Поиск
 
 
 

Калининград


60 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ГОРОДУ


Доклад Р.И.Заремба,
вице-мэра города Калининграда,
председателя комитета по финансам и контролю мэрии
на заседании секции «Финансисты муниципальных образований» 25.05.2006г.


Уважаемые коллеги, друзья!

История финансового органа города, коллектива Комитета по финансам и контролю мэрии неразрывно связана с жизнью нашего города Калининграда.

Наш город имеет сложную историческую судьбу.

60 лет тому назад, на развалинах Восточной Пруссии возникла новая Российская область, самая западная в стране, самая молодая, самая многонациональная. В 1945 году, после окончания второй мировой войны, состоялась Потсдамская конференция глав правительств трех союзнических держав (СССР, Англии, США), на которой и было принято решение о ликвидации Восточной Пруссии. Одна треть ее территории была передана Советскому Союзу.

Так возник этот самый западный уголок страны, отделенный теперь от России несколькими государственными границами, но все же неразрывно связанный с нею.

До весны 1946 года область управлялась военной администрацией. Город разрушен. Разрушению подверглись транспортные коммуникации, водопровод, канализация, энергетическое, жилищное хозяйства. Из 360 предприятий, существовавших на этой территории, 182 были разрушены полностью. Казалось восстановить древний город невозможно. Легче построить заново. Целые районы, кварталы были превращены в заваленную обломками пустыню. Колоссальная работа предстояла, чтобы оживить этот мертвый город.

Вторая мировая война – это трагедия в судьбе нашего города с его многовековой историей.

В таких тяжелейших условиях зарождались гражданские органы управления областью и городом.

7 апреля 1946 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании Кенигсбергской области в составе Российской Федерации.

Для управления новой территорией образовано Управление по гражданским делам Кенигсбергской области. (С 4 июля 1946 года – переименована в Калининградскую область).

Началась передача власти от военных гражданским органам.

Финансовые органы новой российской области свою деятельность начали в мае 1946 года.

Отсчет истории финансового органа города идет с 20 мая 1946 года, с даты издания Приказа №1 по городскому финансовому отделу управления по гражданским делам Кенигсберга о зачислении в штат 17 работников (из 24 по штатам), откомандированных Министерством финансов РСФСР.

Первым заведующим финансовым отделом города был назначен Белов Николай Сергеевич. 17 лет он возглавлял коллектив городского отдела (до мая 1963 года). На работу в Кенигсберг Белов Н.С. был откомандирован Министерством финансов РСФСР в возрасте 45 лет, имея солидный практический опыт работы в финансовых органах. Участник Великой Отечественной войны, награжден орденом Отечественной войны П степени. Образование имел всего 7 классов школы.

Начало становления коллектива финансового органа и всей финансовой системы города шло напряженно. Очень остро ощущалась нехватка кадров в новом крае. Специалистов в городе не было, все работники направлялись Министерствами в область. Отсутствовало необходимое материально-техническое снабжение, была слабая правовая и нормативная база, кроме того, жилищные проблемы, недостаток продуктов, промышленных товаров.

Война закончилась, но продолжалась ожесточенная внутренняя борьба населения разных идеологий, ведь немцы ассоциировались с фашизмом, нацизмом для советских людей, на территории которых остались выжженные дома, села, города. Сразу все забыть, простить – невозможно. Поэтому неслучайно на этой территории были и саботаж, голод, смерть, эпидемии, воровство, грабежи.

В таких условиях работали первопроходцы–финансисты.

Работу финансового органа затруднял и языковый барьер – ведь приходилось работать с немецким населением, а в финотделе всего один переводчик. Особенно трудно, не зная языка, было работать налоговым инспекторам с частными торговцами, кустарями. Правовой вакуум, в нашей уникальной для тех времен области, давал сбои в работе по увеличению поступлений в бюджет. Многие Инструкции Минфина не работали, поскольку Министерство юстиции не распространяло их действие на немецкое население. Не было нормативной документации по работе с частными торговцами, кустарями.

Финансистам необходимо было все обследовать и поставить на учет, зарегистрировать все предприятия и организации, в том числе и кустарей.

Преодолевая трудности, работали финансисты - и уже через 2,5 месяца подоходный налог поступал от 155 зарегистрированных предприятий, а это почти четверть доходов первого городского бюджета. Бюджет города (май-декабрь) к концу 1946 года был выполнен:

по доходной части - 98,2 %

по расходам - 81,1 %

Важным этапом в жизни города было формирование в 1947 году административных районов и создание в их структурах районных финансовых отделов.

