрочных задач, увязанных между собой и подчиненных общей цели;
  • балансировать планируемые действия, требующие значительных затрат, по ресурсным и организационным возможностям (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности);
  • четко ориентировать субъекты Российской Федерации на деятельность, отвечающую интересам страны в целом в соответствии с поставленными целями социально-экономического развития Российской Федерации;
  • обозначать долгосрочные ориентиры для бизнеса (в области развития производственной инфраструктуры, энергетической и минерально-сырьевой базы, рынка рабочей силы, социальной инфраструктуры, науки и технологий и так далее), позволяющие снизить риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений.

Законопроект регламентирует и обеспечивает прозрачность процедур разработки, рассмотрения и утверждения документов стратегического планирования. В законопроекте закреплены полномочия всех участников государственного стратегического планирования.

В ближайшее время запланировано проведение межведомственного согласительного совещания для устранения имеющихся разногласий по законопроекту. Документ планируется внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации в течение ближайшего месяца.

4. По данным Минэкономразвития России уже к концу 2011 года Российская Федерация может вступить в ВТО. Учтены ли в прогнозных сценариях Минэкономразвития России на краткосрочную и среднесрочную перспективу принятые Российской Федерацией обязательства по её вступлению в ВТО? Можно ли ожидать увеличения экспорта отечественных товаров в страны-члены ВТО?

— Исследования, которые проводились российскими университетами по заказу Минэкономразвития России, показали, что присоединение России к ВТО не повлечет за собой каких-либо серьезных негативных последствий ни для экономического развития отраслей и регионов, ни для макроэкономического развития страны в целом. Основные тенденции развития экономики будут определяться, прежде всего, факторами, связанными с общим ходом экономического развития.

При этом присоединение Российской Федерации к ВТО может внести корректировки в дальнейшее развитие ряда высокотехнологичных секторов машиностроительного комплекса (автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение) в связи с процессами адаптации хозяйственной деятельности производственных предприятий к новой рыночной конъюнктуре, которые могут быть вызваны снижением (по ряду направлений уже при начальном уровне связывания) уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка высокотехнологичной продукции.

Вместе с тем в рамках ВТО возможно использование иных механизмов защиты внутреннего рынка высокотехнологичной продукции (например, антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры).

В долгосрочном плане прогнозируется благоприятный эффект, связанный с реализацией преимуществ от членства в организации в связи с прекращением дискриминационных ограничений доступа на рынки стран-членов ВТО, активно применяемых в настоящее время в отношении российских товаров зарубежными государствами (в первую очередь — в отношении химических и металлургических предприятий).

После присоединения России к ВТО российские производители и экспортеры получат недискриминационный доступ на мировые рынки. Сейчас такого доступа они не имеют. Следствием этого являются дискриминационные ограничения, которым зачастую подвергается российский экспорт. Потери от этих ограничений сейчас составляют примерно 2,5 млрд. долл. в год.

Кроме того Россия получит доступ к отработанному и отлаженному механизму разрешения торговых споров ВТО. Это позволит на качественно иной основе отстаивать торгово-политические интересы Российской Федерации.

При оценке возможных последствий присоединения России к ВТО следует учитывать, что правила ВТО не предполагают отказ от существующих программ поддержки производителей и использования инструментов защиты рынка.

После присоединения к ВТО Россия в полной мере сохранит возможность использования всех инструментов селективной защиты отечественных товаропроизводителей в соответствии с правилами этой организации (специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры). Эти меры широко используются странами-членами ВТО, и признаны одним из наиболее мощных и эффективных механизмов защиты национальных рынков.

После присоединения могут быть продолжены все существующие программы поддержки производителей. Правила ВТО не налагают общего запрета на поддержку промышленного сектора, а лишь ограничивают использование отдельных, в наибольшей степени искажающих торговлю, мер поддержки. При этом направленное отраслевое субсидирование промышленности, равно как и предоставление субсидий отдельным предприятиям в целях развития инновационного потенциала или увеличения темпов производства может осуществляться без ограничений по объему поддержки.

Что касается системных мер поддержки на развитие промышленности, осуществляемых в рамках действующих в настоящее время федеральных целевых программ, то после присоединения к ВТО Россия сможет продолжить их реализацию.

Вместе с тем ряд специализированных программ субсидирования, напрямую стимулирующих спрос на отечественную сельскохозяйственную технику, автомобили, воздушные и морские суда путем частичной компенсации покупателям кредитных или лизинговых платежей, осуществляется в формате, не соответствующем правилам ВТО. Однако эти программы можно сохранить за счет корректировки формата финансирования, сохранив их экономический смысл. Предложения по такой корректировке уже сформированы и их конкретизация в настоящее время находится на проработке в соответствующих ведомствах.

