Поиск
 
 
 

Об опыте формирования, рассмотрения и утверждения местного бюджета на 2008 г. на примере города Липецка

Е.Г.Яковлева, начальник бюджетного управления департамента финансов администрации г.Липецка

Уважаемые коллеги!

Бюджет города Липецка на 2008 год утвержден сессией Липецкого городского совета депутатов 29.11.2007г. по доходам в сумме 6214,5 млн. рублей, по расходам в сумме 6633,0 млн. рублей, с дефицитом 418,5 млн. рублей, который составил 12,2% утвержденного общего годового объема доходов без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, что, однако, соответствует требованиям ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ, так как в состав источников финансирования дефицита включено снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета города, а также поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности города.

Среднесрочный финансовый план г. Липецка на 2008-2010 гг. утвержден распоряжением главы города Липецка от 20.11.2007г. №2687-р.

Из общей суммы доходов в бюджете города собственные доходы составляют около 70% или 4307,7 млн. рублей, в том числе поступления налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Это: 10% налога на доходы физических лиц и 3,8% налога на прибыль, и в абсолютной сумме составляет 513 млн. рублей, которая направлена на расходные потребности в капитальных вложениях.

Бюджет города Липецка на 2008 год сформирован с учетом требований Бюджетного кодекса РФ в редакции федерального закона от 26.04.2007г. №63-ФЗ.

Для качественного составления проекта бюджета перед всеми главными распорядителями средств городского бюджета была поставлена задача: провести анализ эффективности всех расходов бюджета.

Для решения этой задачи, в первую очередь, была проведена полная инвентаризация городских целевых программ и нормативно – правовых актов, регулирующих деятельность бюджетополучателей.

При формировании расходной части бюджета мы столкнулись с рядом проблем:

В связи с тем, что в течение последних 3-х лет доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций) и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в бюджете города Липецка превышала 30%, в соответствии со ст. 136 БК РФ (п.3) город Липецк с 2008 года не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

В связи с чем, были приняты достаточно болезненные решения о ликвидации двух учреждений образования: городского психолого – медико – педагогического центра и городского информационно – методического центра, а также с 1 января 2008 года будет прекращено финансирование городской профессиональной команды по хоккею; муниципального унитарного предприятия, занимающегося организацией отдыха работников муниципальных учреждений и предприятий; муниципального учреждения, выполняющего функции по защите прав потребителей; общественных организаций «Городской Совет ветеранов войны» и Общественной палаты.

В целях решения возникших проблем финансирование части услуг, оказываемых вышеозначенными учреждениями, были включены в городские целевые программы, в том числе в виде получения субсидий на выполнение муниципальных заданий.

В настоящее время разрабатывается порядок предоставления вышеуказанных субсидий.

Методическая служба образования переведена в аппарат управления в качестве работников, не отнесенных к муниципальным должностям, в отдел аналитического обеспечения.

Финансовую помощь городскому Совету ветеранов планируется оказывать из резервного фонда администрации города.

Пунктом 2 статьи 136 БК РФ на наш город распространяются и ограничения по содержанию органов местного самоуправления.

Субъектом для города Липецка был установлен норматив на содержание аппарата управления в размере 7,4% от общей суммы доходов бюджета без учета субсидий.

К счастью, объем расходов на содержание органов местного самоуправления не превысил указанный норматив.

Решение о бюджете города Липецка в целом соответствует требованиям ст. 184.1 Бюджетного кодекса РФ.

Проект бюджета города был рассмотрен на Публичных слушаниях, которые дали достаточно высокую оценку планируемому бюджету.

Приложениями к бюджету утверждены:

источники финансирования дефицита бюджета города;
перечень главных администраторов доходов бюджета города;
перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города;
программа муниципальных внутренних заимствований города;
программа муниципальных гарантий;
перечень муниципальных заказчиков;
перечень главных распорядителей, распорядителей средств городского бюджета;
перечень субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг;
распределение ассигнований на реализацию городских целевых программ;
перечень объектов капитальных вложений и др.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в настоящее время уже принят ряд нормативно – правовых актов города Липецка:

ст. 87 – «Порядок ведения реестра расходных обязательств» (распоряжение главы г. Липецка от 18.10.2005г. №5237-р);
ст. 157 – Полномочия органов муниципального контроля отражены в «Положении о контрольно – счетной комиссии г. Липецка» (решение Липецкого городского Совета депутатов от 23.11.2004г. №518);
ст. 174 – Форма и порядок разработки среднесрочного финансового плана (постановление главы г. Липецка от 17.09.2007г. №3637);
ст. 174.2 – Порядок и методика планирования бюджетных ассигнований (приказ председателя департамента финансов администрации г. Липецка от 04.12.2007г. №60);
ст. 179 – «Положение о порядке разработки и реализации городских целевых программ» (решение Липецкого городского Совета депутатов от 21.08.2007г. №611).

В настоящее время уже разработано и находится на рассмотрении в городском Совете депутатов «Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Липецке», которое буквально на днях будет утверждено.

Указанным Положением будет утвержден порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.

В стадии разработки находится правовой документ, регулирующий перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения.

На сегодняшний день основной задачей для департамента финансов администрации г. Липецка является разработка Порядков составления и ведения сводной бюджетной росписи, кассового плана, учета бюджетных обязательств, санкционирования оплаты денежных обязательств.

На данном этапе мы столкнулись с проблемами: ведение сводной бюджетной росписи без детализации по КОСГУ, что, без сомнения, значительно снизит нагрузку на финансовый орган в части формирования и согласования документов по перераспределению ассигнований между статьями КОСГУ, но одновременно финансовый орган потеряет контроль над изменениями ассигнований по КОСГУ.

Должен ли кассовый план наряду с инструментом оперативного управления и прогнозирования кассовых разрывов являться еще и механизмом дополнительного ограничения при санкционировании расходов (т.е. одновременно выполнять функцию предельных объемов финансирования)? Может быть, присутствующие коллеги поделятся своим опытом в составлении этих документов?