Поиск
 
 
 

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.06.2006 №14969/05

"АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОРГАН
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В 2002 - 2004 ГГ.
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СОБСТВЕННОСТИ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА ОРГАНИЗАЦИЕЙ -
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НДС В СМЫСЛЕ, ПРИДАВАЕМОМ
ЭТОМУ ПОНЯТИЮ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РФ"

Суть спора

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка администрации муниципального образования по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в 2002 - 2004 гг. По результатам проверки было принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость, не уплаченного в бюджет при реализации земельных участков юридическим и физическим лицам по договорам купли-продажи, начислены пени и применена ответственность в виде взыскания штрафов, установленных пунктами 1, 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Администрация муниципального образования, не согласившись с таким решением, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.


Решения судов разных инстанций

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требования администрации было отказано. Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставил без изменения. ФАС округа своим постановлением судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменил и дело передал на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При повторном рассмотрении дела арбитражный суд первой инстанции заявленное требование удовлетворил частично, а именно: признал недействительным оспариваемое решение налогового органа, вынесенное в отношении реализации администрацией муниципального образования земельных участков в рамках Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", в остальной части требование оставил без удовлетворения. Постановлением суда апелляционной инстанции это решение суда было оставлено без изменения. ФАС округа оставил без изменения судебные акты двух инстанций.

Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС в связи с продажей земельных участков юридическим и физическим лицам по договорам купли-продажи, осуществляемой вне рамок Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", суды сочли, что операции по реализации администрацией земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей обложения НДС рассматриваются как реализация товаров и в соответствии со статьей 143 и пунктом 1 статьи 146 НК РФ подлежат налогообложению.

Администрация не согласилась с выводом судов, что продажа земельных участков, выкупаемых не в порядке приватизации, влечет уплату НДС, поскольку эти участки на момент продажи находились в государственной собственности, а администрация, продавая их в собственность юридическим и физическим лицам, выполняла возложенные на нее, как на публичное образование, функции по распоряжению землей.


Позиция Президиума ВАС РФ

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассмотрел заявление администрации муниципального образования о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции, постановления суда апелляционной инстанции и постановления ФАС округа. Проверив обоснованность доводов представителей участвующих в деле лиц, Президиум ВАС РФ счел, что обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене по следующим основаниям.

Согласно уставу муниципального образования администрация входит в структуру органов местного самоуправления. На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение находящимися в государственной собственности землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Глава 21 НК РФ не предполагает отнесения к плательщикам налога на добавленную стоимость публично-правовых образований при осуществлении полномочий, вмененных им в обязанность названным Федеральным законом.

Таким образом, администрация не в качестве юридического лица, а как орган местного самоуправления при реализации земельных участков, находящихся в государственной собственности, не может быть признана организацией-налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию НК РФ.

Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что при названных обстоятельствах оспариваемые судебные акты, основанные на неправильном применении норм права, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат частичной отмене.

Учитывая изложенное, Президиум ВАС РФ отменил решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции и постановление ФАС округа в части отказа в удовлетворении требования администрации муниципального образования о признании недействительным решения налогового органа в отношении доначисления НДС в связи с продажей администрацией земельных участков юридическим и физическим лицам, осуществляемой вне рамок Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также начисления пеней и взыскания штрафов, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ; решение налогового органа в этой части признал недействительным. В остальной части судебные акты оставил без изменения.