Определенные ограничения правила ВТО накладывают на инвестиционные проекты, обязывающие производителя достигать критериев по локализации производства. В ситуации, когда есть прямое противоречие правилам ВТО, например, в вопросах функционирования особых зон в Калининграде и Магадане, в рамках переговорного процесса были согласованы переходные периоды на весь срок действия этих экономических зон в соответствии с действующим национальным законодательством.

Отдельно стоит подчеркнуть, что ВТО не устанавливают каких-либо ограничений в осуществлении государственной поддержки развития строительного комплекса, общих инфраструктурных проектов и жилищно-коммунального хозяйства, а также по направлениям, связанным исключительно с национальной безопасностью и военным потенциалом страны.

Согласованные нами обязательства сохраняют возможность применения льготных тарифов на поставку газа, электроэнергии, не связанных с ценами мировых рынков.

Кроме того на момент присоединения не ожидается существенного ослабления уровня тарифной защиты. По более чем 90% тарифных линий, входящих в номенклатуру товаров, в которой зафиксированы обязательства России по ставкам импортных пошлин, на момент присоединения к ВТО уровень ставок выше или равен уровню ставок действующего Единого таможенного тарифа таможенного союза.

5. Одними из основных направлений реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» согласно распоряжению Правительства Российской Федерации № 1950-р от 11.11.2010 г. являются повышение инвестиционной привлекательности субъектов Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона, стимулирование их социально-экономического развития путем поддержки приоритетных инвестиционных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства и создания особых экономических зон. Какие инвестиционные проекты будут включены в данную программу, и, в частности, какие из них предполагаются к реализации в Республике Саха (Якутия)? Планируется ли создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа по обработке алмазов и производству ювелирных изделий в г. Якутске?

— Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2094-р и поручения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № ВП-П13-8165 Минрегионом России проводится работа по подготовке проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (далее — Госпрограмма).

Целями Госпрограммы является закрепление и привлечение населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и условий комфортной социальной системы; развитие современной опорной инфраструктуры Дальнего Востока и Байкальского региона для обеспечения национальной безопасности и экономической устойчивости; интеграция субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона в систему экономических связей стран Азиатско-Тихоокеанского региона за счет соответствующего усиления геополитического влияния Российской Федерации.

Госпрограмма будет реализована в несколько этапов: I этап — 2012-2015 годы; II этап — 2016-2020 годы; III этап — 2021-2025 годы.

В виду того, что работа по подготовке Госпрограммы до настоящего момента не завершена, говорить о конкретных проектах, которые будут в неё включены, представляется преждевременным.

Вместе с тем, принимая во внимание значительную роль развития Дальнего Востока в целом и Республики Саха (Якутия) в Госпрограмму планируется включение мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, топливно-энергетического комплекса, социального комплекса, а также туризма.

Также необходимо отметить, что Госпрограмма объединит в себе ряд федеральных целевых программ, в частности в неё войдет федеральная целевая программа «Социальное и экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» (проводится работа по продлению срока ее действия до 2018 года) и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы».

Что касается создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Якутске, то учитывая, что в настоящее время нормативными правовыми актами Таможенного союза не предусмотрена возможность помещения под таможенную процедуру свободной таможенной зоны драгоценных металлов и драгоценных камней Минэкономразвития России считает нецелесообразным создание на территории Республики Саха (Якутия) особой экономической зоны.

При этом в целях обеспечения возможности проведения таможенного оформления ввозимых в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз, и вывозимых из Российской Федерации в эти страны как необработанных, так и частично обработанных природных алмазов, Минэкономразвития России считает целесообразным рассмотреть вопрос об открытии специализированного таможенного поста в г. Якутске.

Справочно: в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» (далее — Указ Президента Российской Федерации № 1137) создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые производят таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Минфином России.

[1] Непосредственные результаты деятельности федерального органа исполнительной власти — количественные или качественные характеристики: результатов исполнения государственных функций (введение или изменение регулирующих норм, принятие решений по управлению государственной собственностью, предоставление бюджетных средств, осуществление контрольно-надзорных мероприятий и др.), предоставленных государственных услуг и/или результатов осуществления иных мероприятий в соответствии и в пределах установленных полномочий ФОИВ,

Конечные результаты деятельности ФОИВ — показатели уровня достижения долгосрочных целей развития подведомственной ФОИВ сферы (изменения уровня и качества жизни населения, состояния социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно-значимых интересов и потребностей в сфере ведения ФОИВ, вызванные достижением непосредственных результатов деятельности, а также внешними по отношению к нему факторами).


 

Возврат к списку