Осуществление органами Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты налогов, сборов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в рамках изменения бюджетного законодательства
Руководитель Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (Учредитель СФР) С.П.Сазонов
Одной из основных функций, выполняемых органами Федерального казначейства, сегодня является учет поступлений в бюджетную систему и распределение этих поступлений по соответствующим бюджетам бюджетной системы В процессе реализации этой функции Федеральным казначейством поднимались перед Министерством финансов Российской Федерации проблемные вопросы, основная часть которых нашла свое отражение в Федеральном законе от 26.04.2007 года N63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» Одним из наиболее принципиальных положений стало установление вышеназванным федеральным законом в Бюджетный кодекс обязательности зачисления доходов на счета органов Федерального казначейства от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования всех доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для их распределения. Чтобы осознать принципиальность внесенных положений в Бюджетный кодекс необходимо проследить динамику функции распределения поступлений во все уровни бюджетной системы осуществляемой органами ФК.
1 Изначально на органы ФК было возложено распределение доходов от уплаты только федеральных налогов и сборов, в соответствии с Положением о Федеральном казначействе.
2 Далее впервые статьей 13 Федерального закона от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2001 год, в целях обеспечения полноты контроля за соблюдением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации определено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, начиная с первого января 2001 года, и затем в последующие годы зачисляются на единый счет Федерального казначейства для последующего распределения и их перечисления в бюджеты разных уровней.
3 И вот уже сегодня в Бюджетном кодексе закреплена норма обязательности зачисления доходов от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, и обращаю Ваше внимание других поступлений, являющихся источниками формирования всех доходов бюджетов бюджетной системы РФ на счета ФК для их распределения. В соответствии с БК к доходам бюджетов относятся: ст 41 БК
· налоговые доходы,(федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним)
· неналоговые доходы,(доходы от использования гос. И муниц. имущества его продажи, доходы от платных услуг, средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, админ-ной, уголовной ответственности, средства самооблажения граждан.)
· безвозмездные поступления, (дотации их других бюджетов, субсидии из других бюджетов, субвенции из федерального, регионального бюджета, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц)
Если с налоговыми и неналоговыми доходами понятно, а что касается учета безвозмездных поступлений, то дотации из других бюджетов в параллели с БК , с 1н (А это приказ ФК «об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами ФК), 116н должны зачисляться на единый счет УФК для последующего перечисления в бюджеты разных уровней.
Проведенный анализ в УФК за период сначала вступления данной нормы в действие показал следующее:
Дотации в субъект региона из Федерального бюджета поступают в соответствии с действующим законодательством – на единый счет УФК, затем зачисляются на единый счет областного бюджета
Дотации, поступающие в местные бюджеты, направляются с нарушением Бюджетного законодательства.
В соответствии с приказом ФК 116н финансовый орган при факте таких поступлений в 3-х дневный срок обязан сообщить в отдел доходов Управления для проведения определенных процедур отражения данных поступлений в учете. Несмотря на то, что в ноябре Управлением были разосланы письма в финансовые органы поселений, КБФПиК, с требованиями к форматам текстовых файлов, в части учета платежей, поступивших минуя счет УФК предназначенный для учета поступлений и их распределения, ни одного извещения о данных платежах отдел доходов управления не получил.
Следующим нововведением в БК на органы ФК возложены полномочия по перечислению средств, необходимых для осуществления возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата с единых счетов бюджетов. Установление данной нормы позволяет, прежде всего, обеспечить реализацию конституционных прав плательщиков в части своевременного осуществления возврата (зачета) им платежей, а также ведет к снижению затрат бюджетов за счет исключения случаев уплаты процентов за несвоевременное осуществление возврата.
За истекшие два месяца этого года Управлением данные полномочия уже осуществлялись Это был возврат арендной платы за землю и земельного налога по Петрунинскому поселению Камышинского муниципального района, земельного налога и подоходного налога по Царицынскому поселению Городищенского района, подоходного налога по Генераловскому поселению Котельниковского района- когда было недостаточно поступлений на счет бюджета за день и недостающие средства были перечислены Управлением с единых счетов бюджета. Здесь хотелось сказать, что изменения бюджетного законодательства уже наложены на программное и эта функция Управлением выполняется в полной мере. Прежде чем освятить следующий новый момент в бюджетном законодательстве несколько вернусь в прошлое.
