О состоянии финансовой системы Вологодской области и предложениях по обеспечению сбалансированности бюджета
Л.Р.Проничева, начальник бюджетного управления департамента финансов Вологодской области
Уважаемые участники совещания!
В течение года мы исполняем бюджеты в изменившихся экономических условиях.
Последствия финансового кризиса оказали влияние на исполнение бюджетов всех уровней.
В наиболее сложной ситуации оказались регионы, где преобладает моноструктурная экономика.
В целом доходная база консолидированного бюджета Вологодской области сократится в 2009 году почти на 20 млрд.рублей или на 60%. Если в 2008 году доходная база составила 45,8 млрд.рублей, то в 2009 году - 27 млрд.рублей.
Существенное сокращение доходов потребовало принятия оперативных мер.
Мы не индексировали заработную плату работникам бюджетной сферы, сохранили ее на уровне 2008 года, размер социальных выплат также не увеличили, перешли на федеральный стандарт по выплате субсидий гражданам жилищно-коммунальных услуг (в 2008 году доля расходов на оплату коммунальных услуг в совокупном доходе семьи была установлена в размере 10%), отложили финансирование отдельных мероприятий областных долгосрочных целевых программ.
Сократили объем инвестиционных расходов с 11,6 млрд.рублей до 5,9 млрд.рублей.
В результате принятых мер расходы сокращены на 9 млрд.рублей.
При этом объем дефицита составляет 11,7 млрд. рублей.
Основными источниками покрытия дефицита являются остатки на начало года – 2,5 млрд. руб., кредиты коммерческих банков - 2,8 млрд.руб., бюджетные кредиты из федерального бюджета - 4 млрд.руб., дотация на сбалансированность - 2,2 млрд.рублей.
Сегодня экспертами на форумах различного уровня отмечается о наметившихся признаках стабилизации экономической ситуации. Есть некоторые свидетельства тому и по нашей области.
Объем производства за август увеличился на 15%.
В течение двух последних месяцев снижается численность безработных граждан. Только за сентябрь численность безработных сократилась более чем на 700 человек (количество безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости области составляет 26,8 тыс.человек). Уровень регистрируемой безработицы в области составляет 4 %.
За летние месяцы задолженность по заработной плате сократилась в 2,5 раза.
Ожидаемого в начале роста задолженности по налоговым платежам в бюджет не произошло. Объем недоимки за август сократился на 6%.
В тоже время итоги 7-8 месяцев по основным экономическим показателям области свидетельствуют о том, что переломный момент в преодолении кризисных явлений не наступил.
Выпуск промышленной продукции и строительных работ за 8 месяцев т.г. на 23% ниже прошлого года.
Прибыль организаций области за 7 месяцев в 9 раз меньше прошлого года. Свыше 40% крупных и средних организаций работают в убыток.
Имеются заявления предприятий о планируемых сокращениях работников осенью т.г.
Оборот розничной торговли сократился за 8 месяцев на 18%.
За январь-август 2009 года в бюджет области поступило налогов, сборов и других обязательных платежей ниже на 11 млрд.рублей (40 % ) соответствующего периода 2008 года.
Основная причина уменьшения доходной части – почти пятикратное снижение платежей по налогу на прибыль вследствие ухудшения финансового положения организаций области. По степени падения поступлений по налогу на прибыль организаций наш регион занимает пятую позицию среди всех субъектов Российской Федерации.
При сокращении собственных доходов областного бюджета практически на половину, местные бюджеты недосчитаются - 8% доходов.
В немалой степени этому способствовало проведение системной работы в рамках межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
В 2008 году мы воспользовались правом установления дифференцированных нормативов по налогам взамен дотаций.
Так, в прошлом году по дифференцированным нормативам взамен дотации муниципальным районам передан транспортный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на имущество юридических лиц.
За прошлый год муниципальные районы получили дополнительных доходов свыше 700 млн. руб.
