О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статью 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
А.Н.Домбровский,первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в статью 75 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Указанный проект федерального закона был разослан для рассмотрения и выражения мнения руководителям финансовых органов муниципальных образований, участвующих в деятельности некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России». Полученные ответы в подавляющем большинстве своем содержат отрицательную оценку законопроекта с указанием на его противоречие действующему законодательству, в первую очередь Конституции Российской Федерации, а также практическую нецелесообразность.
Представленный проект федерального закона противоречит Конституции Российской Федерации, так как рассматривает возможность произвольного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, в целях обеспечения единства систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры указанных поселений и городских округов. Следует отметить, что перечень вопросов местного значения, возможность осуществления полномочий по решению которых предполагается предоставить органам государственной власти субъектов Российской Федерации, очень широк.
При этом согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Из части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации следует, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно статье 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Кроме того, следует отметить тот факт, что статья 75 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в действующей редакции, предусматривает возможность временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления, однако ставит эту возможность в зависимость от очень веских оснований (отсутствие органов местного самоуправления в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией, наличие просроченной задолженности муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, нецелевое расходование бюджетных средств, предоставленных в качестве субвенций на осуществление отдельных переданных государственных полномочий). Представленный же проект федерального закона допускает возможность произвольного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, не устанавливая ни причин к этому, ни условий.
Принятие представленного проекта федерального закона считаем нецелесообразным также по следующим причинам:
- перераспределение отдельных полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, носящее временный характер, разрушит существующую в настоящее время систему жизнеобеспечения, внеся путаницу при решении вопросов, связанных с организацией на территории муниципального образования энергоснабжения, предоставлением населению транспортных услуг и услуг связи, содержанием и строительством автодорог, ликвидацией и предупреждением чрезвычайных ситуаций;
- временное перераспределение полномочий неизбежно повлечет за собой потребность изменения порядка и источников финансирования проводимых мероприятий, увеличит время, необходимое на их реализацию, усложнит процедуру контроля за использованием бюджетных средств.
В ответе вице-мэра города Калининграда, председателя комитета по финансам и контролю Р.И. Заремба на указанный в начале выступления запрос отмечено отсутствие единства системного подхода в осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения поселений и городских округов в рассматриваемом законопроекте. Если организация условий для обеспечения жителей городских округов услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания может осуществлять субъект, то на уровне поселений – остается в ведении местных органов власти. Аналогично решаются вопросы сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройства и озеленения, ритуальных услуг и захоронения и т.д.
Кроме того, отмечено, что принятие субъектом Федерации закона о временном осуществлении полномочий по решению вопросов местного значения потребует дополнительных финансовых ресурсов, которые будут изысканы за счет сокращения нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов в местные бюджеты, что значительно сократит доходную базу местного бюджета.
Обобщая вышеизложенные аргументы, считаем, что предлагаемые изменения в целом противоречат Конституции Российской Федерации, в которой не предусмотрена возможность передачи органам государственной власти полномочий по решению вопросов местного значения, находим представленный проект не подлежащим принятию.
Предлагаем обратиться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с отрицательным мнением по законопроекту, учитывающим вышеизложенные аргументы.
Дата размещения 15.06.2006
|