Практический опыт использования внебюджетных средств и кредитных ресурсов на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении бюджета города Ярославля в 2010–2011 годах
Особая актуальность проблемы для ярославля в 2010 году
2010 год был одним из самых напряженных для бюджета города, в связи с тем, что в сентябре 2010 года Ярославль отметил свой 1000-летний юбилей.
Бюджет города по расходам, осуществляемым за счет собственных средств городского бюджета, был утвержден в сумме 9,6 млрд. рублей, при этом дефицит бюджета составил 2,9 млрд. рублей, из которых 2,1 млрд. рублей — это поступления средств от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности, при этом основная часть этих поступлений прогнозировалась на конец финансового года. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности прогнозировались также проблемы с поступлением средств от приватизации муниципального имущества и продажи земельных участков (общая сумма в плане 585 млн. рублей).
В сложившихся условиях в целях обеспечения своевременного финансирования расходов бюджета, в том числе расходов, связанных с подготовкой к 1000-летию города, покрытие кассовых разрывов за счет кредитов и свободного остатка средств при исполнении бюджета города являлось одной из самых актуальных задач, стоявших перед департаментом финансов. Решение ее только за счет привлечения дополнительных кредитных ресурсов привело бы к дальнейшему увеличению расходов на обслуживание муниципального долга, которые и так были запланированы на достаточно высоком уровне (первоначальный план 330 млн. рублей).
Справочно:
- ежегодный объем доходов и расходов учреждений за счет средств от предпринимательской деятельности составляет около 800 млн. рублей. Для их обслуживания в департаменте финансов открыто более 400 лицевых счетов. (счет департамента открыт в учреждении ЦБ РФ) Общая сумма ежедневного остатка на счете составляет от 64 млн.рублей до 86 млн.рублей;
- объем средств, поступивших во временное распоряжение получателей бюджетных средств в 2010 году составил порядка 1 млрд. рублей (в основном задатки по аукционам). Для обслуживания данных средств в департаменте открыто 47 лицевых счетов (счет департамента открыт в учреждении ЦБ РФ). Общая сумма ежедневного остатка на счете составляет от 12 млн.рублей до 102 млн.рублей;
Решение поставленной задачи
I. Привлечение свободного остатка внебюджетных средств
Изучив практику Федерального бюджета (приказ МФ РФ от 13.04.2010 № 33-н " О порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета«), проведя собственный анализ движения внебюджетных средств и ежедневных остатков, неиспользуемых бюджетными учреждениями средств, поступающих от приносящей доход деятельности и средств, поступающих в их временное распоряжение, департаментом было принято решение о введении аналогичного порядка. Для разработки данного порядка и его внедрения потребовалось:
а) дополнить в июле 2010 года Решение о бюджете города пунктом следующего содержания:
«181. Установить, что остатки средств на счетах департамента финансов мэрии города Ярославля, открытых в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами, полученными получателями бюджетных средств от приносящей доход деятельности, и средствами, поступающими во временное распоряжение бюджетных организаций, могут перечисляться департаментом финансов мэрии города Ярославля в 2010 году с соответствующих счетов на лицевой счет департамента финансов мэрии города Ярославля, открытый в установленном порядке для средств бюджета города Ярославля, с их возвратом до 31 декабря 2010 года на указанные счета в порядке, установленном департаментом финансов мэрии города Ярославля, для использования их в качестве источника покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета города.»
б) разработать Порядок перечисления остатков средств на счет бюджета города (распоряжение заместителя мэра-директора департамента финансов от 08.07.2010 № 21 «О Порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных получателями бюджетных средств от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов на лицевой счет департамента финансов мэрии города Ярославля, открытый в установленном порядке для средств бюджета города Ярославля, а также их возврата на указанные счета» (сайт департамента финансов: www.depfin.city-yar.ru в разделе «Нормативные акты»).
В соответствии с данным распоряжением управление городского казначейства департамента:
- ежедневно осуществляет необходимые расчеты по установленной форме для перечисления средств с лицевых счетов 40703 и 40302 на лицевой счет бюджета,
- при необходимости обеспечения кассовых выплат получателей бюджетных средств перечисляет средства с лицевого счета бюджета на лицевые счета 40703 и 40302,
- в последний рабочий день каждого месяца остаток данных средств с лицевого счета бюджета возвращает на лицевые счета бюджетополучателей.
