Поиск
 
 
 

К.В.Коломейцев, председатель комитета по контролю за размещением муниципального заказа департамента финансов и налоговой политики города Тюмени

Одним из основных принципов бюджетного законодательства является результативное и эффективное использование бюджетных средств. Данный принцип закреплен ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

Обеспечение исполнения данного принципа в настоящее время затруднено рядом требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Одним из главных вопросов является обеспечение максимальной защиты передаваемых исполнителям в виде авансов денежных средств, а также получение гарантий по своевременному и качественному выполнению работ и соответственно наиболее полному освоению бюджетных средств.
Вступивший в силу с 01.01.2006 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, развития конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установил единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации.
Новый Закон и система нормативных правовых актов обеспечивают максимальную защиту организаций желающих участвовать в процедурах по размещению заказов и предъявляют к ним минимальные требования.
Согласно положений Закона организации – участники процедур размещения государственных и муниципальных заказов обязаны предоставлять только документы подтверждающие что такая организация существует (выписка из единого государственного реестра юридических лиц), а в случае когда закупаемая продукция лицензируется – соответствующую лицензию.
Необходимо отметить, что даже установленные ст.9, ст.12 Законом требования об отсутствии у организации задолженности по налогам, отсутствие процессов ликвидации, банкротства, приостановление деятельности, нахождение имущества организации под арестом должен проверять Заказчик. Проверка указанных сведений – процесс трудоемкий и не всегда выполнимый, так как время проверки Законом ограничено.
Наряду с установлением благоприятных условий для участников размещения заказов интересы заказчиков остаются практически не защищенными, что значительно затрудняет обеспечение соблюдения принципа о результативном и эффективном расходовании бюджетных средств.
Согласно Закона механизмами защиты Заказчиков являются:
1. Включение поставщиков не исполняющих свои обязательства по контрактам в реестр недобросовестных поставщиков (ст.19).
2. Применение обеспечения исполнения контрактов.
Первый предлагаемый защитный механизм о включении организаций с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением условий с учетом поправок внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 № 218 предусматривает обязательное решение суда о расторжение. Данное решение получить практически невозможно. Суды требуют соблюдение досудебного порядка урегулирования споров (ст.452 ГК РФ), т.е. направление исполнителю заказа соглашения о расторжении. И только в случае его отказа суд примет иск о расторжении контракта к рассмотрению. Согласившись с заказчиком расторгнуть контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчик избегает судебного разбирательства, соответственно его включить в реестр на основании ст. 19 Закона не представляется возможным.
Второй защитный механизм - применения обеспечения исполнения контрактов. В соответствии с п.15.2 ч.4 ст. 22, п.9 ч.4 ст.34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ:
- если начальная цена контракта менее 50 млн. рублей заказчик имеет право установить обеспечение исполнения контракта в размере до 30% от его начальной стоимости.
- если начальная цена контракта более 50 млн. рублей заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта в размере от 10% до 30%, а если аванс превышает 30% начальной цены контракта, то в размере не превышающем на 20% размер аванса.
В соответствии с ч.4 ст. 29, ч.4 ст.38 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ предусмотрено 3 способа обеспечения исполнения контрактов:
- безотзывная банковская гарантия;
- залог денежных средств;
- страхование ответственности.
Способ обеспечения выбирает сам подрядчик.
Наибольшее количество подрядчиков выбирают страхование как менее затратный, не требуется отвлечение денежных средств. Размеры страховой премии низкие.
Согласно проведенного мониторинга заключаемых договоров страхования в 2007 году в городе Тюмени было установлено, что предоставляемые страховыми компаниями договора страхования не предусматривают риски связанные с нарушением сроков исполнения контрактов, предоставления некачественной продукции или работ, а также риски связанные с возникновением у поставщика (подрядчика) ответственности т.е штрафных санкций.
Кроме того, взыскание страховых сумм как правило устанавливается через суд.
На основании изложенного предлагаем:
1. Рассмотреть вопрос о применении в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков соглашение о расторжении контракта в связи с существенным нарушением его условий исполнителем (подрядчиков, поставщиком).
2. Предусмотреть выбор способа обеспечения Заказчиком, установить типовую форму договора страхования.
3. Установить норму об обеспечении исполнения контрактов заключенных по результатам запроса котировок и у единственного поставщика.
4. Обязать участников размещения заказа предоставлять сведения подтверждающие их соответствии требованиям Законодательства о размещении заказов.