Поиск
 
 
 

О работе НП «Сообщество финансистов России за 2007 г.

Председатель Совета СФР, депутат Государственной Думы РФ Н.С.Максимова



Уважаемые коллеги! Приглашенные! У вас в материалах приложен отчет СФР за 2007 год. Поэтому я коротко остановлюсь на основных направлениях в работе СФР.

В состав НП "Сообщество финансистов России" (далее СФР), зарегистрированного в 2003 году (в мае пятилетие), входит 61 субъект Российской Федерации, 60 муниципальных образований, 9 организаций и 41 физическое лицо.

Структура СФР представлена двумя секциями: "Финансисты субъектов Российской Федерации" – Председатель Тугарин Сергей Станиславович (Первый заместитель губернатора, Министр финансов Вологодской области) и "Финансисты муниципальных образований" – Председатель Домбровский Александр Николаевич (Первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов).

Высший орган СФР – общее собрание, а между собраниями СФР возглавляет Совет, председателем которого избрана Максимова Надежда Сергеевна – депутат Государственной Думы, в 4 созыве - заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам.

Основными задачами работы СФР является выработка членами Сообщества согласованных решений по вопросам реформирования бюджетной и налоговой политики, бюджетного процесса, совершенствования межбюджетных отношений.

Выработка предложений осуществляется на заседаниях, проводимых Советом СФР, на совещаниях членов СФР, на заседаниях секций "Финансисты субъектов Российской Федерации" и "Финансисты муниципальных образований", с учетом предложений, поступающих также в свободном режиме в адрес Совета Сообщества.

Прошлый 2007 год, был очень напряженным. Работа над новой редакцией Бюджетного кодекса, внесение поправок в 5 глав Налогового кодекса, в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации", составление трехлетнего бюджета – Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008-2010 годы" и поправок в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2007 год" – все это активизировало работу членов СФР по представлению поправок в рассматриваемые законы. Их свод и оформление осуществлялись в установленном порядке работниками аппарата СФР, и вносились они депутатом Государственной Думы Н.С.Максимовой и другими депутатами.

Наибольшее внимание членами СФР было уделено проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации". Более 60 субъектов Российской Федерации и муниципальных образований представили свыше 200 поправок в указанный законопроект, из них 165 поправок были внесены Н.С.Максимовой (или совместно с другими депутатами), 114 из них приняты Государственной Думой.

Были внесены поправки в пять глав части 2 Налогового кодекса, в том числе по налогам: налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; земельный налог. Но тематика наших предложений значительно шире.

В рамках рассматриваемых вопросов на секциях СФР были внесены поправки в федеральные законы "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", "О внесении изменений в ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О бюджете Пенсионного фонда", "О бюджете Фонда Социального страхования", " О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования" (в части ДЛО).

Наиболее активно в работе Сообщества и выработке предложений принимали участие финансовые органы Республики Татарстан и Кабардино-Балкарской Республики, Красноярского и Ставропольского краев, Вологодской, Калужской, Кировской, Пензенской, Тамбовской, Ярославской областей, Ханты- Мансийского автономного округа, городов Барнаула, Волгограда, Калининграда, Краснодара, Липецка , Саратова, Сургута, Тюмени.

Основной вопрос – сбалансированность бюджетов. Поскольку в IV созыве Государственной Думы председатель Совета СФР являлась также сопредседателем рабочей (трехсторонней) группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации от Государственной Думы, наряду с сопредседателями от Правительства Российской Федерации ( Кудрин А.Л.) и Совета Федерации (Бушмин Е.В.), то принимала активное участие в формировании методики расчетов дотаций из ФФПР на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (трансферты). За 2004-2007 годы объем Фонда финансовой поддержки регионов возрос почти в 2 раза. На 2008 год рост дотаций по сравнению с 2007 годом увеличился в целом по Российской Федерации на 26,2 процента. Это важно, поскольку 2008 год – базисный. Резко возрос и объем средств, выделяемых на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2007 году было проведено два заседания Совета СФР и три заседаний секции "Финансисты субъектов Российской Федерации". На заседаниях рассматривались вышеуказанные вопросы, а также вопросы кассового обслуживания бюджетов субъектов Российской Федерации органами Федерального казначейства и органами казначейства субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; организации бухгалтерского учета и составления отчетности в органах исполняющих бюджет, бюджетных организациях с использованием информационных технологий; применения бюджетной классификации Российской Федерации в свете внесенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и приказы Минфина России.

