Поиск
 
 
 

Ответы Министра промышленности и торговли Российской Федерации В. Б. Христенко на вопросы депутатов фракции в рамках «правительственного часа»

1. На территории Таможенного союза действует ряд нормативных правовых актов в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования торговой деятельности.

Как Минпромторг России оценивает влияние таможенного законодательства Таможенного союза на развитие товарооборота и производственной кооперации?

Ответ: С 1 января 2010 г. вступил в силу значительный пакет договоренностей в области единого таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18). В соответствии с пунктом 9 вышеуказанного Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация не применяют лицензирование и количественные ограничения во взаимной торговле.

Данные меры, направленные на снижение административных барьеров, а также принятое решение о переносе таможенного контроля на внешний контур Таможенного союза позволят упростить процедуру перемещения товаров во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза, что позволит значительно увеличить товарооборот Сторон и создаст преимущества на пути продвижения российских товаров на рынки государств-членов Таможенного союза.

Следует отметить, что товарооборот Российской Федерации в 2010 году вырос по сравнению с показателем 2009 года на 31,8 % (618 млрд. долл. США против 469 618 млрд. долл.), что может быть вызвано как посткризисным восстановлением экономики страны, так и положительным влиянием унификации таможенных процедур и ставок таможенных пошлин государств-членов Таможенного союза.Также следует отметить, что формирование единой таможенной территории безусловно положительно скажется на развитие сотрудничества и производственной кооперации между хозяйствующими субъектами и отраслями участников Таможенного союза.

Следует также отметить, что в числе принятых нормативных правовых актов регулирующих внешнюю торговлю в Таможенном союзе Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 308 принят «Регламент внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию Таможенного союза», одной из основных задач которого является установление единого для государств-участников порядка регулирования товарооборота продукции на территории Таможенного союза через процедуры введения, изменения или прекращения мер таможенно — тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, реализуемых на единой таможенной территории.

Регламентом реализуются следующие положительные стороны в регулировании товарооборота и производственной кооперации:

  1. Гласное и согласованное решение о применении или снятии мер регулятивного воздействия.

  2. Возможность прогнозирования участниками экономической деятельности объёмов и номенклатуры товаров, которые они собираются реализовывать как в рамках национального, так и в рамках межгосударственного рынка.

  3. Возможность заблаговременной кооперации производителей однородной продукции в государствах- участниках для решения вопросов единого ценообразования и как следствие лоббирование своих интересов на единой таможенной территории по отношению к производителям не входящим в Таможенный союз.

  4. Формирование единой системы контроля качества и обеспечения безопасности продукции.

  5. Возможность аккумулирования финансовых активов и получения кредитов для развития наиболее привлекательных экономических проектов.

2. По данным Минэкономразвития России рост цен на продукцию чёрной металлургии в 2010 году составил 30%.

Каковы причины такого повышения цен на металлургическую продукцию? Какие меры Минпромторг России планирует предпринять в 2011 году для минимизации роста цен в данной отрасли?

Ответ: В начале 2010 года наблюдался рост цен производителей на внутреннем рынке на основные виды металлопродукции и сырья для ее производства. Однако со второй половины года наметилось замедление темпов роста цен на сырье и металлургическую продукцию, которые в среднем составили 3-5%.

В результате, по данным Росстата за январь-декабрь 2010 г. индекс цен по металлургическому производству (черные и цветные металлы) составил 124,1%.

Для такого повышения цен существуют объективные предпосылки.

Основную долю в структуре себестоимости металлургических комбинатов занимают сырье и материалы (свыше 64%), а также продукция и услуги естественных монополий (около 20%). Уровень цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий оказывает большое влияние на экономическое и финансовое состояние предприятий металлургической промышленности, на себестоимость выпускаемой ими продукции, а также на ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Так, по данным Росстата за период с декабря 2007 года по декабрь 2010 года прирост цен на промышленную продукцию составил 54,6%, в том числе 43,9% на продукцию металлургического производства, 47,6% на машины и оборудование, 38,1% на транспортные средства и оборудование.

При этом за аналогичный период прирост цен на электроэнергию, отпущенную промышленности, составил 78,6%, на грузовые железнодорожные перевозки — 59,1%, на природный газ — 54,7%.

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина (протокол от 23 июля 2010 г. № ВП-П9-41пр) Минпромторгом России были разработаны и, по согласованию с Минэкономразвития России и ФАС России, утверждены приказом Минпромторга России от 20.12.2010 г. № 1243 Методические рекомендации для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий по форме и содержанию долгосрочных договоров.

