Перечень законов, принятых в период осенней сессии Государственной Думы 2011 г.

10.03.2012

1. Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков».

Целью Федерального закона является введение в Российской Федерации института консолидации налогоплательщиков, позволяющего

взаимозависимым организациям объединять налоговую базу по налогу на прибыль организаций. В этих целях предусмотрено внесение ряда изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.

Введение в действие данного института непосредственно связано со вступлением в силу с 1 января 2012 г. изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, регулирующих порядок определения цен для целей налогообложения.

Названный Федеральный закон устанавливает порядок создания, действия и прекращения действия консолидированной группы налогоплательщиков, участники которой солидарно через ответственного участника такой группы исчисляют и уплачивают налог на прибыль организаций исходя из совокупного результата хозяйственной деятельности всех организаций, входящих в данную группу, и с этой целью Раздел II части первой Налогового кодекса Российской Федерации дополняется новой главой 31 «Консолидированная группа налогоплательщиков», а также вносятся связанные с ее положениями изменения в статьи других глав Налогового кодекса.

Установление особого порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций для консолидированных групп налогоплательщиков позволит создать ряд преимуществ как для налогоплательщиков, так и для государства, в частности:

  • за счет использования консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций и уплаты этого налога исходя из финансового результата по консолидированной группе налогоплательщиков снижаются стимулы для применения трансфертного ценообразования участниками такой группы;
  • снижаются негативные последствия, связанные с перемещением налоговой базы между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
  • создаются условия для объединения ряда процедур налогового администрирования по отношению к участникам консолидированной группы налогоплательщиков и снижения издержек;
  • создаются преференции для взаимозависимых организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков, выражающиеся в возможности суммировать прибыли и убытки различных участников такой группы при исчислении налога на прибыль организаций.

Федеральным законом предоставляется право на создание консолидированной группы российским организациям-налогоплательщикам налога на прибыль организаций. Устанавливается, что консолидированная группа налогоплательщиков может быть создана организациями, если одна из них непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия в каждой организации составляет не менее 90 процентов.

Федеральный закон предусматривает обязательные условия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, порядок его регистрации, а также основания для отказа в его регистрации. Для участников консолидированной группы действует особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, а также представления налоговой декларации в налоговый орган. В частности, предусмотрено, что уплата налога на прибыль организаций в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации должна осуществляться в порядке, установленном договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Кроме того, Федеральным законом предусмотрено, что участники консолидированной группы налогоплательщиков солидарно несут субсидиарную ответственность по исполнению обязанностей по уплате налога на прибыль организаций.

2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 320-Ф3 «О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Проект федерального закона внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Государственным Советом Республики Татарстан.

Федеральный закон вносит изменения в главу 25 «Налог на прибыль организаций» в части определения доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (статья 251).

Установлено, что в перечень средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, включаются средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступившие на счета управляющих организаций для долевого финансирования проведения ремонта и капитального ремонта многоквартирных домов.

Таким образом, средства из бюджета и средства собственников квартир, полученные управляющей организацией на финансирование проведения ремонта, освобождаются от обложения налогом на прибыль организаций.

Указанные изменения устраняют существовавшие неравные условия налогообложения и осуществления хозяйственной деятельности при производстве капитального ремонта многоквартирных домов, а также при формировании финансового резерва некоммерческими организациями для проведения ремонта основных средств и капитального ремонта общего имущества.

3. Федеральный закон от 16.11.2011 № 319-Ф3 «О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Соответствующий законопроект был внесен членом Совета Федерации А.П.Починком.

Целью Федерального закона является отнесение пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.

В соответствии с действовавшей редакцией главы 29 «Налог на игорный бизнес» Налогового кодекса Российской Федерации применительно к деятельности букмекерских контор и тотализаторов в качестве объекта налогообложения рассматривается касса букмекерской конторы и касса тотализатора. В данном случае под кассой понимается специально оборудованное место у организатора букмекерской конторы или тотализатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.

На практике, каждый из организаторов букмекерской конторы или тотализатора имеет лишь одно место, отвечающее названному понятию объекта налогообложения, и уплачивает налог на игорный бизнес с одного объекта. Однако большинство указанных организаторов игорного бизнеса имеют сеть обособленных подразделений (пунктов приема ставок), где участники игр выбирают событие, исход которого является предметом пари, передают организатору денежные средства в качестве ставок и получают выигрыши. При этом пункты приема ставок к объектам налогообложения не относятся. Однако от их количества зависит масштаб деятельности организатора азартных игр, число заключаемых пари и объем дохода.