Все вышеперечисленные вопросы обсуждались при участии представителей Минфина России, и внесены предложения для уточнения как законодательных, так и нормативных актов Минфина России.

Весьма активно была организована в 2007 году работа секции "Финансисты муниципальных образований" под руководством А.Н.Домбровского. Было проведено четыре рабочих заседания секции: два – в Москве, в г. Ростове-на-Дону и г. Анапе, организовано два "круглых стола" по темам: "Реализация национальных и приоритетных государственных инвестиционных проектов на региональном и местом уровнях – развитие государственно-частного партнерства" и "Финансовое обеспечение муниципальных образований в условиях среднесрочного бюджетного планирования".

Кроме того, члены СФР приняли активное участие в проведении пяти "круглых столов" и совещаниях, инициируемых Государственной Думой, Советом Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Основными обсуждаемыми вопросами являлись проблемы и пути повышения эффективности работы органов местного самоуправления, укрепления их доходной базы, разграничения передаваемых полномочий.

Члены СФР приняли участие в 4 финансовых форумах, проводимых Всероссийским Советом местного самоуправления совместно с Конгрессом муниципальных образований в городах Москве, Перми, Екатеринбурге и Верхней Салде.

Это вновь организованная фракцией "Единая Россия" в Государственной Думе общественная организация, в состав бюро которой вошла Н.С.Максимова. Ее задачами является активное участие муниципального сообщества в формируемом законодательном, организационном и информационном поле местного самоуправления.

По решению членов Совета СФР был зарегистрирован и открыт сайт (http://www.nmaksimova.ru) на имя Н.С.Максимовой для продвижения и обеспечения поддержки деятельности СФР.

Задачами Сообщества в наступившем году остается совершенствование бюджетного, налогового законодательства и межбюджетных отношений. Для этого нужна активизация работы секции "Финансисты субъектов Российской Федерации" и сохранение темпов, набранных секцией "Финансисты муниципальных образований".

Не за горами 1 января 2009 года. Срок, определенный Федеральным законом № 131, когда заканчивается переходный период и уже вся страна заживет по общим новым правилам, продиктованным реформой местного самоуправления.

У нас осталось совсем немного времени для того, чтобы на основе анализа процессов, происходящих в муниципальных образованиях, да и в регионах в целом, скорректировать законодательство.

И, прежде всего, в вопросах сбалансированности бюджетов, в вопросах экономического выравнивания регионов. Различия в их развитии необходимо сокращать, чтобы удержать и сохранить целостность страны. По официальным данным, уровень жизни в разных регионах РФ отличается в 18-20 раз, в том время как в развитых странах мира аналогичный показатель не превышает 3-4 раза.

В настоящее время решение проблемы выравнивания бюджетов идет по двум направлениям. С одной стороны, постепенно наращивается финансовая поддержка бюджетов территорий из федерального бюджета. Более того, за 2004-2008 годы она возросла более чем в 2 раза. В ряде регионов также региональными властями передана муниципалитетам часть собственных доходных ресурсов (41%).

С другой стороны, федеральный центр непосредственно участвует в решении наиболее крупных и "болезненных" вопросов. Ярким примером подобного подхода являются реализация национальных проектов, софинансирование строительства объектов региональной и муниципальной собственности, капитальный ремонт и расселение из ветхого и аварийного жилья. С этой целью создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в который передано 245 млрд. рублей.

Вместе с тем очевидно, что всего комплекса существующих в данной сфере проблем, действующие механизмы не решают. Необходим поиск дополнительных решений в сфере межбюджетных отношений, в том числе направленных на поддержку органов местного самоуправления.

Например, конкурсное распределение среди субъектов Российской Федерации федеральных средств приводит к тому, что у кого есть деньги, тот больше имеет возможности софинансировать реализацию соответствующих мероприятий, тому и выделяются средства.

