Поиск
 
 
 

РЕШЕНИЕ общего собрания членов Некоммерческого Партнерства «Сообщество финансистов России» по вопросу «Актуальные проблемы бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях» от 24.03.2008 г.

          г. Москва

          24 марта 2008 г.

Участники общего собрания членов Некоммерческого партнерства»Сообщество финансистов России» (СФР) отмечают, что в последнее время региональная политика России направлена, прежде всего, на укрепление полномочий территориальных органов власти, а вместе с ними – и их ответственности за конечный результат.

Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают меры к увеличению собственных доходов, развитию экономики, привлечения капиталовложений, реализации инвестиционных проектов с привлечением средств бизнеса. Выполнению этих целей способствуют и межбюджетные механизмы. Только на реализацию делегируемых полномочий федеральный центр выделяет в 2008 году регионам около 200,0 млрд. рублей.

Вместе с тем собрание считает, что ряд расходных полномочий, переданных регионам и муниципальным образованиям, не обеспечены в полном объеме доходными источниками. Принимаемые на федеральном уровне решения не всегда сопровождаются выделением необходимых средств на их реализацию.

Не способствуют наполнению собственными доходами бюджетов регионов и муниципальных образований многочисленные льготы по региональным и местным налогам, предоставляемые налогоплательщикам федеральным законодательством. Так, почти 60% сумм от имущественных налогов остаются у налогоплательщиков в виде льгот, которые, как правило, не компенсируются из федерального бюджета.

Несмотря на возрастающий объем финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и средств на сбалансированность бюджетов, возрастает разрыв между десятью наиболее «богатыми», и десятью наименее обеспеченными регионами.

По официальным данным, уровень жизни в различных регионах отличается в 18-20 раз, в то время как в развитых странах аналогичный показатель не превышает 3-4 раза.

Наиболее сложная ситуация сложилась с местными бюджетами.

Реальное самоуправление может решаться только при условии соответствующей финансовой обеспеченности. Однако во многих случаях собственных доходов местной власти не хватает даже для решения текущих проблем. В целом бюджет местного самоуправления составляет лишь 16% консолидированного бюджета страны, и менее половины консолидированного бюджета регионов, но именно на этом уровне власти решаются вопросы, касающиеся каждого человека: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, медицинское обслуживание и.т.д.

I. Заслушав и обсудив проблемы сбалансированности бюджетов регионов и муниципальных образований Российской Федерации и задачи на 2008 год и плановый период общее собрание членов НП «Сообщество финансистов России» рекомендует:

1. Поручить Совету Сообщества финансистов России принять участие в разработке законопроектов, направленных на решение проблем финансово-экономических основ федеративных отношений, вопросов организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.

2. Поручить Совету Сообщества финансистов России подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый Кодекс Российской Федерации касающихся моделирования налоговой системы, исходя из принципов бюджетного федерализма и самостоятельности уровней бюджетной системы, в том числе упорядочения действующих федеральных налоговых льгот;

3. Членам Сообщества финансистов России внести предложения по пунктам 1 и 2 настоящего решения для дальнейшей работы с ними Совета СФР.

4. Совету Сообщества финансистов России провести анализ эффективности методик формирования ФАИП и ФЦП и влияние их на социально-экономическое развитие регионов и о ходе реализации приоритетных национальных проектов в субъектах Российской Федерации.

5. Совету Сообщества финансистов России организовать работу по обеспечению регионов Российской Федерации , муниципальных образований сводными аналитическими материалами, характеризующими финансовое положение субъектов и муниципальных образований.

6. Председателю секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» Тугарину С.С. и Председателю секции «Финансисты муниципальных образований» Домбровскому А.Н.:

- представить до 1 июня 2008 г. в Совет СФР предложения и замечания для обобщения и дальнейшего рассмотрения в Комитетах Государственной Думы в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации;

- рассмотреть ход реализации Федерального закона № 131-ФЗ (на примерах конкретных территорий) до 1 июля 2008 года и результаты довести до Совета СФР в целях дальнейшего обобщения и подготовки согласованных предложений для внесения их в заинтересованные Комитеты Государственной Думы.