Улучшению ситуации, по мнению Министерства, будут способствовать следующие меры:

  • заключение долгосрочных контрактов (от 1 года до 3 лет) с формулой цены на основе методических рекомендаций для компаний с государственным участием и субъектов естественных монополий по форме и содержанию долгосрочных договоров, утвержденных приказом Минпромторга России от 20 декабря 2010 г. № 1243, по согласованию с ФАС России и Минэкономразвития России;

  • совершенствование методики установления ценовых индикаторов на отдельные виды металлопродукции при утверждении ежегодных программ нефтяных и газовых компаний, учитывающих ежегодный рост тарифов и инфляционную составляющую;

утверждение в установленном порядке директив представителям интересов Российской Федерации в компаниях с государственным участием по обязательному применению прямых долгосрочных договоров на поставку металлопродукции в рамках своих инвестиционных и производственных программ, проекты которых были подготовлены Министерством и направлены в Правительство Российской Федерации в целях выполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 23 июля 2010 г. №ВП-П9-41пр, что позволит сократить издержки нефтегазовых компаний и исключить излишние посреднические структуры.

3. Приказом Минпромэнерго России от 07.08.2007 г. № 311 утверждена Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года, первый этап которой рассчитан на 2007 — 2011 годы. Каковы промежуточные результаты обеспечения необходимых тактико-технических характеристик вооружения, военной, специальной техники за счет отечественной продукции?

Каковы результаты мер по восстановлению производства на территории Российской Федерации всего ассортимента электронной компонентной базы для производства военной техники?

Ответ: Для решения основных задач Программы в 2010 году разрабатывались технологии, позволяющие обеспечить создание важнейших комплексов и систем вооружения и военной техники с требуемыми тактико-техническими характеристиками, в частности:

  • для перспективных комплексов ракетной и космической техники, ЗРС и ЗРК;

  • для перспективных суперкомпьютеров разрабатывались технологии создания вычислительной платформы (ОКР «Ангара-2010»), и высокоскоростной отказоустойчивой коммуникационной сети (ОКР «Ангара-С»);

  • для перспективных комплексов с БЛА разрабатывались технологии производства мобильных систем обеспечения посадки, судового комплекта управления, адаптивных антенных систем и радиолиний;

  • для комплексов и систем связи разрабатывались технологии производства антенных систем, мультисервисных цифровых систем, технологии программной организации симплексных речевых каналов для взаимодействия разнесенных радиосредств в наземной пакетной сети;

  • для перспективных РЛС разрабатывались технологии создания мощных ЛБВ 3-х сантиметрового диапазона, модулей с использованием сверхширокополосных сверхкоротких радиолокационных импульсов;

  • для средств и систем РЭБ, головок самонаведения ракет; производства заготовок из сплава МД для изготовления ламповых деталей ЛБВ.

В рамках ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы планируется создание ряда базовых технологий изделий ЭКБ, соответствующих мировым достижениям, в том числе технологий сверхбольших интегральных схем с топологическими размерами до 65 — 32 нм с организацией опытного производства к 2015 г., твердотельных изделий КВЧ диапазона (рабочие частоты до 150 ГГц) на основе наногетероструктур и др., что позволит разрабатывать и производить ЭКБ необходимого для создания перспективных образцов ВВСТ технологического уровня.

Одновременно с развитием и внедрением базовых электронных технологий решается вопрос создания функционально полной номенклатуры изделий ЭКБ военного назначения. В настоящее время Минпромторгом России разработан проект подпрограммы «Создание электронной компонентной базы для систем, комплексов и образцов вооружения, военной и специальной техники» ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы». Главной целью подпрограммы является обеспечение реализации государственной программы вооружения и выпуска параметрических рядов отечественной ЭКБ с требуемыми техническими и эксплуатационными характеристиками для систем наземного, воздушного, морского и космического базирования военного и двойного назначения в период 2011-2020 гг.

Ожидается, что к 2015 году предприятиями радиоэлектронной промышленности будет разработано и освоено не менее 986 типов изделий, а в период 2016-2020 гг. — еще 1060 типа изделий ЭКБ. При этом обеспеченность ВВСТ отечественной ЭКБ в 2015 году составит 49%, а в 2020 году — 95%.

4. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438 Минпромторг России осуществляет согласование государственного оборонного заказа.

Какие объемы продукции государственного оборонного заказа способны обеспечить сохранение производственных мощностей и кадров, а также развитие технологии и конкурентоспособности в области производства обычных вооружений, боеприпасов, электронной техники и средств связи?

Ответ: Для предприятий и организаций всех отраслей ОПК, в том числе обычных вооружений, боеприпасов, электронной техники и связи, актуальной проблемой является не «сохранение», а коренная технологическая модернизация производственных мощностей, которые в значительной части не соответствуют современным и перспективным требованиям. Не просто «сохранение» кадров, а — наращивание интеллектуального и квалификационного потенциала, т.е. проведение работ по подготовке и переподготовке кадров для освоения и развития новых технологий, производства сложной наукоемкой продукции, поставляемой, в первую очередь, по гособоронзаказу.