На долю первопроходцев Калининградской земли пришлось очень сложное, но вместе с тем интересное время. Это период восстановительно-строительных работ в городе:

- пущена первая очередь трамвая;

- открылся первый кинотеатр «Победа»;

- в сентябре 1946 года за парты село 16 тысяч школьников;

- зазвучали в эфире слова радиостанции «Говорит Калининград»;

- начались регулярные передачи Калининградского телевидения;

- началось промысловое освоение Северной Атлантики, сельдяные экспедиции;

- открыты воздушные линии Калининград–Москва, Калининград-Рига;

- начались занятия:

- в пединституте (сейчас Российский Государственный Университет имени Иммануила Канта),

- в средней мореходке ( морской колледж),

- в техникуме советской торговли, энергетическом техникуме (ныне технический колледж),

- в КТИ (Калининградском Государственном Техническом Университете);

- открыл свои двери областной драматический театр, заработал Дворец культуры
рыбаков, широкоэкранный кинотеатр «Россия»;

- началась промышленная добыча янтаря.

Многие, наверное, согласятся, что те годы определялись атмосферой энтузиазма, ощущением востребованности своего труда. Любые трудности казались преодолимыми, и они действительно преодолевались. Те годы остались памятными еще и потому, что труд, упорство, устремления и вера в будущее подкреплялись правительственными решениями конкретно и в отношении финансовых работников:

- в июле 1948 года – введены персональные Звания «Советник финансовой службы»;

- в 50-е годы учрежден Нагрудный знак «Отличник финансовой работы». Возобновлена эта награда в 1999 году.

Многие наши финансисты того времени были удостоены Правительственных званий и наград.

После ухода из жизни в 1963 году Белова Николая Сергеевича заведующим назначен его заместитель Баранов Михаил Иванович, который руководил финансовым органом города 23 года.

Время деятельности Михаила Ивановича в должности заведующего совпадает с бурным развитием города, размахом жилищного строительства и благоустройства. Это период:

- ввода в действие Домостроительного комбината,

- кардиологического центра областной больницы, построенного на средства трудящихся, заработанных на коммунистических субботниках, и ставшего одним из лучших в стране,

- начала троллейбусного движения,

- ввода в строй эстакадного моста через реку Преголя,

- реконструкции оригинальной архитектуры здания Концертного зала с органом, в котором проходят международные конкурсы органистов,

- открытия Кукольного театра, Музея янтаря.

Это было время, когда город заискрился фонтанами.

После ухода на пенсию Баранова Михаила Ивановича заведующим финансовым отделом в сентябре 1986 года назначен Цапенко Александр Васильевич. Проработал он в этой должности до ухода на пенсию.

Говоря о наших предшественниках и современниках-финансистах старшего возраста, о трудовых делах, мы осознаем, что работали они в другом измерении - была другая страна по территории, по структуре, по экономике, опыту. Был другой бюджет. Доходы, как правило, превышали расходы.

С 1990 года финансовым органом города руковожу я – четвертый по счету руководитель финансового органа города за 60 лет его истории.

Мое время работы совпало с началом перестройки - это распад супердержавы, разрыв экономических связей, изменение геополитического положения нашей уникальной области, это сложный период становления новых социально-экономических отношений, которые потребовали от финансистов 90-х титанических усилий, профессионализма, порой неординарных подходов в решении финансовых проблем.

Давайте вспомним. В 1991 году Российская Федерация унаследовала бюджетную систему унитарного высокоцентрализованного государства, в которой региональные и местные власти не имели сколько-нибудь значимой бюджетной самостоятельности. Такая система могла функционировать только в условиях централизованного планирования и прямого административного подчинения. Стихийная децентрализация, «парад суверенитетов» привели к дезорганизованности экономики и финансовой системы государства.

С принятием федеральных законов о развитии местного самоуправления зарождается новая муниципальная система самоуправления, одновременно происходит перестройка бюджетной системы.

Кульминационным моментом развития бюджетных отношений в городе стал переход в 1993 году на единый бюджет города Калининграда. Концентрация бюджетных средств была продиктована необходимостью выравнивания финансового обеспечения развития территорий районов города и осуществления общегородских программ. Финансовая самостоятельность администраций районов прекращена, финансовые отделы в районах были ликвидированы.