В итоге, еще какое-то время пройдет, и мы сможем сконцентрировать все ресурсы на нескольких территориях, остальные окажутся беспомощными. Это пассивная политика федерального центра, которую надо пересматривать.

Следует отметить, что как в случае с местным самоуправлением, так и в случае с поддержкой регионов, речь не идет о простом увеличении финансовой помощи со стороны федерального центра. Межбюджетные механизмы, способствуя выполнению обязательств государства перед гражданами, вместе с тем должны создавать стимулы для поиска регионами и муниципалитетами собственных источников доходов, более эффективного развития ими своей экономики, привлечения капиталовложений и реализации инвестиционных проектов с использованием средств бизнеса.

В этом смысле имеют чрезвычайное значение вопросы стратегического планирования, о чем неоднократно говорил наш национальный лидер В.В.Путин и вновь избранный Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, - о необходимости разработать концепцию долгосрочного развития страны. Эта концепция должна состоять из двух равноправных частей – развития отраслей народного хозяйства и развития территорий Российской Федерации.

Однако в регионах разработка долгосрочных планов во многих случаях наталкивается на препятствия, в числе которых отсутствие определенности со стороны федерального центра по размещению важнейших объектов, трасс и коммуникаций, реализации значимых инвестиционных проектов. Не имея таких данных, территории зачастую могут создавать документы перспективного планирования лишь формально.

Анализ показывает, что разработка планов экономического развития сдерживается в техническом и организационном отношениях, и прежде всего, из-за отсутствия качественных плановых материалов и недостатка средств, причем последняя проблема наиболее актуальна для сельских поселений и муниципальных районов.

По этой же причине не завершена в ряде случаев работа по оценке стоимости земли. В этой связи представляется, что эта задача должна решаться за счет собственных средств муниципалитетов, при необходимости – субсидий из региональных бюджетов, а для депрессивных территорий - и помощи из федерального бюджета.

А без оценки стоимости объекта налогообложения нельзя сформировать предсказуемую доходную часть бюджетов.

В этом плане не способствуют наполнению бюджетов и льготы, предоставляемые федеральным законодательством по региональным и местным налогам. Так, по официальной оценке, 60% имущественных налогов остаются у налогоплательщика в виде льгот, а компенсации за предоставленные льготы из федерального бюджета регионы не получают. Эту проблему также надо решать.

Над проблемами развития регионов интенсивно работают эксперты Государственной Думы и Минрегион России. В настоящее время в целях создания правовой основы для решения этих проблем Государственной Думой, приняты во втором чтении нормы законопроектов: "Об основах государственного регулирования регионального развития в Российской Федерации", "О федеральных целевых программах регионального развития", "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации".

По поводу последнего законопроекта - в настоящее время не существует закона, определяющего понятие "депрессивная территория".

Новый проект закона вводит определение депрессивной территории, а также ряд других базовых понятий, устанавливающих основные условия отношения территории к разряду депрессивных; перечисляются принципы, формы и методы федеральной поддержки депрессивных территорий; раскрываются полномочия федеральных, региональных и местных органов власти.

Говоря о других законопроектах, депутаты предполагают, что до летних каникул будет принят ряд законов, существенно влияющих на экономическую и социальную жизнь страны. Так, в течение весенней сессии Государственная Дума планирует принять 37 законопроектов, которые коснутся государственного строительства, социальной и экономической политики, обороны и безопасности.

В центре внимания депутатов окажется антикоррупционное законодательство, в частности, рейдерство. Национальные проекты, возможно, будут дополнены такой важной для духовного развития общества сферой, - как культура. Надо решать проблемы перехода на отраслевые системы оплаты труда работникам бюджетной сферы.

В проектах Государственной Думы – законы по малоэтажному строительству и, конечно, поправки к принятой бюджетной трехлетке, касающиеся прежде всего увеличения зарплат, пенсий и пособий, на основе изменения данных макроэкономики.

Мы ждем от вас новых предложений и законодательных инициатив, которые бы внесли свой вклад в выполнение задач развития самодостаточности территорий, в том числе активного участия в работе Сообщества финансистов, которое является проводником поправок в бюджетное и налоговое законодательство.