Простое увеличение объема ГОЗ эти задачи не решает. Для предприятий ОПК важны не только объемы заказов, но и условия их выполнения (авансирование, рентабельность, заработная плата работников и т.п.). ГОЗ безусловно гарантирует спрос, но он должен быть не менее привлекательным для предприятий, чем коммерческие и экспортные заказы.

В последние годы объем военной продукции во всех отраслях ОПК последовательно растет. Доля военной продукции в общем объеме промышленной продукции ОПК в 2010 году достигла около 69%, в том числе: в авиационной и судостроительной промышленности — около 73%, в промышленности обычных вооружений — 60%, промышленности боеприпасов и спецхимии — почти 40%, в радиоэлектронном комплексе — около 26%.

Указанная ситуация сложилось ввиду неконкурентоспособности целого ряда видов продукции гражданского назначения, которая «вымывается» с рынка.

Поэтому важным для нас является удержание установленного стратегического ориентира — паритетного соотношения военной и гражданской продукции (50 на 50) в общих объемах выпуска продукции ОПК. Это позволяет организациям путем диверсификации производства более устойчиво функционировать и развиваться в условиях рынка.

5. Одной из задач Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31.10.2008 г. № 248 является развитие материально-технической базы лесного комплекса.
Каковы первоначальные итоги реализации данной Стратегии по развитию производства лесохозяйственной, лесозаготовительной и лесопожарной техники?

Какие объемы данной техники, помимо закупаемых за счет федерального бюджета лесопожарных автоцистерн и тракторов, способны поставить российские предприятия лесного машиностроения в текущем году для расчистки сгоревших в 2010 году лесов и посадки новых насаждений? Какое количество техники для лесного комплекса было выпущено в 2010 году и планируется выпустить в 2011 году?

Ответ: Производством лесозаготовительных машин и другого оборудования для лесного комплекса занято 11 отечественных предприятий. Основу парка лесозаготовительных машин составляют трелевочные машины (61%), специализированные машины для сортиментной заготовки древесины (харвестеры и форвардеры) занимают в парке около 9%, остальная доля приходится на производство лесотранспортных машин (автомобили, прицепы).

Министерством промышленности и торговли Российской Федерации письмом от 25 февраля 2011 года № МД-1697/20 согласован проект распоряжения Правительства Российской Федерации, утверждающий перечень производителей лесопожарной и лесохозяйственной техники, признаваемых единственными поставщиками, у которых государственные заказчики осуществляют в 2011 году закупку для государственных нужд указанной продукции, производимой на территории Российской Федерации, разработанный Рослесхозом, согласно поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 10 февраля 2011 года № Пр-361.

В 2010 году основными предприятиями лесного машиностроения суммарно выпущено 295 ед. техники для лесного комплекса. По экспертной оценке производство указанной техники составит около 325 единиц.

Суммарные производственные мощности основных российских изготовителей лесопромышленной техники составляют более 3500 единиц в год (без учета мощностей по выпуску лесовозных автопоездов, производство которых осуществляется не на специализированных мощностях).

6. Одной из задач Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 г. № 354, является снижение доли закупаемого импортного оборудования для строительства гражданских судов.
Каковы предварительные итоги реализации данной Стратегии в части обеспечения строящихся судов оборудованием российского производства? Какие меры осуществляются Минпромторгом России по обеспечению российских предприятий судостроительной промышленности заказами на строительство и ремонт боевых кораблей, гражданских грузовых и пассажирских судов, судов речного и рыболовного флота? Каковы фактические объемы судостроения за 2010 год и планируемые объемы на 2011 год?

Ответ: В целом за 3,5 года, прошедшие с момента принятия Стратегии, «предварительные итоги» подводить рано. Для создания широкой номенклатуры судового оборудования российского производства необходимо:

  • наличие долгосрочных программ в части ВМФ (+ ФСБ, МВД, МЧС, ФТС), транспортного флота (Минтранс и судоходные компании), рыбопромыслового флота (Росрыболовство), средств освоения шельфа (Газпром и др.), научно-исследовательского флота (РАН, Росгидромет, МПР и др.), подтверждающих потребность в определенной серийности оборудования. В настоящий момент существуют только проекты таких программ;

  • принятие закона «О поддержке судостроения и судоходства» (создает некоторые предпосылки для стимулирования производства судового комплектующего оборудования в России).

Предприятиями судостроительной промышленности Минпромторга России полностью обеспечивается строительство и ремонт боевых кораблей заданных в рамках гособоронзаказа на 2011-2013 годы и Государственной программы вооружений до 2020 года. Объёмы поставок судостроительной продукции для нужд Минобороны России составили в 2010 году 85,6 млрд. рублей. В связи с тем, что в настоящее время Минобороны России не полностью заключило контракты на выполнение заданий гособоронзаказа на 2011 год объем поставок оценить точно не представляется возможным, однако, можно предположить, что он будет не менее, чем в 2010 году. Мероприятия государственной поддержки предприятий судостроительной отрасли определены ФЦП «Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса».

