Поиск
 
 
 

Межбюджетные отношения в крае: сбалансированность местных бюджетов, обеспеченность средствами на выполнение расходных полномочий органов местного самоуправления

Т.В.Титова, заместитель директора финансового департамента по бюджету администрации города Хабаровска

Город Хабаровск c численностью 578 тысяч населения является столицей Дальневосточного Федерального округа и краевым центром Хабаровского края.

Бюджет города на 2006 год утвержден по доходам в сумме 4,6 млрд. руб., в том числе налоговые и неналоговые доходы – 2,9 млрд. руб., межбюджетные трансферты – 1,5 млрд. руб. или 30 % от общей суммы расходов бюджета, на исполнение 20 видов госполномочий. Расходы утверждены в сумме 4,9 млрд. руб., в том числе за счет собственных доходов и источников погашения дефицита в сумме 3,5 млрд. руб., предельный размер дефицита составил 0,3 млн. руб.(9,9%).

Бюджет города носит социальный характер и направлен на решение экономических проблем, улучшение качества жизни населения, поэтому доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы, составляет уже более 60 %, в 2005 году – 52 %.На выплату заработной платы будет направлено более 50 % расходов бюджета (2005 год- 42 %) .

В связи с этим, из года в год город вынужден сокращать свой бюджет развития, что негативно сказывается в работе главной системы жизнеобеспечения города - водоснабжение, водоотведение, энерго- и теплоснабжение, содержание муниципального жилого фонда , которые требуют серьезных капитальных вложений. Для этого необходима, прежде всего, стабильность доходной базы.

Администрацией города проводится большая работа по развитию экономического потенциала города, включающая: формирование активной промышленной политики, развитие благоприятного инвестиционного климата, малого и среднего бизнеса, по повышению эффективности финансово – экономической деятельности муниципального сектора экономики.

В целях увеличения доходной части бюджета города, формирования направлений получения дополнительных источников пополнения бюджета принята Концепция увеличения доходной части бюджета города на 2006 – 2008 годы, которая определяет основные цели, задачи и ключевые направления политики города на этот период в сфере формирования и развития налоговой базы, обеспечивающей устойчивый рост экономики и повышения финансовой самостоятельности муниципального образования городской округ «Город Хабаровск».

Концепция направлена на создание условий для экономического роста, улучшения социально – экономической обстановки, а также инвестиционного, предпринимательского климата в городе Хабаровске.

С 2005 года было разработано значительное количество нормативных правовых актов, необходимых для реализации положений Федерального Закона №131-ФЗ.

Разработка и осуществление мероприятий по увеличению собственных доходов местного бюджета, а также систематическая работа по улучшению налогособираемости и уменьшения недоимок не позволяют в полной мере обеспечить финансирование вопросов местного значения.

В городе Хабаровске с каждым годом собирается все больше доходов во все уровни бюджетов, однако на собственное развитие города остается все меньше и меньше. В связи с передачей ряда налогов на другие уровни бюджетной системы с 2004 года объем доходов бюджета города Хабаровска, без учета финансовой помощи из бюджетов вышестоящих уровней, имеет тенденцию к снижению. В 2003 году доля собственных доходов от общего объема доходов составляла 88,8 процентов, в 2004 году – 80,0 %, в 2005 году – 66,3 %, в 2006 году – 66,2 %. За последние три года за счет ежегодного уменьшения нормативов и отмены ряда налогов город «потерял» собственных доходов более 2 млрд.рублей, в тоже время доля краевого бюджета постоянно растет.

Ежегодно при рассмотрении Законодательной Думой Хабаровского края проекта Закона о бюджете на очередной финансовый год, город Хабаровск обращается с поправками об увеличении доходной и расходной базы. Однако практически все предложения отклоняются.

В соответствии с планом мероприятий по реформированию местного самоуправления проведена большая, поэтапная работа по разграничению расходных полномочий между уровнями власти.

Однако значительные сложности вызывает разграничение полномочий между субъектом и органами местного самоуправления в сфере здравоохранения. Разделение на практике общей и специализированной медицинской помощи без проведения процедур реорганизации или ликвидацией учреждений здравоохранения практически невозможно. Механизма выделения доли имущества и текущих расходов, которые относятся к специализированной медицинской помощи для их передачи субъекту РФ в целях осуществления государственного полномочия в этой сфере или для выделения субвенций местным бюджетам, нет.

Несмотря на финансовые трудности по исполнению бюджета города, мы вынуждены исполнять государственные полномочия без финансового подкрепления. Вот такой пример:

В конце 2004 года Федеральный Закон № 199–ФЗ от 29.12.2004 года определил, что финансовое обеспечение специальных коррекционных образовательных учреждений должно осуществляется за счет средств субъекта. Мы вынуждены были, взяв кредит в коммерческом банке на сумму 50 млн. руб., профинансировать данные учреждения в полном объеме. В конце 2005 года вышел Федеральный Закон, который подтвердил нашу правоту в том, что содержание коррекционных учреждений является полномочием субъекта. В городе Хабаровске таких учреждений 15.

Мы готовы передать их в субъект или содержать за счет передаваемой субвенции. Для этого необходимо дополнить постановление Губернатора Хабаровского края, добавив в него перечень коррекционных образовательных учреждений, детских садов городского округа «Город Хабаровск». Вопрос на 2007 год решается.

