Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России», прошедшего в рамках международной научно-практической конференции «Построение постоянно действующей модели совершенствования муниципальных финансов»
г. Тюмень | | 21 июля 2006 г. |
Присутствовали: 94 человека,
НП «Сообщество финансистов России», в количестве 25 чел., финансисты муниципальных образований, иные заинтересованные специалисты (список прилагается).
Председатель: Первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов, к.т.н., А.Н. Домбровский
Секретарь: Консультант департамента финансового анализа ООО «РАСТАМ», Л.В. Михайлова
Повестка дня:
1) доклады по теме конференции (заявлено 5 докладов).
2) обсуждение докладов по теме конференции.
3) выработка предложений в резолюцию конференции.
1. Со вступительным словом выступил председатель секции - А.Н. Домбровский, первый заместитель главы муниципального образования города Краснодар, директор департамента финансов.
2. С докладом «Законодательное регулирование имущественных и земельных отношений в период реформирования местного самоуправления» выступила Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам местного самоуправления.
Л.И.Пронина затронула важные и актуальные в настоящее время вопросы, касающиеся имущественных и земельных отношений.
В первой части своего доклада Л.И.Пронина рассказала о порядке разграничения муниципального имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами, поселениями и городскими округами, который был установлен Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. №199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
Также докладчик затронул проблему неэффективного управления муниципальным имуществом, что вызвало бурную реакцию зала.
Во второй части доклада были затронуты проблемы разграничения собственности на землю, был прокомментирован Федеральный закон от 17 апреля 2006 года №53-ФЗ, который вносит изменения в порядок распоряжения земельными участками.
В ходе обсуждения доклада Л.И.Прониной были заданы следующие вопросы, на которые она постаралась дать исчерпывающие ответы:
Вопрос | Ответ |
А.Н. Домбровский, первый заместитель главы муниципального образования города Краснодар, директор департамента финансов | Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам местного самоуправления |
1. Многие федеральные структуры (суд, прокуратура и др.) находятся в муниципальных помещениях. Сегодня с учетом новых требований возрастают затраты муниципалитета на содержание этих помещений. На обращение о передаче данных помещений в государственную собственность мы получаем отказ. Есть ли правовая основа, которая бы позволила муниципалитетам решить вопрос о передаче в федеральную собственность этих объектов? | 1. В соответствии нормой, определенной ст. 154, Федерального закона №122 –ФЗ, часть 11, объекты, находящиеся в пользовании органов власти, должны передаваться данным органам власти, и бремя по их содержанию должно ложиться на органы власти, в пользовании которых это имущество находится. |
2. Как поступать с федеральными учреждениями (высшие учебные заведения) находящимися в муниципальных помещениях? | 2. В соответствии с нормой, определенной ст. 154, Федерального закона №122 –ФЗ. |
3. Субъект Федерации принимает закон, который ограничивает распоряжение земельными участками муниципальное образование. Законно ли это? | 3. В соответствии со ст. 176 Конституции РФ, земельное законодательство, находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, исходя из этого, субъект Федерации имеет право ограничивать распоряжение земельными участками, это не противоречит федеральному законодательству. |
Р.И.Заремба Вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда | |
1. После установления ставки налога на землю в размере 1.5%, и проведения кадастровой оценки земли у многих налогоплательщиков значительно повысилась сумма налога на землю. Так как, это местный налог, это сказывается на межбюджетных отношениях. Как поступить в этом случае? | 1. Относительно кадастровой оценки земли.
Методика кадастровой оценки земли не совершенна, это привело к большим перекосам по земельному налогу в различных муниципальных образованиях.
Поэтому необходимо совершенствовать методику по кадастровой оценке земли, актуализировать оценку кадастровой стоимости, нужен Федеральный закон об актуализации кадастровой стоимости.
2. Установление ставки на землю входит в полномочия местного самоуправления (1,5% это предельная ставка).
Для снижения налоговых доходов, если предположить, что они действительно высоки, можно предложить следующие действия:
- увеличение категорий льготников, расширение налоговых льгот;
- применение системы адресной социальной защиты;
- применение другой методики кадастровой оценки. |
3. В продолжение обсуждения данной темы был заслушан опыт города Тюмени по вопросам земельных отношений, выступала Г.М. Кулаченко.
