Итоги и основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Тобольск
В.В. Плаксин, заместитель главы администрации города Тобольска, председатель комитета финансов
Я еще раз приветствую Вас в городе Тобольске!
Хочу кратко охарактеризовать наш город с финансовой стороны, естественно, делая упор на бюджетной составляющей.
Итак, что такое город Тобольск: приведу несколько цифр:
- городу Тобольску 421 год,
- численность населения – 104 тыс.чел., естественный прирост – сальдо третий год положительное, но миграционное сальдо отрицательное,
- градообразующее предприятие – ООО «Тобольск-Нефтехим», поэтому около 45% объема производимых и отгружаемых товаров – это нефтехимическая продукция, около 40% - производство и распределение электроэнергии, 15% приходится на остальные отрасли, всего объем отгруженных товаров собственного производства по итогам прошлого года – 10 млрд.руб., рост производства составил 12,5%,
- средняя заработная плата по городу составляет 15 тыс.руб. в месяц (по итогам прошлого года).
Основные параметры исполненного бюджета города за 2007 год:
- доходная часть – 3206 млн. руб. (рост к 2006 г. –на 31%),
- расходная часть – 2998 млн.руб.,
- профицит бюджета – 208 млн.руб., профицит в основном связан с наличием переходящих остатков целевых средств областного бюджета, подлежащих использованию в 2008 году на те же цели.
Итак, из чего же у нас состоит доходная и расходная часть бюджета, кратко охарактеризую ее.
Некоторые особенности бюджета города:
Во-первых, начиная с 2008 года у нас утвержден трехлетний бюджет – здесь мы идем по тому же пути, что и РФ и Тюменская область. Наш город является высокодотационным муниципальным образованием (доля межбюджетных трансфертов составляет более 70%) – соответственно в отношении муниципалитета введен ряд ограничений в соответствии с БК РФ.
Вторая особенность, дальнейшее совершенствование механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентация бюджетных расходов на результаты, отражающие приоритеты государственной политики. В этом плане мы привели в соответствии с бюджетом все уже принятые муниципальные программы. Внесение изменений в БК РФ в части бюджетной классификации позволило присвоить всем программам, реализуемым в 2008 г., собственный код целевой статьи и отразить их в решении о бюджете города, что сделало такое решение более прозрачным.
Есть еще несколько особенностей нашего бюджета, о них я скажу чуть позже.
ДОХОДЫ
По структуре бюджета наибольший удельный вес в собственных источниках бюджета имели - % :
- Налог на доходы физ. лиц 49 (норматив отчислений 46%)
- Налог на прибыль 20 (норматив 66,7%)
- Аренда земли 14
Местные налоги имеют, к сожалению, менее весомую долю в структуре доходов бюджета
Сбалансированность местного бюджета является одним из главных условием осуществления полномочий ОМС по решению вопросов местного значения.
Поэтому нами предпринимаются определенные меры по мобилизации доходов.
Нами осуществляется контроль за начислением и сбором важнейшего (по объему) доходного источника местного бюджета – НДФЛ. Направление этой работы в первую очередь связана с привлечением иногородних организаций на работу в город и их постановку на налоговый учет по месту производства работ, и, соответственно, поступления в местный бюджет дополнительных доходов. Это становится особо актуальным в последнее время - в связи с проведением в городе масштабных работ по строительству и реконструкции различных объектов и привлечением на конкурсной основе иногородних подрядчиков.
Важным источником дополнительной мобилизации доходов является увеличение поступлений от местных налогов. Кратко озвучу основные направления нашей работы:
1. Проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению.
2. Содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами. Здесь необходимо отметить, что в этом году в рамках закона от 30.06.2006 №93-ФЗ (о дачной амнистии) в бюджете города впервые запланирована сумма на оказание финансовой помощи малоимущим гражданам по оформлению их прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, и т.д., индивидуального жилищного строительства, а также на созданные на таких участках объектах недвижимого имущества, в сумме 1 млн.руб..
3. Проводится разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.
4. Используется предоставленная законодательством возможность привлечения граждан к административной ответственности.
5. Ежегодно анализируем и устанавливаем экономически обоснованные налоговые ставки по местным налогам.
При этом при установлении налоговых льгот стараемся соблюсти баланс интересов: с одной стороны не должна пострадать наполняемость доходной части бюджета, с другой должна быть эффективность от предоставления налоговых льгот. При этом - на что мы в первую очередь обращаем внимание:
- экономически заинтересовать хозяйствующие субъекты в расширении приоритетных для города направлений хозяйственной деятельности
- создание экономических условий для развития инновационной и инвестиционной деятельности.
- поддержка социально-незащищенных категорий населения и экономическая поддержка предприятий, применяющих их труд.
Несколько слов о работе с недоимкой по налогам.
В целях сокращения и ликвидации недоимки, постоянно работает координационная комиссия с участием работников администрации, налоговых органов и других заинтересованных федеральных структур.
С января 2008 г. впервые утверждены в качестве главных администраторов поступлений в местный бюджет комитеты КУИ и КЗОЛХ, что в т.ч. позволит нам усилить организацию претензионной работы и принудительно взыскивать задолженность.
Общая сумма задолженности по местным налогам составила на 01.01.08 - 6,7 млн.руб. (в т.ч. недоимка 5,2 млн.руб.) и снизилась за год на 9%.
Кроме работы по местным налогам мы используем все возможности по мобилизации неналоговых доходов, в частности:
1. Для увеличения доходов от использования муниципального имущества:
- проводится инвентаризация имущества с целью выявления неиспользуемого (бесхозного) и направления эффективного его использования, в т.ч. принятие соответствующих мер по продаже или сдаче в аренду;
- определен перечень сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы; передача имущества в безвозмездное пользование происходит только в муниципальные и областные учреждения,
- утверждена программа приватизации муниципального имущества и поступления средств в бюджет, в 2008 г. предполагается получить 42 млн.руб.; Поступившая сумма и в 2007 г. и в 2008 г. выше запланированной в связи с проведением аукционов и отменой отсрочек по уплате.
Кроме того впервые мы получили поступления от продажи земельных участков в сумме 899 тыс.руб. – в 2007 году, а в текущем году – уже около 7 млн.руб.
2. С целью обеспечения поступления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей действует Положение о порядке и размерах зачисления в бюджет части прибыли МУПов, в 2008 году эта сумма уже составила более 1 млн.руб., размер отчислений установлен – 15%.;
3. В целях мобилизации доходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности устанавливаются задания по объемам привлечения дополнительных средств муниципальными учреждениями без ущерба размеру и качеству услуг, предоставляемых населению бесплатно.
РАСХОДЫ
Бюджет города Тобольска по расходам исполнен по итогам 2007 года в сумме 2998 млн.руб..
В результате взаимодействия Администрации города и Правительства Тюменской области из областного бюджета дополнительно выделены средства в сумме 1665 млн.руб. (почти столько же сколько было к моменту утверждения бюджета), эти средства предназначались в основном для выполнения работ капитального характера: капремонт жилья и муниципальных объектов, строительство и реконструкция различных объектов, инженерная подготовка площадок, переселение из ветхого и аварийного жилья и другое. Израсходовано 1315 млн.руб., остатки неиспользованных ассигновании остались на счете местного бюджета (так как большая их часть поступила во 2 полугодии) и используются в 2008 году на те же цели.
Бюджет 2007 года сохранил социальную направленность, только на финансирование учреждений социального блока - образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и социальной политики направлено 964 млн.руб. или одна третья часть от общего объема расходной части бюджета.
В 2007 году осуществлялись меры дополнительной социальной защиты населения города, при этом выделялись средства
- на обеспечение бесплатного проезда пенсионеров, не имеющих федеральных и региональных льгот, в автомобильном транспорте и на паромной переправе,
- на удешевление стоимости проезда на пригородном маршруте Тобольск – Сумкино,
- дополнительное предоставление субсидий ЖКХ одинокопроживающим пенсионерам,
- удешевление стоимости содержания жилья в ветхих и аварийных домах и общежитиях, стоимости коммунальных услуг на территории где отсутствует централизованное теплоснабжение и водоотведение,
- предоставление льгот льготным категориям граждан в части оказания банных услуг,
- оказание материальной помощи гражданам, оказавшимися в трудной жизненной ситуации,
- финансирование работы медико-социального отделения больницы п.Сумкино (для оздоровления и социально-психологической адаптации пожилых людей и инвалидов),
В связи с вышесказанным имеется тема для размышления – раз муниципалитету все равно приходится нести эти расходные обязательства (в соответствии с п.5 ст.20 закона №131-ФЗ) может имеет смысл передать полномочия по социальной защите населения ОМС с соответствующей передачей необходимых финансовых ресурсов?
Значительная роль отводилась и отводится реализации приоритетных национальных проектов. Так в 2007 году средства, выделяемые по нацпроекту в области образования составили 237 млн.руб., по данному нацпроекту производилось финансирование
- инновационных образовательных программ – 4 млн.руб.,
- вознаграждение за классное руководство – 14 млн.руб.,
- приведение материально-технической базы в нормативное состояние – 51 млн.руб. (капремонт школ и детских садов, противопожарные мероприятия) ,
- совершенствование отраслевой системы оплаты труда – 168 млн.руб.
Мероприятия нацпроекта в области здравоохранения также осуществлялись на территории города, но в основном они финансируются не через местный бюджет, а напрямую из областного бюджета и из средств фонда обязательного медицинского страхования.
Самый крупный раздел исполненной расходной части бюджета 2007 г. – ЖКХ (1104 млн.руб., в 2006 г. было 610 млн.руб. – на 81% больше) и второй по величине раздел – национальная экономика (761 млн.руб., в 2006 г. было 621 млн.руб. – на 23% больше). Большую часть расходов этих разделов составляют инвестиционные расходы. Это говорит о том, что кроме традиционного эпитета, который я применил к бюджету несколько раньше (бюджет социальной направленности), можно с полным правом применить эпитет бюджет развития. Наличие в бюджете значительных средств в виде субсидий вышестоящих бюджетов по софинансированию расходов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт различных объектов, находящихся в муниципальной собственности, также является одной из особенностей нашего бюджета последних 2 или 3 лет.
Итак, что сделано в этом плане (я кратко озвучу финансовые показатели):
1. Дорожное хозяйство - крупный блок: на реконструкцию, капитальный ремонт и содержание дорог израсходовано 574 млн.руб., в этом году эта сумма должна значительно увеличиться.
2. Приобретение жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда г.Тобольска, всего переселено – 170 семей, израсходовано на эти цели 300 млн.руб.
3. Инженерная подготовка площадок под жилищное строительство – освоено 99 млн.руб., вложение данных средств удешевляет стоимость вводимого жилья. Всего в прошлом году у нас введено 42 тыс.кв.м. жилых домов, в планах этого года – 56 тыс.кв.м.
4. Строительство различных объектов ЖКХ (водопроводных, канализационных сетей, водозабора, очистных сооружений, углубление русел речек) – всего – 98 млн.руб..
Всего сумма инвестиций в основной капитал за счет средств местного бюджета – 708 млн.руб., если сравнить, какое место занимают эти инвестиции в общей сумме по городу (а общая сумма по городу – 2413 млн.руб.) – то это 30%, кроме того есть инвестиции из федерального и областного бюджета, межрегиональная программа «Сотрудничество» и средства частных инвесторов.
В рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье» финансирование из местного бюджета осуществлялось:
- на предоставление субсидий молодым семьям на приобретение и строительство жилья – 36 млн.руб.,
- на повышение надежности и эффективности работы инженерных систем и приведение их в технически исправное состояние – 31 млн.руб.,
- на программу газификации – 35 млн.руб.
- на капитальный ремонт жилищного фонда – 73 млн.руб..
В этом году это направление (капитальный ремонт) у нас значительно усилено, в т.ч. благодаря участию муниципалитета в федеральной программе по содействию реформированию ЖКХ в рамках федерального закона №185-ФЗ. Нами охвачены оба направления данной программы:
- поданы две заявки по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Фонд содействию реформированию ЖКХ, большая часть средств уже поступила, идет освоение, всего в этом году планируем освоить по капремонту жилых домов 535 млн.руб., из них 139 млн.руб. – за счет федерального бюджета, 236 млн.руб. – за счет регионального, и 160 млн.руб. – за счет местного бюджета. За счет этих средств планируется провести ремонт на 79 жилых домах.
