Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России
15 февряля 2008 г. | | г. Дзержинский |
Присутствовали: 57 человек (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н.Домбровского
Приветственное слово главы муниципального образования «Городской округ Дзержинский» А.Н.Плешакова
Глава приветствовал участников заседания, рассказал о достижениях и достопримечательностях города, проблемах и перспективах развития, привел сведения о структуре бюджета, динамике роста его доходной части.
2. Отчет о работе секции за 2007 год и о плане работы на 2008 год
Докладчик: председатель секции «Финансисты муниципальных образований», первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов А.Н.Домбровский
Он подвел итоги работы секции за 2007 год, отметил активный вклад членов секции в процесс реформирования бюджетного процесса и совершенствование бюджетной системы, дал позитивную оценку работы секции в истекшем году, выразил благодарность всем руководителям финансовых органов муниципальных образований за участие в деятельности Сообщества. Были обозначены перспективы и планируемые направления деятельности секции в текущем году, в том числе обмен опытом и изучение функционирования зарубежных муниципальных финансовых систем.
Решили:
Утвердить план работы секции ««Финансисты муниципальных образований» на 2008 год.
3. Практические аспекты реализации Федерального Закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
Докладчики: А.В.Алтынцев, администратор проекта АНО «Институт реформирования общественных финансов» (г.Москва)
Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления
В докладе А.В.Алтынцева освещены некоторые проблемные вопросы организации размещения государственного и муниципального заказа.
Докладчик остановился на способах размещения заказа (путем проведения торгов - конкурса и аукциона, без проведения торгов), подробно рассмотрел содержательную часть извещения о проведении конкурса, конкурсной документации, заявки на участие в конкурсе. Приведены критерии оценки заявок, примеры сопоставления заявок по предложенным ценам.
В выступлении уделено внимание процедурам аукциона (видам, алгоритму проведения, особенностям проведения закрытого аукциона), порядку и особенностям проведения запроса котировок, порядку подачи котировочных заявок, а также размещению заказа у единственного поставщика, размещению заказов на товарных биржах.
Л.И.Пронина предоставила краткую информацию о первом заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы Б.В.Грызлове. Присутствовавший на нем Министр регионального развития Д.Н.Козак провозгласил новое направление в развитии реформы местного самоуправления. В частности, в марте-апреле текущего года планируется принятие Концепции региональной политики, предусматривающей изменения в сфере межбюджетных отношений, политики капитальных вложений и другие. В целом, данная Концепция направлена на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Далее Л.И.Пронина остановилась на отдельных проблемных вопросах по реализации положений Федерального Закона №94-ФЗ, затронутых в письмах-обращениях, поступивших в Комитет Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.
Обратила внимание собравшихся на последние изменения отдельных статей закона, которые значительно расширили возможности муниципальных образований в сфере осуществления муниципального заказа.
Решили:
Принять к сведению и учитывать в практической деятельности финансовых органов предоставленные сведения.
4. Практика осуществления финансовыми органами муниципальных образований контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, проведения конкурсных процедур на примере городов Дзержинский, Краснодар, Саратов, Ярославль
Докладчики: А.Н.Терещенко, Председатель Комитета по экономике муниципального образования «Городской округ Дзержинский» Московской области
Л.И.Балашева, заместитель директора департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, начальник контрольно-ревизионного отдела
А.П.Мурзаков, председатель Комитета по финансам администрации города Саратова
А.А.Данц, заместитель мэра – директор департамента финансов мэрии города Ярославля
Выступление А.Н.Терещенко посвящено организации закупок для муниципальных нужд муниципального образования «Городской округ Дзержинский». Охарактеризована система управления муниципальным заказом города, приведены статистические данные о количестве и суммах заключенных муниципальных контрактов в 2007г., динамика объемов муниципальных заказов за 2004-2007гг.
Докладчик особо остановился на проблемах и трудностях, возникающих в данном муниципальном образовании в системе закупок для муниципальных нужд. К ним отнесены несовершенство законодательной базы, отсутствие номенклатуры товаров, работ и услуг для определения групп одноименных товаров, работ и услуг, отсутствие четкого понятия определения «сделка», отсутствие единого информационного поля и другие.
В докладе Л.И.Балашевой затронуты аспекты осуществления финансовым органом муниципальных образований контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд.
Принятие Федерального Закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный Закон №94-ФЗ) было охарактеризовано докладчиком, как прогрессивный шаг в системе госзаказа. Однако на текущий момент очевидной стала необходимость внесения в закон стратегических поправок.
Л.И.Балашева привела основные параметры муниципального заказа в городе Краснодаре и особенности системы контроля за его размещением.
Были названы факторы, являющиеся препятствием для полномасштабной реализации возможностей закона, среди которых: длительное отсутствие порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, отсутствие нормативных документов, разъясняющих понятие «одноименные товары». Подробно описаны пути взаимодействия департамента финансов, как органа уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения муниципального заказа, с ФАС.
Перечислены виды нарушений законодательства при размещении муниципального заказа, выявленных департаментом финансов в ходе проведения проверок и ревизий.
