Поиск
 
 
 

Об исполнении бюджета муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края в условиях финансового кризиса

Н.А.Опара, начальник финансового управления ДФБК Краснодарского края в Темрюкском районе

Уважаемы коллеги!


Вчера, на заседании в г.Анапе обсуждались проблемные вопросы исполнения бюджетов в условиях финансово – экономического кризиса.
Финансовый кризис коснулся и нашего района.
Хотелось бы остановиться на том, как формировался бюджет муниципального образования Темрюкский район на 2009 год.
Субъект нам передал дополнительный норматив по НДФЛ в размере 16,31%, транспортный налог 70% (в 2008 году зачислялось 20%).
Налог на прибыль мы спланировали с ростом 105,7%, темп роста за 2008 год составил 141,7%, НДФЛ на 119,0%, в то время как темп роста НДФЛ в 2008 году составил 132,3%.
Таким образом, по сравнению с 2008 годом налоговые доходы возросли на 22,9% или на 71,2 миллиона рублей.
Неналоговые доходы заложены в бюджет на 21,4 миллиона рублей меньше, чем в 2008 году за счет уменьшения поступлений по арендной плате за землю и от продажи земельных участков.
Дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования составила 33,5 млн. рублей против 86,5 млн. рублей в 2008 году.
В целом, бюджет на 2009 год по доходам был принят на 5,0 млн. рублей меньше, чем в 2008 году.
С 1 декабря 2008 года был осуществлен переход на отраслевую систему оплаты труда учреждений социально – культурной сферы, повлекшие увеличение фонда оплаты труда на 22,0%.
С 1 января 2009 года была отменена льгота для бюджетных учреждений по налогу на имущество организаций. Поэтому бюджет муниципального района был сформирован с дефицитом в 37,0 млн. рублей.
С территории Темрюкского района поступает в консолидированный бюджет края 2 миллиарда 281,9 миллиона рублей.
Уточненное годовое назначение районного бюджета муниципального образования Темрюкский район по собственным доходам в 2009 году утверждено в сумме 478,9 миллиона рублей.
План по налоговым доходам составляет 384,8 млн. рублей или 80,3%, по неналоговым доходам - 93,1 млн. рублей или 19,5%.
В налоговых доходах основная сумма поступлений приходится на НДФЛ – 271,9 млн. рублей или 56,8% всех доходов, транспортный налог – 34,0 млн. рублей или 7,1%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 30,3 млн. рублей или 6,3 %, единый сельскохозяйственный налог – 20,3 млн. рублей или 4,2%, налог на прибыль организаций – 18,7 млн. рублей или 3,9%.
В неналоговых доходах основная доля плановых назначений приходится на поступление арендных платежей за землю – 37,1 млн. рублей или 7,7%, на штрафные санкции – 22,9 млн. рублей или 4,8%, на доходы от продажи земельных участков - 21,7 млн. рублей или 4,5%, на плату за негативное воздействие на окружающую среду -7,6 млн. рублей или 1,6%.
Безвозмездные поступления от других уровней бюджетов в сумме 467,9 млн. рублей в общей сумме доходов районного бюджета, которая равна 946,9 млн. рублей, составляют 49,4%, в том числе доля дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности района в сумме 33,5 млн. рублей составляет 3,5 %.
В состав района входит 12 поселений, одно городское и 11 сельских.
Уточненный годовой план сводного бюджета поселений по собственным доходам составляет 242,6 миллиона рублей.
Объемы бюджетов по собственным доходам до 10,0 млн. рублей приняты в 5 поселениях, от 10,0 до 15,0 млн. рублей - в 4-х поселениях, свыше 15,0 млн. рублей - в 3-х поселениях, в том числе в одном - свыше 100,0 млн. рублей.
Как видно из вышесказанного, с территории Темрюкского района в консолидированный бюджет края ожидается годовое поступление в сумме 2 миллиарда 281,9 тыс. рублей. А общий объем доходов консолидированного бюджета района (собственные доходы и безвозмездные поступления от других уровней бюджета) составляет 1 миллиард 243,4 миллиона рублей или 54,5%, 1 миллиард 38,5 млн. рублей остается в краевом бюджете.
В формировании доходной части консолидированного бюджета края хозяйствующие субъекты приоритетных отраслей района имеют следующую долю участия: винодельческая промышленности – 24,3%, добывающая и обрабатывающая промышленность -15,0%, транспорт и связь – 9,9%, сельскохозяйственный комплекс – 8,8, потребительская сфера - 7,6%, курортно-туристический комплекс – 5,8%, строительство – 5,1%, топливно-энергетический комплекс – 1,6%, банковская, финансовая деятельность, страхование – 1,3%, рыболовство, биоресурсы – 0,7%, жилищно-коммунальное хозяйство – 0,5%, прочие – 19,4%..
Как же исполняется бюджет в 2009 году.
За 9 месяцев текущего года в районный бюджет поступило собственных доходов 321,3 миллиона рублей, исполнение годового плана составляет 67,1%, плана 9-ти месяцев - 93,4%. Недополучено 22,5 млн. рублей.
Темп роста 9 месяцев к соответствующему периоду прошлого года 102,3%, или на 7,3 миллиона рублей больше (фактическое поступление девяти месяцев 2008 года – 314,0 млн. рублей).
Темп роста по прибыли составил 49,4% к уровню 2008 года. Такую картину по прибыли нам дает предприятие ОАО «Тольяттиазот», которое не получило лицензию на продолжение работ на территории района. В консолидированный бюджет края за 9 месяцев не поступило 133,5 млн. рублей. Доля районного бюджета 5,0%, мы не дополучили 8,5 млн. рублей.
От продажи земельных участков недополучено 14,4 млн.рублей по причине низкой покупательской способности, по НДФЛ темп роста 116,1% при запланированных 119,0%, потери ожидаются в размере 10,0 млн. рублей.
