Поиск
 
 
 

Выступление



О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УРОВНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


С.К. Миронов, заместитель Председателя Правительства - министр финансов Астраханской области

Прежде чем сформулировать упомянутые предложения, изложу логику их формирования.

I.

Общеизвестно, что собственные доходы субъекта Российской Федерации в основном формируются за счет:

· легализации заработной платы (соответственно, возрастает налог на доходы физических лиц, который занимает в структуре консолидированного бюджета почти 40 %);

· легализации прибыли (налог на прибыль, занимает в структуре собственных доходов 23 %);

· налога на имущество юридических лиц (его удельный вес 10 %);

· сокращения недоимки по налоговым и неналоговым платежам.

Поэтому объем собственных доходов в значительной степени зависит от того, насколько результативно легализуется заработная плата, прибыль, сокращается недоимка.

Согласно концепции Федеральных органов власти о стимулировании субъектов Российской Федерации за мобилизацию собственного доходного потенциала, субъекты Российской Федерации, обеспечившие более высокий уровень собственных доходов, могут рассчитывать на дополнительную финансовую помощь со стороны федерального бюджета.

Проанализируем ситуацию по наиболее крупным субъектам Южного Федерального округа.

На слайде №1 видно, что собственные доходы в расчете на одного жителя в Астраханской области, значительно выше, чем, например, в Ставропольском крае и Ростовской области.

Вместе с тем, общеизвестно, что экономический, промышленный и агропромышленный потенциал Ростовской области, как центральной области Южного Федерального округа, значительно выше, чем потенциал Астраханской области.

Согласно упомянутой концепции Астраханская область вправе рассчитывать на финансовое поощрение.

Однако слайд № 2 это опровергает: субъекты, не обеспечившие в должном объеме собственные доходы, с лихвой компенсируют их за счет большего поступления средств из Федерального бюджета.

Попутно замечу: в 2006 году Счетная палата Российской Федерации провела проверку работы Правительства Астраханской области по мобилизации собственного доходного потенциала. Вывод комиссии: претензий к Правительству Астраханской области практически нет, а основная причина сложного положения с бюджетом – недополучение средств из Федерального бюджета. После проверки прошел 2007 год, а ситуация не только не улучшилась, но даже ухудшилась.

Не буду приводить таблицы и диаграммы, подтверждающие, что расходы консолидированного бюджета Астраханской области в расчете на 1 жителя по сравнению с другими субъектами Российской Федерации не выше, а по многим позициям ниже, но чтобы обеспечить даже эти скромные расходы, бюджет Астраханской области уже 4 года принимается с предельным дефицитом, а в качестве источников погашения дефицита бюджета привлекаются кредитные ресурсы. В результате этого область вынуждена нести дополнительные расходы в виде платы за пользование кредитами (Слайды №_3,4,5).

Как подтвердить вывод Счетной палаты Российской Федерации о недополучении Астраханской областью средств из Федерального бюджета в виде безадресных безвозмездных поступлений (то есть средств на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и средств на несбалансированность бюджета)? Правительство Астраханской области разработало методику расчета этих сумм, и её принципиально не опровергли ни в Министерстве финансов Российской Федерации, ни в Министерстве регионального развития Российской Федерации. Результаты расчетов по этой методике приведены на слайде №6: среди равных субъектов Российской Федерации Астраханская область ежегодно недополучает из федерального бюджета около 2,0 млрд. рублей.

Астраханская область не одинока в таком положении. Слайд №7 демонстрирует субъекты Российской Федерации, которым на протяжении 3-х лет в федеральном бюджете не планировалось и не выделено ни рубля из фонда финансовой поддержки регионов, так как на этапе принятия Федерального бюджета расчетный коэффициент уровня бюджетной обеспеченности у всех указанных субъектов Российской Федерации был больше 1, по истечению же года, фактически он оказался меньше 1. И наоборот, есть субъекты Российской Федерации, которые на протяжении трех лет федеральными органами власти признаются нуждающимися в средствах на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, и средства им выделяются, а по истечении года оказывается, что, они являлись донорами.

Поэтому предлагается:

Предусмотренные в Федеральном бюджете средства на несбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации (в 2008 году их запланировано 31,1 млрд. рублей) распределять в первую очередь среди тех субъектов Российской Федерации, которые недополучили средства из федерального бюджета в предыдущем году.

II.

· Из-за острой нехватки доходов большинство субъектов Российской Федерации достаточно взвешенно подходит к предоставлению налоговых льгот. Однако, на федеральном уровне действия иные. На слайде №8 показано, что удельный вес налоговых потерь из-за льгот, предоставленных на федеральном уровне составил в 2005году 71% (ситуация в 2006 и 2007 годах не изменилась).

Поэтому предлагается:

Федеральному бюджету ежегодно возмещать субъектам Российской федерации средства, недополученные ими из-за льгот, предоставленных на федеральном уровне.

III.

· Ежегодно около 75 субъектов Российской Федерации вынуждены кредитоваться, при этом из-за ограниченной суммы, предусмотренной в федеральном бюджете для выдачи бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации (в 2007 году - 10 млрд. рублей), последние вынуждены обращаться в коммерческие банки для получения кредита, хотя бюджетные кредиты в 3-4 раза дешевле коммерческих. Кроме того, расходы субъектов Российской Федерации по обслуживанию бюджетного кредита остались бы в бюджетной системе Российской Федерации. При этом риска невозврата кредита у федерального бюджета практически нет, так как, согласно типовой форме кредитного договора, в случае нарушения графика погашения долга, федеральное казначейство, без согласования с субъектом Российской Федерации, будет возмещать долги федеральному бюджету за счет текущих поступлений доходов субъекта Российской Федерации.

Слайд №9 демонстрирует, что экономия бюджетных средств составила бы ежегодно около 30 млрд. рублей.

Поэтому предлагается:

В федеральном бюджете ежегодно предусматривать средства в объеме около 300 млрд. рублей (за счет некоторого сокращения планируемого профицита бюджета) для выдачи бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации.

*все показатели, приведенные в данной информации, основаны на отчетности Министерства финансов Российской Федерации, Росстата, Федеральной налоговой службы.