Поиск
 
 
 

Отчет о работе НП «СФР» в 2005 году


Работа Сообщества финансистов России в 2005 году осуществлялась под руководством Председателя Совета СФР – заместителя председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам – Максимовой Н.С. в соответствии с планом работ СФР, утверждённым общим собранием его членов, и направлена в основном на подготовку предложений и внесение изменений в бюджетное и налоговое законодательство, а также иного законодательства, регулирующего бюджетный процесс и, в частности, межбюджетные отношения.

В течение отчетного года было проведено одно общее собрание членов СФР, научно-практическая конференция, 2 совещания членов Совета СФР, 1 совещание секции финансистов субъектов РФ, 1 совещание секции бюджетного учета и 4 совещания секции муниципальных образований.

В июне 2005 года Минфин России совместно с СФР провёл совещание в г.Кисловодске по вопросу реализации Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение данного совещания послужило основанием для внесения изменение в вышеназванный закон.

Сложности, возникшие в регионах и муниципальных образованиях в ходе подготовки к реализации в 2006 году ряда принятых федеральных законов и нормативных актов Минфина России, вносящих кардинальные изменения в бюджетный процесс, межбюджетные отношения, разграничение бюджетных полномочий, а также переход на кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства и на новый бюджетный учёт и отчётность, значительно активизировали инициативу субъектов РФ и муниципальных образований в части представления предложений и замечаний в действующие законодательные акты Российской Федерации.

При законодательной инициативе депутата Государственной Думы Максимовой Н.С., поддержке других депутатов и с учетом предложений от субъектов РФ и муниципальных образований были внесены изменения в проекты федеральных законов (см.приложение № 1).

Принято участие в подготовке Обращения Государственной Думы к Правительству Российской Федерации М.Е.Фрадкову о разработке законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающего минимальный уровень финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социальной сфере.

Разработка данного закона позволит обеспечить равные для всех граждан Российской Федерации конституционных прав, независимо от места их проживания, а также установить определенные минимальные уровни финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований в социальной сфере, что явится залогом укрепления федерального устройства Российской Федерации.

В части проблем, сложившихся в ходе реформирования бюджетного учёта и отчётности, была создана рабочая группа из состава членов секции СФР, научных и практических специалистов, которая подготовила на основании нормативных актов Минфина России заключение об оценке нового бюджетного учёта и отчётности и возможных последствиях её применения.

Данное заключение было направлено в 15 академических вузов России и Академию наук России, которое полностью поддержали выводы рабочей группы. Данное заключение было направлено в ряд Государственных органов исполнительной власти. Итогом данного заключения явились множество поправок, внесенных Минфином России в утвержденные им нормативные акты по данному вопросу.

О сложностях, сложившихся в финансовых органах и бюджетных учреждениях в ходе реализации новых положений в бюджетном учёте и отчётности докладывали члены СФР на совместном с Минфином России совещании в г. Кисловодске, на заседании Совета Сообщества Финансистов России и заседаниях секций СФР.

Членами СФР были подготовлены письма в адрес Минфина России и Федерального казначейства по вопросу передачи полномочий Федеральному казначейству кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, а также замечания по форме регламента взаимодействия Федерального казначейства с финансовым органом при кассовом исполнении бюджетов.

На заседании Совета СФР 30.09.2005 г. было поручено Аппарату СФР совместно с Центром правовой экспертизы подготовить письмо в Правительство Российской Федерации об отсрочке реализации статьи 2151 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данное предложение можно рассматривать только в рамках внесения изменений в Бюджетный кодекс, подкреплённых серьезными обоснованиями от субъектов РФ и муниципальных образований в части нарушения прав, норм и правил кассового обслуживания бюджетов всех уровней.

Предлагается данную информацию подготовить по итогам I квартала 2006 года т.е. в ходе реализации переданных Федеральному Казначейству функций.

Подготовлено обобщение показателей оценки эффективности расходов в субъектах Российской Федерации на финансирование аппарата управления на основе данных 15 субъектов Российской Федерации. Информация направлена всем членам СФР.

В соответствии с рекомендациями Всероссийской научно-практической конференции, организованной СФР при участии Минфина России и других органов власти (16-17.02.2005 года) по вопросам совершенствования межбюджетных отношений приняли участие в работе НИИ Счетной палаты Российской Федерации в исследованиях теоретических основ развития межбюджетных отношений на ближайшую перспективу, а также влияния налоговых поступлений на формирование доходной базы бюджетов регионов.

Активную работу в отчетном году проводила секция "Финансисты муниципальных образований" под руководством – заместителя Администрации, руководителя департамента финансов г. Саратова – Мурзакова А.П.

На базе 10 бюджетов городов сформирована информационная база по исполнению их бюджетов за 2004 и 2005 годы, с последующим накоплением этих данных, для использования в аналитической работе.

Сведена и проанализирована информация муниципальных образований о бюджетной обеспеченности на одного жителя за 2000-2005 года на базе данных отдельных МО.

Рассмотрены вопросы реформирования жилищно-коммунального хозяйства и оплаты ЖКХ в свете требований Федерального закона, и в частности, оплаты за теплоэнергоресурсы.

В рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изучен опыт Ставропольского края и Тверской области в части создания структур финансовых органов местного самоуправления, систем управления городским хозяйством, создание "Централизованных бухгалтерий" и др.

Совместно с Институтом экономики города рассмотрен вопрос о практике муниципальных облигационных заимствований.

Обсуждались и ряд других вопросов бюджетного процесса на уровне муниципальных образований.

Приняли участие в подготовке аналитических материалов к совещанию, проведенному в феврале 2006 г. Полномочным представителем Администрации Президента по Южному федеральному округу по вопросам реформирования межбюджетных отношений и проблемах в ходе реализации 131-ФЗ.

По итогам совещания выработано решение по проблемам концепции реформирования межбюджетных отношений.

К заседанию в марте 2006 года Госсовета подготовлен Максимовой Н.С. "Анализ и оценка эффективности метода формирования федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы".

В целях повышения активизации и эффективности работы СФР предлагается рассмотреть возможность изменения структуры СФР, имея в виду её укрупнение и на очередном собрании заслушать работу руководителей комитетов и секций по соответствующим направлениям.



