Аналитическая записка «О субсидиях на реформирование общественных финансов»
Проводимая в Российской Федерации реформа бюджетного процесса, реализованная в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учетом Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», внесла кардинальные изменения в действующее бюджетное законодательство. Принципиальное изменение методологии бюджетного планирования диктует необходимость движения управленческих процессов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в финансово-бюджетной сфере в едином идеологическом и методологическом направлении.
Реформа региональных и муниципальных финансов, как инструмент повышения эффективности деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления связана с вопросами развития государственных финансов в целом, реформирование которых занимает центральное место в экономической программе Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 № 249 была утверждена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации. Согласно основным положениям федеральной Концепции органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать меры по повышению результативности расходов муниципальных бюджетов.
В целях активизации процессов финансового оздоровления региональных и муниципальных финансов, повышения эффективности деятельности регионов и органов местного самоуправления и обеспечения устойчивого экономического развития территорий, субъекты РФ и муниципальные образования разрабатывают и исполняют программы реформирования региональных и муниципальных финансов.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности расходов всех уровней бюджетов.
Следование этим стратегическим ориентирам позволит существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем экономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления региональными и муниципальными финансами.
Такой комплекс мер образует основу программ реформирования общественных финансов. Направления программ сформированы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 859 «Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов» и определяется как комплексный, сбалансированный по срокам и исполнителям план действий регионов и органов местного самоуправления.
При реализации программ осуществляется комплекс мер:
- внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективности использования бюджетных средств посредством совершенствования системы финансового регулирования реализации государственных и муниципальных услуг;
- разработка и внедрение системы обеспечения достаточного и стабильного финансирования расходных обязательств с учетом среднесрочного финансового планирования;
- оптимизация функционирования бюджетного сектора экономики и постепенное внедрение технологий передачи на рынок отдельных услуг отраслей государственного и муниципального секторов экономики;
- формирование региональной и муниципальной долговой политики, повышение инвестиционной привлекательности, поддержание стабильного налогового климата;
- внедрение актуальных механизмов повышения открытости управления региональными и муниципальными финансами, в целях усиления контроля населением соблюдения финансовой дисциплины и повышения экономической эффективности использования региональных и муниципальных ресурсов.
Реализация программных мероприятий реформирования региональных и муниципальных финансов позволяет внедрить новые подходы при принятии управленческих решений, направленные на результативность и эффективность использования бюджетных средств.
Таким образом, программы реформирования региональных и муниципальных финансов с правовой точки зрения рассматривается как базовые региональные и муниципальные правовые акты отражающие систему целей, задач, мероприятий и показателей исполнительных органов власти на среднесрочный период, ориентированных на тактическое и юридическое сопровождение реформирования бюджетного процесса в регионах и муниципальных образованиях.
Начиная с 2005 года, в целях стимулирования процессов реформирования, Министерство финансов РФ объявляет конкурсные отборы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для получения субсидий из Федерального бюджета.
В 2008 году аналогичный отбор был объявлен приказами Минфина № 453 от 19.09.2008г., и № 536 от 30.10.2008г. для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований соответственно.
Конкурсные отборы завершены. О чем свидетельствуют приказ Минфина РФ № 217 от 03.06.2009г. и информация Минфина РФ от 30.06.2009г., размещенные на сайте министерства.
Однако, Минфин РФ письмом № 06-06-05/2 от 24 июня 2009 г. сообщил руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований прошедшим конкурсный отбор о том, что в связи с необходимостью оптимизации расходов федерального бюджета и в соответствии с Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в федеральном бюджете на 2009 год субсидии на реформирование муниципальных финансов муниципальным образованиям по конкурсному отбору, объявленному в 2008 году, не предусмотрены.
Действительно, в приложении № 6 « Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год» к вышеуказанному закону по главному распорядителю средств – Министерству финансов РФ (Мин -092; Рз -11;Пр -02; ЦСР -5180200; ВР -010) предусматривается изменение в сторону уменьшения по строке «Реформирование муниципальных финансов» на сумму 342 828 тыс.рублей. С учетом изменений – плановые субсидии на 2009 год составляют – 274 262,4 тыс.рублей.
Исходя из позиции Минфина РФ, изложенной в письме 06-06-05/2 от 24 июня 2009 г. оставшиеся в бюджете субсидии будут распределены лишь только между теми участниками, которые прошли конкурсный отбор в прежние годы, а муниципальные образования, защитившие свои программы в 2008 году, остаются без финансовой поддержки федерального бюджета.
По мнению экспертов, данная позиция не согласовывается с целями и задачами поставленными в Послании Президента РФ и Программе антикризисных мер Правительства РФ.
В противном случае, в условиях кризиса, бюджеты формируются таким образом, что источников хватает только на выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений, на существующую сеть, зачастую необоснованно «раздутую», а на сам процесс реализации полномочий и оказание услуг гражданам, средств не остается.
В подтверждение данного мнения, ниже приводятся цитаты из Программы антикризисных мер Правительства РФ ( 19 июня 2009 г.):
«Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов»,
Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах:
«…при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а значит, и правовую ответственность государства»;
Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного
процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года:
«Для создания стимулов повышения качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях в условиях экономического кризиса необходимо обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств и создание стимулов субъектам Российской Федерации к внедрению передовых технологий управления бюджетным процессом. Для этого предусматривается создание системы мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации, а также показателей оценки качества такого процесса. Показатели такой оценки должны содержать индикаторы использования в бюджетном процессе инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, включающих доклады главных распорядителей бюджетных средств о результатах и основных направлениях деятельности и обоснования бюджетных ассигнований».
Сохраняя преемственность декларирования и осуществления бюджетной политики, учитывая, что экономический эффект от реализации программ реформирования муниципальных финансов, кратно превышает затраты на их реализацию, предлагается обратиться в Государственную Думу ФС РФ и Министерство финансов РФ с просьбой, рассмотреть вопрос о предоставлении субсидий муниципальным образованиям, подавшим заявки в МФ РФ в 2008 году и прошедшим конкурсный отбор. Дата размещения 14.10.2009
|