Поиск
 
 
 

Низкая обеспеченность муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» доходными источниками и предложения по решению сложившихся проблем

Умнова Татьяна Аркадьевна, вице-мэр по бюджету и финансовому контролю, начальник Финансового управления Администрации города Южно-Сахалинска

Выступление Умновой Татьяны Аркадьевны
по вопросу низкой обеспеченности муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск» доходными источниками и предложений
по решению сложившихся проблем



Уважаемые участники совещания!

На протяжении ряда лет бюджет городского округа «Город Южно-Сахалинск» утверждался с дефицитом и низким обеспечением доходными источниками расходных обязательств. Результатом чего являются недостаточный уровень финансирования работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов коммунального назначения, а также регулярное недофинансирование бюджетных учреждений, не позволяющее выполнить нормативы минимальной бюджетной обеспеченности; слабая материально-техническая база бюджетных учреждений социальной сферы (в том числе высокий уровень износа зданий и оборудования), не соответствующая уровню современной практики. Таким образом, в ходе формирования и исполнения бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» перед органами местного самоуправления возникает ряд вопросов, решить которые только на местном уровне, без принятия соответствующих нормативно-правовых актов на федеральном уровне, не представляется возможным.

1. В соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным Законом РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» муниципалитету необходимо проводить техническую инвентаризацию и последующую государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества. Вместе с тем, состояние местного бюджета позволяет предусматривать расходы на указанные цели лишь частично. Так, при потребности 77,0 млн. рублей в 2008 году на данные цели было направлено 6,0 млн. рублей, то есть 8 процентов от потребности. В бюджете городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2009 год, исходя из возможностей местного бюджета, предусмотрены расходы на данные цели в объёме 4,0 млн. рублей, что составляет 5,6 процента от необходимой потребности. В 2010 году планируется направить на указанные цели 5 млн.рублей или 7 процентов от потребности. Испытываемый бюджетом недостаток в средствах не позволяет удовлетворить потребность по данным расходам в полном объёме, что в свою очередь не даёт возможности муниципалитету в полной мере решать вопросы, отнесённые в его компетенцию подпунктом 3 «Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа» пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, в соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ, при проведении аукционов по продаже и передачи в аренду муниципального имущества обязательным условием является наличие у муниципалитета зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, что также сказывается на доходах бюджета при отсутствии у муниципалитета возможности реализации своих прав на владение имуществом.
Крупномасштабная муниципализация объектов жилищно-коммунального назначения, проводимая на государственном уровне в 90-ые годы прошлого столетия без соответствующей государственной финансовой поддержки местных бюджетов и испытываемый недостаток средств в местном бюджете повлекли за собой значительный износ объектов инженерной инфраструктуры города, что не позволяет решать на должном уровне вопросы местного значения, отнесённые статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «Организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения» и «Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ». Ввиду испытываемого местным бюджетом недостатка в средствах, потребность по данным расходам удовлетворяется на 60 процентов. Закрепление на постоянной основе транспортного налога в полном объёме за местными бюджетами позволит увеличить доходную часть бюджета и осуществлять финансирование по расходам местных бюджетов.
Укрепление финансовой самостоятельности муниципальных образований в значительной мере зависит от создания стимулов для увеличения налоговых поступлений в соответствующие бюджеты, чему, безусловно, будет способствовать закрепление на федеральном уровне в качестве собственных источников налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций. Это будет иметь положительный, с точки зрения бюджетных доходов, экономический эффект за счет повышения заинтересованности муниципальных образований в развитии налогового потенциала территорий и, как следствие, решения задачи достижения обеспеченности бюджетов муниципальных образований собственными финансовыми ресурсами, а также снизит нагрузку на региональный бюджет в части оказания финансовой помощи местным бюджетам.
Предприятия и организации осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования, пользуются его инфраструктурой, поэтому должны реально зачислять налоги по месту ведения хозяйственной деятельности. В свою очередь органы местного самоуправления смогут оказывать непосредственное влияние на развитие и увеличение налоговой базы предприятий и на результаты их финансово-хозяйственной деятельности.
Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о внесении в Бюджетный кодекс РФ изменений в части закрепления на постоянной основе на федеральном уровне в качестве собственных источников доходов, 50 процентов налога на доходы физических лиц и 100 процентов налога на имущество организаций, транспортного налога.