Годовой план сводного бюджета поселений за 9 месяцев исполнен на 70,1%. Темп роста - 95,1%, или на 8,6 миллиона рублей меньше (фактическое поступление 9-ти месяцев 2008 года – 178,8 млн. рублей, 9 месяцев 2009 г. – 170,1 млн. рублей).
Исполнение местных бюджетов, в основном, происходит за счет поступлений налога на доходы физических лиц, земельного и транспортного налогов, арендных платежей за земельные участки, уплаты штрафов, а также за счет погашения в результате проводимых мероприятий недоимки по налогам и сборам.
По состоянию на 1 июля 2009 года в Инспекции ФНС России по Темрюкскому району на налоговом учете состоит 2389 организаций; 3 отделения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации; учтено 1125 обособленных подразделений. Кроме этого, на налоговом учете с присвоением ИНН состоят 105108 физических лица, в том числе 5764 предпринимателя; 5 частных нотариусов.
Задолженность, недоимка
По состоянию на 01.07.2009 года задолженность перед бюджетом по налогам и сборам составила 243 миллиона 672 тыс. рублей. Прирост задолженности по сравнению с 01.01.2009г. составил 20 миллионов 825 тыс. руб., из них по федеральным налогам на 796 тыс. руб., по региональным налогам 17 262 тыс. руб., по местным налогам 1791 тыс. руб., по налогам со специальным налоговым режимом – 976 тыс. рублей.
По основным доходным источникам консолидированного бюджета края (налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налоги на имущество, арендные платежи) задолженность на 1 сентября 2009 года составляет 143,6 млн. рублей, в том числе недоимка 104,0 млн. рублей.
Уменьшение недоимки произошло по транспортному налогу на 1,5 млн. рублей, по арендной плате за земли – на 1,8 млн. рублей. Выросла недоимка по НДФЛ на 1,7 млн. рублей, акцизам – на 3,3 млн. рублей, налогу на имущество организаций – на 9,1 млн. рублей, земельному налогу на 2,2 млн. рублей.
В 2009 году на постоянной основе ведется работа по взысканию задолженности с юридических и физических лиц за счет имущества должника.
Службой судебных приставов за отчетный период обеспечено принудительное взыскание налоговой задолженности по 197 постановлениям на сумму 31,0 миллион рублей.
С целью безусловного исполнения доходной части бюджета, в районе были предприняты чрезвычайные меры:
- утвержден План антикризисных мероприятий на 2009 год;
- ежедневно проводится мониторинг по крупным налогоплательщикам;
- активизирована работа районной и поселенческих комиссий по соблюдению налоговой и бюджетной дисциплины по вовлечению задолженности в бюджет – как по налоговым, так и неналоговым платежам, недопущению возникновения задолженности по заработной плате.
За 8 месяцев 2009 года проведено 8 заседаний районной комиссии. По результатам заседаний комиссии в бюджет вовлечено более 29,0 миллионов рублей;
- в администрации района работает телефон «горячая линия» по случаям, связанным с незаконным сокращением работников или снижением им заработной платы под предлогом кризиса.
При ИФНС России по Темрюкскому району работает межведомственная комиссия по вопросам легализации объектов налогообложения и по доведению заработной платы по отраслевому признаку до среднеотраслевой.
Проведено 6 заседаний МВК, рассмотрено 84 налоговых агента.
В результате, из числа заслушанных работодателей внесли изменения в штатные расписания и уточнили их:
44 % довели уровень заработной платы до среднеотраслевого показателя;
62 % увеличили заработную плату до прожиточного минимума и выше.
По итогам проведенных мероприятий за отчетный период увеличены поступления НДФЛ на 2,0 млн. руб.
Проводятся рабочие встречи с руководителями предприятий района по вопросу погашения задолженности НДФЛ: сумма долга составляла 4,4 млн. руб., погашено 3,4 млн. руб., процент погашения 77 %.
Проводятся совместные рейды ОГИБДД и налоговой инспекции по выявлению и списанию техники, не проходившей техосмотр 5 и более лет. В результате совместных действий уже списано более 100 единиц транспортных средств.
Ведется работа по снижению задолженности по арендной плате за земли.
Подано 17 исковых заявлений на сумму 2 миллиона 961 тыс. рублей. Вынесены решения о взыскании задолженности по арендной плате за землю по 3 исковым заявлениям на сумму 1 миллион 825 тыс. рублей. Фактически с начала года поступило в бюджет по искам 3,9 тыс. рублей по 1 договору аренды.
На 01.09.2009 год направлено 423 претензии по задолженности арендной платы за землю на общую сумму 14 миллионов 461 тыс. руб. Погашено задолженности по 95 направленным претензиям на общую сумму 3,5 миллиона руб.
Вот в такой кризисной ситуации должен быть у субъекта механизм оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, т.е. дано право в течение финансового года на уточнение дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.
Сейчас субъект предоставляет нам только бюджетные кредиты.
Мы уже получили 30,0 миллионов рублей, а нам нужно 60,0 миллионов!
Поддерживаю выступление начальника отдела доходов бюджета муниципального образования г. Краснодара о том, что в кризисной ситуации мы планируем доходы «по старинке» и что нам необходим четкий экономический прогноз Минэкономразвития на очередной финансовый год.
Уточненный бюджет муниципального образования Темрюкский район по расходам на 1 октября 2009 года составляет 1 млрд. 75 млн. 916,7 тысяч рублей, в том числе местный бюджет 567 348,1 тысяч рублей и средства краевого бюджета 508 568,6 тысяч рублей:
Структура расходов районного (местного) бюджета муниципального образования Темрюкский район в 2009 году по разделам бюджетной классификации:

