Поиск
 
 
 

Барнаул

80 лет на службе города.


Барнаул — город в Российской Федерации, административный центр Алтайского края; расположен на северо-восточной окраине Приобского плато, на левом берегу реки Обь, при впадении в нее реки Барнаулки, в 3419 км к востоку от Москвы. Город расположен в вершине излучины крутого левого берега Оби, занимая также прилегающие террасы долины Барнаулки и полого спускающийся к ней склон Приобского плато.
В городской черте находится ряд памятников культуры и архитектуры , сохранились образцы исторической застройки. Старые улочки центра с одноэтажными деревянными домами соседствуют с широкими магистралями и многоэтажными кварталами жилых окраин.
Барнаул — крупный транспортный узел Алтая, через него проходят Южно-Сибирская, Туркестано-Сибирская железные дороги, автомобильные трассы связывают его с Новосибирском. Кузбассом, Казахстаном, есть речной порт, аэропорт. Барнаул — крупный промышленный центр, один из крупнейших и быстро развивающихся городов Сибири. Основные отрасли городской промышленности: машиностроение (заводы: моторный (тракторные двигатели), котельный, механических прессов, станкостроительный, аппаратурно-механический, «Барнаултрансмашхолдинг», «Барнаултрансмаш»), электроэнергетика («Алтайэнерго»), химическая (заводы: «Химволокно», шинный, резинотехнических изделий), радиопромышленность, лесообрабатывающая, цементная, легкая (хлопчатобумажный, меланжевый комбинаты); завод по огранке бриллиантов; пищевая промышленность (производство сахара, молокопродуктов, ликеро-водочных изделий).
В 2010 году город Барнаул отмечает свое 280-летие.
Основание города Барнаула связывают с началом строительства Акинфием Демидовым сереброплавильного завода в 1730-х годах, позднее были построены отводной канал и плотина. После смерти Демидова Барнаульский завод вместе с другими демидовскими заводами перешел в собственность Кабинета ее императорского величества. В 1771 году Барнаул получил статус горного города, в то время это был единственный город такого статуса в Сибири. В конце 18 века было построено здание важин (помещения для взвешивания руды), это единственный сохранившийся памятник промышленной архитектуры Барнаула того времени. Тогда же был составлен генеральный план города, утвердивший регулярную застройку прямоугольных кварталов. В 1794-1795 годах строятся здания канцелярии Колывано-Воскресенских заводов и Богородице-Одигитриевская церковь (на средства купца Ильи Пуртова). В 1823 году был создан музей историко-технических моделей машин и рудников. К середине 19 века на месте деревянных церквей были возведены каменные. Кроме того, было предпринято строительство здания Горного правления и музея и Знаменской церкви (одна из самых старых каменных церквей города, 1853). Начиная с 1860-х годов, город приходит в упадок, связанный с переводом Горного правления в Томск; в конце 19 века закрывается Барнаульский завод, так как запасы серебра практически истощились.
С этого момента начинается новый период истории Барнаула как купеческого города, торговавшего маслом, хлебом, сельскохозяйственными машинами и техникой. Быстро развиваются винокуренные заводы и винные лавки. В 1883 году был открыт пивоваренный завод купцов Ворсиных. В 1900 году была открыта электростанция И. К. Платонова, что стало большим событием в жизни города.
В 1917 году в Барнауле произошел грандиозный пожар. Выгорело 40 кварталов, многие образцы деревянного зодчества Сибири оказались навсегда утраченными. В годы Гражданской войны город часто переходил из рук в руки противоборствующих сторон. В декабре 1919 года власть окончательно перешла к большевикам. В межвоенный период город хирел; из крупного торгово-промышленного центра он превратился в провинциальный городок с огородами и кустарными мастерскими. Репрессии 1930-х годов затронули значительную часть барнаульской интеллигенции. В 1937 году Барнаул стал административным центром Алтайского края.
В августе 1930 года постановлением Президиума ЦИК СССР город Барнаул, как имевший крупное промышленное значение и являвшийся культурно-политическим центром, был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением Западно-Сибирскому крайисполкому.
10 августа 1930 года на основании постановления Президиума ВЦИК СССР от 09.08.1930 «О структуре и типовых штатах горисполкомов» установлена новая структура горисполкома, в составе которой создан Барнаульский городской финансовый отдел на правах самостоятельного подразделения при горисполкоме, который разрабатывал и исполнял городской бюджет, наблюдал за исполнением районных, поселковых и сельских бюджетов, распределял средства, выделенные городу из прибылей Госстраха.
