Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России
05 сентября 2008г. | г. Тобольск |
Присутствовали: 32 человека (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
С приветствием к участникам заседания обратился Глава администрации г. Тобольска И.Ф. Оленберг.
Глава города коротко осветил основные итоги и приоритеты социально – экономического развития г.Тобольска. Он рассказал об истории города, реализации основных проектов в сфере ЖКХ, жилищного строительства, строительства инженерных сетей, национальных проектов, об обустройстве Тобольского Кремля.
Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н. Домбровского
2. Совершенствование финансового обеспечения муниципальных образований на основе повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления
Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления.
В выступлении Прониной Л.И. были затронуты следующие основные аспекты:
- эффективность бюджетного процесса,
- результативность финансовых результатов,
- совершенствование бюджетного и налогового законодательства,
- процесс среднесрочного бюджетного планирования,
- самостоятельность органов местного самоуправления.
Обозначила актуальность проблемы финансового обеспечения муниципальных образований в связи с окончанием с 1 января 2009 г. переходного периода реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Л.И.Пронина подчеркнула, что основной является проблема необеспеченности доходными источниками расходных обязательств муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
В своем докладе Л.И.Пронина отметила несовершенство мониторинга финансового положения муниципальных образований, проводимого Минфином России. Обосновав это тем, что проводимый мониторинг отражает только фактические произведенные расходы местных бюджетов, но не учитываются реальные потребности органов местного самоуправления в финансовом обеспечении возложенных на них полномочий по решению вопросов местного значения. Данные обстоятельства искажают реальную потребность муниципальных образований в дополнительных доходных источниках, что станет более очевидно после окончания переходного периода, когда органы местного самоуправления всех поселений, включая вновь образованные поселения, будут обязаны выполнять собственные полномочия в полном объеме.
Л.И Пронина выделила также проблему отсутствия сформированной базы достоверной муниципальной статистики для анализа и прогнозирования развития муниципалитетов, нехватка которой на сегодняшний момент является одним из ключевых препятствий качественного бюджетного прогнозирования на всех уровнях.
В выступлении были освещены предложения Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства, формирования межбюджетных отношений в ходе реализации реформы местного самоуправления.
В заключение Л.И.Пронина подчеркнула необходимость обеспечения проведения качественного и достаточного по объему информации мониторинга финансового состояния муниципальных образований, создания эффективной системы информационного и методического обеспечения муниципальных образований на основе укрепления их взаимодействия с органами статистического учета и налоговыми органами. Также она выступила с предложением о закреплении на постоянной основе отдельных норм Бюджетного Кодекса РФ, которые были введены в качестве норм временного действия специально для переходного периода реализации 131 Федерального закона.
С комментариями к докладу выступила С.А. Карчевская, начальник отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Министерства Финансов РФ, предоставив участникам заседания точку зрения Министерства Финансов РФ по вопросам дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений, развития бюджетного и налогового законодательства.
3. Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне
Докладчик: С.А. Карчевская, начальник отдела муниципальных образований департамента межбюджетных отношений Министерства Финансов РФ
В своем выступлении С.А. Карчевская осветила основные новации бюджетного законодательства, отметила позитивные и негативные последствия налоговой реформы, оказавшие влияние на сбалансированность местных бюджетов и развитие межбюджетных отношений между уровнями власти в РФ. Остановилась на вопросах совершенствования вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В своем выступлении С.А. Карчевская опиралась на данные мониторинга финансового положения муниципальных образований по состоянию на 01.07.2008г.
4. Внедрение результативных механизмов управления в деятельность муниципальных образований
Докладчик: В.В. Романов, руководитель направления ООО «Центр прикладной экономики» (г. Москва)
Во вступительной части доклада В.В. Романов обозначил актуальность проблемы формирования субъектами бюджетного планирования муниципальных заданий, на основании которых с 2009 года в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ должно происходить формирование местных бюджетов. Выделил сложности, возникающие у СБП, как при установлении логических связей: полномочие – муниципальная услуга – показатели – финансовое обеспечение, так и при осуществлении сбора необходимой информации и проведении соответствующих расчетов.
В основной части доклада освещены функциональные задачи программного комплекса, разработанного «Центром прикладной экономики» по снижению трудозатрат сотрудников финансовых служб и главных распорядителей бюджетных средств, специалистов учреждений бюджетной сети при формировании муниципального задания на очередной финансовый год и последующие годы.
5. Итоги и основные направления налоговой и бюджетной политики муниципального образования город Тобольск
Докладчик: В.В.Плаксин, заместитель Главы администрации города Тобольска, председатель комитета финансов.
В докладе освещены особенности финансовой системы города Тобольска. Приведена структура доходов, расходов бюджета г. Тобольска. Основной отраслью, приносящей львиную долю доходов в городской бюджет, является нефтехимическая.
Отмечен переход г. Тобольска на трехлетний бюджет, на формирование бюджета с использованием программно – целевого метода. Бюджет является высоко дотационным, доля межбюджетных трансфертов составляет свыше 70%. Уделяется внимание мерам по мобилизации доходов в местный бюджет.
В своем выступлении В.В. Плаксин осветил основные результаты создания автономных учреждений (все учреждения социальной сферы, кроме общеобразовательных школ и медицинских учреждений переведены в автономные учреждения), а также отметил существующие в этой области проблемы отсутствия нормативной и методической базы формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий.
Особое внимание в докладе уделено вопросам формирования в г.Тобольске эффективной структуры органов местного самоуправления, органов управления муниципальными предприятиями, учреждениями, исключению дублирующих функций данных органов: с 01.01.2008г. утверждена новая структура городской администрации.
В завершении выступления В.В.Плаксин отметил, что, несмотря на позитивные тенденции, ряд финансовых вопросов остаются нерешенными. Главным из них является несоответствие доходов местного бюджета расходным обязательствам муниципалитета в соответствии с его многочисленными полномочиями.
6. Подведение итогов
А.Н.Домбровский подвел итоги работы заседания, поблагодарил участников за плодотворную работу. Он обозначил срок проведения следующего заседания секции в октябре в г.Анапа, пригласил всех присутствовавших принять в нем участие, поручил оргкомитету секции организовать работу по подготовке заседания, ознакомить членов секции с материалами прошедшего заседания.
Дата размещения 10.10.2008
|