Законопроекты, рассмотренные Госдумой в первом чтении

04.03.2014

Дирекция СФР предоставляет для сведения и руководства перечень законопроектов, принятых Государственной Думой в январе - феврале 2014 года по разделам "Экономическая политика, бюджетное и налоговое законодательство" и "Социальная политика".

1. Экономическая политика, бюджетное и налоговое законодательство

21 января принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 375042-6 «О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации (в части упрощения налогового учета)»

Законопроектом предусматривается упрощение налогового учета и сближение его с бухгалтерским учетом. В частности:

— уточняются методы списания в расходы стоимости материально-производственных запасов (в целях налогообложения прибыли организаций);

— исключается метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО) из перечня возможных методов оценки затрат, списанных в производство;

— устанавливается возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

— устанавливается, что убытки от уступки прав требования после наступления срока платежа учитываются на дату уступки права требования;

— упраздняется не используемое в бухгалтерском учете понятие «суммовая разница» и расширяется практика применения курсовой разницы при учете доходов (расходов), выраженных в иностранной валюте.

24 января приняты:

— Федеральный закон от 03.02.2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности», внесен Правительством РФ.

Законом:

1) в ФЗ «О транспортной безопасности» вводятся понятия:

— «зона транспортной безопасности» — объект транспортной инфраструктуры, его часть, транспортное средство (далее — ТС), его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физ. лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, а также перемещения животных«;

— «соблюдение транспортной безопасности» — выполнение физ.лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством РФ;

— «аттестация сил обеспечения транспортной безопасности», «аттестующие организации», «органы аттестации», «программа обеспечения авиационной безопасности», «подразделения транспортной безопасности», «силы обеспечения транспортной безопасности», «грузы повышенной опасности» (допускаются к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ);

— устанавливается, что персональные данные о пассажирах должны передаваться в автоматизированные централизованные базы данных, в том числе и при осуществлении заказных международных и междугородних автомобильных перевозок, за исключением перевозок между Москвой и Московской областью, а также Санкт-Петербургом и Ленинградской областью;

— предусматривается возможность проведения досмотра, дополнительного и повторного досмотра физ. лиц, ТС, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физ. лиц (функции по их проведению возлагаются на уполномоченных работников подразделений транспортной безопасности, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — с участием сотрудников полиции).

2) В УК РФ: усиливается уголовная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, лицом ответственным за обеспечение транспортной безопасности; вводится уголовная ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на указанных объектах и ТС;

3) В КоАП РФ:

— дифференцируется административная ответственность за неисполнение установленных требований по обеспечению транспортной безопасности (при отсутствии в действиях виннового лица признаков уголовного преступления): такие действия, совершенные умышленно, будут наказываться строже, чем совершенные по неосторожности; также вводится административная ответственность за неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, если в действиях виновного лица нет признаков соответствующего преступления (умышленные действия наказываются строже, чем совершенные по неосторожности);

— вводится административная ответственность за нарушение правил аккредитации юр.лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и ТС, порядка проведения такой оценки и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и ТС, требований к подразделениям транспортной безопасности, правил проведения досмотров (умышленные действия наказываются строже, чем совершенные по неосторожности);

— вводится административная ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале ТС или представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и ведения указанных баз (умышленные действия наказываются строже, чем совершенные по неосторожности).

— Федеральный закон от 03.02.2014 г. № 1-ФЗ «О приостановлении действия абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации», внесен депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» А.М. Макаровым, Р.В. Кармазиной, Н.С. Максимовой, Н.П. Аброськиным, депутатами ГД С.В. Собко, Н.И. Сапожниковым, Н.Н. Езерским.

Законом приостанавливается до 1 января 2015 г. действие нормы ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее 2 месяцев со дня вступления его в силу (т.е. до 01.03.2014 г.). Предусматривается, что в 2014 году государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете до 1 мая 2014 г.

— в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект  407473-6 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части долгосрочного бюджетного планирования) и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Законопроект направлен на реализацию Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2014 — 2016 годах в части перехода к долгосрочному бюджетному планированию. Предлагается дополнить БК РФ новой статьей 1701 «Долгосрочное бюджетное планирование», определяющей, что:

— долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетной стратегии РФ, бюджетной стратегии субъекта РФ, а также бюджетной стратегии муниципального образования (в случае принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования);

— стратегии должны содержать основные характеристики соответствующих бюджетов, показатели объемов финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ, основные направления бюджетной политики на период их действия и иные показатели;

— бюджетная стратегия РФ, субъекта РФ, разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет, а бюджетная стратегии муниципального образования — каждые 3 года на 6 и более лет.

11 февраля принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 402124-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» (в части установления единого порядка взаимодействия субъектов градостроительных отношений).

Законопроект разработан в целях реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

Цель законопроекта — снижение административных барьеров в строительстве, а также на создание условий для повышения предпринимательской активности в сфере строительства, сокращение сроков строительства, увеличение объемов жилищного и иных видов строительства.