Развитие производства судового комплектующего оборудования предусматривается рядом инвестиционных проектов (например, производство дизельных двигателей в рамках создания нового судостроительного комплекса на о. Котлин). На данный момент дизельные двигатели нового поколения крайне нужны для оснащения гражданских судов и морских платформ, разрабатываемых в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы. Однако процесс создания отечественных конкурентоспособных дизельных двигателей в морском исполнении является сложным и дорогостоящим. В связи с этим в ближайшей перспективе в судостроении будут широко использоваться двигатели иностранного производства.

Меры по обеспечению судостроительной промышленности российскими заказами предусмотрены, в первую очередь, законопроектом «О поддержке судостроения и судоходства».

В части обеспечения строящихся судов оборудованием российского производства Минпромторгом России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы осуществляются НИР и ОКР по следующим технологическим направлениям:

1) технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления («Судовое приборостроение»)

2) технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем («Судовое машиностроение и энергетика»)

7. Правительство Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 г. № 205 и от 28.12.2010 г. № 1171 обращает внимание на важность отечественного тракторного машиностроения для развития экономики России.

Что сделано и планирует сделать Минпромторг России для развития этой составляющей российского машиностроения? Каковы показатели выпуска тракторов в 2010 году и планируемые объемы на 2011 году?

Ответ: По данным Росстата в 2010 году на территории Российской Федерации выпущено сельскохозяйственных тракторов 7543 шт., что на 23,0% больше относительно уровня 2009 года (6133 шт.).

Минпромторг России на условиях государственно-частного партнерства осуществляет выполнение важнейшего инновационного проекта «Разработка и организация производства сельскохозяйственного трактора классической компоновки с мощностью двигателя от 350 до 400 л.с. и автоматической трансмиссией». Общая стоимость проекта составляет 620,0 млн.рублей. В 2011 году в рамках данной работы планируется выпуск опытно-промышленной партии тракторов, а также осуществление технологической подготовки серийного производства техники.

За 2010 год объем субсидирования за счет средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями сельскохозяйственного и тракторного машиностроения на техническое перевооружение составил 10,1 млн. рублей.

Проектом Плана мероприятий на среднесрочную перспективу по реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года в целях стимулирования модернизации производства сельскохозяйственной техники предусмотрено направление по внесению изменений в указанное постановление, включающее расширение применения понятия «технологическое перевооружение». Планируется, что субсидирование кредитов, полученных на «технологическое перевооружение», будет осуществляться при условии расходования средств на реализацию инвестиционных проектов предприятий, направленных на обеспечение:

  • реконструкции, модернизации и технического перевооружения существующих производственных мощностей;

  • создания дополнительных производственных мощностей в целях повышения технико-экономических показателей организации;

  • внедрения передовой техники и технологий, механизацию и автоматизацию производства;

  • модернизацию и замену морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более современным и производительным.

Кроме того, в целях развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения государством и Минпромторгом России в 2010 году оказывалась поддержка предприятиям отрасли по следующим направлениям:

В целях улучшения условий кредитования предприятий-экспортеров осуществляется государственная поддержка экспорта промышленной продукции в форме возмещения российским экспортерам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2005 г. № 357).

Для систематизации работ в области развития сельскохозяйственного машиностроения Минпромторгом России разработан проект «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» (далее — Стратегия), который в настоящее время проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.

Стратегия нацелена на реализацию мероприятий по преобразованию отрасли в передовой сектор промышленности, обеспечивающий потребности российского агропромышленного комплекса в высокоэффективной технике и оборудовании собственного производства, а также расширение экспортных рынков российской сельхозтехники. Реализация Стратегии преследует две главные долгосрочные стратегические цели.

Первая — снижение зависимости России от импорта товаров за счет удовлетворения внутреннего спроса высококачественной продукцией собственного производства в рамках Доктрины продовольственной безопасности страны.

Вторая — развитие экспортного потенциала предприятий отрасли.

Для достижения поставленных целей планируется решение следующих основных задач:

  • обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники;

  • создать в России благоприятные финансовые и организационные условия для развития экспорта сельскохозяйственной техники;

  • обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР;

  • обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники соответствующее международным стандартам путем модернизации существующих и/или создания новых;

  • повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50% и выше;

  • способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса и сельскохозяйственного машиностроения.

До официального утверждения Стратегии начата ее практическая реализация.

Минсельхозом России (на основании исследований ВИМ, ГИЦ, ВНИИМЖ, ФГНУ «Росинформагротех», а также анализа нормативно-методической и технической литературы) разработаны Технические и технологические требования к сельскохозяйственной технике и оборудованию, используемым в растениеводстве и животноводстве, с учетом зональных условий, которые позволят обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на основе повышения производительности и надежности машин, снижения затрат труда, повышения уровня энергоэффективности сельскохозяйственного производства.

