Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России
03-04 октября 2008 года | гг.Анапа, Новороссийск
|
Присутствовали: 38 человек (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н. Домбровского
Приветственное слово первого заместителя главы администрации муниципального образования город-герой Новороссийск С.С.Геращенко. Он привел основные итоги и приоритеты социально-экономического развития города, особенности бюджетной политики, обрисовал портрет Новороссийска как города-героя, крупного промышленного и транспортного центра на Северном Кавказе, курорта Черноморского побережья.
2. О практике осуществления муниципального финансового контроля на территории муниципального образования город Краснодар
Докладчики: Л.И.Балашева, заместитель директора департамента финансов, начальник контрольно-ревизионного отдела администрации муниципального образования город Краснодар
Докладчик отразила основные направления контрольно-ревизионной работы, проводимой департаментом финансов в условиях реформирования бюджетного процесса, ужесточения законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, определения департамента финансов в качестве контрольного органа в сфере размещения муниципального заказа.
С целью проверки соответствия сметной документации заказчиков нормативам законодательства до выхода на торги в департаменте финансов создан отдел предварительного контроля.
В ходе ревизий бюджетополучателей проводятся плановые проверки в отношении: 1) заказчиков; 2) действующих на постоянной основе конкурсных, аукционных или котировочных комиссий.
При выявлении действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения, информация передается в ФАС. Докладчик отметила, что меры ответственности за нарушение законодательства о закупках иногда кажутся чрезмерными, в то же время меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства явно недостаточны, а с 1 января 2009 года мы лишаемся еще одного механизма воздействия на недобросовестных бюджетополучателей - утрачивает силу статья 231 «Блокировка расходов бюджета».
В целях предотвращения нецелевых расходов, в ходе предварительного контроля бюджетный отдел департамента ежегодно проводит проверку бюджетных смет главных распорядителей средств местного бюджета.
В докладе особо подчеркнуто, что наибольшую актуальность сегодня приобретает создание новой концепции государственного и муниципального финансового контроля. Министерством финансов РФ разработан и вынесен на обсуждение федеральными контрольными органами и Счетной палатой РФ законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. По мнению докладчика, для финансистов, исполняющих местные бюджеты, целесообразно и очень важно принять участие в обсуждении данного законопроекта и внести разумные, выверенные практикой предложения.
Решили:
Согласиться с основными положениями доклада, поддержать предложение докладчика об участии финансистов муниципальных образований в обсуждении законопроекта, предусматривающего внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ и содержащего нормы, формирующие систему государственного и муниципального финансового контроля за использованием бюджетных средств, после его опубликования. Поручить оргкомитету секции провести сбор предложений финансовых органов муниципальных образований и направить сводную информацию в Министерство финансов РФ, ФАС, Счетную палату РФ.
Т.А.Немченко, начальник отдела предварительного контроля департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар
Докладчиком представлена информация о целях создания, основных функциях, направлениях и результатах работы созданного отдела предварительного контроля департамента финансов.
Отдел осуществляет работу по двум основным направлениям:
а) повышение эффективности использования бюджетных средств (целевая направленность и рациональность) – проводится выборочный предварительный контроль стоимости товаров, работ и услуг по заявкам, сформированным муниципальными заказчиками, на размещение муниципального заказа на выполнение проектно-изыскательских работ, работ по капитальному строительству, реконструкции, текущему и капитальному ремонту.
б) контроль за правильностью исчисления платежей в местный бюджет (средств от продажи земельных участков собственникам объектов недвижимости) – проводится контроль за правильностью определения выкупной стоимости земельных участков, предоставляемых в собственность гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности (в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ).
В докладе приведены результаты анализа выявленных финансовых нарушений, допускаемых муниципальными заказчиками (виды, объемы, причины возникновения) и меры, предпринимаемые отделом для их устранения, отражены предложения отдела, направленные на оптимизацию работы муниципальных заказчиков.