Таким образом, организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах оказываются в привилегированном положении по сравнению с плательщиками других видов налогов, что не соответствует принципам всеобщности и равенства налогообложения (статья 3 НК РФ).

Поэтому вносимые Федеральным законом изменения в главу 29 Налогового кодекса предусматривают, в частности, отнесение пунктов приема ставок игорных заведений к числу объектов налогообложения налогом на игорный бизнес. Установлены пределы размеров ставок налога на игорный бизнес, применяемые к пункту приема ставок букмекерской конторы или тотализатора — от 5000 до 7000 рублей. Кроме того, внесен ряд изменений юридико-технического характера.

Вступление Федерального закона в силу будет способствовать реализации принципов всеобщности и равенства налогообложения, увеличит налоговые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации.

4. Федеральный закон от 21.11.2011 № 330-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Целью внесения проекта федерального закона являлось повышение эффективности реализации государственной политики в сфере поддержки семей, имеющих детей.

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении в него вошли положения, вносящие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации не только в части налога на доходы физических лиц, но и в части налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций и государственной пошлины, а также в статью 15 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации.

Изменения, вносимые Федеральным законом, сводятся к следующему.

От НДС освобождается оказание услуг организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства, в том числе услуг по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей, услуг по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, а также реализация входных билетов и абонементов на посещение указанных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности.

Это изменение будет касаться следующих организаций: театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.

В настоящее время такому освобождению подлежат услуги только некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства.

Эта норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 года.

Положение Кодекса о применении ставки НДС в размере 0% распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, по транспортировке, перевалке или перегрузке нефти и нефтепродуктов, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, а также вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государства -члена Таможенного союза.

Федеральным законом уточняется перечень документов, предоставляемых для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0%.

Данные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Основная часть изменений вносится в статьи Кодекса, регулирующие налогообложение НДФЛ.

Ряд изменений, вступающих в силу с 1 января 2012 года, направлен на совершенствование правоприменительной практики налогообложения НДФЛ доходов по операциям РЕПО в части особенностей расчета налоговой базы по данным операциям.

Согласно Федеральному закону, с 1 января 2012 года обложению НДФЛ подлежат:

  • выходное пособие,
  • средний месячный заработок на период трудоустройства,
  • компенсация руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации

в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка, а для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям — шестикратный размер.

От НДФЛ освобождаются, помимо пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, также пенсионные накопления в негосударственном пенсионном фонде, выплачиваемые правопреемникам умершего застрахованного лица. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

Согласно положениям Федерального закона, с 1 января 2012 года отменяется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. — так называемый «вычет на себя». При этом увеличивается размер стандартного налогового вычета «на детей». С 1 января 2012 года он составит по 1400 рублей на первого и второго ребенка. На третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы размер вычета составит 3 000 руб. уже с 1 января 2011 года.

В настоящее время размер вычета составляет 1 000 руб. на каждого ребенка независимо от количества детей, и 2 000 руб. — на ребенка — инвалида до 18 лет, учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента до 24 лет — инвалида I или II группы. При этом вычеты на интернов действующей редакцией Кодекса не предусмотрены.

Налогоплательщикам, получающим пенсии, при отсутствии у них в налоговом периоде доходов, облагаемых по ставке 13%, предоставляется возможность переноса остатка имущественного налогового вычета на предшествующие налоговые периоды, но не более трех. Норма применяется с 1 января 2011 года.

В части налога на прибыль организаций Федеральным законом вносятся следующие изменения. Установлено, что к расходам по стандартизации относятся расходы по разработке национальных и региональных стандартов, которые учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. При этом определено, что работы по разработке национальных стандартов должны быть включены в программу разработки национальных стандартов, а работы по региональным стандартам — зарегистрированы в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Указанные расходы учитываются в целях налогообложения в следующем отчетном (налоговом) периоде после утверждения и регистрации разработанных стандартов в соответствии с законодательством Российской Федерации о технических регламентах и стандартах.

Федеральным законом устанавливается новый вид государственной пошлины, взимаемой за выдачу талона технического осмотра на трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины и прицепы к ним в размере 300 рублей.

Изменения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривают положение, согласно которому ушедшему или удаленному в отставку судье, назначенному на должность до 1 января 2012 года, размер выходного пособия в части, превышающей трехкратный средний месячный заработок, увеличивается с коэффициентом 1,15. Это позволит компенсировать судьям НДФЛ, уплачиваемый с указанной части выходного пособия.

Изменения в части налога на прибыль организаций, государственной пошлины и порядка расчета размера выходного пособия судьям будут действовать с 1 января 2012 года.

Федеральный закон устраняет ограничение по срокам применения следующих норм Кодекса:

  • освобождение от НДФЛ сумм, выплачиваемых организациями своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья;
  • включение соответствующих сумм в расходы на оплату труда для расчета налога на прибыль организаций в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Действующая редакция Кодекса предусматривает окончание действия данных норм 1 января 2012 года.

Одной из значимых новаций Федерального закона является признание безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимки по налогам, образовавшейся у физических лиц на 1 января 2009 года, задолженности по пеням на указанную недоимку и по штрафам на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением:

  • срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа;
  • срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика;
  • срока для предъявления к исполнению исполнительного документа. Речь идет о списании долгов на 33 млрд. рублей, образовавшихся у 36 млн. граждан.

Данная норма не применяется в отношении недоимки, пеней и штрафов по налогам и сборам, уплачиваемым в связи с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности или занятием частной практикой.

Федеральный закон также устанавливает, что решение о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом. Перечень документов для принятия решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и о ее списании и порядок списания утверждаются Федеральной налоговой службой.

5. Федеральный закон от 28.11.2011 № 338-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон вносит изменения в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также в несколько законов: Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе», Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

В части акцизного обложения Законом вносятся уточнения, связанные с вступлением в силу с 1 июля 2012 года статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 218-ФЗ, которая предусматривает существенное изменение применяемой терминологии в части определения спирта и различных видов алкогольной продукции, признаваемых подакцизными товарами. В частности, «этиловый спирт из всех видов сырья, в том числе спирт коньячный» будет называться «этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый», «вина натуральные» — «вина, фруктовые вина», «вина шампанские, игристые, газированные, шипучие» — «игристые вина (шампанские)» и т.п. Поэтому по всей главе 22 Кодекса «Акцизы» уточняется понятийный аппарат, а также вносится ряд изменений в федеральные законы.

Не признаются объектом обложения акцизами операции по передаче в структуре одной организации произведенных винных, виноградных, плодовых, коньячных и иных дистиллятов для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства или розлива этой же организацией алкогольной продукции (статья 183 Кодекса). Уточняются условия и порядок освобождения от уплаты акциза и авансовых платежей при реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации при предоставлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии (статья 184 Кодекса).

Законом предусмотрена значительная индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию на 2012-2014 годы (статья 193 Кодекса). При этом в 2012 году индексация ставок акцизов на алкогольную, табачную продукцию и нефтепродукты будет происходить в два этапа: с 1 января 2012 года и с 1 июля 2012 года.

В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года акцизы на алкогольную продукцию увеличиваются более высокими темпами, чем прогнозируемые темпы инфляции. Так, ставки акцизов на этиловый спирт в первом полугодии 2012 года вырастут по сравнению с 2011 годом на 9%, а в целом за год — на 29%. Рост ставок акцизов на спиртосодержащую продукцию составит в первом полугодии 2012 года 21%, в целом за год — 42%, на алкогольную продукцию (доля этилового спирта свыше 9%>) — соответственно 10% и 30%, на алкогольную продукцию (доля этилового спирта до 9%>) соответственно 21%) и 42%. На 2013 год планируются темпы прироста ставок акцизов на указанную продукцию от 19% до 34%, а на 2014 год — 25%.

На фруктовые и игристые вина предусматривается увеличение ставок акцизов в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 20-22%), а затем темпы прироста снижаются (по фруктовым винам они составят 17%) и 14% в 2013 и 2014 годах, по игристым винам — 9% и 4%> соответственно).

На пиво ставки акцизов будут увеличиваться ежегодно в среднем на 20-25%). Более высокий рост предусмотрен для пива с долей этилового спирта свыше 8,6%.

Законом предусматривается объединение существовавших в Кодексе подакцизных групп «сигареты с фильтром» и «сигареты без фильтра, папиросы» в одну группу — «сигареты, папиросы», а также существенный рост их ставок акцизов, что связано с реализацией государственной политики противодействия потреблению табака.