Кроме того, в целях развития промышленного производства существующих моделей сельскохозяйственной, строительно-дорожной техники, техники для лесного применения, а также обеспечения развития современных производств крупных узлов и агрегатов на территории страны Минпромторгом России разработан проект Порядка определения уровня локализации с методикой определения статуса техники.

Предлагаемые принципы и условия локализации (включая поэтапный принцип локализации) производства техники (в том числе с использованием импортных узлов и агрегатов) на территории Российской Федерации, позволят дифференцированно, в зависимости от уровня локализации, предоставлять государственные финансовые преференции.

При этом Программа локализации даст возможность государственным финансовым институтам более эффективно работать на рынке финансирования продаж и поставок техники, в том числе, собранной из импортных и произведенных в Российской Федерации комплектующих изделий (узлов и агрегатов), её потребителям и покупателям.

8. Согласно приказу Минпромторга России от 23.03.2009 г. № 167 конкурс на звание «Лучший российский экспортер 2008 года» проводился в ряде отраслей промышленности, в том числе в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Приказ Минпромторга России от 16.04.2010 г. № 301 исключил из конкурса на звание «Лучший российский экспортер 2009 года» сельское хозяйство полностью и пищевую промышленность частично, например, по мукомольно-крупяной продукции (группа ТН ВЭД 11), молочной продукции (группа ТН ВЭД 04) и др.

Предполагается ли проведение такого конкурса по итогам 2010 года? Если да, то будет ли он проводиться в отраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности в полном объеме? Считаете ли Вы возможным передачу в ведение Минсельхоза России проведение конкурса в отраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности?

Ответ: Конкурс на звание «Лучший российский экспортер года», проводится в рамках реализации Системы мер государственной поддержки отечественного экспорта.

В связи с тем, что при проведении Конкурса на звание «Лучший российский экспортер 2008 года» в Минпромторг России поступило всего три заявки от организаций, производящих продукцию, соответствующую группе товаров 04 и 11, которые соответственно и были объявлены победителями в своих номинациях, в связи с отсутствием иных заявок, было принято решение оптимизировать перечень продукции, по которому проводился Конкурс на звание «Лучший российский экспортер 2009 года», исключив коды ТН ВЭД, по которым заявки не представлялись.

Учитывая заинтересованность организаций в участии в ежегодном конкурсе на звание «Лучший российский экспортер года», полагаем возможным вернуться к рассмотрению указанного вопроса при проведении следующего Конкурса. В данный момент ведутся переговоры с Внешэкономбанком о выделение спонсорских средств на проведение конкурса «Лучший экспортер 2010 года».

Касательно вопроса передачи в ведение Минсельхоза России проведение конкурса в отраслях сельского хозяйства и пищевой промышленности сообщаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 утверждено Положение о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, в соответствии с которым на Минпромторг России возложены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеторговой деятельности, в том числе по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности, а также функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности.

9. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 г. № 498 утверждена федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы», одним из государственных заказчиков которой является Минпромторг России.

Каковы промежуточные итоги реализации указанной программы в части, касающейся Вашего ведомства?

Ответ: В реализации указанной ФЦП принимают участие 2 предприятия, подведомственные Минпромторгу России:

  • ФГУП «НИИ физических проблем им. Ф.В.Лукина» — создание центра высоких технологий на базе инженерно-производственного комплекса с синхротроном «Зеленоград» — со сроком завершения работ в 2011 году. На данный момент проведены следующие мероприятия:

      • модернизация инженерных систем инженерно-производственного корпуса и энергокорпуса;

      • разработка и изготовление чистой технологической зоны для размещения многокамерного комплекса;

      • монтаж модуля подготовки образцов для выращивания гетероструктур на основе SiGe и совмещения с кластером локальных технологий и безмасковой литографии;

      • проведение монтажа чистой комнаты площадью 600 кв. м. класса 8 ИСО;

      • монтаж модернизированного электрофизического оборудования (ЭФО) синхротрона;

  • ФГУП «Всероссийский НИИ авиационных материалов»:

  • техническое перевооружение участков по разработке технологии изготовления шликеров и катодов — работы завершены в 2009 году, осуществлена модернизация машины испытательной высокотемпературной универсальной Fmax 10 Кн;

  • комплекс лабораторий композитных материалов и сплавов — со сроком завершения работ в 2011 году — проведение строительно-монтажных работ по созданию опытно-промышленного производства композитных материалов и сплавов с использованием наноразмерных структур квазикристаллов, наносиликатов, поставка оборудования (2-х шнековый экструдер), установка разрывной машины «Инстрон», проведение испытаний нанообразцов и др.

10. Приказом Минпромторга России от 15.02.2010 г. № 123 утверждена Ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и в торговле», одной из задач которой является развитие организаций народных художественных промыслов. В качестве мероприятия по выполнению указанной задачи программой предусмотрено предоставление субсидий организациям, перечень которых на 2010 год определен приказом Минпромторга России от 22.06.2010 г. № 509.