№ п/п
Наименование
РазделУточненный бюджет на 01.10.09г.(тыс.руб.)Удел. вес
%
А
Б
1
2
3
1Общегосударственные вопросы0175003,013,22
2Национальная оборона0250,00,01
3Национальная безопасность и правоохранительная деятельность034523,60,80
4Национальная экономика047175,01,26
5Жилищно-коммунальное хозяйство057354,71,30
6Образование07342 349,460,34
7Культура, кинематография и средства массовой информации0821057,43,71
8Здравоохранение, физическая культура и спорт0999516,917,54
9Социальная политика103048,00,54
10Межбюджетные трансферты117270,01,28
Всего567 348,1100,00

Из общей суммы расходов местного бюджета на социальную сферу приходится 465 971,7 тыс. руб., что составляет 82 процента.
В состав социальной сферы входят:
- по отрасли «Образования»:
48 учреждений дошкольного образования (4995 детей );
33 общеобразовательных школы (12 402 уч-ся );
4 детские школы искусств (1308 уч-ся);
8 учреждений по внешкольной работе (7542 уч-ся );
3 прочих учреждения образования;
-по отрасли «Культура»:
1 районный дом культуры;
1 межпоселенческая библиотека;
3 прочих учреждения культуры;
- по отрасли «Здравоохранение»:
1 районная больница;
10 амбулаторий;
23 фельдшерско- акушерских пункта;
1 станция скорой медицинской помощи;
8 отделений станции скорой помощи;
- вопросами молодежной политики занимаются два учреждения «Доверие» и «Молодежный патриотический центр».
В перечисленных выше учреждениях социальной сферы работают 4 640 человек.
Структура расходов районного (местного) бюджета муниципального образования Темрюкский район в 2009 году по экономическим статьям бюджетной классификации:
№ п/п
Наименование
КОСГУ
Код
КОСГУ
Уточненный бюджет на 01.10.09г.(тыс.руб.)Уд. Вес
%
А
Б
1
2
3
1Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда210369509,265,13
2Услуги связи2213576,90,63
3Транспортные услуги2223222,70,57
4Коммунальные услуги22366770,011,77
5Арендная плата за пользование имуществом224476,00,08
6Работы, услуги по содержанию имущества22510788,21,90
7Прочие работы, услуги22626144,74,61
8Обслуживание государственного (муниципального) долга230870,000,15
9Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям241700,50,12
Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации2517270,01,28
Социальное обеспечение2605086,10,90
Прочие расходы (налоги)29015582,62,75
Увеличение стоимости основных средств3109295,91,64
Увеличение стоимости материальных запасов34048055,08,47
Всего567348,0100,00