Для обеспечения сбалансированности местных бюджетов в области приняты законы о передаче муниципалитетам по единым нормативам доходных источников субъекта.
Начиная с 2008 года муниципальным районам и городским округам передано по единым нормативам 10% налога на доходы физических лиц.
C 2009 года по единым нормативам передан транспортный налог: районам – 70%, поселениям – 30%, городским округам – 100%.
Единые нормативы установлены на 3 года.
В области принят закон, стимулирующий снятие с регистрационного учета транспортных средств, в связи с их утилизацией. В случае снятия с регистрационного учета транспортного средства до 1990 года выпуска до конца текущего года налогоплательщики освобождаются от уплаты транспортного налога за 2009 год. За 8 месяцев т.г. уже списано 4108 автомобилей и 1600 мотоциклов до 1990 года выпуска.
Второй год подряд всеми муниципальными образованиями принимаются Программы мероприятий по привлечению дополнительных доходов. Эффект от реализации мероприятий в 2008 году составил –580 млн.руб. млн.руб., в 2009 году оценивается в объеме 324 млн.руб.
Для улучшения сбора местных налогов еще в 2008 году в областную собственность приобретены мобильные налоговые офисы.
Мобильные налоговые офисы работали в 110 поселениях. В практике выезды вместе с работником налоговых органов и финансистом, представителей ГИБДД и судебных приставов. С начала года 4462 налогоплательщика обратилось в мобильный офис, из них 3171 – уплатили налоги. 2440 налогоплательщикам выверена информационная база. Но налогов собрано пока мало – 2,3 млн.руб.
В области введены гибкие ставки налога на имущество физических лиц, дифференциация и замораживание коэффициента восстановительной стоимости. Предоставление населению льготы дают возможность развернуть активную работу по оформлению прав собственности и регистрации объектов недвижимости.
На особом контроле находятся вопросы своевременной выплаты заработной платы не только в бюджетной сфере, но и в отраслях экономики области.
Распоряжением Губернатора области создана межведомственная рабочая группа, которая еженедельно контролирует вопросы выплаты заработной платы. На сегодня проведено 21 заседание, рассмотрена 41 организация. К административной ответственности за нарушение прав граждан на оплату труда привлечено 350 виновных лиц, из них 19 руководителей предприятий и организаций дисквалифицированы на срок от 1 до 2 лет.
Эти меры обеспечивают сокращение недоимки по НДФЛ.
Особое внимание в области уделяется поддержке малого бизнеса.
Утверждена долгосрочная целевая Программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009-2012 годы). На ее реализацию в 2009 году предусмотрено – 65,9 млн.рублей. Помимо областного финансирования в 2009 году, на уровне Федерации принято решение о выделении нашему региону на реализацию областной программы 75 млн. рублей.
Программой предусмотрена финансовая, имущественная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры поддержки.
· предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на создание собственного дела (грантовая поддержка).
По состоянию на 1 сентября 2009 г. Комиссией рассмотрена 331 заявка от субъектов малого бизнеса на предоставление субсидий на создание собственного дела, из них рекомендовано на получение гранта – 108, на общую сумму 31,8 млн. рублей. Социальный эффект: В этих субъектах бизнеса будет вновь создано в 2009 году – 509 рабочих мест, а численность работников составит 788 человек. Средняя стоимость создания 1 рабочего места – 60 тыс.руб., что примерно равно максимальному годовому пособию по безработице в Центре занятости населения. Планируемый объем реализации товаров (работ, услуг) на предприятиях, которым оказана государственная поддержка в 2009 году составит 164 млн.руб.
Объем налогов и других платежей в областной и местный бюджеты составит в 2009 году - 25 млн.руб., в 2010 году – ожидается 41 млн.руб.
· предоставление субсидий на возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.
По состоянию на 1 сентября 2009 г. Комиссией рассмотрено 152 представленных проекта на предоставление субсидии, из них одобрено 96 заявок, на общую сумму 20 млн.рублей. В результате реализации данных проектов, субъекты малого предпринимательства, помимо обеспечения собственной занятости (1969 рабочих мест), должны будут создать еще 423 новых рабочих места.