Подготовлен ли перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых будет осуществляется за счет средств федерального бюджета в 2011 году и в каких объемах?

Ответ: В целях усиления мер государственной поддержки народных художественных промыслов приказом Минпромторга России от 22 июня 2010 г. № 509 утвержден Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, который включает 77 организаций из 34 субъектов Российской Федерации (вступил в силу с 8 сентября 2010 года). Указанным организациям в 2010 году предоставлено субсидий на сумму 194,022,7 тыс. рублей — в 2,4 раза больше, чем в 2009 году.

В соответствии с приказом Минпромторга России от 31 января 2011 г. № 100 вышеуказанный перечень из 77 организаций НХП переутверждён на 2011 год.

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году предусмотрено выделение субсидий организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов в размере 194,0 млн. рублей.

11. В настоящее время в большинстве регионов Российской Федерации существует проблема оснащения театров, киноконцертных залов, досуговых центров современным техническим оборудованием. Как правило, на эти цели требуются значительные денежные средства в силу того, что большая часть такого оборудования производится за рубежом.

Планирует ли Минпромторг России меры по развитию и поддержке отечественного производства музыкальных инструментов, инженерного, звукового и осветительного оборудования, необходимого для учреждений культуры?

Ответ: Действительно, в настоящий момент в России отсутствуют масштабные и конкурентоспособные на мировом уровне производства указанных видов оборудования. В этой ситуации Минпромторг России пошел на встречу потребителям и при обсуждении перечней импортируемой продукции, освобождаемой от таможенных пошлин в силу отсутствия производимых в стране аналогов, выступал за внесение соответствующего оборудования в такой перечень.

При этом считаем возможным и обсуждение мероприятий по развитию соответствующих производств при наличии гарантированного устойчивого долгосрочного платежеспособного спроса на данную продукцию.

12. В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации поручено в I-м квартале 2011 года разработать концепцию новой редакции федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, учитывающую накопленный опыт и отвечающую задачам модернизации и инновационного развития экономики. Согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Минпромторг России является соисполнителем разработки указанной концепции.

Какие предложения есть в Минпромторге России в рамках разработки указанной концепции?

Ответ: Минпромторг России полагает необходимым внесение следующих изменений в действующее законодательство о государственных закупках:

  • синхронизация бюджетного процесса и процедуры планирования государственных закупок. Действующая практика формирования федерального бюджета на очередной финансовый год не учитывает факта существования обязательств государственных заказчиков по долгосрочным государственным контрактам, заключаемым в рамках государственного оборонного заказа и федеральных целевых программ;

  • отражение в действующем законодательстве особенностей размещения государственных заказов на выполнение НИОКР и технологических работ, в частности, касающихся критериев оценки заявок, подаваемых участниками размещения заказа. При размещении таких заказов огромное значение имеет квалификация участника размещения заказа, а также наличие у него необходимого для проведения исследований и разработок оборудования. Однако в настоящее время такие требования могут предъявляться заказчиком лишь при выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства;

  • закрепление в законодательстве о размещении государственного заказа такого понятия, как привлечение исполнителями внебюджетных источников финансирования, обязанность которого предусмотрена федеральными целевыми программами.

Министерство направляло данные предложения в адрес Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям М.Л. Шаккума письмом от 25 июня 2010 г. № АД-6934/14.

Кроме того, представляется целесообразным внести ряд изменений в Федеральный закон № 94-ФЗ для участников выполнения государственного оборонного заказа:

  • включить в статью 22 (пункт 1) закона требования об обязательном привлечении к разработке и экспертизе конкурсной документации научно-исследовательских организаций, государственных научных центров, других ведущих предприятий, а также соответствующих научных и экспертных советов. Данное обстоятельство значительно повысит качество конкурсной документации и обоснованность устанавливаемых в ней требований;

  • предусмотреть в статье 22 (подпункт 2.1) возможность проведения предварительного квалификационного отбора потенциальных исполнителей гособоронзаказа, что позволит не допускать к участию в конкурсе организации, которые заведомо по объективным причинам (отсутствие опыта работы, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для получения требуемого результата) не в состоянии выполнить ГОЗ. Отсутствие четких требований по оценке качества работ и квалификации участника конкурса не способствуют объективности в определении победителя конкурса;

  • предусмотреть возможность изменения цены контракта (предоставление Правительству права формирования цен контрактов) в случае размещения заказа на поставку российских вооружения, военной и специальной техники с технологическим циклом производства свыше двух лет по документации, имеющей литерность опытной, а также на выполнение ремонта технически сложной продукции военного назначения.

