Поиск
 
 
 

Выступление

Слайд 1
Бюджетная реформа определила улучшение качества муниципального управления путем проведения в муниципальных образованиях административной реформы, внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, программно-целевого планирования. Все эти изменения должны коренным образом изменить взаимоотношения населения и местной власти.

Функции органов местного самоуправления должны быть подчинены общей системной задаче законодательного, правового, управленческого, бюджетного, финансово-хозяйственного и информационного обеспечения деятельности МО в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории.

28 апреля 2008 года Президентом РФ подписан «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» В нем утвержден Перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления». Введение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления – логическое продолжение той работы, которая уже проводится по оценке органов власти субъектов Российской Федерации.

Анализ эффективности деятельности муниципалитетов позволяет выявлять сферы, требующие приоритетного внимания региональных и местных властей, а также формировать комплекс мероприятий по улучшению результативности деятельности органов местного самоуправления.


Слайд 2
В рамках бюджетного процесса органы местной власти осуществляют бюджетно- прозрачный механизм формирования, принятия, реализации и контроля за ходом исполнения мероприятий муниципальных целевых программ.

В Соответствии с Бюджетным Кодексом РФ муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования устанавливается:

• Порядок формирования, утверждения и реализации ЦП

• Сроки реализации ЦП

• Порядок оценки эффективности реализации ЦП

На сегодняшний день целевые программы фактически дублируют ряд статей местного бюджета. Итоговой статистикой по использованию методов программно-целевого планирования в большинстве случаев является статистика количества целевых программ и объема их финансирования в динамике по годам.

Муниципальные целевые программы должны быть сформированы более рациональным, прозрачным и эффективным образом для местного бюджета и муниципального образования в целом, а затем осуществлены с надлежащим контролем за достижением результата при их исполнении на базе задач и мероприятий в рамках стратегических целей социально-экономического развития территории.

Наиболее сложная задача на сегодняшний день заключается в интеграции системы управления целями и результатами деятельности органов местного самоуправления в бюджетный процесс. Основным механизмом увязки стратегических целей социально-экономического развития и запланированных результатов с объемами бюджетного финансирования являются муниципальные целевые программы.


Слайд 3

Муниципальные целевые программы должны базироваться на следующих принципах:

Принципы, связанные с управлением развитием МО:

Целенаправленность. Все положения программ увязываются с целями, задачами развития МО и направлены на их реализацию.
Комплексность. Учитываются принципы и механизмы, по которым важнейшие функции и структурные элементы МО связаны между собой.
Иерархичность. Город, район или поселение рассматривается как целостное административно-территориальное образование, встроенное в регион, страну и мировое сообщество. Одновременно МО представляется иерархической системой, где протекают организационные и управляющие взаимодействия вертикального и горизонтального характера.
Многофункциональность и многовариантность. МО представляет собой многофункциональную систему, в которой разные функции подсистем имеют различные веса, которые меняются с течением времени. Устойчивое развитие МО достигается только при согласовании важнейших его функций.
Адаптивность. Учет возможности изменения внутренней и внешней среды. Стратегия развития МО должна повысить адаптивные свойства городских, районных систем.
Мониторинг. Постоянный контроль реализации программ и анализ достигнутых результатов.




Слайд 4

Принципы, обеспечивающие саморазвитие МО:

Интеграция и аккумуляция потенциала развития. В программы закладываются механизмы привлечения ресурсов, их концентрация на решении приоритетных задач (партнерство, инновационный и коммуникативный потенциал и т.п.).
Мотивация и стимулирование. Применяются виды деятельности, обеспечивающие формирование и использование в качестве ресурса различных проявлений инициативы физических, юридических лиц и органов управления.
Перманентный успех. При реализации принятых программ поэтапно включаются быстро и эффективно выполняемые мероприятия, которые показывают реальность претворения в жизнь планов стратегического развития. Эти мероприятия необходимо широко пропагандировать в СМИ.
Ориентация на человека и семью. Учитываются демографические факторы и социологическая информация

Слайд 5

Принципы социального партнерства:

Гражданское согласие и мотивация населения. Предусматривает широкое предоставление объективной информации жителям региона о содержании принятых программ в ходе работ по ее реализации, обсуждение и общественная экспертиза.
Баланс интересов, стратегическое партнерство. Нацеливает на согласование позиций и действий стратегических партнеров и участников процессов, определяющих развитие территории (влючая социальные группы, общественные объединения, различные уровни управления и т.д.).
Ответственность. Предполагает создание процедуры распределения ответственности за исполнение положений программ между стратегическими партнерами и конкретными исполнителями.