2. Значительная часть детей-сирот не может быть определена в льготную очередь на получение жилья, так как за ними на момент поступления в детский дом была закреплена жилая площадь. Однако обследования показывают, что большинство закрепленного жилья за время отсутствия ребенка приходит в негодность и существует только формально. Процедура отнесения данного жилья к категории ветхого и непригодного для проживания - длительная и затратная для местного бюджета, так как требуется полный сбор и (или) восстановление правоустанавливающих документов.
В сложившейся ситуации дети-сироты, состоящие в очереди на получение жилья в период от даты возвращения из учреждения социального обслуживания до даты получения жилья, и дети-сироты, утратившие жилье в период пребывания в детском доме, вынуждены арендовать жилье либо оставаться бездомными, что ведет их к асоциальному образу жизни.
В существующей законодательной базе (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») не предусмотрены нормы оперативного обеспечения детей-сирот жилым помещением (аренда, наем), то есть отсутствует возможность оплаты временного жилья (гостиница, общежитие, коммерческий наем), в котором могли бы проживать дети указанной категории после возращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, по окончании пребывания в государственном образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также по окончании образовательного учреждения профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.
Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о внесении в действующее законодательство, регулирующее вопросы обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменений, позволяющих осуществлять возмещение расходов по аренде жилья указанной категории детей-сирот в период от даты возвращения из учреждения социального обслуживания до даты получения жилья, и обязывающее субъект РФ разработать соответствующие нормативы и выделять средства муниципальным образованиям на исполнение указанных полномочий в полном объеме от потребности.


3. Основную долю в структуре кредиторской задолженности городского округа «Город Южно-Сахалинск», образовавшейся на протяжении ряда прошлых лет в связи с низкой обеспеченностью бюджета города, занимает задолженность по обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды и пени, начисленные на нее Администрация города и городское Собрание продолжают принимать меры по исключению ситуации прошлых лет по неуплате единого социального налога. В результате в полном объеме обеспечиваются перечисления текущих платежей, а также частично погашена кредиторская задолженность прошлых лет по данному налогу.
В 2008 году обеспечено погашение в полном объеме кредиторской задолженности, возникшей с января 2002 года.
Вместе с тем, задолженность по начислениям на заработную плату по городскому округу «Город Южно-Сахалинск», сложившаяся до 2002 года, продолжает оставаться значительной.

Кроме того, по бюджетным учреждениям, по которым не были заключены соглашения о проведении реструктуризации задолженности по платежам во внебюджетные фонды (из-за низкой обеспеченности бюджета) продолжает начисляться пеня, которая по состоянию на 1 сентября 2010 года составила 70,0 процентов в общей сумме кредиторской задолженности по учреждениям бюджетной сферы. Вопрос о списании задолженности по страховым взносам и начисленным пени неоднократно рассматривался администрацией города и депутатами городского Собрания: в 2006 году обращение депутатов городского Собрания направлялось в адрес Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатору области и Сахалинскую областную Думу, в 2007 году администрация города обращалась в государственное учреждение «Отделение пенсионного фонда РФ по Сахалинской области», в 2009 году обращение депутатов городского Собрания направлялось в адрес Сахалинской областной Думы, Всероссийского Совета местного самоуправления, Союза Российских городов, Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ), Союза муниципальных образований Сахалинской области. К сожалению, до настоящего времени налоговым Кодексом списание данной задолженности может быть принято только в отношении несуществующих налогоплательщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» был решен вопрос о списании задолженности указанных учреждений в государственные внебюджетные фонды и обеспечено прекращение налоговыми органами всех действий, направленных на взыскание сложившейся задолженности.
Правилами проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, числящейся за бюджетными учреждениями, утверждаемыми постановлениями Правительства РФ, предусматриваются жесткие условия возможности проведения реструктуризации, такие как осуществление в течение 2 месяцев, предшествовавших месяцу подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности, и в течение срока рассмотрения заявления и принятия налоговым органом соответствующего решения, который не может превышать 30 рабочих дней, полного внесения авансовых платежей по единому социальному налогу. Кроме того в сумму задолженности, подлежащей реструктуризации, не включается задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о принятии на федеральном уровне нормативного акта, регулирующего порядок списания с бюджетных учреждений муниципальных образований сумм задолженности по страховым взносам и начисленной на неё пени в Пенсионный фонд Российской Федерации.