По сравнению с 2011 годом ставки акцизов на эти подакцизные товары увеличатся (без учета адвалорной составляющей) в первом полугодии 2012 года на 29-44%о, в целом за год — на 39-56%). На 2013-14 годы планируются ежегодные темпы прироста данных ставок на уровне 40-45%.

Закон устанавливает, что информация о максимальных розничных ценах табачных изделий, указанная в уведомлениях, поступающих в налоговые или таможенные органы, подлежит опубликованию в информационной системе общего пользования ФНС России или ФТС России (статья 187.1 Кодекса). Данная норма вступает в силу в 1 января 2012 года.

Выше чем на уровень инфляции будут проиндексированы ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и моторные масла. При этом предусмотрена дифференциация ставок на бензин и топливо в зависимости от их класса: на более качественные нефтепродукты ставки акцизов установлены более низкие. То же самое относится и к темпам их ежегодного увеличения. В частности, на автомобильный бензин, не соответствующий классам 3-5, ставка акциза вырастет в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 37%, а в 2013 году — на 23%. В то же время ставка акциза на бензин класса 5 вырастет в первом полугодии 2012 года на 33%, а во втором полугодии она снизится до уровня 2011 года, на котором должна остаться и в 2013 году.

Ставки акцизов на дизельное топливо в зависимости от его класса будут ежегодно увеличиваться в среднем на 30-70%) в 2012 году, на 35-45%) в 2013 году и на 10% в 2014 году.

Важные изменения вносятся в главу 26 Кодекса «Налог на добычу полезных ископаемых». Во-первых, меняются размеры налоговых ставок при добыче газового конденсата и природного газа (статья 342 Кодекса). Налогообложение газового конденсата будет производиться по ставке 556 рублей за 1 тонну в 2012 году, 590 рублей в 2013 году, 647 рублей в 2014 году (ранее ставка составляла 17,5%о от стоимости).

Ставки налога при добыче природного газа увеличиваются с 251 рубля до 509 рублей за 1000 куб. м в 2012 году, с 265 рублей до 582 рублей в 2013 году, то есть фактически более чем в 2 раза. Начиная с 1 января 2014 года установлена ставка в размере 622 рубля за 1000 куб. м.

При этом Закон устанавливает пониженные ставки налога на добычу полезных ископаемых для следующих категорий налогоплательщиков:

  • не являющихся в течение всего налогового периода собственниками объектов Единой системы газоснабжения;
  • не являющихся организациями, в которых непосредственно или косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50%.

Для них налогообложение производится по ставке, умноженной на коэффициент 0,493 в течение 2012 года, коэффициент 0,455 в течение 2013 года и коэффициент 0,447 начиная с 1 января 2014 года.

Дополнительные поступления налога на добычу полезных ископаемых в связи с увеличением налоговых ставок на природный газ уже учтены в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

Во-вторых, предоставляются льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Татарстан и в границах Республики Башкортостан (новая статья 343.2 Кодекса). Это связано с тем, что с 1 октября 2011 года Правительством Российской Федерации была введена новая система расчета вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты. Новая формула расчета пошлин учитывает не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%, что приведет к снижению вывозной таможенной пошлины на нефть. При этом ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты увеличиваются до уровня 66% от пошлины на нефть.

В результате применения нового режима расчета вывозных таможенных пошлин нефтяные компании, у которых мощности переработки превышают объемы добычи нефти, окажутся в невыгодном положении и будут нести потери (речь идет о компаниях «Татнефть» и «Башнефть»). В целях компенсации данных потерь устанавливается налоговый вычет при исчислении налога на добычу полезных ископаемых в связи с добычей нефти на территории Республики Татарстан. Вычет можно применять при выполнении следующих условий: лицензия на право пользования участками недр выдана до 1 июля 2011 года и начальные запасы нефти каждого участка недр по состоянию на 1 января 2011 года составляют более 2500 млн. т. Данный налоговый вычет применяется за налоговые периоды с 2012 до 2016 года включительно, а его сумма определяется по формуле:

630,6 х Кп,

где Кп — это коэффициент, характеризующий размер ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.

При добыче нефти на территории Республики Башкортостан налоговый вычет применяется при выполнении следующих условий: лицензия на право пользования участками недр выдана до 1 июля 2011 года и начальные запасы нефти каждого из участков недр по состоянию на 1 января 2011 года составляют более 200 млн. т. Данный налоговый вычет применяется в 2012-15 годах, а его сумма определяется по формуле:

193,5 х Кп.

