Поиск
 
 
 

Доклад Л.М. Греховой

Уважаемые коллеги!


Проблемы, на которые мне хочется обратить Ваше внимание, напрямую влияют на состояние сбалансированности местных бюджетов в ближайшие три года.

Город Ярославль: численность населения - 601тыс.чел.; собственные доходы на 2007 год - 6279,6 млн.руб.; город – «донор»; соотношение собственных доходов и средств вышестоящих бюджетов - 70% и 30%.

Одна из проблем касается доходов от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества.

В соответствии со статьей 85 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 1 января 2009 года имущество, не предназначенное для осуществления полномочий местных органов власти, должно быть распродано или безвозмездно передано в федеральную собственность или собственность субъекта. В результате из местных бюджетов уходят такие доходные источники как средства от реализации и сдачи в аренду муниципального имущества. На примере города Ярославля это порядка 30% от собственных доходов без учета безвозмездных поступлений или 1,8 млрд.руб.

Проблема: как обеспечить решение вопросов местного значения, перечень которых постоянно расширяется, в условиях прогнозируемого сокращения доходной части бюджета?

Следующая проблема касается поступлений земельного налога и арендной платы за землю.

В соответствии со статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица до 1 января 2008 года обязаны переоформить право постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность. В результате подавляющая часть (85%) плательщиков земельного налога (юридических лиц) перейдет на уплату арендной платы за землю, которая до разграничения собственности в действующем законодательстве распределяется между бюджетом субъекта и местным бюджетом в пропорции 50 на 50. В связи с этим значительно сократятся поступления земельного налога, а средства от арендной платы не компенсируют потери местных бюджетов. На примере города Ярославля это еще около 5% выпадающих доходов или 0,3 млрд.руб. Проблема: Остается та же проблема обеспечения расходных обязательств.

В итоге с учетом будущих потерь расходные обязательства города Ярославля в действующих условиях будут обеспечены в целом на 59% (без учета повышения заработной платы бюджетникам на ближайшие 3 года, доля которой в текущих расходах бюджета составляет более 30%). При этом финансирование капитальных расходов, относящихся также к вопросам местного значения, можно будет осуществлять только за счет привлечения заемных средств, так как другие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета - продажа акций и земли носят непостоянный характер. В 2007 году за счет данных источников планируется покрытие 38% общей суммы дефицита бюджета.

Дефицит бюджета возрастет до 3-х млрд.руб. или 69% к объему собственных доходов. Таким образом, город Ярославль не сможет обеспечить выполнение действующих расходных обязательств и по уровню обеспеченности доходами приблизится к уровню дотационных муниципальных образований, хотя фактически останется «донором»: поступление налоговых платежей от городских организаций-налогоплательщиков во все уровни бюджетной системы РФ составляет в федеральный бюджет – 43%, в областной бюджет – 45% и в городской бюджет – 12%.

В связи с этим в целях повышения самостоятельности муниципальных образований в выполнении возложенных на них функций, в том числе и по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, остается актуальным наряду с мерами, которые муниципальные образования принимают по мобилизации дополнительных финансовых ресурсов, вернуться через 1-2 года к вопросу закрепления за местными бюджетами дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов.