Поиск
 
 
 

Е.А. Митина, начальник финансового управления администрации города Тулы

Организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании город Тула возложена на муниципальное учреждение «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства».

Исполнителями муниципального заказа по транспортному обслуживанию являются два транспортных предприятия: муниципальное унитарное предприятие «Тулгорэлектротранс» и ООО «Тулапассажиртранс».

В соответствии с заключенными муниципальными контрактами вышеуказанным предприятиям из бюджета города Тулы производится возмещение межтарифной разницы, возникающей в связи с предоставлением транспортных услуг населению по регулируемым тарифам.

Президент РФ своим Указом от 28.02.1995г. №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изменениями от 08.07.1995, 08.04.2003) предоставил Правительству РФ право определять перечни товаров и услуг, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 3 этого же Указа установлено, что дотации, связанные с государственным регулированием цен (тарифов) по перечню продукции, товаров и услуг, цены на которые регулируются Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, учитываются при формировании федерального бюджета на соответствующий год.

Этим же пунктом рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ предусматривать, в необходимых случаях, выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с которым именно этими органами осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, а также на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси.

В разъяснении Минэкономики РФ, данном 03.07.1998г. Розовым СМ., сказано следующее; «В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995г. №239 регулирование тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, осуществляемым всеми предприятиями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Формами такого регулирования могут являться непосредственное установление тарифных плат, субсидирование перевозок, участие в инвестиционных программах предприятий, освобождение от уплаты налогов в местные бюджеты, методические аспекты формирования тарифов и другие. При этом орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в целях упорядочение регулирования может делегировать местным органам функции установления тарифов, передать необходимые бюджетные средства на покрытие убытков от перевозок, а также финансовую ответственность за обеспечение транспортного обслуживания населения».

В соответствии с вышеуказанными документами в Тульской области цены (тарифы) на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта утверждены Постановлением администрации Тульской области от 10.03.07г. №115 «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электротранспортом». Тариф на проезд в городском пассажирском транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) установлен на 2007 год в размере 7 рублей, а в автобусах вместимостью не более 15 посадочных мест, работающих в режиме маршрутного такси по городским маршрутам - в размере 8 рублей за одну поездку.

Принято Постановление администрации Тульской области от 10.03.2007г. №114 «Об утверждении порядка финансирования из бюджета Тульской области расходов на покрытие убытков организаций, осуществляющих пассажирские перевозки общественным транспортом». В соответствии с утвержденным порядком возмещению из бюджета Тульской области подлежат убытки организаций, осуществляющих пассажирские перевозки на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах (за исключением маршрутов, обслуживаемых предприятиями города Тулы), возникающие в результате:

- регулирования тарифов на услуги по пассажирским перевозкам общественного транспорта;
- реализации единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 135 рублей за каждый проданный проездной билет.

Возмещение расходов организациям, осуществляющим пассажирские перевозки общественным транспортом, за предоставление услуг по пассажирским перевозкам осуществляется департаментом финансов в соответствии с заключенными государственными контрактами с перевозчиками на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа на городских, пригородных и межмуниципальных маршрутах.

Затраты транспортных предприятий, осуществляющих перевозку пассажиров на маршрутах города Тулы значительно превышают установленный тариф. Эта разница у перевозчиков составляет от 3 до 7 рублей за одну поездку.

В соответствии с п.7 статьи 16 «вопросы местного значения городского округа» Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции городского округа отнесено «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа».

Администрация города Тулы обратилась в администрацию Тульской области с просьбой разъяснить к компетенции органов власти какого уровня относится компенсация вышеуказанных затрат. В ответ на обращение муниципалитета администрация области ответила со ссылкой на п.7 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что к вопросам местного значения городского округа отнесено «создание условий

для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа», следовательно, и расходы связанные с решением этого вопроса, являются расходными обязательствами муниципалитета. Положениями же Федерального Закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» данные полномочия не отнесены к компетенции органов государственной власти.

Возникновению данной ситуации способствует отсутствие четких формулировок в существующем законодательстве. Что означает «создание условий», «организация обслуживания»? Подразумевают ли эти фразы расходные полномочия или только организационные мероприятия? И почему регулирование тарифов производится государственным органом власти, а расходы, связанные с этим регулированием несет муниципалитет, ведь если компенсация выпадающих доходов в связи с регулированием тарифов не будет производиться, то получается, что муниципалитет не выполнит полномочия, возложенные на него федеральным законодателем.

Еще один аспект, связанный с этим же вопросом местного значения. Стоимость льготного проездного билета была установлена субъектом для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 305 рублей в 2005 году. Тариф на одну поездку по городу в транспорте общего пользования (кроме такси) в тот период был установлен в размере 5 рублей. Простой арифметический расчет позволяет сделать вывод, что количество поездок в месяц при данной стоимости проездного билета составляло 61 поездку. В 2006 году тариф был увеличен до 6 рублей, в 2007 - до 7 рублей, стоимость же проездного билета в этот период осталась неизменной, следовательно, количество поездок в 2007 году должно составить 43.5 поездки. Мероприятий по обследованию пассажиропотока в этот период времени не производилось, следовательно, основания для выводов об уменьшении количества поездок отсутствовали. Возникает вопрос: кто же должен компенсировать транспортным организациям потери, связанные с этими обстоятельствами? И опять этот вопрос адресован муниципалитету, ведь пассажир, осуществляющий поездку по льготному проездному билету, является обычным горожанином, которому муниципалитет должен обеспечить «организацию транспортного обслуживания в границах городского округа».

Прошу присутствующих коллег поделиться опытом организации этого вопроса, а присутствующих представителей государственных органов дать соответствующие комментарии и рекомендации о возможных путях решения данной проблемы.