Антикризисное управление социально-экономическими процессами (на примере муниципального образования город Краснодар)
А.Н.Домбровский, председатель секции «Финансисты муниципальных образований» НП «СФР», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов
Негативные тенденции мирового финансового кризиса наиболее ярко отразились на деятельности предприятий промышленности и строительного комплекса.
Так, в городе Краснодаре объем промышленного производства за пять месяцев 2009 года составил 28,5 млрд. рублей, что лишь на 1 процент больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем подрядных работ, выполненных хозяйствующими субъектами собственными силами в строительном комплексе, в сопоставимых ценах снизился на 7 процентов и составил 15 млрд. рублей.
В нестабильных экономических условиях отрицательную динамику демонстрируют, в первую очередь, те предприятия промышленности и строительного комплекса, которые финансировали инвестиционную деятельность не за счет денежного потока по операционной деятельности, а за счет привлечения «коротких» банковских кредитов. При этом за пять месяцев 2009 года объем кредитования промышленности города Краснодара сократился вдвое, а объем кредитования жилищного строительства - на четверть по отношению к аналогичному периоду 2008 года.
Рынок ипотечного кредитования города Краснодара сократился на 70 процентов. В целом же в строительном секторе наблюдается значительное замедление темпов строительства и «затягивание» сроков сдачи объектов.
Комплекс указанных проблем обусловил рост убытков убыточных предприятий в реальном секторе экономики Краснодара в 5 раз; доля таких предприятий возросла с 23 до 29 процентов.
Бюджет города Краснодара в текущем году исполняется крайне напряженно, все острее ощущается снижение темпов роста поступления доходов в местный бюджет в сравнении с минувшим годом. За 5 месяцев 2009 года он исполнен в сумме 3 млрд. 354 млн. рублей. Темпы роста поступления доходов составляют чуть выше 100% процентов. Процент исполнения бюджета на 1 июня текущего года составляет 31 процент.
В процессе исполнения местный бюджет сокращён по собственным доходам на 1,4 миллиарда рублей, в том числе по налогу на прибыль организаций – на 370 миллионов рублей и налогу на доходы физических лиц – на 1 миллиард рублей и составил по состоянию на 1 июня около 11 миллиардов рублей.
Оставшийся объём доходов обеспечивает практически только первоочередные расходы (оплата труда и начисления, стипендии, медикаменты, социальные выплаты, обслуживание муниципального долга, межбюджетные трансферты и т.д.), которые составляют 6,5 миллиардов рублей, остальные материальные затраты в сумме 4,5 миллиарда рублей хотя и не относятся к первоочередным расходам, но обеспечивают жизнедеятельность города (санитарная уборка, уличное освещение, подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе и содержанию в зимних условиях, ремонт и реконструкция инженерных сетей, капитальный ремонт жилого фонда, оплата аварийных работ и др.).
По результатам работы за пять месяцев 2009 года приходится констатировать минимальный рост налоговых поступлений. Так, за 5 месяцев этого года только по двум налогам – налогу на прибыль и НДФЛ мы недополучили в городской бюджет более полумиллиарда рублей, в том числе по отраслям: строительство – 120 миллионов рублей, финансовый рынок – 100 миллионов рублей, торговля – 140 миллионов рублей, промышленность – 90 миллионов рублей, транспорт – 50 миллионов рублей. Налицо серьезнейший спад существовавшей ранее в течение целого ряда лет положительной динамики роста налоговых поступлений.
Одной из первоочередных задач, которую мы поставили перед собой, стало сокращение недоимки по транспортному налогу. Совместно с ГИБДД, налоговыми и судебными органами, службой судебных приставов проводится работа по её взысканию. Для облегчения работы судебных приставов во всех пунктах прохождения технического осмотра и регистрации транспортных средств работают налоговые посты. В отношении каждого плательщика оперативно проводится проверка на предмет наличия задолженности и выдаются квитанции для оплаты долга.
Получила распространение практика совместных рейдов на самых оживленных транспортных магистралях города сотрудников ГИБДД и службы судебных приставов по выявлению недоимщиков по транспортному налогу. Эти мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации.
Мы пошли на эксперимент и подключили к разноске налоговых уведомлений по транспортному налогу ТОСы, товарищества собственников жилья, РЭПы. В результате проводимой работы недоимка по транспортному налогу за 5 месяцев уменьшилась на 40 миллионов рублей по сравнению с началом года. По такой же схеме будет организован процесс и летом, когда придет черед вручения уведомлений по налогу на имущество физических лиц.