Мы обязаны сегодня выполнять местные полномочия, которые из бюджета города не финансировались, например, организация безопасности движения на дорогах. Кроме того, начиная с 2004 года, при согласовании показателей бюджета на очередной финансовый год, необходимых для расчета финансовой помощи городу, Минфином края исключается из расчета «бюджет развития». А это - приобретение новой благоустроительной техники, автобусов, медицинского оборудования, строительство жилья для переселения из ветхого и аварийного фонда, проведение капитального ремонта школ, больниц, муниципального жилого фонда. Ведь городу надо развиваться, поэтому ежегодно 250 – 300 млн. руб. приходится направлять из собственных доходов бюджета города, которых и так не хватает.

Однако на выравнивание бюджетной обеспеченности, которая определена городу ниже среднекраевой, городу предусмотрена на 2006 год финансовая помощь в сумме 14,7 млн. рублей, что составляет менее 1 % из краевого фонда финансовой поддержки муниципальных образований, а потребность свыше 600 млн.руб. В связи с этим вызывает особую озабоченность низкая финансовая обеспеченность муниципалитетов при масштабности стоящих перед нами задач, а также отсутствие возможности влиять на изменение своего положения.

С 2006 года ведется работа по реформированию межбюджетных отношений, при этом ставится задача отказа от выравнивания бюджетной обеспеченности и перехода на стимулирование муниципальных образований.

Необходимо ежегодно предусматривать в расходах краевого бюджета денежные средства для стимулирования муниципальных образований. При распределении данного фонда необходимо учитывать степень влияния муниципальных образований в формировании доходной базы Хабаровского края. С целью экономического стимулирования территорий края ввести в действие ранее принятый закон, который на протяжении двух лет приостанавливается. Аналогичная ситуация складывается с исполнением краевого Закона «О статусе города Хабаровска как краевого центра», в части компенсации затрат города на осуществление им функций краевого центра.

В соответствии со статьями 53;68 и 69 БК РФ и Федеральным Законом 131-ФЗ на уровне субъекта необходимо разработать правовой акт об утверждении минимальных социальных стандартов и нормативов расходов. Что приведет к справедливому распределению средств из фонда финансовой поддержки между муниципальными образованиями, либо увеличения норматива отчисления от налогов.

Краевой Закон, устанавливающий стабильные нормативы не менее чем на 3 года обязательно должен быть принят в ближайшее время, и система среднесрочного и долгосрочного планирования должна быть укреплена.

Задачи сбалансированности бюджета и обеспечение минимальных социальных гарантий первостепенны. Поэтому наравне с фондом финансовой поддержки должен быть образован фонд сбалансированности с прогрессирующим ежегодным уменьшением этих средств в дальнейшем. Это будет стимулом для развития финансово-экономического потенциала муниципальных образований в прозрачной и наглядной форме, критерием эффективности работы местной администрации.

Как известно, Федеральный Закон № 131-ФЗ установил исчерпывающий перечень вопросов местного значения для каждого типа муниципальных образований (ст.14,15,16). В части 1 ст.19 Федерального закона имеется четкая запись о том, что все полномочия по вопросам местного значения указанными перечнями, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Поэтому нам предстоит еще четко разобраться в полноте всех передаваемых полномочий и их финансовом обеспечении. Так, во исполнение приказа МФ РФ от 27.04.2006 года № 67н « О порядке предоставления реестров расходных обязательств субъектов РФ и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ» в адрес финансового департамента от 08.06.2006 был направлен «пилотный проект» «Свода реестра расходных обязательств». Но при этом нет никаких разъяснений, к каким полномочиям отнести расходы на создание музеев; организацию работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации; выплату пенсий за выслугу лет муниципальным служащим городского округа; обслуживание детей-сирот, находящихся под опекой в детских домах, приемных семьях; финансовую поддержку общественных организаций; мероприятия по социальной поддержке жителей.

Недостаточное выделение средств, в части предоставления льгот отдельным категориям граждан, на протяжении нескольких лет на реализацию государственных полномочий из вышестоящих бюджетов приводило к образованию кредиторской задолженности, прежде всего, в сфере жилищно-коммунальных услуг и муниципального транспорта.

Данная ситуация ухудшает финансово-хозяйственную деятельность этих предприятий.

Со стороны администрации города для сохранения и стабилизации работы муниципального транспорта выделяются средства на приобретение подвижного состава (в 2005 году – 25 млн. рублей; в 2006 году – 40 млн.рублей) и ежегодно производится возмещение расходов льготного проезда по постановлениям Мэра города. (2005г. по факту –5888 тыс.руб.; 2006 г. по плану – 5265тыс.руб.)

Одной из целей построения межбюджетных отношений в новых условиях является не обеспечение минимальных бюджетов, а выравнивание финансовых возможностей местных органов власти осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Управление финансовыми потоками бюджетных средств в рамках межбюджетных отношений должно быть направлено, прежде всего, на достижение указанной цели.

Перед администрацией города стоят следующие задачи:

- обеспечить развитие города;

- увеличить расходные обязательства на целевые программы, расходы по которым и эффективность исполнения легко можно отследить;

- совершенствовать системы образования и здравоохранения;

- осуществлять ремонт дорог и внутриквартальное благоустройство;

- активнее развивать платные услуги, новые формы работы для пополнения доходной части бюджета города;

- урегулирование межбюджетных отношений, т.е. финансовые отношения между субъектом и муниципальным образованием должны быть прозрачными, передача субсидий и субвенций должны стимулировать развитие муниципального образования.