Слайд 6

Таким образом, развивается совершенно другая идеология управления, ориентированная на самостоятельность в постановке проблем и принятии решений. Да, есть общие принципы, технология работы, но нет общих рецептов, потому что цели и задачи у каждого свои; соответственно, и результаты, и способы измерения, и индикаторы достижения целей тоже свои. Современная управленческая работа (творческая и интеллектуальная, а не исполнительская по своему характеру) заключается именно в анализе ситуаций, правильной постановке проблем, определении приоритетов, перспектив и стратегических целей развития, в поиске способов решения проблем и достижения намеченных целей, в грамотном распределении ответственности, в формировании индикаторов измерения результатов, в оценке социальной эффективности, умении соизмерять затраты и результат.

Различные социальные проблемы территории предполагают разработку соответствующих мероприятий муниципальных целевых программ, направленных на решение конкретных проблем территории.

Специально организованная система социального мониторинга достижения запланированных результатов покажет, какие именно мероприятия или программы были наиболее эффективны, оказались наиболее востребованными, получили высокие оценки населения.

Внедрение программно-целевых методов планирования с учетом результативности всей деятельности бюджетной сферы существенного увеличивает объемы обрабатываемой информации. Теперь работать нужно с целями, задачами, программами, мероприятиями, показателями эффективности и результативности.

В связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. В этой связи актуальной задачей становится создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Возникает потребность в инструментах для сбора и обмена информацией между ними. Требуется упрощение процедуры взаимодействия ГРБС с финансовым органом.

На сегодняшний день возрастает необходимость в использовании комплексной информационной системы, которая позволит решать задачи по автоматизации процессов стратегического и оперативного планирования, учета, бюджетирования, мониторинга и контроля.

Слайд 7
Преимущество комплексного подхода заключается в поддержке полного цикла или всех этапов управления бюджетным процессом.

1 этап. Разработка стратегии. Цель первого этапа - выделение целевых показателей и планирование их количественных значений.

2 этап. Планирование. На втором этапе разрабатываются тактические планы для достижения поставленных стратегических целей. Ориентирами для разработки тактических (или оперативных) планов становятся количественные значения целевых показателей. Основным инструментом оперативного планирования является бюджет.

3 этап. Мониторинг и контроль исполнения. Третий этап в управленческом цикле - мониторинг и контроль исполнения бюджета и достигнутых целевых значений показателей.

4 этап. Анализ и регулирование. На заключительном этапе стратегические планы корректируются в соответствии с реальными условиями. В итоге цикл управления - между выбранной стратегией и ее практической реализацией - замыкается.

Такая комплексная информационная система может выступить одним из инструментов для формирования новой системы государственного управления. Ведь именно технологии и механизмы управления общественными финансами сегодня становятся основой для построения новой системы государственного управления, поскольку они меняют философию управления, вводят новые качественные принципы и подходы.

Слайд 8

Термин «технология» применяется все шире как инструмент бюджетной политики - за рамками традиционного представление о ней как о факторе производства. Чтобы бюджетный процесс был технологичным, нужно проанализировать действующие процессы, выявить устаревшие процедуры и заменить их новыми технологиями управления.

Оптимизация существующих бизнес-процессов, создание процедур, правил, регламентов работ и взаимодействия позволяют организовать управление общественными финансами на новом качественном уровне. Возможности информационных технологий для реализации такого подхода уже достаточно велики и быстро расширяются. С их помощью можно обеспечить качество и надежность, которые становятся необходимыми атрибутами в управлении.


Слайд 9

Центр информационных и финансовых технологий специализируется на создании современных информационных технологий для государственного сектора в сфере общественных финансов.