Вопрос Галине Максимовне был задан вице-мэром г. Калининграда Р.И.Заремба.
Вопрос | Ответ |
Р.И.Заремба Вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда | Г.М.Кулаченко, заместитель главы города Тюмени, директор департамента финансов и налоговой политики |
1. Как в городе Тюмени собирается налог на землю под жилыми домами? | 1. Оформлена земля пока только у 43 домов, но в г. Тюмени идет активный процесс выбора способа управления |
4. С докладом «Введение процедуры среднесрочного финансового планирования в г. Тюмени» выступила Г.М.Кулаченко, заместитель главы города Тюмени, директор департамента финансов и налоговой политики.
Особое внимание Г.М.Кулаченко уделила существующим предпосылкам для введения среднесрочного финансового планирования в г. Тюмени. В докладе были представлены мероприятия по внедрению среднесрочного планирования в г. Тюмени, которые были реализованы и которые планируется реализовать в ближайшее время, достигнутые результаты реализации мероприятий, и результаты, которых можно достигнуть в будущем. В рамках своего доклада, Галина Максимовна описала процесс финансового планирования в г. Тюмени., и дала оценку эффективности среднесрочного планирования в г. Тюмени.
По результатам выступления докладчику были заданы следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления | Г.М.Кулаченко, заместитель главы города Тюмени, директор департамента финансов и налоговой политики |
1. Меняется ли нормативная база (нормативы развития сети бюджета, нормативы социальных услуг) при формировании методик перспективного финансового планирования? Идет ли оптимизация бюджетной сети? Или это совершенно разные процессы? | 1. Взаимосвязь данных процессов есть.
Доклады субъекта бюджетного планирования должны быть основой для составления перспективного финансового плана.
Так как, большинство учреждений в г. Тюмени переведено в АНО, в настоящее время мы ориентируемся не на сеть, а на бюджетную услугу, исходя из этого, появляется необходимость внедрения нового механизма контроля, которым может являться внедрение стандартов качества предоставления бюджетных услуг. |
2. При принятии законопроекта об автономных некоммерческих организациях (АНО), возникало большое количество дискуссий по поводу недостатков АНО. Видите ли вы недостатки АНО? | 2. Все преобразования в автономные некоммерческие организации в г. Тюмени прошли до принятия закона. В настоящий момент, процесс преобразования в автономные некоммерческие организации приостановлен. Проходит адаптация к новому закону. |
Р.И.Заремба Вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда | |
1. В бюджете муниципалитета 71% денег Субъекта Федерации Как вы планируете осуществлять преобразования на 30 % денег собственного бюджета? | 1. Реализация программы реформирования г.Тюмени планируется осуществляться за счет федеральных денег из фонда реформирования и средств муниципалитета. |
2. Каким образом в г. Тюмени составляются планы социально-экономического развития? | 2. Составляется традиционный прогноз социально-экономического развития по установленным формам, который зачастую не применяется в полном объеме при принятии управленческих решений. |
3. Программа реформирования возникла в результате постановления мэра или прерогатива местных органов власти? | 3. Программа реформирования - это полномочия администрации |
Е.А. Чугарина, начальник департамента финансов города Перми. | |
1. Как будет выглядеть перспективный финансовый план на 2007-2009 гг., как он будет структурирован? | 1. Методика составления перспективного финансового плана только планируется к написанию. Перспективный финансовый план планируется структурировать таким образом, чтобы он соответствовал реестру расходных обязательств и был привязан к вопросам местного значения, по укрупненным показателям. |
5. Далее был заслушан доклад М.А.Трефиловой, директора комитета финансов администрации города Сургута на тему «Практические аспекты бюджетирования, ориентированного на результат». В рамках доклада М.А.Трефилова поделилась опытом внедрения в г. Сургуте формирования ведомственных целевых программ, программно-целевого финансирования.
В результате доклада были выделены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться в процессе экспериментальной деятельности по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированного на результат, основной из которой является несоответствие нормативно-правовой базы федерального, регионального и местного уровней основным принципам системы БОР.