С учетом противоречивости положений действующей редакции Федерального Закона № 94-ФЗ и проблем, с которыми столкнулись финансисты в ходе практической деятельности, докладчик выступила с инициативой о внесении изменений и поправок в статьи закона. По ее мнению, сегодня закон направлен против заказчика, и система государственных и муниципальных закупок нуждается в принятии оперативных мер.
Выступивший далее А.П.Мурзаков обрисовал сложившуюся систему контроля в сфере размещения заказов для муниципальных нужд города Саратова, привел данные о проведенных контрольных мероприятиях комитета по финансам администрации города, органа, уполномоченного на осуществление данного контроля, выявленных нарушениях и принятых мерах по результатам контрольной работы.
Докладчик остановился на основных проблемных вопросах при осуществлении размещения муниципальных заказов и контроля за ним в муниципальном образовании «Город Саратов», перечислил основные задачи комитета по финансам в целях совершенствования дальнейшей работы по контролю в сфере размещения муниципальных заказов.
В кратком выступлении А.А.Данца приведены основные нормативно-правовые акты, разработанные в городе Ярославле для реализации ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, охарактеризована система размещения муниципального заказа.
В рамках реализации данного Федерального закона городом была приобретена и введена в эксплуатацию в мае 2007 года (в части учета муниципальных контрактов) единая автоматизированная система «Муниципальный заказ». Для определения порядка взаимодействия между муниципальными заказчиками, органом, уполномоченным на ведение реестра муниципальных контрактов, и департаментом финансов мэрии разработан соответствующий Регламент.
Также перечислены проблемы, связанные с реализацией ФЗ от 21.07.2005г. № 94-ФЗ, возникшие при исполнении бюджета города, увеличивающие документооборот и затраты рабочего времени всех участников муниципального заказа.
Решили:
Принять к сведению приведенный в выступлениях позитивный опыт муниципальных образований в сфере размещения муниципальных заказов, учесть проблемные аспекты в организации закупок для муниципальных нужд и сфере осуществления контроля за размещением заказов.
Основываясь на проблемах, выявленных в ходе реализации положений Федерального Закона №94-ФЗ, провести сбор предложений финансовых органов муниципальных образований по внесению изменений и поправок в закон, направить полученные предложения для рассмотрения в Комитеты Государственной Думы РФ.
5. О реструктуризации бюджетных учреждений с внедрением новых организационно-правовых форм в виде автономной некоммерческой организации в свете положений Федерального Закона «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006г. №174-ФЗ на примере города Калуги
Докладчик: И.А.Евдокимова, заместитель Городского Головы, начальник управления финансов города Калуги
В выступлении был представлен экспериментальный опыт города Калуги по переводу бюджетных учреждений в форму негосударственных, немуниципальных организаций, перечислены проблемные аспекты, требующие внимания в ходе реализации программы реформирования муниципальных финансов.
Было отмечено, что в муниципальном образовании создан механизм перевода бюджетных учреждений в форму немуниципальных организаций, при этом перевод других муниципальных учреждений в форму немуниципальных будет осуществляться при условии получения однозначного положительного эффекта от проведения эксперимента.
Участникам заседания в раздаточном материале была предоставлена информация также и об опыте города Саратова по реструктуризации бюджетных учреждений.
Решили:
Принять к сведению опыт муниципальных образований по реструктуризации бюджетных учреждений с внедрением новых организационно-правовых форм в виде автономной некоммерческой организации, ознакомить с ним всех членов секции.
6. Отдельные проблемы организации межбюджетных отношений в условиях действия нового Бюджетного кодекса РФ
Докладчик: В.Э.Григоров, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
В.Э.Григоров перечислил основные принципы межбюджетных отношений в РФ, остановился на формах межбюджетных трансфертов и условиях их предоставления из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Уделено внимание также рассмотрению вопроса о предоставлении инвестиционных субсидий и сделан вывод о том, что инвестиционные субсидии целесообразно выделять в отдельный фонд, либо полностью учитывать в ФФП.
7. О механизме сбалансированности бюджета в рамках процесса совершенствования межбюджетных отношений
Докладчик: А.П.Мурзаков, председатель Комитета по финансам администрации города Саратова
В основу выступления положены аргументы о том, что в 2005-2006гг. произошло расширение перечня вопросов местного значения, большая часть из которых привела к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако соответствующего перерасчета объема этих обязательств на основе использования соответствующих социальных норм и нормативов не последовало. В результате на протяжении ряда лет бюджет города Саратова утверждается с дефицитом, растет зависимость местного бюджета от областного.
Для обеспечения сбалансированности бюджета города была принята Программа мероприятий, направленных на мобилизацию доходов и оптимизацию расходов местного бюджета, принесшая определенный эффект в 2007г. Однако проблема обеспеченности местного бюджета собственными доходами на выполнение собственных полномочий остается нерешенной.
В заключительной части выступления докладчик озвучил предложения, направленные на укрепление финансовой базы муниципальных образований.
Решили:
С учетом предложений председателя Комитета по финансам администрации города Саратова А.П. Мурзакова провести сбор предложений финансовых органов муниципальных образований о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, направленных на долгосрочную сбалансированность местных бюджетов и их полное финансовое обеспечение. Собранные предложения направить в Комитеты Государственной Думы РФ.