Нами активизирована адресная работа с руководителями предприятий и организаций по вопросам недопущения массового сокращения рабочих мест, снижения уровня заработной платы, нарушения сроков выплаты заработной платы и неуплаты НДФЛ в бюджет. Информация о просроченной задолженности по заработной плате направляется в органы прокуратуры Краснодара. В администрации города и округах работают телефоны «горячих линий» по фактам нарушений трудового законодательства. Мы значительно сократили размер просроченной задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 июня в Краснодаре имеется лишь одно предприятие, имеющее долги по заработной плате в объеме 1,2 миллиона рублей.
Учитывая, что земельный налог и арендная плата за землю в совокупности составляют около 20 процентов поступлений в городской бюджет, и это второй по объему источник доходов казны после налога на доходы физических лиц, администрация предпринимает меры принудительного взыскания задолженности. Предъявлены судебные иски на сумму более 140 миллионов рублей. На исполнении у судебных приставов в настоящее время находятся решения на сумму свыше 53 миллионов рублей, отправленные претензии должникам и извещения физическим лицам составляют почти 50 миллион рублей.
За 5 месяцев этого года в бюджет Краснодара поступило свыше 100 миллионов рублей земельного налога – это более 42 процентов годового бюджетного назначения. Чтобы земельный налог уплачивался своевременно и в полном объёме, после издания распоряжения о предоставлении земельных участков в собственность, департамент муниципальной собственности и городских земель в обязательном порядке направляет сведения в налоговые органы.
Одним из основных факторов замедления социально-экономических процессов в Краснодаре выступает сбой в функционировании финансового рынка города, центральным звеном которого является банковский сектор. В его развитии за пять месяцев 2009 года отмечаются неоднозначные тенденции, когда на фоне роста валюты баланса и прибыли банков за счет переоценки валютных активов растет просроченная ссудная задолженность и резко снижается объем кредитования физических и юридических лиц.
Объем кредитных ресурсов, привлеченных в экономику города Краснодара за январь-май текущего года, составил 62 млрд. рублей. По сравнению аналогичным периодом 2008 года объем привлечения кредитных ресурсов снизился на 36 млрд. рублей или на 37 процентов.
Основным приоритетным направлением в кредитовании экономики города является кредитование малого бизнеса. Субъектам малого и среднего бизнеса за пять месяцев 2009 года выдано 11,5 млрд. рублей, что на 47 процентов ниже прошлого года.
Мы учитываем объективность и сложность ситуации, связанной с удорожанием кредитных ресурсов, ужесточением требований к залоговой базе, выдачей кредитов предпринимателю порой на уровне 30-50 процентов от суммы залога. Тем не менее, администрацией города Краснодара принимаются меры, направленные на создание условий для открытого диалога между субъектами малого бизнеса и кредитными организациями.
В Краснодаре создан антикризисный штаб и реализуется План антикризисных мер, включающий следующие направления.
1) Поддержка финансовой устойчивости финансового и фондового рынков. Администрация Краснодара проводит постоянный мониторинг условий кредитования юридических и физических лиц, в том числе предприятий реального сектора экономики (строительной отрасли, промышленности, торговли), испытывающих потребности в кредитных ресурсах. На данный момент число таких предприятий составляет примерно 1300 единиц, их общая потребность в кредитных ресурсах – около 100 млрд. рублей.
Установлены главные проблемы при кредитовании реального сектора: потенциальные заемщик и кредитор не владеют достоверной информацией друг о друге, на уровне исполнителей – тотальное недопонимание, а первые лица никак не встретятся. В связи с этим высокую эффективность показали так называемые встречи «10 на 10» с участием руководителей предприятий и кредитных организаций по вопросам предоставления кредитных ресурсов. Результат таких мероприятий – более 30-ти процентов предприятий – участников встреч уже получили кредиты.
Администрация Краснодара в течение последних двух лет ежемесячно проводит выставку-семинар финансовых услуг и жилищных проектов, направленную на повышение финансовой и правовой грамотности граждан и субъектов малого и среднего предпринимательства.
2) Реализация инвестиционных проектов и поддержка малого бизнеса.
В 2009 году будет продолжена реализация крупных инвестиционных проектов по строительству 9 жилых комплексов и 4 торгово-развлекательных центров. Общий объем инвестиций по данным объектам в 2009 году составит 79 млрд. рублей.