Кроме того, Т.А.Немченко перечислила нарушения, выявленные в рамках второго направления работы отдела. Среди них: занижение выкупной стоимости земельных участков ввиду предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учёт, недостоверной информации о кадастровой стоимости земельных участков и некачественной подготовки проектов муниципальных правовых актов по вопросам предоставления в собственность земельных участков юридическим и физическим лицам, самовольное изменение землепользователем вида разрешённого использования земельного участка и др.
С целью принятия мер по устранению выявляемых нарушений и оптимизации деятельности отдела, докладчиком сформулированы предложения о внесении изменений в земельное законодательство.
Решили:
Принять к сведению практический опыт, изложенный в докладе, проработать предложения о внесении изменений в налоговое законодательство, включить их в свод предложений секции при направлении в профильные комитеты Государственной Думы РФ.
О.А.Белая, заместитель начальника бюджетного отдела департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар
В основу выступления положен вопрос о финансовом контроле за составлением, утверждением и ведением бюджетных смет бюджетными учреждениями.
При проведении контроля бюджетный отдел руководствуется требованиями, отраженными в приказе Министерства финансов РФ от 20.11.2007 № 112н. Главным распорядителям средств местного бюджета также были разработаны и доведены рекомендации по составлению, утверждению и ведению бюджетных смет, форма бюджетной сметы, формы расчетов (обоснований) по статьям расходов. В ходе проверки смет анализируются необходимость и целесообразность предусматриваемых расходов, их соответствие объему работы учреждения, проверяется соблюдение установленных норм расходов.
Докладчик отразила проблемы, с которыми сталкиваются учреждения при формировании смет, остановилась на порядке ежеквартального составления уточненных бюджетных смет и уточненных обоснований (расчетов), установленном для ГРБС, привела сведения о нарушениях, выявленных в ходе проверки смет бюджетных учреждений.
В заключении докладчик подчеркнула, что главным результатом осуществления предварительного контроля за планированием расходов является предупреждение (недопущение) неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
Решили:
Принять к сведению накопленный позитивный опыт департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар в сфере осуществления финансового контроля, ознакомить с ним всех членов секции.
3. Особенности учета средств от приносящей доход деятельности в свете новых приказов Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства
Докладчик: М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани
Во вступительной части доклада отмечено, что вопрос об учете средств, полученных бюджетными учреждениями от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, неоднократно рассматривался на заседаниях секции. Однако единообразия в решении данного вопроса до недавнего времени не существовало, что обусловлено противоречиями, содержащимися в Бюджетном кодексе РФ.
С целью приведения процедур по исполнению бюджета в соответствие с новыми положениями БК РФ Министерством финансов РФ и Федеральным казначейством разработан ряд порядков, вступающих в действие с 01.01.2009г. (проект Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований и порядка осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, разработанный Федеральным казначейством, Приказ Министерства финансов РФ «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» от 01.09.2008г. №88-н).
В целях обмена практическим опытом докладчик остановилась на порядке учета средств от приносящей доход деятельности, принятом в муниципалитете города Рязани, и задачах по приведению действующего порядка в соответствии с нормативно-правовыми актами, разработанными на федеральном уровне.
Решили:
Принять к сведению опыт муниципального образования города Рязани, осветить его на сайте секции, довести до всех членов секции.
4. Практика организации капитального ремонта многоквартирных жилых домов на территории города Ростова в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
Докладчик: О.В.Свистунов, заместитель начальника МУ «Муниципальное казначейство г.Ростова-на-Дону»
Докладчик привел опыт города Ростова-на-Дону, касающийся организации капитального ремонта многоквартирных домов, остановился на мерах, предпринятых муниципалитетом по наращиванию объемов работ, направленных на улучшение состояния жилищного фонда.
После выхода в свет Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ставшего новым этапом в развитии системы ЖКХ, в городе была принята целевая программа «Создание условий для управления многоквартирными домами в городе Ростове-на-Дону на 2008-2011г.», отражающая комплексный подход ОМС города к решению задач в сфере жилищного фонда.
В июне 2008г. Постановлением Мэра города было утверждено положение о формировании муниципальной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, регламентирующее порядок распределения средств по административным районам города, определяющее критерии отбора.