- в рамках второго направления деятельности Фонда - по переселению граждан из аварийного жилищного фонда – сформирована, направлена и находится на рассмотрении в Москве наша заявка на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда в размере 95 млн.руб., а всего, с учетом региональной доли, мы рассчитываем получить 235 млн.руб., и при этом до конца года планируем переселить 138 семей из 20 многоквартирных домов.
При реализации закона в части капремонта – проблема возникает у управляющих компаний – при перечислении средств появляется налогооблагаемая база, что отрицательно влияет на текущую деятельность.
Существенные средства местного бюджета направляются на обустройство и благоустройство нашей сибирской жемчужины - Тобольского Кремля 345 млн.руб. (данные за 2007 год). Вообще, одна из особенностей нашего бюджета – выделение значительных средств на создание туристического центра. Туризм является приоритетным направлением развития города, одной из трех точек роста, определенных концепцией Стратегии социально-экономического развития города до 2020 года. Об эффективности использования бюджетных средств в сфере туризма можно сделать отдельный доклад, учитывая множество наработок у муниципалитета в данном направлении. Но, учитывая более общую тему моего выступления и недостаток времени, предлагаю коллегам обратить внимание: в раздаточном материале на диске имеются две муниципальные целевые программы:
- МЦП «Сохранение и использование объектов историко-культурного наследия, памятных и исторических мест на территории города Тобольска на 2007-2009 годы»,
- МЦП «Основные направления развития внутреннего и въездного туризма в Тобольске на 2007-2009 гг.».
Немного раньше я говорил о сбалансированности бюджета и необходимости в связи с этим мобилизации доходных источников бюджета, вторая же составляющая сбалансированности – это оптимизация расходной части бюджета, эффективность и экономность использования бюджетных средств, т.е. принцип, который предусматривает необходимость достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств.
Несколько слов о проведении конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа
В рамках законодательства о закупках (94-ФЗ) размещение муниципального заказа осуществлялось в прошлом году в основном посредством проведения торгов и способом запроса котировок, с этого года большая часть средств размещается через проведение аукционов. Экономия по результатам размещения муниципальных заказов составила в 2007 году – 6,5% от начальной цены. Установлен контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на осуществление муниципального заказа (создан и функционирует отдел контроля, проводятся проверки). Здесь не могу не упомянуть о проблемах, связанных с реализацией законодательства о закупках: приобретение требуемого количества материальных ресурсов (услуг) с наименьшими затратами не всегда сопровождается достижением установленного качества или выдерживанием графика работ. К тому же при определенных обстоятельствах в соответствии с действующим законодательством возможно банкротство подрядчика (нашего дебитора), перерегистрация его, причем учредитель или директор в качестве руководителя нового юридического лица вполне может претендовать на получение нового заказа.
Еще одна деталь, возможно интересная коллегам из других регионов, большинство учреждений социального блока (детские сады, спортивные школы, клубы, центры, учреждения доп.образования, лагеря), почти все кроме общеобразовательных школ и медицинских учреждений, существуют в форме автономных учреждений, финансирование осуществляется в рамках муниципальных заданий. Здесь, на наш взгляд, то же на сегодняшний день имеется определенная проблема, так как в полном объеме пока не создана нормативная и методическая база формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий автономным учреждениям.
Особое внимание нами уделяется формированию эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключению дублирующих функций данных органов. Цель этого - сокращение административно-управленческих расходов.
При этом уже предприняты меры по оптимизации функциональной деятельности этих органов: с 01.01.08 утверждена новая структура городской администрации, сокращены или ликвидированы некоторые несвойственные направления деятельности, стало возможным объединение отдельных функций в одном специализированном органе в интересах муниципалитета с соответствующим сокращением должностей.
В завершении своего выступления хотел бы подытожить вышесказанное: несмотря на позитивные тенденции, финансовых проблем у нашего муниципалитета достаточно, и это, наверное, не новость для коллег. Кроме тех, что я уже озвучил, главная – это несоответствие доходов местного бюджета расходным обязательствам муниципалитета в соответствии с его многочисленными полномочиями. При этом, на мой взгляд, недопустимо мала доля местных налогов в общем объеме доходов, что сказывается не только на общем объеме доходов бюджета, но и на его дотационности, и на рычагах муниципалитета положительно повлиять на ситуацию.
Спасибо за внимание!
Дата размещения 10.10.2008
|