Из общей суммы расходов районного бюджета расходы на заработную плату составляют 65,1 % или 369,5 млн.рублей, на питание 26,7 млн. рублей или 4,7% , на медикаменты 3,0 млн.рублей или 0,5 % и на остальные материальные затраты 168,2 млн.рублей или 29,7%.
С учетом того, что доходов в районный бюджет поступает недостаточно, главными распорядителями бюджетных средств района проведены мероприятия по оптимизации расходов.
При подготовке проекта районного бюджета на 2009 год сокращены 182 штатных единицы.
В процессе подготовки проекта бюджета на 2010 год, также стараемся оптимизировать расходы.
Беспокойство вызывает отсутствие системы ведомственного контроля,
не разработаны нормативы затрат на оказание единицы муниципальной услуги, что затрудняет формирование для бюджетных учреждений муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг в 2010 году.
При реализации полномочий по решению вопросов местного значения возникает ряд проблем в связи с недостаточностью средств в муниципальных образованиях района. Существующее распределение основных доходных источников между различными уровнями бюджета не позволяет обеспечить финансовыми ресурсами расходные полномочия. Нормативы отчислений по налогам дифференцированы в сторону централизации доходов в федеральный и краевой бюджет. Расчетные нормативы для планирования расходов поселений низкие. Необходимость продолжения газификации поселений; отсутствие очистных сооружений; модернизация и децентрализация теплоснабжения в сельских поселениях; реконструкция вышедших из строя линий водоснабжения поселений; реконструкция линий уличного освещения в поселениях, требуют гораздо больше средств, чем позволяют доходы поселений. Налоговых источников у сельских поселений недостаточно. Значительная часть бюджета покрывается за счет дотаций из бюджетов вышестоящего уровня, поэтому в местных бюджетах необходимо увеличить постоянный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц c 10 до 20%, который и позволит увеличить финансирование расходных полномочий поселений.
Из-за внесения изменений в налоговое и бюджетное законодательство, а также другими изменениями нормативного характера федерального и краевого уровня в течение года приходится часто вносить изменения в решения о бюджете и в решения по изменению ставок местных налогов.
Изменения, вносимые в бюджетную классификацию, приводят к росту невыясненных поступлений, поскольку налогоплательщики не успевают контролировать изменение кодов.
Теперь о проблемах поселений.
Наибольшей проблемой является содержание и строительство автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. К примеру, в Краснострельском сельском поселении на ремонт 10 километров дорог требуется 45 млн. рублей. Бюджет поселения на 2009 год - 13.1 млн. рублей. Из них: расходы на содержание аппарата управления – 4.0 млн. рублей; на благоустройство – 2.5 млн. рублей, в том числе содержание и ремонт дорог –0,8 млн. рублей; на социальную сферу – 1.8 млн. рублей. В Старотитаровском сельском поселении на осуществление данного полномочия заложено 1,3млн. рублей. При стоимости одного километра асфальтового покрытия, более 2,0 млн. рублей, в течение года поселение может отремонтировать 1 километр дорог. В Фонталовском сельском поселении при бюджете – 12,5 млн. рублей и расходах на социальную сферу и благоустройство – 8,5 млн. рублей на ремонт дорог потребуется не менее 100 лет.
Также большой проблемой является организация в границах поселения электро-,тепло-,газо-и водоснабжения населения. Недостаточно бюджетных средств на финансирование данного полномочия, длительная процедура на признание бесхозных сетей. К примеру, для полной газификации Старотитаровского сельского поселения необходимо около 14,8 млн. рублей при бюджете на 2009 год 20,9 млн. рублей. Для качественного энергоснабжения ст. Фонталовской необходимо установить трансформаторную подстанцию. Поселение может изыскать средства для решения данного вопроса, однако не имеет технических возможностей обслуживать данный объект.
Для создания и содержания аварийно-спасательного учреждения на территории Таманского сельского поселения (полномочие "Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных формирований и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения ") в год необходимо 7 млн. рублей. Бюджет поселения на 2009 год 28,5 млн. рублей, из них расходы на содержание аппарата управления – 5,1 млн. рублей; на мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выполняемые в рамках специальных решений предусмотрено 0,2 млн. рублей; на благоустройство –14,9 млн. рублей; на социальную сферу – 7,1 млн. рублей. При планировании расходов на создание аварийно-спасательного учреждения администрации пришлось бы отказаться от газификации поселения. Такое положение по реализации данного полномочия по всем десяти поселениям.
Прокуратура всем десяти сельским поселениям выписала предписание о необходимости создания таких отрядов и обязует наказать виновных за неисполнение.
Пытаемся создать межселенческую службу, но у нас протяженность района 90 километров.

Спасибо за внимание!