Докладчик вкратце остановился на трудностях, возникших в ходе реализации положений 185-ФЗ, подчеркнул, что финансовые возможности ОМС все же не могут в полном объеме обеспечить реальную потребность в улучшении состояния жилого фонда.
Решили:
Ознакомить членов секции с положениями прозвучавшего выступления, поддержать предложение докладчика о дальнейшем обмене опытом по организации капитального ремонта многоквартирных домов на территории муниципальных образований.
5. Основные направления в области бюджетной политики на местном уровне. Ведомственные целевые программы
Докладчик: Л.В.Вышлова, заместитель начальника отдела региональных проектов Института реформирования общественных финансов (г.Москва)
Докладчик заострила внимание слушателей на основных задачах, перечисленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года и нацеленных на повышение эффективности и результативности бюджетной политики в 2009-2011 гг.
Основные направления бюджетной политики нашли отражение в направлениях и мероприятиях, утверждаемых в рамках Программ реформирования региональных и муниципальных финансов, в разработке которых у АНО «ИРОФ» накоплен и реализован широкий опыт в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.
Далее докладчик подробно остановился на одном из важных мероприятий (в рамках направления «оптимизация расходов бюджета») - внедрении программно-целевых инструментов управления в части применения ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ, подчеркнув, что практика применения утвержденных на федеральном уровне процедур является неоднозначной на региональном и муниципальном уровне, отсутствуют система и взаимосвязи между программно-целевыми инструментами.
Приведены также существенные недостатки, выявленные в ходе разработки, утверждения и реализации ВЦП на федеральном уровне, и меры, предпринимаемые в настоящий период для их устранения. Перечислены основные блоки, входящие в содержание ВЦП, и изменения в ВЦП, которые следует учитывать при разработке ВЦП на муниципальном уровне, требования к показателям ВЦП.
В заключении докладчик подчеркнула, что несмотря на многообразие принимаемых сегодня на региональном и муниципальном уровнях решений в отношении ведомственных целевых программ, а также по вопросам применения других инструментов стратегического планирования, в конечном итоге, перспективы применения программно-целевого подхода в государственном регулировании бюджетной политики будут зависеть от решений федерального уровня, определяющих направления реформирования бюджетного процесса.
Решили:
Принять к сведению опыт АНО «ИРОФ» в области разработки Программ реформирования региональных и муниципальных финансов, учитывать его результаты в практической деятельности муниципальных финансовых органов.
6. Эффективное управление муниципальными финансами на основе БОР
Докладчик: И.И.Рыжикова, заместитель генерального директора по региональному развитию БФТ (г.Москва)
В выступлении были затронуты вопросы внедрения принципов БОР в бюджетный процесс. В качестве главного пути к оптимизации (снижению) бюджетных расходов обозначена оценка стоимости государственных услуг, как результат постоянного контроля соответствия нормативов стоимости услуг и фактических расходов на них.
Были приведены практические результаты внедрения принципов БОР, рассмотрены типы государственных (муниципальных) услуг и этапы процесса разработки нормативов их финансирования.
Решили:
Ознакомить членов секции с информацией, прозвучавшей в ходе выступления Рыжиковой И.И.
7. Повышение эффективности управления общественными финансами за счет внедрения бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) – практический опыт.
Докладчик: Н.А.Меднова, генеральный директор ООО «Р.О.С.Т.У.» (г.Москва)
Н.А.Меднова озвучила практические шаги, нацеленные на повышение эффективности управления общественными/муниципальными финансами региона/муниципального образования, основанные на применении метода БОР.
Были перечислены основные препятствия на пути развития модели эффективного управления регионом/муниципальным образованием, предложены варианты решений возникающих проблем.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции результаты представленного практического опыта компании «Р.О.С.Т.У.», учитывать его результаты в практической деятельности муниципальных финансовых органов.
8. Внедрение системы результативного управления. Технология «Калькулятора муниципальных заданий»
Докладчик: Ю.В.Белоусов, научный руководитель ООО «Центр прикладной экономики» (г.Москва)
Вниманию участников заседания был представлен автоматизированный интерактивный сервис для расчетов «Калькулятор муниципальных заданий», подробно описаны его технологические возможности по управлению бюджетным процессом, оказанием бюджетных услуг.