4. В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования», принятого Государственной Думой ФС РФ в первом чтении 03.06.2009 года, с 1 января 2011 года предусмотрена замена единого социального налога на страховые взносы, при этом размер перечислений во внебюджетные фонды увеличивается с 26 до 34 процентов или на 8 пунктов.
Согласно указанного Закона страховые взносы будут направляться в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Планируемое изменение действующего законодательства повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» в пределах 185,0 млн. рублей для обеспечения оплаты страховых взносов за бюджетные учреждения города. Вместе с тем, бюджет городского округа ежегодно принимается с дефицитом и с низкой обеспеченностью в средствах, в связи, с чем изыскать дополнительные средства на указанные расходы не представляется возможным.
Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о выделении целевой финансовой помощи из федерального бюджета РФ муниципалитетам на обеспечение выплаты страховых взносов с учетом их увеличения.

5. В соответствии с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» отдельным категориям плательщиков (Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; члены семей военнослужащих, потерявших кормильца; пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации и другие) установлены льготы по уплате налога.
Кроме того, статьями 391, 395 Налогового кодекса РФ предусмотрено уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в отношении земельных участков, находящихся в собственности инвалидов, ветеранов и участников боевых действий, а также освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты земельного налога.
Предоставление указанных льгот, установленных федеральным законодательством, ведет к снижению доходной базы местного бюджета. В соответствии с данными отчетности о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам, предоставленной налоговыми органами, сумма недопоступлений бюджета городского округа составила в 2009 году 14,4 млн. рублей.

Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о компенсации из федерального бюджета сумм недопоступления в доходную базу местных бюджетов, возникающих в результате предоставления льгот по местным налогам, установленных федеральным законодательством.


6. Действующим законодательством не предусмотрено представление налоговыми агентами отчетности в течение года по налогу на доходы физических лиц, составляющему основу всех муниципальных бюджетов. Статьей 230 части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено представление налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц, суммах исчисленных и удержанных налогов за налоговый период - календарный год не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим. При этом годовые данные налоговых агентов о суммах исчисленного и удержанного налога в лицевых счетах налоговых агентов не отражаются и на предмет полноты и своевременности расчетов предприятий с бюджетом не анализируются.
Таким образом, отсутствует возможность осуществления должного контроля со стороны налоговых органов за своевременностью перечисления указанного налога в бюджет. В настоящее время проконтролировать своевременное перечисление налоговыми агентами налога на доходы физических лиц налоговые органы могут только в ходе выездных налоговых проверок.
Ежеквартальное представление налоговыми агентами отчетности об итоговых суммах доходов физических лиц и о соответствующих суммах налога нарастающим итогом позволило бы получить информацию по объекту налогообложения, налоговой базе, начисленным, удержанным и перечисленным в бюджет суммам налога. Такая информация необходима для прогнозирования налога при формировании бюджета и контроля за исполнением бюджета.
Невозможность привлечения налоговых агентов к ответственности за неисполнение обязанности по перечислению налога в бюджет в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также отсутствие квартальной отчетности по налогу на доходы физических лиц существенно снижает уровень налоговой дисциплины. По данным информационного ресурса, представляемого налоговыми органами, недоимка по налогу на доходы физических лиц в бюджет городского округа по состоянию на 01.09.2010 составила 32 774 тыс. рублей.
Предлагаем дополнить резолюцию пунктом о внесении изменения в бюджетное и налоговое законодательство в части установления и предоставления отчетности по налогу на доходы физических лиц.


Спасибо за внимание