Поиск
 
 
 

А.Н.Терещенко, Председатель Комитета по экономике муниципального образования «Городской округ Дзержинский» Московской области

Муниципальный заказ в городе Дзержинском существует с 1998 года.
В начале развития системы муниципального заказа, процедуры размещения проводились только на подрядные работы. С 2003 года перечень закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд стал значительно шире.

В городе разработана нормативно-правовая база по управлению муниципальным заказом, создана Единая комиссия администрации города по муниципальному заказу, утвержден перечень муниципальных заказчиков, включающий 40 бюджетополучателей. Финансирование муниципального заказа осуществляется через казначейское исполнение расходов городского бюджета.
Уполномоченным органом по размещению заказов для муниципальных заказчиков для муниципальных нужд в городе занимается отдел муниципального заказа Комитета по экономике.

В 2007 году размещены и проведены мероприятия по размещению муниципального заказа на основании 445 обращений муниципальных заказчиков. По результатам процедур заключено 379 муниципальных контракта на сумму 516522 тыс.руб. На участие в проводимых мероприятиях по размещению заказа подано 607 заявок от участников размещения.


Динамика объема муниципального заказа по годам

2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Количество заключенных муниципальных контрактов
(по процедурам размещения)
119
91
305
379
Стоимость заключенных контрактов (тыс.руб.)
66602
78213
174015
516522

Доля заказа, размещенного различными способами в 2007 г. (%)

Способ размещения:
2007 г
Конкурс
27
Запрос котировки цен
14
Аукцион
7
Единственный исполнитель
52
Соотношение начальной и контрактной цены 2007 г. (тыс.руб.)
Начальная цена контрактов, выставленных на торги
594979
Общая стоимость заключенных контрактов
516522
Экономия
78457

Хотелось остановиться на проблемах:
Несовершенство законодательной базы
1. К сожалению, на практике в системе закупок становиться работать все сложнее. Выходящие все новые поправки к закону, регламентирующему закупки (ФЗ-94), не облегчают, а наоборот, осложняют жизнь, как заказчикам, так и участникам процедур размещения. Остается очень много мест в законе, которые можно понимать двусмысленно (например, при осуществлении закупок на сумму, не превышающую установленного ЦБ размера расчетов наличными деньгами – возможно заключение одного договора на весь год с периодами оплаты поквартально или же должно быть заключено 4 договора на каждый квартал). Вопрос конечно не принципиальный, но существенный с точки зрения временных затрат.
2. До сих пор нет номенклатуры товаров, работ и услуг для определения групп одноименных товаров, работ и услуг.

3. Нет четкого понятия определения «сделка».

4. Несоответствие норм других отраслей права нормам законодательства о размещении заказов, в частности, бюджетному.

Проблемы организации закупок для муниципальных нужд города

1. Преимущество закона о закупках в том, что он является процессуальным законом. Одновременно пошаговая регламентация процесса закупки с момента размещения до момента заключения и исполнения контракта предусматривает наличие дополнительных кадровых ресурсов, что связано с материальными затратами для муниципальных заказчиков.
Отсутствие единого информационного поля в настоящий момент влечет за собой дублирование размещения информации на сайтах (городском и официальном субъекта федерации). Техническая сложность работы с сайтом Московской области также требует дополнительного привлечения кадров.
Любое изменение закона требует расчета средств, времени, трудозатрат, определенных требований к квалификации специалистов. Таким образом, достижение экономического эффекта посредством применения системы муниципального заказа имеет существенный побочный эффект в виде роста бюджетных расходов на содержание аппарата, задействованного в данной системе.

2. Создание единой правовой системы для государственных и муниципальных закупок не всегда эффективно для муниципалитетов. Небольшие объемы муниципальных закупок (даже при проведении объединенных конкурсов) не привлекательны для крупных производителей, имеющих большие обороты поставок (в частности, молочные заводы, поставщики мясной продукции, поставщики ГСМ), поэтому они не участвуют в процедурах размещения. Иногда при проведении конкурса возникают ситуации, когда контракт должен быть заключен с участником конкурса (соответствующим требованиям конкурсной документации) но по цене, выше сложившейся на рынке только потому, что поставщик, реализующий свою продукцию по более низким ценам, не участвует в конкурсе.

3. Территориальная близость с городом Москва, как ни парадоксально, при размещении муниципального заказа в нашем городе, является отрицательным моментом. На подрядные работы расценки г.Москва значительно выше, чем действующие в Московской области, поэтому количество желающих принять участие в проводимых процедурах не велико, в связи с чем процент размещения заказа у единственного исполнителя в общем объеме процедур размещения составляет 34,6 % (140 закупок из 405).

4. Так же одной из проблем не участия поставщиков в процедурах размещения заказа для муниципальных нужд является фиксированная цена на весь период поставки даже при проведении закупок на более короткие периоды (с годовых закупок перешли на закупки ежеквартальные).. Ведь для поставщика не важно, за счет каких источников осуществляется финансирование, он работает в рыночных условиях.
Так, например, в августе 2007 года произошел резкий рост закупочных цен на продукты питания (в частности, на сыр и сливочное масло) производства РФ, Республики Беларусь, Украины. Объясняется это тем, что на Белорусской универсальной товарной бирже проводятся биржевые торги по сыру, маслу и другим молочным продуктам, реализуемым на экспорт. Проведение биржевых торгов в условиях дефицита продукции неизбежно привело к росту цен (использованы данные Минсельхозпрода Республики Беларусь).

5. Перевод согласования размещения заказа у единственного поставщика при муниципальных заказах с местного уровня на уровень субъектов – Министерство экономики Московской области, также является, на наш взгляд, существенным недостатком.

6. Проблемой в системе муниципального заказа является также недостаточное знание муниципальными заказчиками нормативно-правовой базы, подготовка технических требований и задач при организации процедур размещения, сложности с планированием закупок.