Решили:
Принять к сведению информацию о возможностях нового программного продукта (технологии) компании «Центр прикладной экономики», информировать членов секции.
9. Разное
- О порядке финансирования ТОСов
Докладчики: Н.Н.Фомина, заместитель председателя департамента финансов администрации города Липецка
Обозначила проблему, с которой столкнулись специалисты департамента, связанную с нормативно-правовыми основаниями финансирования деятельности ТОСов. Материальная поддержка ТОСов в рамках грантовой системы недостаточна и не позволяет удовлетворить нужды общественников.
По мнению выступающей, пока органы ТОСов не созданы в форме юридических лиц, вопрос постоянного финансирования и материально-технического обеспечения их деятельности является проблематичным.
Н.Н.Фомина хотела бы услышать опыт решения данной проблемы в других муниципальных образованиях, предложила коллегам принять участие в дискуссии по затронутой тематике.
С.О.Золкин, заместитель главы города Иваново, начальник финансово-казначейского управления
Привел опыт муниципального образования города Иваново, касающийся предоставления средств местного бюджета на финансирование деятельности ТОСов.
Правовая основа для этого определена в ст.27 Федерального закона 131-ФЗ, подкреплена нормативными актами на областном уровне, городской Думой утверждено положение о ТОСах. Город стимулирует создание ТОСов как элемента гражданского общества, играющего значительную роль в общественной жизни.
ТОСам выделяются средства на: 1) проведение собраний, конференций по выборам органов управления ТОСов, 2) вознаграждение председателей Советов, комитетов ТОСов, 3) государственную регистрацию ТОСов.
Перечисление денежных средств ТОСам осуществляется на основании заключаемых договоров, по которым разработан механизм предоставления отчетности. Данный порядок утвержден постановлением главы города.
О.А.Белая, заместитель начальника бюджетного отдела департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар
Вкратце обрисовала ситуацию по вышеназванному вопросу, сложившуюся на территории муниципального образования город Краснодар.
Деятельность ТОСов широко распространена, их количество стабильно растет и на текущий момент составляет свыше 1000. Оказание поддержки ТОСам и выделение им финансовых средств администрацией города Краснодара осуществляется в строго оговоренных случаях, т.к. ТОСы не имеют статуса юридического лица. В частности, предусматриваются компенсационные выплаты руководителям ТОСов, финансируется изготовление удостоверений, штампов. Вариант финансирования ТОСов на основе заключаемых договоров, либо соглашений не рассматривается.
Решили:
Принять к сведению озвученный опыт муниципальных образований в сфере финансирования ТОСов, предложить членам секции принять участие в обмене опытом по данному вопросу. Свои отзывы направлять в департамент финансов администрации города Липецка.
- Отдельные проблемные аспекты практики налогообложения предприятий школьного питания
Докладчик: Н.И.Альшева, заместитель председателя комитета по финансам, бюджету и налогам городской Думы Краснодара
Озвучена проблема, возникшая у МУП «Комбинат школьного питания №1» города Краснодара в сфере налогообложения.
В настоящий период предприятие применяет систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», с 01 января 2009 года оно будет вынуждено перейти на общую систему налогообложения, что значительно увеличит его налоговую нагрузку и негативно отразится на финансовом состоянии.
В целях обеспечения нормального функционирования предприятий, оказывающих услуги общественного питания бюджетным учреждениям, депутат городской Думы Краснодара выступила с предложением внести изменения в налоговое законодательство.
Решили:
Поддержать инициативу депутата городской Думы Краснодара Н.И.Альшевой, направить соответствующее обращение секции в профильные комитеты Государственной Думы РФ.
10. Подведение итогов
Председатель секции А.Н.Домбровский подвел итоги заседания, поблагодарил участников за активную работу, объявил сроки проведения следующего заседания секции в г.Москва, в декабре текущего года.
Председатель секции поручил оргкомитету обобщить материалы прозвучавших докладов, разместить полную информацию об итогах заседания на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции.
Дата размещения 16.10.2008
|