Бурный рост промышленности в годы первых пятилеток привел к необходимости изменения существующего в стране территориального деления, сложившегося на заре образования СССР. В 1937 году были образованы новые области, края (в том числе и Алтайский), а затем районы, сельские и поселковые Советы. 9 февраля 1938 года в Барнауле было создано три района: Железнодорожный, Октябрьский и Центральный.
Эти преобразования были предприняты как для улучшения управляемости территориями, так и по экономическим причинам: для ускорения оборачиваемости бюджетных средств, так как более мелкое бюджетное деление позволяло одной и той же массой денег покрыть значительно больше расходов путем максимального приближения сбора налоговых платежей к местам их расходования.
В 1938 году налогоплательщики Барнаула представляли собой, в основном, кустарные и полукустарные хозяйства. Крупными предприятиями, кроме железнодорожного узла, считались мясокомбинат, три кирпичных завода, артель «Швейник», маслозавод, птицекомбинат, швейная фабрика.
Работе по выполнению доходной части бюджета уделялось повышенное внимание. Перевыполнившие план налоговые инспекторы поощрялись денежными премиями, путевками в профсоюзные оздоровительные учреждения.
Тридцатые годы ознаменовались не только трудовыми победами, к которым вела партия, но и репрессиями. Редко какой честный руководитель того времени не был объявлен врагом народа. В полной мере это относится и к Барнаульскому горфинотделу.
Из приказа № 142 от 21.12.1937, подписанного и.о. заведующего горфинотделом И.Г.Кузенковым: «Мною было сделано неоднократное предупреждение инспектору массовых платежей тов. Захарову и секретарю ГорФО тов. Лаухину прекратить посылку извещений финактиву за подписью пособника врага народа К… 20 декабря установлено, что вышеуказанное действие продолжается. Расцениваю это действие как поддержку врага народа, как явно проявленную политическую беспечность. За проявленную политическую слепоту и невыполнение моего распоряжения тов. Захарову и Лаухину объявляю строгий выговор с предупреждением.
Обращаю внимание всех сотрудников ГорФО, и особенно заведующих отделами, осмотреть свои столы, шкафы и изъять из употребления запасы каких бы то ни было бланков и форм за подписями врагов народа: Н…, К…, Т… и т.д.».
Много внимания в то время уделялось трудовой дисциплине. С 1940 года за опоздание на работу более чем на 15 минут материалы направлялись в прокуратуру, где к нерадивым работникам могли применить меры принудительного труда (копка траншей, уборка улиц и др.)
Велась борьба с «искоренением бюрократизма», считавшегося наследием царского режима. В частности, не поощрялись очереди налогоплательщиков, отписки, направление посетителей в вышестоящие инстанции.
По поводу повышения зарплаты в приказе от 12.04.1941 года сказано, что работники горфинотдела «отблагодарят партию и Правительство своей усиленной работой по перевыполнению своих планов и в социалистическом соревновании 1941 года займут первое место по краю». Однако мирное соревнование сломала война, заставившая всю страну жить и работать в других условиях.
Уже 23 июня 1941 года мужчины мобилизационных возрастов стали призываться на фронт. В июле прошло совещание финансовых работников города, на котором доведены директивы партии, направленные на укрепление тыла.
За время войны коллективы районных и городского финотделов Барнаула стали женскими. Мужчины, за исключением инвалидов, ушли на фронт. Большинство из них так и остались на полях брани, но были и те, кто пережил страшную войну и продолжил трудиться на экономическом поле.
Во время военного лихолетья в Барнауле разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, других городов, временно оккупированных фашистскими войсками. Именно в это время в городе стали работать крупные машиностроительные предприятия – заводы «Трансмаш», котельный, станкостроительный, выпустил первую продукцию радиозавод. Город поставил фронту танковые дизельные двигатели, кислородно-дыхательную аппаратуру для летчиков, обмундирование, полушубки, валенки.
В общей сложности в 1945 году в Барнауле насчитывалось 85 вновь образованных и ранее существовавших предприятий. По сравнению с довоенным периодом объем промышленного производства вырос в 3 раза
В годы Великой Отечественной войны и послевоенное время на местах действовали органы управления финансами, система которых утверждалась еще до принятия Конституции СССР 1936 года.
Во время Отечественной войны финорганы ставили своей задачей сократить расходы, не связанные с военным производством, и найти дополнительные средства в бюджет. Поэтому были введены новые налоги – военный и на холостяков, который действовал до середины 80-х годов; были выпущены новые займы, проводились денежно-вещевые лотереи.
