Поиск
 
 
 

О ходе реализации федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ в городском округе Коломна

Результаты финансово-экономической деятельности Коломны за последние десятилетия, с точки зрения экспертов, являются во многом типичными для городских округов России.

В бюджетной сфере Коломны на 1 января 2011г. функционировало 124 бюджетных учреждений и 1 казенное учреждение, автономные учреждения отсутствовали. Учреждения различаются по размерам, перечню оказываемых услуг, материально-техническому оснащению и другим критериям. На территории Коломны находятся Коломенское отделение Управления Федерального казначейства по Московской области и Расчетно-Кассовый Центр в г. Коломна Московской области.

При реализации федерального закона от 8 мая 2010г. 83-ФЗ (далее — закон) в Коломне был выбран консервативный вариант, т.е. решением Совета депутатов установлено, что бюджетные учреждения в 2011г. являются получателями бюджетных средств и финансируются на основании бюджетных смет. Расходование денежных средств от приносящей доход деятельности осуществляется в соответствии со сметами доходов и расходов. Бюджет Коломны утвержден на 2011г. в соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса РФ без учета средств ОМС и приносящей доход деятельности бюджетных учреждений.

В рамках реализации закона в Коломне выполнен определенный комплекс мероприятий. Прежде всего, проведена оценка возможности изменения правового положения бюджетных учреждений, которая включала в себя следующие критерии:

  • возможность и необходимость выполнения муниципальными учреждениями функций, при этом учитывалось, простое правило: выполнять функции могут только казенные учреждения. Поэтому, например, централизованным бухгалтериям был определен статус казенных учреждений.
  • сфера деятельности муниципальных учреждений: поскольку только для автономных учреждений законодательно сфера деятельности ограничена, то изначально не рассматривалось создание автономных учреждений в сфере информационных услуг, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта;
  • возможность исполнения публичных обязательств: поскольку в законодательстве не закреплено право исполнения публичных обязательств за автономными учреждениями, то исключалась возможность изменение статуса бюджетных учреждений на автономные, если они в 2011г. исполняли публичные обязательства;
  • опыт работы учреждений со средствами, получаемыми от приносящей доход деятельности: в течение нескольких лет Коломенское финансовое управление ведет соответствующий мониторинг, результаты которого свидетельствуют, что у отдельных учреждений объем доходов от приносящей доход деятельности превышает объем бюджетного финансирования (летние оздоровительные лагеря, археологический центр и т.д.), а другие не оказывали платные (методические центры и т.д.);
  • социальная значимость и количество учреждений, оказывающих конкретные муниципальные услуги: к казенным учреждениям относились те, которые оказывают «индивидуальные» социальные услуги, либо на данной территории функционирует только одно учреждение. Например, к казенным учреждениям отнесен детский сад компенсирующего вида для глухих и слабослышащих детей, в котором применяются современные уникальные методики, признанный победителем первого всероссийского конкурса «Детские сады — детям».
  • административный фактор: например, признание Коломны историческим поселением России послужило основанием для отнесения археологического центра к бюджетным учреждениям при соблюдении иных критериев его отнесения к автономным.

Параллельно с определением правового положения муниципальных учреждений решался вопрос учредительства. Рассматривалось два варианта решения данного вопроса: во-первых, для всех муниципальных учреждений функции и полномочия учредителя выполняет Коломенский городской комитет по управлению имуществом и земельным отношениям и, во-вторых, отраслевые органы местной администрации с правами юридического лица. Поскольку за этими органами закреплен ряд обязательных функций (формирование и утверждение муниципальных заданий, согласование крупных сделок, порядок определения платы за услуги, выполняемые сверх муниципального задания, утверждение устава и т.д.), а также, учитывая накопленный опыт работы, муниципальными правовыми актами определено, что функции и полномочия учредителя будут выполнять отраслевые органы местной администрации с правами юридического лица.

В соответствии с требованиями 83-ФЗ выполнен достаточно большой объем нормативно-методической работы, начиная с разработки и утверждения плана мероприятий до документов, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с законодательством соответствующим финансовым органом. Начата была работа в Коломне с внесения изменений в Положение о бюджетном процессе, в котором и были отражены соответствующие принципиальные изменения.

В настоящее время в Коломне разработан и утвержден ряд документов, для многих из которых использовались соответствующие наработки на федеральном и региональном уровне, для других в большей мере использовался накопленный опыт и собственное понимание проблемы. Из принятых документов интерес могут представлять следующие:

  • распоряжением Администрации городского округа Коломны определен порядок контроля за деятельностью бюджетных и автономных учреждений, в котором не только определен перечень и функции конкретных уполномоченных организаций по осуществлению контроля, но и дано поручение соответствующим органам разработать регламенты по осуществлению ими контрольной деятельности в пределах их компетенции;
  • наибольшую проблему вызвало определение порядка перечисления в местный бюджет остатков с соответствующих счетов средств в соответствии с 23 пунктом статьи 30 закона. На федеральном уровне приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 июля 2010г. № 71н предусмотрено ежедневное перечисление Управлением федерального казначейства соответствующих остатков. Использование аналогичного порядка на местном уровне, на наш взгляд, не является достаточно эффективным. Поэтому, воспользовавшись предусмотренным финансовому органу муниципального образования правом самостоятельно определять указанный порядок, предусмотрено перечисление остатков средств со счета открытого в соответствии с законодательством в расчетно-кассовом центре на балансовом счете 40703 «Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации» на счет 40204 «Средства местного бюджета» на период временного кассового разрыва.

При реализации закона в переходный период перед муниципальными образованиями встает ряд вопросов, по которым потребуется выбирать вариант решения. Так, частые изменения законодательства (только за 2010г. внесено 11 изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации) не сделают ли бессмысленной уже выполненные мероприятия?

В связи с отменой в соответствии со статьей 30 закона необходимости представлять в финансовые органы документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, а также введением ограничения по срокам осуществления операций со средствами бюджетных учреждений (не позднее второго рабочего дня, следующего за днем предоставления документов бюджетными учреждениями, оформленных в установленном порядке), возникает, на наш взгляд, актуальная потребность разработки дополнительных муниципальных правовых актов, например по определению порядка соответствующего контроля за получением предварительного согласия учредителя на осуществление крупной сделки в соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7 — ФЗ (в редакции от 29.12.2010г.); созданию механизма управления кредиторской задолженности с определением порядка возможности перевода просроченной задолженности в разряд текущей (например, при достижении соглашений между должником и кредитором, получателем отсрочек и рассрочек и т.д.); применению более гибких инструментов управления местным бюджетом и оценке рисков при переходе со сметного финансирования на финансирование муниципального задания в связи с установлением ограничений по взаимодействию бюджетных учреждений с финансовыми органами т.д.

На 2011г. разработана и утверждена ведомственная целевая программ «Внедрение элементов бюджетирования, ориентированного на результат». Цель Программы — проведение мероприятий Коломенским финансовым управлением и главными распорядителями бюджетных средств по реализации закона. Для достижения указанной цели в данной программе одной из задач является создание условий для заинтересованности участников бюджетного процесса в реализации закона. Поэтому в программе запланировано для стимулирования результатов деятельности бюджетных учреждений два млн. руб. по балльной оценке критериев качества финансового менеджмента.