Начиная с 2005 года Федеральными законами «О Федеральном бюджете на 2005 год», «О внесении изменений в Федеральный закон о бюджетной классификации Российской Федерации» и «Бюджетный кодекс Российской Федерации» введен институт администратора поступлений в бюджет (доходов).
Как определено в Бюджетном кодексе администраторами поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный Банк Российской Федерации, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В рамках бюджетного процесса функции администратора доходов расширяются, они осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из доходного источника и представляют проекты поступлений соответствующих бюджетов на очередной финансовый год в финансовые органы.
Назначение администраторов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и закрепление источников доходов бюджетов за ними осуществляется Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами муниципальных образований. Закрепление источников доходов за администраторами поступлений в бюджетную систему Российской Федерации предопределило обеспечение прозрачности процедур исполнения бюджетов по доходам и повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления и находящихся в их ведении бюджетных учреждений за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
В целях обеспечения преемственности кодов администраторов поступлений в бюджет по регулирующим доходам, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов используют коды бюджетной классификации в следующем порядке:
· По доходам, администрируемым федеральными органами государственной власти Российской Федерации, используются коды классификации доходов в соответствии с федеральным законодательством.
· По доходам, администрируемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, используются коды бюджетной классификации с применением кодов администраторов, установленных соответственно законодательством субъектов Российской Федерации и законодательством муниципальных образований.
Код администратора (1 – 3 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из 3-х знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативно-правового акта муниципальных образований.
Издание нормативно-правовых актов по закреплению полномочий администратора поступлений в бюджет и источников доходов является необходимым условием для ведения полноценного бюджетного учета поступлений, обязательным условием и основанием для заключения соглашений об информационном взаимодействии между администраторами и территориальными органами Федерального казначейства. При отсутствии акта у органа государственной власти, местного самоуправления (учреждения) невозможен информационный обмен между ним и территориальным органом Федерального казначейства. Это, в частности, приводит к неисполнению территориальными органами Федерального казначейства решений таких органов о возврате излишне уплаченных сумм, увеличению объема невыясненных поступлений, зачисляемых в бюджет того публично-правового образования, в ведении которого они находятся, если в полях платежных документов указаны их реквизиты.
Aдминистрирование поступлений не исчерпывается ведением только бюджетного учета поступлений. Ведение полноценного учета поступлений, в том числе аналитического учета в разрезе плательщиков платежей, необходимо для составления администратором бюджетной отчетности о поступлениях, качественных прогнозов на краткосрочную (месяц, квартал) и среднесрочную (год, плановый период) перспективу. Краткосрочные прогнозы администраторов должны лечь в основу кассового планирования по доходам с целью их использования для управления ликвидностью единого счета бюджета. Долгосрочные прогнозы используются финансовым органом для составления бюджета по доходам на очередной финансовый год и плановый период.
В рамках преобразований в части исполнения бюджетов назрела необходимость законодательно разделить полномочия по представлению бюджетной отчетности о поступлениях и прогнозов в финансовый орган от полномочий по ведению бюджетного учета поступлений. Основой для дальнейшего развития института администрирования поступлений в бюджетную систему является оптимизация системы сбора и представления финансовым органам информации, необходимой для наиболее эффективного составления проектов бюджетов по доходам на очередной финансовый год и плановый период и получаемой от администраторов поступлений.
С 1 января 2008 года вводятся новые понятия "главный администратор доходов бюджета", "главный администратор источников финансирования дефицита бюджета". В соответствии с Бюджетным кодексом в редакции Закона N 63-ФЗ основными бюджетными полномочиями главного администратора доходов бюджета являются: · формирование перечня подведомственных ему администраторов доходов бюджета представление сведений, необходимых для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
· представление сведений для составления и ведения кассового плана;
· формирование и представление бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета.
Нововведением, установленным Законом N 63-ФЗ, является наделение полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) территориальных органов федеральных органов государственной власти. В соответствии с пунктом 5 статьи 160.1 Бюджетного кодекса в редакции Закона N 63-ФЗ установлено, что определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Это означает, что законодательно на уровне Бюджетного кодекса устанавливаются обязанности территориальных органов федеральных органов государственной власти по представлению необходимых сведений для составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов). На практике для финансовых органов это будет являться информационной основой для составления кассового плана по доходам, бюджета по доходам на очередной финансовый год и плановый период, необходимость в которой наиболее остро обозначилась с момента реализации реформы местного самоуправления и стала возможной благодаря системным преобразованиям в части исполнения бюджетов.