Постановлением Коллегии Министерства финансов СССР и Президиума ЦК профсоюза работников государственных учреждений Барнаульский городской финансовый отдел за большие достижения в работе неоднократно награждался переходящим Красным знаменем и Почетной грамотой Министерства финансов СССР и ЦК профсоюза работников госучреждений.

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Местные финансовые органы не подвергались серьезным преобразованиям на протяжении почти сорока лет. И только постановление Совмина РСФСР от 24 мая 1972 года внесло коррективы в структуру финотдела исполкома городского Совета депутатов трудящихся, несколько изменило его основные задачи. На финансовый отдел возлагались следующие основные задачи:
-мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с утвержденными планами на финансирование мероприятий по развитию местного хозяйства и дальнейшему улучшению социально-культурного и бытового обслуживания населения;
-экономически обоснованное планирование доходов и расходов бюджета города, проведение мероприятий по обеспечению своевременного и полного поступления всех доходов, предусмотренных по бюджету города, экономного расходования бюджетных средств строго по целевому назначению и в меру выполнения производственных и финансовых планов;
-контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины, за выполнением предприятиями, организациями и учреждениями на территории города финансовых обязательств перед государством.
В соответствии с возложенными на него задачами финансовый отдел горисполкома организовывал работу по составлению бюджета города, районов, сельских и поселковых Советов, обеспечивал их исполнение, а также вел учет исполнения городского бюджета и рассматривал отчеты об исполнении бюджетов районов города.
Структура финансового отдела в соответствии со штатными расписаниями с 1971 по 1989 гг. не изменялась и была следующей:
- руководство;
- бюджетный отдел;
- главная бухгалтерия;
- отдел государственных доходов;
- отдел финансирования народного хозяйства;
- аппарат главного контролера-ревизора (КРУ);
- штатный отдел.

1990-е гг.- НОВОЕ ВРЕМЯ.
Особым периодом в истории финансов является период с 1990 года, в течение которого экономика страны круто меняла направление своего развития. Принципиально менялась в этот период и финансовая система.
Исключительно сильно деформировала финансовый фундамент местного бюджета приватизация государственной собственности. Ощутимого пополнения бюджетов всех уровней эта реформа не принесла, в то же время она послужила причиной значительного увеличения бюджетных расходов на разных уровнях власти. Это произошло в результате освобождения приватизированных предприятий от ведомственной социальной сферы и передачи ее в муниципальную собственность, то есть в результате перекладывания обязанностей по содержанию социальных объектов на местные бюджеты без какого-либо увеличения собственных доходов. Приватизация изменила собственника социальной сферы, но не сделала ее менее зависимой от бюджетов. Муниципализация социальной инфраструктуры предприятий стала вторым по значимости после экономического кризиса фактором роста дотационности местных бюджетов, и изменения финансовых потоков между уровнями бюджетной системы.
Не менее активно влияли на параметры бюджетов социальные реформы. Их направленность на адресную поддержку неимущих слоев населения должна была сократить социальную нагрузку на бюджеты всех уровней и, в конечном счете, снизить бюджетные потребности. Однако, это достаточно долговременная и не однозначная по бюджетным последствиям цель, поскольку за счет собственно бюджетных возможностей в настоящее время удовлетворяется лишь небольшая часть нормативных потребностей.
Финансовая система в этот период подверглась большим преобразованиям, которые прошли через несколько этапов.
В целях совершенствования системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнение налоговых обязательств постановлением Совета Министров СССР от 24.01.90 № 76 «О создании государственной налоговой службы» были образованы государственные налоговые органы. В связи с образованием налогового органа в г. Барнауле изменились функции и структура финансового отдела Барнаульского горисполкома. На основании приказа начальника отдела от 11.03.1991 № 16-л/с был ликвидирован отдел государственных доходов и образован отдел планирования, экономического анализа и денежного обращения, в связи с чем функции за контролем государственных доходов были переданы в Государственную налоговую инспекцию по г. Барнаулу. Положение об отделе не менялось.
Образование налоговых органов в результате реорганизации финансовой системы, способствовало укреплению налоговой и финансовой дисциплины предприятий, организаций города.
В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июля 1991 г., на основании распоряжения главы администрации Алтайского края от 11 ноября 1991 г. № 691-р, распоряжением глава администрации г. Барнаула от 18 ноября 1991 г. № 3/1 были прекращены полномочия исполнительного комитета Барнаульского Совета народных депутатов. Правопреемником всех обязательств горисполкома выступала администрация города.