Правительство РФ предлагается наделить полномочиями по утверждению исчерпывающих перечней принимаемых ФОИВами, органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ и юридическими лицами решений, а также совершаемых указанными органами и лицами действий с целью осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

При этом законопроектом предусматривается запрет на установление вышеназванными органами и лицами дополнительных решений и действий, не предусмотренных исчерпывающим перечнями, утверждаемым Правительством РФ.

12 февраля принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 386407-6 «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в части обязанности кредитных организаций раскрывать информацию о квалификации и опыте работы своих руководителей).

Законопроектом предлагается установить обязанность кредитной организации раскрывать неограниченному кругу лиц на своем сайте сети «Интернет» информацию о квалификации и профессиональном опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, лиц, занимающих должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, а также руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации.

25 февраля приняты:

— в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 421545-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора»

Законопроектом предлагается изложить в новой редакции главу XII Земельного кодекса РФ, в рамках которой определяется понятие государственного земельного надзора, определяются права должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора.

Уточняется содержание процедуры систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, в рамках которой предлагается осуществлять процедуру административного обследования земельного участка.

Также предусматривается упразднение производственного земельного контроля и установление возможности актами Правительства РФ определять порядок взаимодействия органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, с органами государственного земельного надзора.

Кроме того, законопроектом предлагается установить новое основание проведения внеплановой проверки в отношении юр. лиц и индивидуальных предпринимателей в рамках государственного земельного надзора — выявление по результатам проведения административного обследования земельных участков признаков нарушения имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, граждан и организаций.

— в первом чтении внесенный депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Н.С. Максимовой, Л.Я. Симановским, А.М. Макаровым, Р.В. Кармазиной, Н.В. Герасимовой, Г.Я. Хором, Т.О. Алексеевой законопроект № 419226-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (в части совершенствования налогового администрирования).

Законопроектом предлагается отменить обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об открытии/закрытии счетов и лицевых счетов и о возникновении/прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также исключить из НК РФ положения об ответственности налогоплательщиков за неисполнение данной обязанности.

28 февраля приняты:

— федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в части уточнения полномочий Верховного Суда Российской Федерации), внесен Президентом Российской Федерации (проект № 409194-6).

В целях реализации положений Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» Верховному Суду РФ передаются полномочия по введению в субъекте РФ временной финансовой администрации и по утверждению плана восстановления его платежеспособности (сейчас эти полномочия принадлежат Высшему Арбитражному Суду РФ). Из числа лиц, которые вправе выступать на заседании ГД при рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета, исключается Председатель ВАС РФ.

ФЗ вступает в силу по истечении 6 месяцев после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации.

— в первом чтении внесенный депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» И.А. Яровой, Ш.Ю. Саралиевым, Н.А. Шайденко, М.С. Селимхановым, А.Г. Сидякиным, М.Х. Вахаевым, А.С. Делимхановым, депутатами ГД О.И. Денисенко, И.В. Лебедевым, Л.Л. Левиным, А.К. Луговым С.В. Марининым законопроект № 428896-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части ужесточения требований к переводу электронных денежных средств).

Законопроектом предлагается:

— установить, что при использовании неперсонифицированного (анонимного) электронного средства платежа физическим лицом остаток электронных денежных средств в любой момент не должен превышать 5 тыс. руб. (действует 15 тыс. руб.), а общая сумма переводимых электронных денежных средств не может превышать 1 тыс. руб. в течение одного календарного дня (в случае использования предоплаченной карты — 3 тыс. руб. в течение одного календарного дня) и 15 тыс. руб. в течение календарного месяца (действует — 40 тыс. руб.);

— исключить использование неперсонифицированных электронных средств платежа: при трансграничных переводах денежных средств в случае непроведения оператором электронных денежных средств идентификации физического лица; в случае проведения оператором электронных денежных средств идентификации физического лица, если отсутствует полная информация об отправителе и получателе, а также при использовании неперсонифицированных электронных средств платежа в виде электронных носителей информации, в т.ч. платежных карт, а также иных технических устройств, выданных за пределами РФ либо иностранными финансовыми организациями; денежных переводов между физическими лицами, в т.ч. на пополнение предоплаченных карт физическими лицами.

2 Социальная политика

24 января приняты:

— Федеральный закон от 03.02.2014 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в статью 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части предоставления особых прав детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета), внесен депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» А.И. Аршиновой, Г.А. Балыхиным, Н.И. Булаевым, Н.С. Валуевым, О.М. Казаковой, Р.В. Кармазиной, О.Ю. Баталиной, И.И. Гильмутдиновым, Н.А. Шайденко, А.Г. Сидякиным, А.Л. Красовым, Г.К. Сафаралиевым, Е.Л. Николаевой и др., членом СФ Л.Н. Боковой.

Законом устанавливается, что до 1 января 2017 г. предусмотренное базовым ФЗ право приема на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний распространяется также на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации «дипломированный специалист», имеют право быть приняты на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования (т.е. обучение в магистратуре после получения диплома специалиста не является получением второго высшего образования).

