Поиск
 
 
 

Единое хранилище финансовых показателей как инструмент антикризисного управления

И.В.Лашков, заместитель коммерческого директора ООО «БАРС Груп» (г.Казань)

Жесткие условия финансовой нестабильности требуют от финансовых органов контролировать доходную и расходную часть бюджетов в режиме реального времени. В этой ситуации недостаточно осуществлять только кассовый контроль над ситуацией, очень много зависит от начислений, таких как дебиторская и кредиторская задолженность бюджетных учреждений, анализ финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, начисленных налогов Федеральной налоговой службой и т.д.

Условием для проведения гибкой финансовой политики и оперативного контроля является построения единого хранилища финансовых показателей субъекта Российской Федерации. Группа компаний «БАРС Груп» предлагает модель построения такого хранилища на основе информационно-аналитической системы «БАРС.Web-Своды».

Централизованное хранение данных и удаленный доступ к программному обеспечению в online-режиме через Интернет являются важнейшими преимуществами этого решения. ИАС «БАРС.Web-Своды». Решение строится по принципам трехзвенной архитектуры и включает три подсистемы:

1. подсистему сбора информации, основанную на Web-технологии, позволяющая в Online-режиме собирать информацию через Интернет;
2. репозитарий показателей– OLAP хранилище данных на основе XML технологии. Он обеспечивает систематизацию и хранение в структурированном виде большого объема данных в динамике по периодам;
3. подсистему мониторинга – функциональный блок, отвечающий за формирование заранее настроенных OLAP отчетов, а также просмотр данных репозитария в разных плоскостях и разрезах. Набор графических представлений информации позволяет максимально упростить принятие управленческих решений на уровне субъекта РФ.

Централизованное хранение данных обеспечивает финансовые органы актуальными данными и позволяет осуществлять мониторинг по ряду направлений:

- по исполнению консолидированных бюджетов субъектов РФ, направленный на контроль за финансовой ситуацией;
- по крупнейшим налогоплательщикам (по начислениям, пеням, штрафам и т.д.) в разрезе всех видов платежей (налогов, пошлин, акцизов и т.д.), как по данным ФНС, так и поступлений платежей по данным Федерального Казначейства;
- по информации получаемой из ФНС в разрезе всех уровней бюджета (включая сельские поселения), и всех платежей, администратором которых является ФНС (Постановление Правительства РФ от 12.08.2004г №410, Приказ Минфина РФ от 30.06.2008г №65н);
- по кредиторской задолженности по принятым обязательствам бюджетных учреждений.
В Системе содержится полный пакет форм бюджетной отчетности (включая формы ПБС, ФО и ФО Субъекта РФ) по приказу Минфина РФ от 13.11.2008г №128н.

Включение в Систему агрегированных данных похозяйственного учета позволяет сопоставлять имеющиеся данные с расчетами налогового потенциала муниципальных образований в части земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Архитектура решения существенно облегчает работу муниципальных финансовых органов. В условиях финансовой нестабильности финансовые органы муниципальных образований особенно остро нуждаются в оперативной информации о состоянии налоговых поступлений в бюджеты. Единое хранилище финансовых показателей на основе «БАРС.Web-Своды» обеспечивает доступ к этой информации по модели SaaS (программное обеспечение как услуга). Достаточно иметь подключение к Интернет, чтобы получить всю необходимую информацию Федерального казначейства в online-режиме. Тем самым устраняется необходимость приобретения и обслуживания специального программного обеспечения.

Объединяя данные органов Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Финансовых органов субъекта РФ и муниципальных образований единое хранилище финансовых показателей на основе «БАРС.Web-Своды» создает предпосылки для эффективного преодоления негативных последствий финансовой нестабильности.