Приложение № 1 к Отчету о работе СФР в 2005 году


п/п
Перечень проектов
федеральных законов
Название статей и основных
направлений внесённых изменений
1.
№ 86859-4
"О федеральном бюджете на 2005 год"
В ст.3, 37 п.1, 42
в части: предоставления права Минфину России самостоятельно перераспределять безвозмездные перечисления, уточнение сверхплановых доходов, расходов, федеральных адресных программ и федеральных целевых программ.
По этой поправке по разд.11 "Межбюджетные отношения" – субъектам РФ перечислено дополнительно 4 млрд. рублей.
2.
№ 211446-4
"О федеральном бюджете на 2006 год"
В статьи 12, 24, 43, 47, 52, 54
в части:
1) введения месячного срока разработки Правительством Российской Федерации порядков по предоставлению субсидий бюджетам субъектов РФ;
2) отмены ограничений перечисления межбюджетных трансфертов в форме субсидий через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства (ст.44, 46, 47, 49, 50, 73, 94);
3) в приложения № 10 и № 39 (перераспределение ассигнований);
4) новые статьи об уменьшении задолженности бюджетов субъектов РФ перед федеральным бюджетом на сумму задолженности;
- по бюджетным ссудам, выданным в 1995 году под товарный кредит на приобретение горюче-смазочных материалов товаропроизводителям;
- по кредитам, выданным в 1996 году, на приобретение кормовой базы для звероводческих хозяйств;
- по беспроцентным ссудам, полученным из федерального бюджета на осуществление комплекса мер по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду 2003-2004 годов;
плюс в Налоговый кодекс РФ5) в части: закрепления налогов за земельные участки, расположенные в границах городских округов и городских поселений – 50%;
за земельные участки, расположенные в границах сельских поселений и муниципальных районов по месту нахождения земельных участков на межселенной территории – 100%.
Ст.24 п.2 предложена новая редакция: "Стоимость услуг, оказываемых подразделениями органов внутренних дел по охране имущества федеральных учреждений и учреждений субъектов РФ, в случае увеличения (индексации) расходов по денежному довольствию сотрудников и оплате труда работников вневедомственной охраны, а также по другим основаниям в течение финансового года не пересматривается". (не принято)
Новая статья: "В случае передачи объектов инфраструктуры коммунального хозяйства из федеральной собственности по решениям Правительства РФ (Минобороны России, Минатома России, Минобразования России и др.) в муниципальную собственность предусматривать компенсацию из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ затрат на их восстановление и реконструкцию". (не принято)
3.
№ 211451-4
"О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В ст.1 и ст.24 БК предложена единая редакция "Ведомственной классификации расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
В приложении 14 к ФЗ по гл.100 "Федеральное казначейство" предложено включить администрирование источников финансирования дефицита бюджета по остаткам средств бюджетов, средств финансового резерва федерального бюджета, прочих остатков средств федерального бюджета, курсовой разницы по средствам федерального бюджета (не принято)
из части второй статьи 24 и п.2 25 БК исключены слова: "группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, которые ранее включались в утверждаемую ведомственную классификацию бюджетов (по главным распорядителям средств бюджетов по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и далее исключено.
Много замечаний было учтено Минфином России в рабочем порядке по структуре формирования кодов доходов и расходов бюджетной классификации.
4.
№ 198-ФЗ от 27.12.2005
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отноше-ний и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
П.39 ст.1 абз.7 предложена следующая редакция:
"По соглашению, заключённому органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования с Федеральным казначейством, полномочия по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, могут быть переданы Федеральному казначейству". (не принято)
Изменения в следующие статьи: п.2 и 3 ст.58 БК РФ
1) могут быть установлены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов;
2) законами субъекта РФ представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов власти субъектов РФ по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от Федеральных и региональных налогов и сборов, … подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов;
В части ст.137 БК РФ порядок образования регионального РФФП, расчет дотаций и (или) введение дифференцированных нормативов устанавливается законом субъекта РФ.
В части ст.61, 61.1, 63, 138 БК по аналогии со ст.137 БК а также норма, устанавливающая, что часть средств региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) может распределяться с использованием показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов). И установлены ограничения по годам в % от объёма указанных средств.
В части ст.142.1 Бюджетного кодекса РФ
– о порядке образования районных фондов финансовой поддержки поселений, расчётов дотаций, введения дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов, их изменения и ограничения образования этих фондов.
В части ст.142.2
– установлено право перечисления субвенций в бюджет субъекта РФ из бюджетов поселений или муниципальных районов (городских округов), в которых уровень бюджетной обеспеченности превышал уровень, установленный законом субъекта РФ, и особенность их расчетов.
В части ст.83 Федерального закона от 6.10.2003 № 131 в редакции поправок, внесённых в Бюджетный кодекс РФ. Сроки вступления в силу данных поправок.
5.
№ 195176-4
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В ст.56 п.2 абз.9 предложены изменения следующего содержания:
"акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%, из них 20% взимается с производителя алкогольной продукции и направляется в бюджеты субъектов РФ с отражением соответствующих доходов по кодам классификации доходов бюджетов РФ.
80% взимается с производителя алкогольной продукции и распределяется в бюджеты субъектов РФ в порядке, установленном законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
6.
№ 210196-4"
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
В ст.46 дополнить:
"Штрафы подлежат зачислению
городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
в п.2 ст.56 дополнить абзац следующего содержания:
"за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома чёрных металлов".
в ст.57 ч.1 дополнить:
"сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ – по нормативу 100%".
Статью 62 "Неналоговые доходы" изложить в новой редакции:
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежат зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40%.
В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов, предназначенных для целей жилищного строительства, по нормативу 100%.
В бюджеты муниципальных районов ………….
земельных участков, расположенных на межселенных территориях …………………. по нормативу 100%.
П.4 ст.64 признать утратившим силу.
7.
№ 7-ФЗ
"О народных художественных промыслах"
В п.1 ст.4 предложено дополнение "в том числе посредством предоставления этим организациям субсидий из федерального бюджета на финансирование расходов на электрическую энергию".
(не принято)
8.№ 58338-4
"О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В ст. 6
- подпункт 2 абз. 3 предложено исключить;
- подпункт 2 абз. 6 предложена новая редакция: "Реабилитированным лицам и их наследникам за счёт средств федерального бюджета возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред в порядке и размере, установленными настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации". (не принято)
Новый пункт:
"Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, осуществляется ежемесячная денежная выплата в размере 1400 руб., включая предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, в порядке, определяемом Правительством РФ. (не принято)
Размер месячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и сроки, определённые Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для индексации размера базовой части трудовой пенсии".

Пункт 5 и 7 ст.6 – исключить.
В п.6 и 8 ст.6 – заменить словами "установленных Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами".
Включена новая ст.6-1 исключившая из ст.26.3 ФЗ № 184 от 6.10.2003 года слова "жертв политических репрессий". (не принято)
Статью 16 дополнить абзацами следующего содержания:
Расходные обязательства по обеспечению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, путём предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности в пределах объёмов средств, выделенных на эти цели в Федеральном бюджете на очередной финансовый год.

9.№ 199 от 31.12.2005 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".Предусматривает передачу осуществления отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов и органам местного самоуправления РФ в сфере занятости населения, образования, культуры, ветеринарии, медицины, регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ в области охраны и использования объектов животного мира, водных отношений и др.
10.Проект закона, размещенный на сайте Минфина России "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации".В январе 2006 года 35 субъектов РФ и муниципальных образований представили свои предложения о внесении изменений в проект закона предложенный Минфином России. Все предложения сведены и рассматриваются предложения для оформления их как поправки в проект закона. Создана рабочая группа из состава членов Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации по доработке проекта вышеназванного федерального закона.