М.А.Трефиловой были заданы следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
Г.М.Кулаченко, заместитель главы города Тюмени, директор департамента финансов и налоговой политики | М.А.Трефилова, директор комитета финансов администрации города Сургута |
1. Полная стоимость бюджетной услуги предполагает, что расходы на ее оказание, независимо от того, какое учреждение ее предоставляет, должны быть одинаковы. Как вы увязываете полную стоимость услуги и материально-техническое оснащение каждого учреждения? | 1. Данная проблема не решена в г. Сургуте. Конкурс, который был проведен в рамках муниципального заказа, являлся формальным. |
По итогам проведенного обсуждения, Г.М. Кулаченко внесла предложение г. Сургуту, которое заключалось в том, что для облегчения процедуры муниципального заказа можно уйти от конкурса и доводить задание муниципальным учреждениям на выполнение услуг (т.к. процесс преобразования муниципальных учреждений в автономные некоммерческие организации в г.Сургуте не начат).
6. Т.В.Титова, заместитель директора департамента финансов администрации города Хабаровска по бюджету, выступила с докладом о межбюджетных отношениях в крае на тему «Межбюджетные отношения в крае: сбалансированность местных бюджетов, обеспеченность средствами на выполнение расходных полномочий органов местного самоуправления».
Докладчик подчеркнула, что основной проблемой межбюджетных отношений в г. Хабаровске, является постоянное недофинансирование из субъекта Федерации, несмотря на финансовые трудности по исполнению бюджета, город исполняет государственные полномочия без финансового подкрепления.
Т.В.Титова выразила мнение, что одной из целей построения межбюджетных отношений в новых условиях является не обеспечение минимальных бюджетов, а выравнивание финансовых возможностей местных органов власти для осуществления ими своих полномочий по решению вопросов местного значения.
Докладчик выразил предложение, что в соответствии с Федеральным Законом №131-ФЗ, на уровне субъекта Российской Федерации необходимо разработать правовой акт об утверждении минимальных социальных стандартов и нормативов расходов.
Докладчику были заданы следующие вопросы:
Вопрос | Ответ |
Л.И.Пронина, советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления | Т.В.Титова, заместитель директора финансового департамента администрации города Хабаровска |
1. Механизм передачи федеральных полномочий предусмотрен Федеральным законом от 6 октября 2003 года, №131-ФЗ, Почему вам данные полномочия не оплачивает краевой бюджет? | 1. В течение последних двух лет существует тенденция невыполнения краевым бюджетом своих обязательств по предоставлению субвенций в полном объеме на обеспечение своих потребностей. |
Ситуацию неправильного расчета размера субвенций прокомментировала советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления Л.И.Пронина.
Она пояснила, что предупреждающей мерой подобной ситуации при работе с краевыми органами исполнительной власти является, прежде всего, проверка рассчитанного размера субвенций. Если субвенции недостаточно, муниципалитет имеет право не выполнять полномочие, переданное субъектом Федерации, или выполнять его в размере переданных средств.
Если складывается ситуация, при которой объем выделенных субъектом Федерации средств недостаточен для обеспечения их потребностей, Л.И.Пронина рекомендует применить следующие меры:
1. Обращение в суд
2. Заключение соглашения с краевыми органами исполнительной власти, чтобы они в следующем году доплатили субвенции.
В дополнение к обсуждаемому вопросу выступила Р.И.Заремба, вице-мэр города, председатель комитета по финансам и контролю мэрии Калининграда. Раиса Ильинична поделилась опытом, который существует в г. Калининграде по принуждению, через суды федеральных органов власти выполнять свои обязательства.
7. Был заслушан доклад Р.Г.Серазиденова, генерального директора компании НОУ «Центр информационных финансовых технологий», г. Екатеринбург на тему «Автоматизация бюджетного процесса в финансовых органах на базе ПК «САПФИР».
В докладе был подробно представлен ПК «САПФИР», который может быть использован для облегчения организации бюджетного процесса в финансовых органах.
8. Разное
1) Проведено обсуждение целесообразности проведения налоговой реформы в части сокращения количества местных налогов.
Р.И.Заремба выразила мнение выйти с предложением к Правительству РФ, о принятии на региональном уровне дополнительных местных налогов (курортный сбор, благоустройство и т.д), определении перечня местных налогов, которые через субъект Федерации можно принимать. Данное предложение поддержал А.Н. Домбровский.
