Поиск
 
 
 

Выступление зам. председателя департамента финансов администрации г.Липецка Григоровой Т.Ю. к очередному заседанию секции «Финансисты муниципальных образований»на тему «Существующая практика регулирования расходов на содержание аппарата управления в муниципалитетах с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством (ст.130 БК РФ)...»

Уважаемые коллеги!

В существующей в настоящее время модели регулирования субъектами РФ расходов на содержание аппарата управления дотационных муниципальных образований, по нашему мнению, имеется ряд проблемных вопросов, на которых я бы и хотела сегодня остановиться с учетом практики, наработанной в г.Липецке.

Так, во исполнение требований ст. 136 БК РФ в части установления для дотационных муниципальных образований нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, администрацией Липецкой области выбран следующий путь:

  • для муниципальных районов и городов — устанавливается норматив формирования общего объема расходов на содержание аппарата управления;
  • для сельских поселений — норматив формирования расходов только на оплату труда муниципальных служащих (фиксированная сумма, рассчитанная исходя их условий и порядка формирования оплаты труда муниципальных служащих, установленных областным Законом .

Методика расчета норматива расходов на содержание аппарата управления для районов и городов более сложная и во многом схожа с федеральной методикой. Базируется она на объеме утвержденных бюджетов муниципальных образований по доходам и расходам, проектов бюджетов на очередной финансовый год, а также численности муниципальных образований.

Полученный расчетным путем норматив (к примеру, для г. Липецка на 2011 год установлен норматив 5,6) умножается на объем первоначально утвержденных налоговых и неналоговых доходов, запланированных для муниципального образования на очередной финансовый год. Получившаяся сумма и является лимитом средств на содержание аппарата управления, превысить который не представляется возможным.

Указанные нормативы ежегодно утверждаются постановлением администрации Липецкой области.

Что это за собой влечет?

Как показала практика, данная модель регулирования расходов органов местного самоуправления ставит муниципальные образования в сжатые рамки. В нашем случае — это и невозможность установления муниципальным служащим максимальных окладов и повышения надбавок, а также проведения текущих и капитальных ремонтов помещений, замены отслужившего свой срок оборудования и многих других мероприятий.

Наши предложения по снижению доли дотационности:

Учитывая, что нормативы расходов на аппарат управления устанавливаются для муниципальных образований, в чьих бюджетах доля межбюджетных трансфертов превышает 10%, мы предлагаем выйти с законодательной инициативой в Министерство финансов РФ с предложением внести изменения в порядок расчета уровня дотационности местных бюджетов (ст. 136 БК РФ) путем исключения из суммы межбюджетных трансфертов субсидии.

Субсидии органам местного самоуправления в первую очередь носят стимулирующий характер и предоставляются из вышестоящих бюджетов на условиях софинансирования для проведения каких-либо мероприятий на местах. Тут работает принцип «чем больше направишь собственных средств на финансирование расходного полномочия, тем большую финансовую поддержку получишь „сверху“».

А при существующем раскладе — чем больший объем субсидий поступит в местный бюджет из областного бюджета, тем больше уровень дотационности.

Справочно:

Мы провели соответствующий анализ на примере бюджета нашего города Липецка.

В случае если бы при расчете величины дотационности г. Липецка за 2008-2010 гг. субсидия не принимала участие, сложилась бы следующая ситуация:

тыс. руб.

Наименование позиции

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Собственные доходы (налоговые, неналоговые, дотация, субсидия и дополнительные нормативы отчислений (ст.47 БКРФ))

6 065 425

5 746 023

6 173 939

Финансовая помощь из областного бюджета, всего

2 062 458

1 470 711

866 653

в т.ч.

— дотации

0

17 060

354 744

— субсидии

855 378

1 293 213

511 909

— дополнительные нормативы отчислений

1 207 080

160 438

0

Финансовая помощь из областного бюджета без учета субсидий

1 207 080

177 498

354 744

Удельный вес финансовой помощи без учета субсидий в собственных доходах бюджета (% дотационности)

19,9

3,1

5,7

Справочно: уровень дотационности в действующих условиях

34

25,6

14

Т.о. мы можем наблюдать, что с учетом предлагаемых изменений, уровень дотационности в течение двух из трех последних финансовых лет не превышает 10 %, а это в свою очередь даст дополнительные возможности муниципалитетам, в т.ч. и по установлению более достойной оплаты труда муниципальным служащим.