Введение механизма привлечения остатков внебюджетных средств позволило во втором полугодии 2010 года практически от 30% до 100% покрывать кассовые разрывы при исполнении бюджета города за счет данных средств и обеспечить как своевременное финансирование расходов бюджета, так и значительную экономию бюджетных средств (за 6 месяцев 2010 года экономия составила более 5 млн. рублей, исходя средней процентной ставки по привлеченным кредитным ресурсам 11,3% годовых) — отражено в диаграмме.
Кроме того, данный порядок использования остатков внебюджетных средства позволил департаменту осуществлять досрочное гашение кредитов банков (в пределах 2–3 недель), что также позволило снизить расходы на обслуживание муниципального долга.
II. Работа с кредитными организациями
На финансирование кассовых разрывов привлекались также и кредиты коммерческих банков.
Всего в 2010 году бюджетом города Ярославля были привлечены кредитные ресурсы от кредитных организаций в объеме 2500 млн. рублей, в том числе:
- 431,9 млн. рублей на покрытие дефицита бюджета,
- 1393,0 млн. рублей на рефинансирование долговых обязательств, привлекавшихся ранее (2009 год);
- 675,1 млн. рублей на погашение долговых обязательств, привлекавшихся на финансирование временных кассовых разрывов.
Процентные ставки по кредитам, привлеченным в 2009 году и переходящим на 2010 год, в силу продолжавшегося финансово-экономического кризиса, были достаточно высоки и составляли на начало года от 18,92% до 16% годовых.
Однако в результате проводимой с банками работы в рамках п.4.1 статьи 9 Федерального закона № 94-фз (4.1. Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2–6.4 настоящей статьи. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом, за исключением случаев заключения контракта на энергосервис на основании статьи 56.1 настоящего Федерального закона. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта.) и улучшением общей экономической ситуации (снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ) удалось добиться снижения высоких ставок до 13,5 %. По банкам, которые не шли на снижение процентных ставок, принимались решения о досрочном возвращении кредитов.
Со II-го полугодия 2010 года в аукционах по привлечению кредитных ресурсов активно стали участвовать и побеждать с низкими процентными ставками такие банки как Сбербанк России, «Банк ВТБ», «Нижегородпромстройбанк», а также «Балтийский банк». Процентные ставки этих банков колебались от 10% годовых по кредитам до 18 месяцев и до 7,2% годовых по кредитам до 12 месяцев.
В настоящее время совместно с кредитными организациями ведется проработка нового для департамента финансов кредитного продукта — возобновляемой кредитной линии с лимитом задолженности, что обеспечит департаменту в течение периода действия контракта осуществлять оперативное привлечение и гашение кредитов.
Результаты проведенной работы
В результате проводимой работы эффект по экономии расходов на обслуживание долговых обязательств по кредитам кредитных организаций за 2010 год составил около 50 млн. рублей.
Следует отметить, что частью 23 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-фз в отношении бюджетных учреждений, по которым принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета установлено следующее:
23. Установить, что с 1 января 2011 года остатки средств бюджетных учреждений на счетах территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, на которых отражаются операции со средствами бюджетных учреждений, могут перечисляться с указанных счетов в соответствующий бюджет с их возвратом до 31 декабря текущего финансового года на счета, с которых они были ранее перечислены в соответствии с настоящей частью, в порядке, установленном соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Соответствующий правовой акт подготовлен департаментом в декабре 2010 года:
Распоряжение заместителя мэра — директора департамента финансов мэрии города Ярославля от 14.12.2010 № 42 «О Порядке перечисления остатков средств бюджетных учреждений города Ярославля со счета, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных учреждений города Ярославля, в бюджет города Ярославля, а также их возврат на указанный счет».
(Все муниципальные правовые акты размещены на сайте департамента финансов мэрии города Ярославля http://www.depfin.city-yar.ru в разделе «Нормативные акты».)
Заместитель мэра — директор департамента финансов мэрии города Ярославля А. А. Данц
|