8. Развитие жилищного кредитования в муниципальном образовании город Краснодар: опыт, проблемы, перспективы
Докладчик: В.Ф.Ананьев, начальник управления по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар
Докладчик остановился на опыте муниципального образования город Краснодар по решению жилищной проблемы с использованием системы ипотечного жилищного кредитования, тенденциях и перспективах ипотечного жилищного кредитования, выделил этапы в его развитии.
Отдельным пунктом доклада выделены проблемы федерального, регионального и местного уровня, сдерживающие масштабное развитие ипотечного жилищного кредитования. Перечислены меры, предпринимаемые для дальнейшего развития механизмов ипотечного жилищного кредитования на территории данного муниципального образования.
Решили:
Принять к сведению позитивные направления в реализации программ ипотечного жилищного кредитования, учесть проблемные аспекты в развитии данного приоритетного на современном этапе направлении деятельности муниципальных образований, довести до сведения всех членов секции.
9. О порядке финансирования расходов органов внутренних дел на приобретение специальной продукции
Докладчик: Р.И.Заремба, вице-мэр, председатель комитета по финансам и контролю мэрии города Калининграда
В выступлении обозначена проблема, стоящая перед финансовым органом Калининграда – механизм финансирования затрат органов внутренних дел, связанных с приобретением специальной продукции (государственных регистрационных знаков, водительских удостоверений, талонов и др.). Докладчик рассказала о мерах, предпринятых финансовыми органами субъекта и муниципального образования для решения обозначенной проблемы.
Решили:
Принять к сведению опыт города Калининграда по финансированию затрат органов внутренних дел, довести до сведения всех членов секции.
10. О порядке предоставления финансовым органам муниципальных образований информации по налогооблагаемой базе в разрезе объектов налогообложения по доходным источникам бюджета муниципального образования на примере города Дзержинский Московской области
Докладчик: Е.Н.Черкасов, председатель комитета по финансам администрации муниципального образования город Дзержинский Московской области, начальник финансового управления
Содокладчик: А.Ю.Тульская, руководитель методологического отдела НОУ «ЦИФТ» (г.Екатеринбург)
Е.Н.Черкасов представил участникам заседания практику городского округа Дзержинский по идентификации поступлений платежей в местный бюджет в разрезе налогоплательщиков на основе использования определенных программных продуктов. Он остановился на возможностях и преимуществах используемого в настоящий период программного обеспечения – ИПН (разработчик ЗАО «Овионт»), охарактеризовал его как мощный универсальный инструмент для решения задач как отдела доходов, так и структурных подразделений администрации города.
В выступлении А.Ю.Тульской продемонстрированы возможности программного комплекса НОУ «ЦИФТ» для анализа исполнения местного бюджета по налоговым доходам.
Докладчик подчеркнула, что информация о налоговой базе и структуре начислений по основным налоговым платежам по формам статистической отчетности 5-НДФЛ, 5-МН, 5-ЕНВД, 5-ЕСХН, органам исполнительной власти области и местного самоуправления доступна только по запросам. Отсутствие данной информации не позволяет производить качественный анализ и прогноз поступления налоговых доходов бюджета, выявлять причинно-следственные связи «налоговая база – налоги», и, соответственно, принимать эффективные решения по формированию доходной части бюджета. По мнению А.Ю.Тульской, для решения данной проблемы необходимо внести изменения в действующее законодательство.
Решили:
Учесть в практической деятельности муниципальных финансовых органов опыт и наработки, представленные в выступлениях, довести до сведения всех членов секции.
11. О порядке составления и ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана исполнения бюджета на примере города Перми
Докладчик: В.С.Титяпкина, заместитель начальника департамента – начальник управления по организации бюджетного процесса департамента финансов администрации города Перми
Докладчиком представлен механизм составления и ведения сводной бюджетной росписи и кассового плана исполнения местного бюджета города Перми, заострено внимание на особенностях разработанного и действующего в настоящий период порядка.
Решили:
Учесть наработанный опыт финансового органа города Перми в практической деятельности.
12. Разное
- О деловом визите делегации секции «Финансисты муниципальных образований» в Китай в апреле 2008г.
Председатель секции А.Н.Домбровский выступил с краткой информацией о договоренности, достигнутой с руководством муниципальных образований Китайской Народной Республики, об организации в апреле-мае т.г. делового визита делегации секции в Китай (города Пекин, Харбин, Шанхай) с целью ознакомления с опытом работы муниципальных финансовых и налоговых служб страны, китайских банков.
Решили:
Поддержать предложение председателя секции А.Н.Домбровского об организации официального визита российской делегации в Китай.
13. Подведение итогов
Итоги заседания секции подвел председатель секции А.Н.Домбровский, поблагодарил участников за активную работу, отметил, что число участников заседаний с каждым разом увеличивается. Это свидетельствует о том, что работа, которую проводит секция, необходима муниципальным образованиям.
Он поручил оргкомитету секции обобщить материалы докладов и выступлений, разместить их на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции Дата размещения 03.04.2008
|