Объем кредитных средств, полученных на развитие субъектами малого бизнеса, получившим государственную поддержку составил 477 млн.руб. При этом 59% кредитных средств направлено на инвестиционные цели (приобретение недвижимого имущества, оборудования, транспортных средств) и 43% на финансирование текущей деятельности предприятия (оборотные средства).
· предоставление субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на возмещение затрат по организации обучения созданию и ведению собственного дела.
Реализация будет осуществляться через Бизнес-инкубаторы.
Кроме того, принято Положение о порядке и условиях предоставления в аренду имущества области, включенного в перечень имущества области, предназначенного для передачи во владение и пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Предусмотрена возможность заключения с ними договоров аренды вышеуказанного имущества, на срок не менее пяти лет.
Для целевой продажи арендаторам (субъектам МСП), запланировано 178 объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Под действие Положения попадают более 750 субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), арендующих государственное и муниципальное имущество. Уполномоченными органами принято 44 решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущество с преимущественным правом выкупа.
На сегодня заключено 30 договоров купли-продажи арендуемого имущества с рассрочкой выкупа.
В условиях кризиса необходимо осуществлять мониторинг экономических показателей деятельности малого бизнеса. Мы рекомендовали нашим муниципалитетам при принятии решений на 2010 год о едином налоге на вмененный доход деятельности в случае ухудшения состояния налогоплательщиков снижать налоговое бремя, но при этом потери бюджета должны быть минимальные.
Кроме проведения мероприятий по укреплению доходной базы местных бюджетов перед муниципальными образованиями поставлена задача по продолжению оптимизацию расходов:
- в отраслях образования и здравоохранения;
- на муниципальное управление,
- проведение мероприятий по инвентаризации муниципального имущества.
В целях заинтересованности наших муниципалитетов в повышении качества управления муниципальными финансами в областном бюджете предусмотрено 5 млн. руб. для их стимулирования.
За 2008 год проведена оценка муниципальных районов по качеству управления местными финансами по 59 показателям.
По итогам оценки отобрано 5 муниципальных образований, набравших максимальные показатели.
Проводимая работа дает свои положительные результаты, но на сегодня и у нас и у наших коллег формируются предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства.
В завершение своего выступления разрешите остановиться на ряде предложений, которые, я надеюсь, найдут вашу поддержку и войдут в решение секции.
Предлагаю просить Министерство финансов РФ проинвентаризировать установленные федеральные льготы по региональным и местным налогам с тем, чтобы по отдельным отраслям экономики их отменить, а по отдельным - сократить до минимума.
(Вологодской области выпадающие доходы составляют 1,5 млрд. рублей.)
Внести изменения
1. в Налоговый кодекс РФ:
- для усиления контроля налоговыми органами за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет в часть первую и главу 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй, установив обязанность налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговые органы отчетность о суммах доходов физических лиц и суммах, начисленных, удержанных, перечисленных налогов нарастающим итогом по форме справки 2-НДФЛ и ответственность за непредставление (неполное представление) отчетности;
- внести изменения в главу 31 «Земельный налог» в части введения повышающего коэффициента к ставкам земельного налога, учитывающего ежегодный уровень инфляции;
- ускорить принятие главы «Налог на недвижимость».
2.В другие нормативные акты, а именно:
- в Федеральный закон от 21.07.97г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в части осуществления обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество физических лиц в течение 6 месяцев с даты оформления правоустанавливающих документов,
- в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности руководителей организаций – налоговых агентов за не перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.
Надеюсь, что заседание секции финансистов муниципалитетов позволит сформировать предложения, которые в дальнейшем найдут свое отражение в бюджетном и налоговом законодательстве.
Спасибо за внимание! Дата размещения 14.10.2009
|