Рекомендации "круглого стола" с участием депутатов Государственной Думы РФ - членов Комитета по вопросам местного самоуправления и Комитета по бюджету и налогам, представителей общероссийской общественной организации "Всероссийский Совет местного самоуправления", "Сообщества финансистов России" на тему: "О проблемах и перспективах укрепления финансовых основ местного самоуправления" от 19.10.2006 г.
Участники "круглого стола" отмечают, что принятие Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) стало важным шагом в совершенствовании правовой базы осуществления местного самоуправления в России. Вместе с тем, по мере реализации Федерального закона все более значимой становится задача его финансового обеспечения.
В период 2005-2006 г.г. произошло расширение перечня вопросов местного значения, большая часть из которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований.
Однако уточненного расчета объема расходных обязательств муниципальных образований на основе использования соответствующих социальных норм и нормативов не последовало. Такая ситуация не привела к закреплению за местными бюджетами необходимых доходных источников в результате увеличения расходных обязательств муниципальных образований.
По экспертной оценке Счетной палаты Российской Федерации в 2006 году для реализации Федерального закона необходимо дополнительно выделить 360 млрд. руб., что в 1,7 раза выше затрат, направленных на эти цели в 2005 г. Фактические потребности местных бюджетов в среднем по России в 2 раза превышают их доходы. Кредиторская задолженность муниципальных образований составляет за 8 месяцев 2006 года более 58 млрд. руб.
Одной из целей реформы местного самоуправления является выравнивание уровня социально - экономического развития территорий. Результатом применяемой федеральной методики выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и выделяемого объема средств из ФФПР в 2007 году становится доведение подушевых расходов субъекта Российской Федерации с самым низким уровнем бюджетной обеспеченности до уровня 61 процента от среднероссийского уровня.
Вместе с тем, соотношение уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации с самым низким уровнем бюджетной обеспеченности и среднероссийского уровня бюджетной обеспеченности должно определяться исходя из необходимости достаточного финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации конституционных гарантий, касающихся предоставления гражданам общественных услуг в сферах образования, здравоохранения, в социальной сфере.
В связи с этим должно быть определено в каком объеме и какого качества услуги образования, здравоохранения и социальной политики (отнесенные к предметам ведения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) могут быть гарантированы государством в результате проводимой им политики межбюджетных отношений.
Для реализации указанных целей необходимо точное определение расходных обязательств муниципальных образований и пересмотр в связи с этим закрепленных за местными бюджетами местных налогов и постоянных нормативов отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов, на развитие налоговой базы которых имеют непосредственное влияние органы местного самоуправления (имущественные налоги, налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход), для обеспечения в необходимом объеме налоговых поступлений в местные бюджеты. При этом для обеспечения эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований необходимо усовершенствовать механизм взимания «отрицательных» трансфертов.
Положение муниципальных образований усугубляется, в частности, вследствие того, что в 2006 году у ряда местных бюджетов выпадает около 60 процентов поступлений от земельного налога (основного из местных налогов). Исчисление земельного налога с использованием государственной кадастровой оценки земли в соответствии с федеральной методикой по рыночной стоимости привело к тому, что в 2006 году доходы от этого налога снизились в ряде муниципальных образований более чем в 2 раза, а по отдельным муниципальным образованиям – в 5 - 10 раз.
В большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты в 2007 году будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации. В плане развития муниципального сектора экономики на 2007 год установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации прогнозируется дефицит местных бюджетов на уровне 38,3 млрд. рублей. Однако, по экспертным оценкам Счетной палаты Российской Федерации «скрытый» дефицит местных бюджетов значительно выше прогнозируемого .
Реформа жилищно-коммунального хозяйства непосредственно затрагивает полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований. Однако в местных бюджетах отсутствуют необходимые средства для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и капитального ремонта муниципального жилого фонда, финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Остается нерешенной проблема финансового оздоровления предприятий жилищно- коммунального хозяйства.
Участники "круглого стола" считают необходимым рекомендовать:
1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Разработать и принять проекты федеральных законов:
- о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по регистрационному учету граждан с предоставлением местным бюджетам соответствующих субвенций из федерального бюджета ;
- №51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (в части введения местного налога на недвижимость), принятого Государственной Думой в первом чтении.