Это означает, что законодательно на уровне Бюджетного кодекса устанавливаются обязанности территориальных органов федеральных органов государственной власти, территориальных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местной администрации по представлению необходимых сведений для составления проектов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
В продолжение этого вопроса необходимо отметить, что в соответствии со ст. 217.1 БК финансовый орган должен установить порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными администраторами доходов бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана. Или если проще донести до Вашего внимания, учитываю, что здесь присутствуют главы Администраций поселений, где функцию финансового органа осуществляют Администрации поселений Вам необходимо принять нормативно-правовой акт « О порядке составления и ведения кассового плана исполнения местного бюджета в текущем году», в котором обозначить всех администраторов доходов бюджета, донести указанный акт до администраторов с целью представления ими информации необходимой Вам для составления кассового плана.
Учет поступлений и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет в соответствии с «Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системе Российской Федерации», утвержденным приказом Министерства финансов Российской федерации от 16 декабря 2004 г (далее – Приказ №116 н).
При этом учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ органы ФК осуществляют в соответствии с ежегодно устанавливаемым Министерством Финансов Порядком применения бюджетной классификацией РФ, когда каждая операция по каждому единому счету отражается органом казначейства по развернутым 20-ти-значным кодам доходов и расходов бюджетной классификации.
Прозрачность предоставляемой нами информации и заключается в том, что имея навыки работы с бюджетной классификацией можно четко видеть что за доходы поступили в бюджет и как результат на какие цели произведены расходы.
Распределение зачисленных доходов на единый счет по учету доходов осуществляется в бюджет каждой территории в соответствии с общероссийским классификатором административно территориального образования (ОКАТО).
Законодательно определены администраторы поступлений в бюджеты и закреплены за ними источники доходов.
Выполняя функцию распределения доходов между всеми уровнями бюджетов УФК взаимодействует с администраторами поступлений в бюджет.
Всего на территории области по состоянию на 1 января 2008 года определено 808 администраторов поступлений в бюджет. В том числе, 243 администратора поступлений в федеральный бюджет, 22 - в бюджет субъекта Российской Федерации и 543 - в бюджеты муниципальных образований.
На основании Соглашения по информационному взаимодействию осуществляется обмен информацией между УФК и администратором доходов
С начала текущего года с целью обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой администраторам источников доходов, Управление совместно с отделениями провели работу по организации рабочих мест для администраторов доходов местных бюджетов в отделениях, тем самым осуществили перевод на электронный документооборот с Управлением и работают в рабочем режиме 68%, подключены в тестовом режиме 29% всех администраторов доходов местных бюджетов. Принятая мера позволит
· обеспечить конфиденциальность представляемой информации,
· сократить время прохождения документов по уточнению или возврату платежей
· сократить объемы невыясненных платежей, зачисленных на единые счета бюджетов.
Безусловно, еще очень много нерешенных вопросов по полномасштабной эксплуатации данного электронного документооборота. Есть районы, где ряд администраторов доходов еще ни разу в рамках электронного документооборота не направили уведомления по уточнению платежа в электронном виде. И причина на сегодняшний день здесь одна неумение работать с этим программным продуктом. И здесь Управление и письменно и сейчас обращаемся к руководителям отделений с просьбой организовать процесс оказания помощи специалистам поселений. В ходе реализации Постановления Главы Администрации Волгоградской области 347 от 16.04.2004, от отделов экономики на имя руководителя Управления было много запросов о предоставлении информации по мобилизуемым на территории поступлениям.
Хочу отметить, что эту информацию не первый год Управление ежедневно представляет в КБФПиК по каждому административно территориальному образованию в разрезе КБК для ее доведения до каждого главы администрации с целью анализа доходного потенциала территории. Однако ряд Глав поселений этой информацией не пользовался и не видел ни разу.
Сейчас отдел доходов прорабатывает техническую возможность с целью передачи напрямую этой информации один раз в месяц нарастающим итогом на имя Главы администрации каждого поселения на рабочую станцию в отделение или напрямую, если подключен СЭД УФК с администратором доходов.
Вот, наверное, кратко обо всем спектре изменений в Бюджетном законодательстве, которые коснулись функции учета и распределения доходов во все уровни бюджетов бюджетной системы.
И реализация внесенных поправок в Бюджетный кодекс Федеральным законом от 26 апреля 2007г. N63-ФЗ станет определяющим моментом 2008 года в рамках продолжения реформ бюджетного процесса.
Дата размещения 09.04.2008
|