Раиса Ильинична выразила восхищение чистотой города Тюмени, и попросила Г.М. Кулаченко поделиться опытом поддержания чистоты в городе.
В ответ на данную просьбу, Г.М. Кулаченко рассказала о механизме, принятым в г.Тюмени по поддержанию чистоты в городе.
Оппонентом Р.И.Заремба, А.Н. Домбровскому по вопросам регулирования местных налогов выступала Л.И.Пронина.
Людмила Ивановна сделала акцент на том, что налоговая реформа призвана упростить налоговую систему и снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков. С точки зрения правового регулирования, можно вводить только те налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ. Автономия органов местного самоуправления состоит в том, что можно:
- дифференцировать налоговые ставки в пределах возможной величины,
- устанавливать налоговые льготы,
- изменять период отчетности по налогам.
Л.И. Пронина подчеркнула, что с точки зрения эффективности у нас нет целевых налогов - это концепция налоговой реформы. Установлен принцип совокупного покрытия расходов – это основной принцип Бюджетного кодекса РФ.
Относительно разовых сборов, Людмила Ивановна пояснила, что установлена специально сложная процедура разовых сборов, чтобы они вводились только там, где без них обойтись никак нельзя, они не имеют характера налогов, это добровольные пожертвования граждан.
В конце своего выступления Л.И.Пронина выразила мнение, что благоустройство - это первостепенный вопрос местного значения, поэтому решать его необходимо через бюджет (через правильно рассчитанные расходные обязательства).
2) В ходе заседания секции поступило предложение об учреждении звания «Почетный член секции «Финансисты муниципальных образований» наиболее активным членам секции, внесшим значительный вклад в достижение целей и решение задач «Сообщества финансистов России». С инициативным предложением о разработке Положения «О почетных членах секции «Финансисты муниципальных образований» и нагрудного знака «Почетный член секции «Финансисты муниципальных образований» выступил А.Н.Домбровский. Данное предложение было поддержано всеми участниками.
Всего на секции было заслушано 5 докладов, проведено обсуждение проблем, с которыми сталкиваются финансисты в ходе реформирования бюджетного процесса.
Заслушав и обсудив доклады и сообщения, рассмотрев представленные материалы, по итогам работы секции были приняты следующие решения:
1. Считать целесообразной практику проведения научно-практических конференций для выработки конструктивных решений в сфере реформирования бюджетного процесса |
2. Рекомендовать Правительству РФ разработать методические рекомендации по внедрению стандартов качества управления и стандартов качества предоставления бюджетных услуг и нормативов финансовых затрат, довести их до сведения муниципальных образований |
3. Рекомендовать Правительству РФ на федеральном уровне внести коррективы в методику оценки кадастровой стоимости. |
4. Внести следующие поправки в Резолюцию конференции:
а) Внести в резолюцию следующую формулировку по вопросу Федерального фонда реформирования: «Вместе с тем, процессы реформирования муниципальных финансов требуют значительного улучшения, а объем финансовых ресурсов Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов является недостаточным, в части средств, направляемых муниципальным образованиям».
б) п.3. Резолюции – «Активизировать внимание на то, что при разработке программ реформирования муниципальных финансов, муниципалитетами не рассматривается внедрение постоянно действующей модели совершенствования финансов, что препятствует адаптации технологий управления бюджетом к условиям рынка» заменить на следующий – «Считать перспективным направлением деятельности, при разработке программ реформирования муниципальных финансов, внедрение постоянно действующей модели совершенствования финансов». |
5. Поручить председателю секции «Финансисты муниципальных образований» А.Н.Домбровскому подготовить предложение о разработке проекта Положения «О почетных членах секции «Финансисты муниципальных образований» и процедуре присвоения этого почетного звания. |
За данные решения проголосовали единогласно.
Участники секции выразили благодарность администрации г. Тюмени, Сообществу финансистов России, ООО «РАСТАМ» за продуктивную работу и хорошую организацию конференции.
Председатель: Первый заместитель главы муниципального образования город Краснодара, директор департамента финансов, к.т.н., А.Н. Домбровский
Секретарь: Консультант департамента финансового анализа ООО «РАСТАМ», Л.В. Михайлова Дата размещения 04.08.2006
|