Время показало, что экономический прогноз и политическая воля руководства города были верны. Город выжил, сохранив свою инфраструктуру.

1996-1998 годыфинансы страны оказались в состоянии глубокого кризиса, массовый характер приобрело неденежное исполнение бюджета, задержки в выплате зарплаты работникам бюджетной сферы города, резко возросли долги и нашего городского бюджета. В эти годы мы работали, как пожарная команда.

В результате общеэкономического кризиса, ослабевала доходная база, снижались доходы, возникла война бюджетов: между центром и регионами, регионами и муниципальными образованиями.

Необходим был переход к принципиально иной идеологии выстраивания межбюджетных отношений – делить не деньги, а полномочия. А это потребовало пересмотра ставших привычными подходов.

Реформирование финансовой системы города требовало от руководства комитета постоянного поиска совершенствования и упорядочения структуры комитета.

В результате проводимых структурных преобразований упразднены отделы социального развития районов, как выполнившие свои функции в переходный период формирования единого бюджета.

В 2000 году в связи с принятием Бюджетного Кодекса РФ назрела необходимость совершенствования управлением муниципальным долгом, внедрения единой системы учета и организации контроля долговой нагрузкой на бюджет города. В структуре комитета создается отдел по управлению муниципальным долгом. Однако, как показала практика, управление муниципальным долгом, невозможно без анализа финансово-хозяйственной деятельности основных должников за потребленные энергоресурсы, которыми являются предприятия городского хозяйства. Поэтому в 2002 году создается на базе двух отделов – отдел финансов городского хозяйства.

С января 2000 года введены в действие Бюджетный и Налоговый Кодексы.

В Бюджетном Кодексе РФ законодательно закреплены правила управления бюджетными ресурсами через органы казначейства. Руководством Комитета принимается решение об изменении с 1 января 2003 года структуры Комитета и создания в его структуре Управления казначейского исполнения бюджета без увеличения штата.

Проделана колоссальная работа и к концу 2003года, все 350 бюджетополучателей перешли на казначейскую систему исполнение бюджета города.

Бюджет 2006 года составляет 5 093 млн. рублей. Такого бюджета мы не имели никогда. За 5 лет объем доходов вырос на 3,8 млрд. рублей.

Это, конечно же, создает определенную стабильность. И хотя у нас бюджет дефицитный, город имеет возможность развиваться, решать социальные проблемы, так как сформированы источники покрытия дефицита. Мы привлекаем значительные средства от приватизации муниципального имущества, долгосрочные (хочу это подчеркнуть) кредиты банков. Раньше мы такой возможности не имели, но, учитывая стабильность бюджета, возросшее доверие к власти города, теперь это реальность.

В течение ряда лет у нас нет проблем с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. Более того, в этом году мы приступили к авансированию заработной платы.

На высоком уровне сумели провести мероприятия по празднованию 750-летия образования города с огромным для нашего города объемом финансирования. Только из федерального бюджета мы получили более 1 млрд. рублей.


Уважаемые коллеги !

Для нас истекший 2005 год юбилейный – год 750-летия образования города был напряженным и насыщенным. Огромная работа проведена по подготовке объектов и проведению мероприятий, посвященных празднованию юбилея:

- реконструкция исторического Центра – городской площади Победы ,

- строительство причалов и места размещения центра «Рыбная деревня»,

- реконструкция транспортной развязки, примыкающей к памятнику «Королевские ворота»,

- строительство пешеходного моста через реку Преголя в районе «Рыбной деревни»,

- реконструкция дорог по улице А.Невского, Московскому проспекту и проспекту Победы,

- завершение строительства Храма Христа Спасителя,

- реконструкция зоопарка…

Несмотря на серьезные капитальные вложения, направленные на объекты, вводимые в строй в дни праздников, в городской адресной инвестиционной программе удалось предусмотреть и профинансировать объекты, важные для обеспечения города и комфортной жизни горожан, на сумму около 250 млн рублей.

На протяжении нескольких лет реализуются городские целевые программы в различных областях жизнедеятельности.

В этом году бюджетное финансирование на реализацию муниципальных целевых программ предусматривает около 300 млн.руб.

К примеру, только в области жилищно-коммунального хозяйства действуют программы «Светлый город», «Мой дом», «Мой двор», «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», в области социальной политики - «Модернизация и замена муниципальных лифтов». В здравоохранении в этом году реализуются 4 программы с финансированием более 50 млн. руб. Это такие, как: «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом», «Здоровый ребенок», «Общая врачебная (семейная) практика».