В связи с введением нового коэффициента Кп вносятся дополнения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статья 2 Закона). Правительство Российской Федерации должно разработать порядок, в соответствии с которым средняя цена на нефть марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья, определенная по результатам мониторинга цен на нефть, ежемесячно будет доводиться через официальные источники информации. Данное положение вступает в силу с 1 января 2012 года.

Закон вносит по одной новой норме в главу 21 «Налог на добавленную стоимость», главу 23 «Налог на доходы физических лиц» и главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения».

Из объекта обложения налогом на добавленную стоимость исключаются услуги по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация. Действие этого положения Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

В части налога на доходы физических лиц предусматривается освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт (статья 217 Кодекса). Это связано с внесением изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», которые предусматривают выделение указанных компенсационных выплат медицинским работникам в 2012 году в размере 1 млн. рублей при условии заключения ими договора с исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

В целях снижения фискальной нагрузки на субъектов малого бизнеса предоставляется право индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения и не имеющим наемных работников, уменьшать сумму налога и авансовых платежей на сумму уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в полном объеме (статья 346.21 Кодекса). По общему порядку сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Продлевается до 1 января 2018 года действие льготной ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 10% при реализации услуг по передаче племенного скота и птицы во владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) с правом выкупа (статья 3 Закона). Эта норма перенесена из законопроекта № 628683-5 «О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», внесенного Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 12 ноября 2011 года.

Закон также устраняет юридические неточности, которые возникнут после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, статью 15 Закона Российской Федерации „О статусе судей в Российской Федерации“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (пункт 14 статьи 1 и пункт 1 статьи 5 Закона). Эти неточности связаны с порядком определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги.

6. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Федеральным законом предлагается новая редакция закона о бухгалтерском учете с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов действующего Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Федеральный закон направлен на приведение норм, регулирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с изменившимися условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Целями Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Федеральный закон содержит общие нормы, определяющие цели данного федерального закона и сферу его действия; основные понятия, используемые в федеральном законе. С целью защиты прав и законных интересов граждан, организаций и государства в законопроекте установлены единые требования к бухгалтерскому учету.

В Федеральном законе переработаны и уточнены нормы, регулирующие порядок изменения учетной политики экономического субъекта; порядок денежного измерения объектов бухгалтерского учета; состав первичной учетной документации; состав бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие, а также уточнена терминология, используемая в законодательстве Российской Федерации о бухгалтерском учете.

С целью создания правового механизма регулирования бухгалтерского учета в Федеральном законе установлены принципы такого регулирования, состав документов в области организации и ведения бухгалтерского учета и требования к ним, полномочия органов регулирования и механизмы их взаимодействия, порядок разработки и утверждения стандартов бухгалтерского учета, гарантии участия широкого круга пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности в регулировании.

С учетом современных экономических и правовых реалий, а также международной практики в Федеральном законе предусматривается:

  • введение дополнительных требований (к образованию, стажу работы, отсутствию судимости) к главным бухгалтерам отдельных категорий экономических субъектов;
  • определение учетной политики экономического субъекта, уточнение требований к ее применению;
  • расширение прав экономических субъектов при оформлении первичных учетных документов (отменяется требование об унификации указанных документов, право утверждать их формы предоставляется руководителю экономического субъекта);
  • установление требований к составу реквизитов учетных регистров;
  • регламентация возможности использования в бухгалтерском учете электронных документов;
  • введение особенностей бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица;
  • формирование общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • обязанность экономического субъекта по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности;
  • регламентация принципов регулирования бухгалтерского учета. Предусмотренная в Федеральном законе система регулирования бухгалтерского учета основывается на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций, включая саморегулируемые профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов, предпринимателей, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Введение в состав субъектов регулирования бухгалтерского учета негосударственных организаций будет способствовать повышению эффективности нормотворческой деятельности в указанной сфере.

Для обеспечения взаимодействия органов государственного регулирования и субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета в Федеральном законе предусмотрены такие механизмы, как программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, совет по стандартам бухгалтерского учета, процедура разработки и утверждения национальных стандартов.

Принятие Федерального закона позволит повысить качество и эффективность регулирования бухгалтерского учета, будет способствовать улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, развитию саморегулирования.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.


 

Возврат к списку