Распоряжением главы администрации г. Барнаула от 12.12.1991 № 39 и приказом начальника финансового отдела от 21.12.1991 № 7 финансовый отдел исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов был преобразован в управление администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике.
До 1995 года бюджет города был консолидированным, состоял из бюджетов пяти районов и собственного городского бюджета. В обстановке спада производства, в целях более оперативного распределения доходов и расходов, с 1995 года было принято решение о переходе на единый бюджет города.
На основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 19 августа 1998 года была произведена реорганизация структуры территориальных контрольно-ревизионных органов, в результате которой с 1 октября 1998 года отдел контрольно-ревизионного управления МФ РФ по городу Барнаулу был выведен из структуры управления администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике.
В целях совершенствования системы городского финансового контроля постановлением главы администрации города от 12.09.2001 № 2214 организован контрольно-ревизионный отдел управления администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике.
Основной задачей отдела являлось осуществление контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств бюджета города, внебюджетных фондов и доходов от использования имущества, находящегося в городской собственности, использованием предприятиями, учреждениями и организациями средств бюджета города.
С 1 сентября 2004 года в соответствии с решением Барнаульской городской Думы управление по финансам, налоговой и кредитной политике преобразовано в комитет администрации города по финансам, налоговой и кредитной политике.
За 80 лет существования финансовым органом города управляли 7 руководителей. Первым был Зуев-Ратников Д.М., который руководил с 1925 по 1929год. Затем - Емельянов Б.Д., Чадаев П.Р.(с 1944 по 1959гг.), Заякин Б.Н. (с 1959 по 1971 гг.), Лабеко И.И.(с 1971 по 1982гг.).
Более 38 лет проработал в финансовой системе города Калинин Анатолий Александрович, из них 20 лет заведующим горфинотделом. За добросовестный труд награжден знаком «Отличник финансовой работы», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», присвоено почетное звание «Заслуженный экономист РФ».
С 2002 года комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике руководит Тиньгаева Надежда Анатольевна. За высокую компетентность, добросовестный труд, прогрессивные методы работы награждена почетными грамотами администрации города и Алтайского края, Барнаульской городской Думы, нагрудным знаком «Отличник финансовой работы», дипломом I степени за 1 место в номинации «Лучший муниципальный служащий» во Всероссийском конкурсе «Лучшее муниципальное образование», почетной грамотой журнала «Бюджет» за высокие достижения в управлении муниципальными финансами.
Финансовая система города – это, прежде всего, люди, искренне преданные своему делу. Многие из них всю жизнь проработали в финансовых органах города. Хотелось бы назвать имена финансистов- ветеранов: 43 года отработал Максимцов Михаил Ефимович, более 39 лет - Ярич Валентина Васильевна (участник Великой Отечественной Войны) и Удоденко Елизавета Максимовна (занесена в «Книгу почета» крайфинкомитета), 37 лет - Максимова Тамара Николаевна. За деловые качества, трудолюбие Тамара Николаевна награждена знаком «Отличник финансовой работы».
За годы существования финансовой системы города 26 человек награждены знаком «Отличник финансовой работы». Это говорит о высоком профессионализме работников, являющихся финансистами с большой буквы.
Финансовые органы города вырастили многих квалифицированных руководителей и специалистов: Магель Ольга Михайловна (в настоящее время руководит Счетной палатой г.Барнаула), Ростоцкая Галина Михайловна, Гончаренко Ольга Васильевна и др.(Счетная палата Алтайского края),Токарева Лариса Геннадьевна (комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике).
Трудятся в финансовых органах города и преданно служат делу, выбранному их родителями, продолжатели финансовых династий: Шернина Ольга Александровна, Мизюн Наталья Николаевна, Цветков Максим Евгеньевич, Дорохова Юлия Александровна, Терехова Ольга Сергеевна. Это ядро коллектива финансистов, люди на которых можно опереться в сложных ситуациях, которых всегда недостаточно у финансистов. Не случайно, что эти люди занимают руководящие должности.
В настоящее время коллектив комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула достаточно молодой. Однако среди этой молодёжи есть очень перспективные, талантливые «звёздочки», которые стараются не отставать от более опытных.
Финансисты – это особые люди, для которых ответственность за каждую цифру – профессиональное требование. Принятие решений руководителями города, экономическая политика города во многом основываются на расчетах, представленных финансистами!