1.2. Предусмотреть в проектах федеральных законов «О федеральном бюджете на 2007 год» и «О федеральном бюджете на 2008 год» средства (в составе иных безвозмездных и безвозвратных перечислений раздела 11 «межбюджетные трансферты»), на софинансирование расходов региональных и местных бюджетов по:
- описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства;
- учету, инвентаризации, оформлению технической документации на земельные участки и муниципальное имущество;
- проведению капитального ремонта муниципального жилого фонда, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, а также зданий, принадлежащих муниципальным учреждениям образования и здравоохранения.
1.3. Предусмотреть в проектах федеральных законов «О федеральном бюджете на 2007 год» и «О федеральном бюджете на 2008 год» дополнительные средства на:
- оказание финансовой помощи местным бюджетам на выплату и индексацию заработной платы работникам муниципальных бюджетных организаций;
- на профессиональную подготовку и повышение квалификации депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих.
1.4. Создать рабочую группу с участием представителей Правительства Российской Федерации по доработке проекта Федерального закона №209727-3 "О государственных минимальных социальных стандартах", принятого Государственной Думой в первом чтении.
2.Правительству Российской Федерации:
2.1. Обеспечить в установленные сроки внесение в Государственную Думу до конца 2006 года проекта федерального закона "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства», а также подготовку постановления Правительства Российской Федерации "О порядке предоставления органам государственной власти статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципальных образований".
2.2. В целях улучшения финансовой обеспеченности муниципальных образований рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, в Федеральный закон «О бюджетной классификации в Российской Федерации» и другие федеральные законы, предусматривающих:
- увеличение размера налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (при условии зачисления части дополнительных налоговых поступлений в местные бюджеты);
- увеличение доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
- зачисление части сумм штрафов в бюджеты поселений по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение об административном правонарушении;
- совершенствование законодательного регулирования взимания налога на имущество физических лиц в части включения в состав объектов налогообложения объектов незавершенного строительства, закрепления за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;
- обеспечение компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае предоставления в Налоговом кодексе Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам и сборам, осуществление инвентаризации предоставляемых льгот;
- внесение изменений в функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации в составе иных безвозмездных и безвозвратных перечислений раздела 11 «межбюджетные трансферты», предусматривающих введение нового вида расходов для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание поддержки бюджетам муниципальных образований в целях реализации Федерального закона.
2.3. Принять нормативные правовые акты, обеспечивающие:
- совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, инвентаризацию и межевание земельных участков, находящихся в общедолевой собственности (включая финансирование), оформление в собственность или в пользование (включая аренду) всех земельных участков, проведение работ по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность, порядок, условия и периодичность переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;
- разработку методики расчета расходных обязательств муниципальных образований, обеспечивающей минимальные финансовые потребности муниципальных образований в осуществлении текущих и капитальных расходов в наиболее приоритетных отраслях социальной сферы;
- определение состава информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований и порядок ее предоставления налоговыми органами и органами статистики, а также порядка взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов;
- разработку налоговой отчетности и системы показателей региональной и муниципальной статистики, отвечающих потребностям прогнозирования и планирования доходов региональных и местных бюджетов;
- передачу полномочий территориальных органов Федеральной налоговой службы в части администрирования местных налогов органам местного самоуправления муниципальных образований.
2.4. Рассмотреть возможность создания при Правительстве Российской Федерации постоянно действующей Комиссии с участием представителей администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных и научных организаций в целях выработки консолидированных решений по вопросам реализации реформы местного самоуправления.
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
3.1. Оказать методическую и организационную помощь:
- по разработке и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.
- по проведению семинаров и иных мероприятий для выборных должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих по вопросам реализации Федерального закона.
3.2. Предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2007 год финансовые средства на профессиональную подготовку и переподготовку выборных должностных лиц местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований и муниципальных служащих.
4. Общероссийской общественной организации «Всероссийский Совет местного самоуправления» и Сообществу финансистов России:
4.1. Осуществлять сбор, обобщение и анализ поступающих предложений по решению проблем повышения уровня финансового обеспечения муниципальных образований в связи с реализацией Федерального закона.
4.2. Вносить предложения в органы государственной власти Российской Федерации по решению проблем финансового обеспечения муниципальных образований в связи с реализацией Федерального закона на основе результатов мониторинга их социально- экономического развития Дата размещения 05.06.2007
|