Также предполагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в частности:

  • регламентировать обязательность выполнения ГОЗ всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по выполнению оборонного заказа. Одновременно установить порядок и меры по компенсации убытков исполнителя ГОЗ в случае нерентабельности работ по выполнению ГОЗ и компенсации возможных потерь в процессе их выполнения, а также гарантированные (обязательные) меры экономического стимулирования выполнения ГОЗ, распространяющиеся на его исполнителей;

  • предусмотреть в статье 9 «Экономическое стимулирование выполнения оборонного заказа» в целях стимулирования головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа поквартальное или поэтапное авансирование работ по выполнению оборонного заказа в размере не менее 80% их стоимости за счет средств федерального бюджета на финансирование оборонного заказа. В существующей редакции закона предусмотрено не менее 40%;

Кроме того, внебюджетное финансирование работ в рамках ГОЗ не согласуется с положениями действующего законодательства по данному вопросу. Так, привлечение внебюджетных источников для финансирования работ по ГОЗ ограничивается и входит в противоречие со статьей 3 данного Федерального закона. ГОЗ формируется и утверждается Правительством в полном объеме в пределах расходов на эти цели, установленных федеральным бюджетом и в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса является расходным обязательством Российской Федерации.

13. В соответствии со Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 24.09.2009 г. № 853, одной из её задач является усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом с целью увеличения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 году до 50 %. Решению этой задачи должна способствовать созданная в 2008 году Минпромторгом России, МВД России и Федеральной таможенной службой межведомственная комиссия по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности

Каковы результаты и эффективность работы указанной комиссии?

Ответ: В 2010 году состоялось 4 заседания Межведомственной комиссии, на которых обсуждались вопросы борьбы с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности. Особое внимание было уделено:

  • выявлению каналов и структур по производству контрафактной и ввозу контрабандной продукции легкой промышленности, пресечению их деятельности и ликвидации;

  • внесению изменений в законодательство РФ, обеспечивающих безусловное уничтожение контрафактной и контрабандной продукции легкой промышленности;

  • созданию в субъектах РФ комиссий с аналогичными функциями, оказанию региональным комиссиям методической, информационной и консультационной помощи по возникающим вопросам и проблемам в работе по указанному направлению;

  • организации двухстороннего мониторинга экспорта-импорта товаров легкой промышленности между Россией и Китаем.

По состоянию на 1 января 2011 года в 76 субъектах РФ приняты положительные решения по созданию комиссий с аналогичными функциями и ведется работа по борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией легкой промышленности на региональном уровне.

В части законодательства утвержден федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27.11.2010 года, разработанный ФТС России. Министерством разработан проект постановления Правительства «Об утверждении перечней товаров легкой промышленности, подлежащих уничтожению».

Принимаемые усилия МВК в совокупности с действующими мерами государственной поддержки отечественных товаропроизводителей легкой промышленности дали положительные результаты. По экспертным оценкам доля неучтенной продукции в 2009 году по сравнению с докризисным 2007 годом снизилась на 9,9 процентных пункта до 39,8%, в 2010 году зафиксировано снижение еще на 3,3 процентных пункта.

14. Для вооружения Минобороны России использует авиационные двигатели Казанского моторостроительного производственного объединения.

В 2009-2010 годах заказов на изготовление двигателей от военного ведомства, а также гражданской авиации не поступило, что вызывает простой заводского оборудования. При этом технология изготовления таких двигателей требует постоянной поддержки производственного цикла.

Какие меры принимает Минпромторг России в части регулирования гособоронзаказа по использованию имеющихся производственных мощностей?

Ответ: Серийный выпуск авиадвигателей НК-8-2 и НК-86 для самолётов гражданской авиации Ту-154Б и Ил-86 ОАО «КМПО» на данный момент не осуществляет, ведётся в небольших количествах их ремонт, это обусловлено тем, что вышеуказанные воздушные суда находятся в стадии снятия с эксплуатации в гражданских авиаперевозках (Ту-154Б — 9 самолётов на крыле в авиакомпаниях России) или уже сняты (Ил-86).

По линии Минобороны России для боевых летательных аппаратов авиадвигатели ОАО «КМПО» серийно не выпускаются и соответственно не ремонтируются, для находящихся в эксплуатации самолётовТу-154Б (15 штук) авиадвигатели НК-8-2 по результатам конкурса ремонтировались в ОАО «УЗГА» (г. Екатеринбург).

ОАО «КМПО» выпускает и ремонтирует энергетическое и газоперекачивающее оборудование, автоматические коробки передач для городских автобусов, а также ряд оборудования сельскохозяйственного назначения.

15. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438 на Минпромторг России возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов.
В настоящее время на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, участвующих в выполнении гособоронзаказа, например на ОАО «Казанский вертолетный завод», сложилась ситуация, когда цена продукции головного предприятия устанавливается Минобороны России (государственным заказчиком) директивно, без учета положений приказа ФСТ России от 15.12.2006 г. № 394дсп в части формирования окончательной цены продукции и определения уровня рентабельности производства, а также фактического роста цен на покупные комплектующие изделия, производимые соисполнителями гособоронзаказа, как правило, единственными производителями.
Возможно ли административное влияние Минпромторга России на государственного заказчика и соисполнителей оборонного заказа для урегулирования данной ситуации? Какие меры принимаются Вашим ведомством в этой части?

Ответ: С целью оптимизации использования бюджетных средств при выполнении гособоронзаказа Минобороны России считает целесообразным внести изменения в Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении ГОЗа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта, в случае размещения ГОЗа у единственного поставщика, утвержденные постановлением Правительства от 4 ноября 2006 г. № 656. Эти изменения связаны с ограничением рентабельности на собственные затраты до 20%, на покупные комплектующие изделия — до 1%.

В настоящее время с учетом предложений Минобороны, ФСТ разработан проект приказа о внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по определению уровня рентабельности при производстве продукции (работ, услуг) оборонного назначения, поставляемой по гособоронзаказу, утвержденные приказом ФСТ от 15 декабря 2006 года № 394.

Минпромторг указанный проект приказа не согласовал.

Сравнительный анализ уровня рентабельности изделий военного назначения за 2008, 2009 и 2010 годы, рассчитанного в соответствии с действующими Методическими рекомендациями и методикой, предложенной ФСТ России в проекте приказа, показал значительное снижение общего уровня рентабельности. При этом статистических и каких-либо иных расчетов, обосновывающих необходимость снижения нормативов рентабельности, не представлено.

Так, по приоритетным изделиям радиоэлектронной промышленности снижение этого показателя составляет в среднем за 2008, 2009 и 2010 годы от 22% до 30%. При этом, снижение уровня рентабельности соответственно приведет к снижению уровня прибыли (чистой прибыли), являющейся основным источником финансирования мероприятий, направляемых на развитие производства и инфраструктуры.

Кроме того, фактические затраты организаций ОПК с многоуровневой кооперацией, выпускающих сложную технику, во многих случаях превышают принятые в цене нормативные затраты в связи с опережающим ростом цен на материалы, комплектующие изделия, которые, в основном, являются продукцией предприятий — монополистов. Ценовая разница погашается за счет прибыли организаций. В результате производство высокотехнологичной продукции и продукции с длительным производственным циклом ряда организаций становится низкорентабельным или убыточным.

Дальнейшее снижение уровня прибыли только усугубит существующее состояние организаций ОПК, которые не имеют возможности за счет чистой прибыли не только финансировать мероприятия по эффективному развитию, но даже обеспечить сохранение производственного потенциала.

Что касается административного влияния Минпромторга на государственного заказчика, то взаимоотношения государственного заказчика и исполнителя регулируются государственным контрактом и Минпромторг не имеет юридических оснований напрямую повлиять на реализацию их соглашений (договоренностей).

Вместе с тем, Минпромторг участвует в работе по ценообразованию на продукцию военного назначения, поставляемую по ГОЗ (определение порядка формирования структуры затрат на научную и промышленную продукцию, разработка форм статистической отчетности, формирование государственной контрактной системы, порядок расчета уровня рентабельности), создавая условия для учета баланса интересов обеих сторон.

16. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438 на Минпромторг России возложена функция по выработке государственной политики в сфере промышленного комплекса. При этом государственную политику в сфере инновационной деятельности в научно-технической сфере вырабатывает и реализует Минобрнауки России.

В настоящее время в России на стадии действующих промышленных образцов существуют перспективные инновационные технические разработки. Однако отсутствуют меры государственной поддержки их внедрения в промышленное производство.

Полагает ли возможным Минпромторг России совместно с Минобрнауки России разработать механизм такого внедрения?

Ответ: Минпромторг России полагает необходимым вести дальнейшую совместную работу с Минобрнауки России по разработке механизмов внедрения перспективных инновационных разработок и мер государственной поддержки такого внедрения.

В настоящее время синхронизация усилий осуществляется по нескольким направлениям — от выработки научно-технологического прогноза до взаимодействия в области реализации ряда федеральных целевых программ.

Минпромторг России поддерживает внедрение перспективных промышленных разработок, обладающих конкурентоспособностью, и имеющих понятные перспективы на рынках сбыта. Одним из инструментов такой поддержки являются важнейшие инновационные проекты государственного значения, реализуемые как Минобрнауки России, так и Минпромторгом России. Ключевая особенность этих проектов как раз и заключается в обеспечении полного цикла — от исследовательских и опытно-конструкторских работ до постановки на серийное производство.

Вместе с тем, необходимо отметить и тот факт, что создание новых видов промышленной продукции должно изначально осуществляться с четким пониманием инициаторами этих проектов как набора потенциальных производителей, готовых взять на себя организацию серийного производства, так и источников платежеспособного и устойчивого спроса.