В настоящее время на федеральном уровне очень своевременно принят ряд законодательных актов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства. Существующая сейчас относительная стабильность налоговых поступлений муниципалитетов обеспечена именно стабильным положением малого и среднего бизнеса.
На региональном уровне принята краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства». Объем финансирования программы за счет средств краевого бюджета в 2009 году составляет 70 млн. рублей. 85 процентов бюджетных средств будут направлены на оказание прямой финансовой помощи предпринимателям. Создается краевой гарантийный фонд поддержки субъектов малого предпринимательства Краснодарского края.
3) В части поддержки отраслей экономики мы будем продолжать работу по формированию на территории города Краснодара отраслевых кластеров, в соответствии с разрабатываемой в настоящее время кластерной политикой Российской Федерации.
Большое внимание администрация Краснодара уделяет сегодня поддержке местных товаропроизводителей. В каждом районе города по выходным действуют продовольственные ярмарки, на которых реализуется продукция непосредственно самими производителями.
Для обеспечения продовольственной безопасности города ведется работа по увеличению доли продукции кубанских товаропроизводителей в объеме реализуемых товаров предприятий розничной торговли до 70 процентов, в первую очередь, в ассортименте социально-значимых товаров.
В числе важных задач, стоящих перед нами - активизация презентационной деятельности потенциала города. Запланированы ежемесячные выставки: мебельный и деревообрабатывающий салон, выставка оснащения пищевых и перерабатывающих производств, оптовая продовольственная ярмарка, специализированная выставка продукции легкой промышленности, специализированная выставка парфюмерно-косметической продукции.
4) Стабилизация ситуации на рынке труда и социальная поддержка граждан. В сфере занятости населения города уровень регистрируемой безработицы по-прежнему остается на уровне 0,4 процента, что превышает уровень соответствующего периода прошлого года на 0,3 процента. Статус безработного получили 1719 человек, что в 3 раза выше уровня прошлого года.
В рамках Плана антикризисных мер приняты специальные меры по снижению социальной напряженности, среди которых:
- еженедельный мониторинг увольнений работников;
- пресечение незаконных сокращений;
- особый контроль за дальнейшим трудоустройством уволенных;
- упрощение процедуры получения многодетными и малоимущими семьями компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
- проведение ярмарок вакансий рабочих мест и обучающих семинаров.
Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в Краснодарском крае в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников.
Кроме того, на территории города ведется деятельность, направленная на организацию общественных работ, в соответствии с краевой и муниципальной целевыми программами.
Однако, на наш взгляд, спектр принятых в нынешней ситуации мер следует расширить. Назрела необходимость решения в ближайшее время комплекса следующих задач.
На федеральном уровне:
1) уточнить понятие малого бизнеса, рассмотреть вопрос о включении в эту категорию предприятий с численностью работающих до 400-500 человек.
2) создать систему страхования рисков невозврата по кредитам малому бизнесу, изменить правила резервирования средств кредитными организациями при кредитовании малого бизнеса;
3) упростить систему взыскания и реализации залога, сделав ее прозрачной и максимально быстрой.
4) внести изменения в статью 17.1 Федерального закона от 26.07 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предусмотрев возможность заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества с субъектами малого бизнеса минуя процедуры конкурса или аукциона. Такие же изменения предлагается внести в Земельный кодекс РФ в отношении предоставления земельных участков для размещения производственных объектов малого бизнеса;
5) ввести мораторий на усиление налоговой нагрузки для малых и средних предприятий на ближайшие пять лет.
На региональном и местном уровне:
1) проводить адресную работу с населением и субъектами предпринимательства, направленную на повышение финансовой грамотности, обучение основам предпринимательства, взаимоотношению с кредитными организациями;
2) при формировании генеральных планов населенных пунктов предусматривать участки для размещения бизнес-инкубаторов;
3) установить двух-трех летний льготный период для вновь создаваемых предприятий малого бизнеса по уплате арендной платы и земельного налога;
4) развивать систему профессионального образования по рабочим специальностям.
Безусловно, вышеназванные меры должны приниматься сбалансировано и взвешено, с соблюдением интересов бюджетов всех уровней и принципа «золотой середины», что не позволит недобросовестным предпринимателям злоупотреблять льготными условиями ведения бизнеса. Дата размещения 15.03.2010
|