Впервые утверждена комплексная программа «Развитие массового, детско-юношеского футбола и нелюбительских футбольных команд в городе Калининграде на период 2006-2010 годы», которая направлена на подготовку высококвалифицирован-ного резерва для сборных юношеских команд, развитие профессионального футбола.

О наших кадрах.

В развитие финансов города внесли весомый вклад финансисты, как ушедшие на отдых, так и работающие сейчас. Среди присутствующих здесь хотелось бы назвать:

Баранова Наталья Михайловна начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности – главный бухгалтер, прекрасный организатор. Настойчиво проводит работу по внедрению всего нового в законодательстве по бухгалтерскому учету в практику бюджетных учреждений города,

Дмитриева Наталья Александровна - начальник отдела финансов городского хозяйства, хороший аналитик, профессионал высокого уровня с шестнадцатилетним опытом работы в финансовой системе,

Татаренко Ольга Станиславовна – начальник бюджетного отдела более 20 лет на службе в финансовых органах,

Никитченко Татьяна Николаевна - начальник отдела доходов, финансист с высокой квалификацией, с огромнейшим опытом управленческой работы,

Черкасова Наталия Анатольевна - начальник отдела исполнения бюджета, замечательный управленец с тридцатилетним стажем в финансовой системе города, и многие другие.

Комитет по финансам и контролю был и сейчас остается школой повышения профессионального роста и управленческого мастерства финансистов. И неслучайно, многие бывшие наши сослуживцы сейчас занимают руководящие должности на государственной и муниципальной службах.

Назову некоторых:

Устинова Валентина Ивановнаруководитель управления Федерального казначейства по Калининградской области;

Можей Ирина Викторовнапредседатель Контрольно-счетной комиссии городского Совета депутатов Калининграда;

Голубева Людмила Николаевна - руководитель финансового органа муниципального образования «Зеленоградск»

Иванова Нина Леонидовна - заместитель главы администрации Ленинградского района мэрии города Калининграда

Ладыгина Наталья Андреевна - председатель Счетной палаты областной Думы Калининградской области, Подшивалова С.Ф., Борисенко С.П,Киселева Н.Т, Кривулькина Т.В. и другие.

Решение финансовых проблем во многом зависит от профессионализма и правовой грамотности специалистов коллектива. Кадровый потенциал коллектива соединил высококвалифицированных финансистов и молодых перспективных специалистов. Имеют высшее экономическое образование 87 % специалистов, 5 специалистов имеют по два высших образования, с опытом работы в нашем комитете более 10 лет трудится около 70% специалистов. За последние годы успешно завершили обучение в вузах на экономических факультетах 7 человек, четыре специалиста продолжают учебу в вузах, один - в аспирантуре.

Весомый вклад на современном этапе развития финансов города внесли работники, которые составляют, на мой взгляд, золотой фонд комитета:

Цюцюрупа Тамара Михайловна - мой первый заместитель на протяжении 17 лет. Она более четверти века трудится в комитете. Награждена Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством П степени»;

Мухомор Светлана Борисовна – начальник управления казначейского исполнения бюджета. Более двадцати лет она работает в Комитете, высокопрофессиональный специалист, чьи знания, опыт, организаторские способности, авторитет направлены на совершенствование бюджетного процесса. Награждена нагрудным знаком «Отличник финансовой работы».

Коллектив нашего учреждения - это моя гордость!

В коллективе создана атмосфера отзывчивости, дружелюбия в сочетании с требовательностью и высокой профессиональной ответственностью. Отсюда, отсутствие текучести персонала, практически - только на карьерный рост или.на пенсию.

Не забываем о наших пенсионерах. Приглашаем на юбилеи, поздравляем с праздниками. В 2005 году в связи с 60-летием Победы организовали встречу поколений финансистов. Было все интересно и трогательно, ветеранам вручили памятные подарки.


Уважаемые друзья!

На калининградской земле вырастает уже третье поколение финансистов, которому много предстоит еще совершить, чтобы сделать наш город более удобным для жизни, работы и отдыха, приумножить богатство и красоту российской земли в центре Европы.

Наш город впитал различные духовные культуры и традиции. Он открыт для всех. И шаг за шагом мы стремимся сделать наш Калининград передовым российским городом с современным европейским лицом.