О проблемах формирования межбюджетных отношений в условиях бюджетного законодательства
В.Н. Артамонова, заместитель начальника департамента финансов Вологодской области
С 1 января 2006 года в Вологодской области в полном объеме реализуется реформа местного самоуправления.
В течение последних трех лет в области проходил подготовительный этап, были сформированы правовые, территориальные, организационные, финансовые и имущественные основы местного самоуправления.
На территории области созданы 372 муниципальных образования.
В июне 2005 года проведены выборы глав и депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований, сформированы легитимные органы поселений. Избраны главы сельских и поселковых администраций.
Создана нормативная правовая база, регулирующая деятельность органов местного самоуправления.
Было принято около 230 нормативных актов области.
Проведена работа по укомплектованию органов местного самоуправления кадрами.
В целях обеспечения финансовых основ реформы местного самоуправления в области были приняты законодательные акты: закон «О межбюджетных трансфертах в Вологодской области»,
«О нормативах расходных потребностей», внесены изменения в закон «О бюджетном процессе». До начала бюджетного года во всех муниципальных образованиях были приняты бюджеты на 2006 год.
Следует отметить, что в области постоянно ведется работа по расширению перечня нормативов расходных полномочий муниципальных районов и поселений, что позволяет наиболее объективно определять межбюджетные отношения с местными бюджетами.
В основу их формирования легли расходные полномочия и доходные источники, закрепленные за каждым уровнем бюджета Бюджетным кодексом.
В Вологодской области выбрана схема финансовой поддержки городских и сельских поселений с уровня субъекта, без наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям.
Доведение доходной базы конкретного муниципалитета до запланированного уровня в случае, если дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из фондов финансовой поддержки не позволяла его достичь, осуществляется за счет предоставления дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
Положительными факторами взаимодействия субъекта с поселениями являются:
- снижение зависимости глав поселений от районного звена;
- постоянный процесс обучения специалистов поселений, отвечающих за финансовые вопросы;
- исполнение всех местных бюджетов по соглашениям, заключенным с департаментом финансов, осуществляется отделами управления областного казначейства.
Самой важной для субъектов РФ проблемой является проблема обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов и местных бюджетов.
Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию говорит о необходимости продолжения процесса укрепления экономических основ местного самоуправления. И в первую очередь – за счет формирования достаточной доходной базы.
Однако налоговые и неналоговые поступления составляют в доходной части бюджетов районов – 15%, бюджетов поселений – 28%. Они не покрывают законодательно закрепленные расходные обязательства местных бюджетов. В условиях неравномерного развития экономики территорий поселений, районов и отсутствия доходных источников для формирования местных бюджетов существуют сложности минимального финансового обеспечения вновь образованных муниципальных образований для выполнения возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения.
В настоящее время сбалансированность бюджетов муниципальных образований обеспечивается посредством передачи на местный уровень дополнительных и (или) дифференцированных нормативов от доходных источников взамен дотации из фонда финансовой поддержки. Однако этой возможности с 1 января 2009 года субъекты лишаться.
Считаю необходимым внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и предоставить субъектам право на долгосрочной основе устанавливать законом субъекта дополнительные и (или) дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, а также снизить уровень расчетных налоговых доходов местного бюджета на одного жителя для расчета «отрицательных трансфертов», подлежащих перечислению из местных бюджетов в бюджеты субъектов Российской Федерации до 1,3.
Данная мера позволит не только сократить дотационность местных бюджетов и преодолеть иждивенческий характер функционирования их бюджетов, но и стимулировать местные органы власти к наращиванию экономического и доходного потенциала.
Возможности бюджетов субъектов Российской Федерации по оказанию финансовой помощи муниципальным бюджетам на сегодня ограничены. С вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2006 № 244 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» область потеряет свыше 300 млн.рублей.
Объем субвенций, выделяемый из федерального бюджета на выполнение полномочий по водным ресурсам, в области использования, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов гораздо ниже сбора в федеральный бюджет на территории области, водного налога, а также платежей за пользование лесным фондом по минимальным ставкам и платы за перевод лесных земель в нелесные, перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (2006 год – 714 млн.руб.).
Поэтому в настоящее время департаментом финансов проводится большая работа в части улучшения налогового администрирования местных налогов. Предложения о необходимости совершенствования института сборщиков налогов с предоставлением права сборов налогов администрациям городских и сельских поселений реализованы в федеральном законе № 137-ФЗ, принятым в июле 2006 года и вступившем в силу с 1 января 2007 года. Разработан типовой порядок организации совместной работы глав поселений и налоговых органов области по информированию налогоплательщиков и сбору местных налогов.
Вместе с тем, проблемы законодательного обеспечения поступления местных налогов в полном объеме в бюджеты поселений и городских округов существуют.
В связи с изменением порядка исчисления земельного налога (от кадастровой стоимости земельных участков), несвоевременным получением налоговыми органами сведений о кадастровой оценке земли, незавершенностью процедуры оформления земель в собственность, поступления данного доходного источника в бюджеты поселений за 2006 год составили только 22% от сбора 2005 года. (в 2005 году поступило 609 млн.руб., в 2006 году 433 млн.руб.)
До сих пор не решен вопрос о порядке индексации кадастровой оценки земель и ее периодичности.
Формирование и поступление доходов по налогу на имущество физических лиц сдерживается отсутствием полной регистрации объектов недвижимости и их инвентаризационной оценки. Большинство объектов, особенно в сельской местности, не прошли государственную регистрацию и не облагаются налогом.
Необходимо предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральном законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Кодексе об административных правонарушениях обязанность физических лиц по государственной регистрации объектов недвижимости, установить сроки регистрации и ответственность за ее уклонение.
Для обеспечения заинтересованности муниципальных образований в эффективной реализации полномочий, увеличения их финансовых возможностей для осуществления мероприятий по предотвращению совершенных на их территории правонарушений и устранению их последствий следует осуществлять зачисление штрафов в бюджеты муниципальных образований по месту совершения правонарушения.
Благодарю за внимание! Дата размещения 29.05.2007
|