Поиск
 
 
 

Привлечение инвестиций из внебюджетных источников на реализацию программ

Констандян А.Г., Старший вице-президент АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО)
В условиях централизации доходов отказ регионов и муниципалитетов от облигационных займов равносилен отказу от идеи ускорения своего социально-экономического развития. Это определяет острую потребность в притоке заемного капитала с целью создания современной инфраструктуры и повышения качества жизни населения, которые являются необходимыми условиями повышения инвестиционной привлекательности региона и предпосылки прихода туда частного капитала.

Многие региональные и местные администрации стали более ответственно относиться к прогнозированию своего экономического развития и бюджетного процесса на среднесрочную перспективу, а также проводить грамотную политику управления долгом. Структура долга большинства регионов оптимизируется: в рыночной части долга происходит увеличение доли облигационных займов, постепенно замещающих банковские кредиты, что приводит к удлинению сроков погашения и снижению стоимости заимствований.

Рынок субфедеральных и муниципальных облигаций за 2006 год вырос на 16,8%, в то время как в 2005 году – на 25,6%. Традиционно темпы его роста несколько ниже, чем у рынка корпоративного долга: 2006 - 71,05%, 2005 – 79,83%. При этом облигации регионов и муниципалитетов демонстрируют рост вместе со всем облигационным рынком, стабильно сохраняя свою долю на уровне 10-12%.


Рынок субфедеральных и муниципальных займов*
2004
2005
2006
количество эмитентов
28
46
54
в т.ч. муниципальных образований
8
15
19
*Источник: www.cbonds.info

Развитие рынка облигаций сопровождается существенным улучшением условий заимствований — за 3 с небольшим года средняя стоимость заемных средств снизилась более чем на 10 процентных пунктов, а сроки привлечения увеличились с 1,5 до 10 лет и более.

Помимо собственных инициатив органов власти, усилия по улучшению финансово-экономического состояния регионов и муниципалитетов предпринимаются и главным регулирующим органом – Министерством финансов Российской Федерации. Новые изменения в Бюджетный Кодекс Российской Федерации направлены на повышение прозрачности и ответственности региональных и местных органов власти. Администрации регионов и муниципальных образований обязаны внедрять элементы бюджетирования ориентированного на результат. Появляется право осуществления внешних заимствований Субъектами Российской Федерации. Меняется методика расчета дефицита бюджета. Ужесточаются требования к его размеру и размеру предельного объема долга для регионов и муниципальных образований с высоким уровнем межбюджетных трансфертов из вышестоящего бюджета (60% в бюджетах субъектов, и 70% в местных бюджетах). В целом, возможности органов власти расширяются, но в то же время усиливается контроль.

В идеале проводимая в стране бюджетная реформа должна способствовать принятию решений органами власти, направленными на максимальную эффективность привлечения заемных средств, а именно привлечению долгосрочных финансовых ресурсов при минимальных затратах, в т.ч. трудозатратах, и низких расходах на обслуживание долга.

Что же происходит на практике?

Регионы и города оказались в сложном положении после вступления в силу Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», когда возникла необходимость проведения открытого конкурса по отбору банковских организаций в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2004г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». Похоже, Законодатель осознанно вынуждает регионы и муниципальные образования отказаться от краткосрочных банковских кредитов, по крайней мере, объемы их уже снижаются. Кредиты потеряли ряд преимуществ, например, возросла их цена, снизилась оперативность их привлечения (в раздаточном материале в журнале «Госзаказ» статья, посвященная рынку краткосрочного долга С. 74-76).

А что же с долгосрочными финансовыми ресурсами?

Преимущества облигационных займов очевидны. Это прогнозируемо, долгосрочно и дешево. Это вписывается в концепцию среднесрочного бюджетирования. Это имеет положительный финансово-экономический и социальный эффект для региона и города (В раздаточном материале есть наше предложение по организации облигационных займов).

Но и здесь возникает ряд проблем.

Выпуская облигации, многие администрации расходуют средства – направляя их на финансирование дефицита бюджета, не смотря на то, что привлеченные инвестиции можно и нужно направлять на развитие региона и города. Понимая, что в соответствии со ст. 35 Бюджетного Кодекса Российской Федерации доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, администрации, используя рыночные инструменты привлечения средств, могут реализовывать дополнительные целевые программы: осваивать земельные участки, проводить дороги, строить новые котельные и т.п.