— в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 378667-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров компенсаций, выходных пособий в связи с прекращением трудового договора для отдельных категорий работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности»

Законопроектом устанавливаются ограничения размеров компенсаций, выходных пособий отдельным категориям работников государственных корпораций, государственных компаний, государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ, более 50 % акций (долей) в уставном (складочном) капитале которых находится в государственной собственности. Предлагается определить:

— категории работников, на которых распространяются такие ограничения: руководитель, заместители руководителя, главный бухгалтер, члены коллегиального исполнительного органа;

— размер компенсаций, выходных пособий — не менее трехкратного, но не более шестикратного среднего месячного заработка. При этом денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается без учета указанного ограничения. В случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, компенсация не выплачивается.

12 февраля принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»

Законопроектом предлагается исключить обязанность для временно пребывающих иностранных граждан, заключающих трудовой договор на срок менее 6 месяцев, представлять при заключении договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, которые временно пребывают, временно или постоянно проживают в РФ, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета.

Предлагается предусмотреть для иностранных граждан и лиц без гражданства обязанность предъявлять работодателю разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в зависимости от их административно-правового статуса, а также включать сведения об указанных документах в трудовой договор.

Предусматривается обязанность иностранного гражданина и лица без гражданства предъявлять при заключении трудового договора работодателю действующий на территории РФ договор (полис) добровольного медицинского страхования.

25 февраля принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 408337-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (в части применения инвалидами по зрению факсимильного воспроизведения подписи на документах при осуществлении их кассового обслуживания).

Законопроектом предусматривается, что инвалиды по зрению при совершении кредитной или иной организацией операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денег (далее — кассовые операции) вправе проставлять в документах, оформляемых при осуществлении кассовых операций, вместо собственноручной подписи ее факсимильное воспроизведение.

Законопроектом устанавливается обязанность доведения служащими соответствующих организаций, определенными распорядительным документом и не осуществляющими указанные операции, до инвалидов по зрению информации о характере осуществляемой операции и сумме операции.

26 февраля принят в первом чтении внесенный Правительством РФ законопроект № 386280-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с присоединением Российской Федерации к Конвенции о гражданско-правовых аспектах международного похищения детей»

Конвенция вступила в силу на территории РФ 1 октября 2011 г. Она направлена на обеспечение незамедлительного возвращения детей, незаконно перемещенных в любое из договаривающихся государств либо незаконно удерживаемых в любом из этих государств, а также на обеспечение того, чтобы права опеки и доступа, предусмотренные законодательством одного договаривающегося государства, эффективно соблюдались в других договаривающихся государствах.

ГПК РФ дополняется новой главой, определяющей процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об осуществлении права родителя на возвращение ребенка. Устанавливается исключительная подсудность данной категории дел конкретным районным судам (по одному в каждом федеральном округе, в котором пребывает ребенок). При рассмотрении такого рода дел предусматривается обязательное участие, наряду с органом опеки и попечительства, прокурора для дачи заключения по делу. Предлагается установить сокращенные процессуальные сроки направления копий определений суда, рассмотрения заявления, сроки на подачу апелляционных и частных жалоб и апелляционного производства. Предусматривается право суда запретить ответчику изменять место пребывания ребенка и с этой целью временно ограничить выезд ребенка из РФ. В случае неизвестности места пребывания ответчика и (или) ребенка судом должен объявляться их розыск.

28 февраля приняты в первом чтении:

— внесенный депутатами ГД от фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С.И. Неверовым, В.А. Васильевым, В.А. Никоновым, Н.И. Булаевым, Н.Н. Гончаром, А.И. Аршиновой, Г.А. Балыхиным, Л.И. Швецовой и др., депутатами ГД О.Н. Смолиным, М.Н. Берулавой, А.А. Ищенко, С.Г. Каргиновым, В.Е. Шудеговым законопроект № 415218-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части установления порядка расчета платы за проживание в общежитии обучающимися)

Законопроектом предлагается установить, что размер платы за пользование жилым помещением в общежитиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, устанавливается органами государственной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих организаций. При этом в расчет такой платы не включается плата за содержание и ремонт жилого помещения в общежитии, а расчет платы за потребленные коммунальные услуги производится с учетом объема бюджетных ассигнований, выделяемых образовательным организациям на финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий по подготовке специалистов.

— внесенный Правительством РФ законопроект № 408724-6 «О национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского»

Законопроектом устанавливаются особенности статуса, правовые основы создания и деятельности национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е.Жуковского» (Центр). Предлагается создать Центр в форме федерального государственного бюджетного учреждения.

Предусматривается разработка проекта плана деятельности Центра по развитию науки и технологий в авиастроении, в котором будут определяться целевые показатели, основные направления и задачи развития науки и технологий в авиастроении.

Основные функции Центра: проведение НИР, разработка и научное сопровождение внедрения новых технологий в области авиастроения; подготовка предложений по координации научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности организаций в интересах реализации крупных инновационных проектов в области авиастроения; участие в подготовке научных кадров по направлениям развития в области авиастроения и др.

Органами управления Центра будут являться наблюдательный совет, генеральный директор и правление.

Для научно-методического, информационно-аналитического и экспертного обеспечения его деятельности предлагается создать консультативный и совещательный орган — экспертный совет Центра.


 

Возврат к списку