Собственная разработка компании – это Система анализа и планирования финансов региона или программный комплекс «САПФИР», который представляет из себя:

- программную платформу, позволяющую реализовать широкий спектр технологий управления;
- набор функциональных компонент, составляющих «линейку» продуктов, предназначенных для решения управленческих задач финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств;
методы, средства и технологии адаптации и внедрения выбранного набора функциональных компонент к условиям конкретного заказчика. Мы не навязываем свою систему управления. Мы идем от заказчика, от его назревших проблем, от его готовности к тем или иным нововведениям. Мы оставляем заказчику выбор по глубине автоматизации, по составу и объему работ, так как жесткий, типовой алгоритм нужен лишь там, где нужно освободиться от бессмысленных поисков того, что уже хорошо известно, это, например, жесткая, регламентированная система исполнения бюджета.
Система же долгосрочного планирования, ориентированная на результат, дает возможность принятия нестандартных решений на базе программной платформы САПФИР.

Слайд 10
«Программно–целевое планирование» - один из модулей «линейки продуктов» ПК САПФИР, функциональными возможностями которого являются:

§ Формирование целевых программ
§ Мониторинг реализации и анализ результатов целевых программ

Слайд 11

Формирование и мониторинг целевых программ включает в себя создание технологической среды и автоматизированного банка данных на основе информационных ресурсов целевых программ с целью решения контрольных и аналитических задач финансовыми органами:

• Регламентация деловых процессов и правил взаимодействия участников процесса
• Структурированное описание ЦП ( целей, задач и мероприятий, целевых показателей)
• Ведение реестра целевых программ
• Анализ и учет потребности в ресурсах на выполнение целевых программ (Плановый ДРОНД)
• Анализ отчетной документации по результатам выполнения ведомственных целевых программ (Отчетный ДРОНД)
• Корректировка бюджета с учетом достижения результатов ведомственных целевых программ
• Обеспечение гласности и распространение результатов целевых программ

Информационная технология обеспечивает взаимодействие процесса «Управление программно-целевым планированием» с процессом «Разработка и утверждение бюджета».

Участниками информационной технологии управления целевыми программами являются:

аппарат финансового органа, участвующий в разработке бюджета и субъекты бюджетного планирования.

Формирование отчетных документов по результатам исполнения целевых программ осуществляется в соответствии с МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

Слайд 12

Модель целевой программы, как взаимосвязь целей, задач, мероприятий и целевых показателей, представляется в следующем виде:




Слайд 13

Общую схему информационной технологии можно представить
следующим образом:


База данных, используемая в задаче управления целевыми программами, состоит из нескольких специализированных модулей, наполнение которых осуществляется в различных деловых процессах, а доступ к ним осуществляется с различными правами для различных категорий пользователей. Категории пользователей и их права на внесение, изменение и использование данных определяются теми деловыми процессами, участниками которых являются эти пользователи.

Объем и порядок действий, а также организация взаимодействия различных категорий пользователей устанавливается специальным нормативным документом «Электронный административный регламент «Управление целевыми программами».

Слайд 14
Для решения любой задачи в ПК САПФИР – основой нормативно-справочной базы являются классификаторы – в данной задаче наряду с традиционными классификаторами расходов используются классификаторы перечней ЦП, целей, задач, мероприятий, показателей результативности ЦП.

Слайд 15
Классификаторы целевых программ.
Слайд 16

В системе есть возможность создания ВЦП для всех видов деятельности СБП

Слайд 17

Специализированные инструменты для всех этапов жизненного цикла ВЦП
- ввод данных – паспорт ЦП
- планирование финансовых затрат (плановый ДРОНД)
- анализ результативности исполнения (отчетный ДРОНД)
- корректировка ЦП

Слайд 18

В системе ведется информационная база показателей (паспорта) ВЦП.

Слайд 19

Сбор для свода плановых и отчетных документов с СБП ведется по утвержденным регламентом формам сбора данных.

Слайд 20

Таким образом, созданная модель в системе позволяет оценивать изменение конечных показателей уровня социально-экономического развития муниципалитета в связи с изменением любого элемента системы, что позволяет оптимизировать с одной стороны – затраты, с другой стороны – результаты.