Мы понимаем, что основная цель развития региона и города - это обеспечение высокого качества жизни, удовлетворение социальных и экономических потребностей населения на его территории. Регулирование развитием происходит посредством программы, реализацией которой администрация стремится стимулировать развитие экономики региона или муниципального образования, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Так, сегодня в рамках программы «Круглого стола» будут рассмотрены проблемы привлечения инвестиций из бюджетных и внебюджетных источников в общественную инфраструктуру, подготовку земельных участков, строительство жилого фонда, развитие дорожной сети, реализацию проектов в рамках проекта «Газификация».

АКБ «Промсвязьбанк» (ЗАО) готов предложить региональным и местным администрациям внебюджетный источник финансирования программ – облигационные займы.

Регионы и муниципальные образования России испытывают острый недостаток средств для инвестиций в развитие и восстановление инфраструктуры.

С этой целью реализуется ряд программ и проектов.

1) Жилищные и инфраструктурные проекты:

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации, в 2007 году предусматривается направить:

250 млрд. руб. в специальный фонд для эффективной работы по реформированию ЖКХ;
300 млрд. руб. на капитализацию институтов развития, прежде всего Банка развития, и Инвестиционного фонда;
100 млрд. руб. на развитие улично-дорожной сети, то есть на благоустройство российских городов.

Реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках которого приняты две подпрограммы «Обеспечение земельных участков инфраструктурой в целях жилищного строительства», и «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».

С 1 октября 2005 года новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки со всей необходимой инфраструктурой. Но на такую подготовку в бюджетах не хватает денег. Как правило, вкладывать средства в строительство инженерных сетей муниципалитеты вынуждают самих строителей. В результате получается долго и дорого.

В рамках федеральной целевой программы «Жилище» местным властям предоставляются государственные гарантии и частично субсидируются процентные ставки по кредитам на оснащение земельных участков (на условиях софинансирования с региональными и местными бюджетами). Уже в 2006 - 2008 годах Правительство РФ рассчитывает предоставить гарантии по кредитам на общую сумму 68,1 млрд. рублей и увеличить объемы жилищного строительства в 2007 году.

В рамках приоритетного национального проекта планируется сокращать административные барьеры, развивать рыночную инфраструктуру строительного рынка, совершенствовать градостроительное и антимонопольное регулирование в сфере жилищного строительства, модернизировать уже существующие объекты коммунальной инфраструктуры и привлекать частных инвесторов.

2) Транспортные проекты

В 2008 и 2009 году на реализацию ФЦП «Модернизация транспортной системы России» планируется выделить 507 млрд. руб., в том числе на подпрограмму «Автомобильные дороги» - 433 млрд. руб.

Сегодня необходимо обеспечить ускоренное развитие дорожного хозяйства, переломить ситуацию, связанную со значительным отставанием развития дорожной сети от экономических и социальных потребностей общества, повысить эффективность дорожного хозяйства. Актуальной задачей является усиление региональных аспектов в развитии транспортной инфраструктуры, что полностью соответствует целям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

3) Газификация

Очевидна необходимость комплексного подхода к газификации на основе генеральных схем и составления прогнозных топливно-энергетических балансов регионов. Конечной целью программ газификации является доведение природного газа до конкретного потребителя. В этой связи особое значение приобретает взаимодействие «Газпрома» и государственных органов власти. Процессы строительства внутрипоселковых газопроводов и подготовка потребителей к приему газа за счет средств бюджетов всех уровней должны быть синхронизированы с процессами строительства «Газпромом» межпоселковых газопроводов. Успех газификации будет напрямую зависеть от готовности населенных пунктов к принятию газа, в частности - от возможностей Субъектов федерации своевременно привлекать средства из внебюджетных источников.

Выделение средств регионам в рамках программ происходит на основании четких критериев и на условиях софинансирования.

Источником софинансирования программ со стороны региона или муниципального образования могут быть не только текущие доходы бюджета, но и заемные средства.

Ключевая проблема реализации всех программ и проектов – готовность регионов.

Эту проблему мы хотим обсудить на круглом столе, применительно к федеральным программам, которые ранее одновременно не обсуждались в одной аудитории и в предлагаемом формате.

Мы хотим, чтобы города и регионы использовали все возможные ресурсы для реализации проектов.

Мы знаем бюджетный процесс, мы знаем российское законодательство, мы понимаем Ваши трудности, поскольку возможность привлекать средства для решения местных и региональных проблем становится не только реальностью, но и необходимостью.