Поиск
 
 
 

Ярославль

Город Ярославль, основанный Ярославом Мудрым в 1010 году, всегда славился как один из наиболее значительных городов, расположенных на берегах Волги, имеющей богатую, почти тысячелетнюю историю. Город играл заметную роль в развитии экономики и культуры России, в борьбе за ее свободу и независимость.

К началу XIX века, по данным специалистов Государственного архива Ярославской области, начинает зарождаться самостоятельная городская финансовая деятельность. Это были только зачатки финансового дела в Ярославле.

21 апреля 1785 г. Екатерина 11 подписала «Грамоту на права и выгоды городам Российской империи» - документ поистине эпохального значения, т.к., пожалуй, впервые в российской истории город определен как юридическое лицо со своими особыми правами и обязанностями, особыми интересами и нуждами, отдельными от интересов и нужд государства.

Грамотой устанавливались права и привилегии городам, способствовавшие их бурному росту, а также учреждались выборные учреждения – органы городского самоуправления.

Горожане получили право заведовать своим общественным хозяйством и отчасти благоустройством. С этой целью им было дозволено с разрешения губернатора собираться вместе один раз в три года. Собрание выбирало общую городскую думу сроком на три года. Для постоянного заведования городскими делами от шести сословий, на которые были разделены жители города, избирались члены шестигласной думы, которая являлась как бы исполнительным органом городского управления.

Городская служба считалась «общественной», за нее ни городскому голове, ни гласным никакого жалования не полагалось. Обязанности по ведению денежных дел ложились на городского голову и гласных думы, причем один из них избирался казначеем.

Из «Генерального отчета о приходе, расходе и остатке сумм Ярославской городской думы» за 1869 год следует, что ежегодная «роспись доходов и расходов» составила уже 478642 руб.50коп. В эти годы в штате думы появляется должность бухгалтера, который, наряду с городским главой, гласными и секретарем, подписывает финансовые документы. Но самостоятельной финансовой структуры в думе в этот период не было создано.

Система местных учреждений, сложившаяся в 70-80 гг. XYIII в., просуществовала в г. Ярославле без особых изменений вплоть до буржуазных реформ 60-70 гг. XIX в., а казенная и контрольная палаты, казначейства до 1918 года.

В 1870 году в России была проведена реформа городского самоуправления, которая наделила большими правами органы местного самоуправления - городские думы и управы.

Новое «Городовое положение» было утверждено 16 июня 1870 года. В соответствии с ним создавались бессословные органы городского управления: городская дума и городская управа.

Городская дума являлась распорядительным органом. Она состояла из гласных, избиравшихся налогоплательщиками один раз в четыре года. Городская дума избирала из своего состава исполнительный орган – городскую управу в составе городского головы и членов управы. Городской глава возглавлял и думу и управу.

В соответствии с «Городовым положением», на думу и управу возлогались административные и хозяйственные задачи на территории города. Городская дума и управа во главе с городским головой занимались вопросами благоустройства, здравоохранения, народного просвещения, заботились о начальных и средних учебных заведениях, приютах и богадельнях, городских больницах, театре. В ведении думы были: местная промышленность, рынки, противопожарное и санитарное состояние города, борьба с эпидемиями, а так же водопровод и городское освещение, дорожное хозяйство, мостовые и тротуары, аренда, сбор налогов и учет недвижимости.

Городская управа имела постоянную канцелярию, возглавлявшуюся городским секретарем, которая разделялась на отделы (столы), соответствовавшие функциям городского управления.

Городской думе представлялось право:

- устанавливать, увеличивать или уменьшать городские сборы и налоги, слагать недоимки с налогоплательщиков;
- брать займы на развитие городского хозяйства и принимать пожертвования в пользу города;
- составлять и утверждать сметы городских расходов.

Ежегодно городская управа должна была составлять смету (роспись) предстоящим доходам и расходам. Эта смета рассматривалась и утверждалась думой, а затем представлялась губернатору.

Для составления бухгалтерской отчетности по доходам и расходам вводились специальные формы – счета.

Непосредственное ведение текущих дел городского хозяйства, составление проектов городских смет, взимание и расходование городских сборов возлагалось на городскую управу.

К началу XX века можно говорить о складывании специального финансового аппарата в городских органах общественного управления. В него входили отделы городской управы: арендный, оценочно-окладной, городских сборов и инвентарный.

После Октябрьской революции в качестве центрального органа управления финансами и кредитом по декрету второго Всероссийского съезда Советов 28 октября (9 ноября) 1917 года был учрежден Народный Комиссариат Финансов (Наркомфин). Декретом ВЦИК от 2 (15) декабря 1917 года был образован Высший Совет Народного Хозяйства, на который, в частности, возлагалась организация государственных финансов. На местах также создаются органы управления финансами в лице финансовых отделов исполкомов местных советов.

3 января 1918 года на заседании Ярославского исполкома был образован комиссариат финансов Ярославской губернии и города Ярославля. Первым комиссаром финансов был назначен Григорий Иванович Петровичев.

Окончательное оформление губернских органов власти произошло на 1 губернском съезде Советов, состоявшемся 20-23 февраля 1918 года. На съезде был избран исполнительный комитет Ярославского губернского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, являвшийся высшим распорядительным и исполнительным органом власти в губернии.

На заседании Ярославского губернского исполкома 23 февраля 1918 года были образованы отделы: земельный, военный, народного хозяйства, финансовый, продовольственный, народного образования и связи. Заведующим губернским финансовым отделом был назначен Г.И.Петровичев.

В губернском финансовом отделе были образованы подотделы: налогово-сметный, по взиманию косвенных налогов, банковский, контрольно-хозяйственный, инструкторско-организационный и общий.

Одновременно в Ярославле продолжали функционировать старые финансовые органы – казенная палата, контрольная палата, казначейство.

До августа 1918 года финансами г. Ярославля и уездом ведал финансовый отдел губернского исполкома.

Финансовый отдел Ярославского горуездного исполкома был создан в августе 1918 года.

На заседании исполкома 6 сентября 1918 года был избран первый заведующий Ярославским горуездным финансовым отделом. Им стал Г.И.Петровичев.

В январе 1919 года вместо выбывшего Г.И.Петровичева заведующим горуездным финансовым отделом был избран И.Смекалов.

Ярославский горуездный финансовый отдел начал функционировать в сложное время, когда отсутствовали финансовые аппараты в исполкоме Ярославского городского Совета и в крестьянской секции по уезду. Не было предпринято никаких мер к упорядочению взимания старых налогов, разработке новых, упорядочению отчетности. Основными источниками получения денежных средств были чрезвычайный революционный налог, косвенные налоги и различные штрафы.

Для руководства деятельностью отдела избиралась коллегия из трех и более лиц. На своих заседаниях коллегия финансового отдела утверждала сметы учреждений города и волостных советов, распределяла налоги между городом и уездом.

В июле 1919 года отдел направил справочные данные о себе в Ярославское почтово-телеграфное управление. В них значилась:

«Официальное название организации – Финансовый отдел г. Ярославля и Ярославского уезда.

Местонахождение – Дом народа, 3-й этаж.

Задачи – учет прихода и расхода местных и ассигнуемых из центра средств и проведение местных и государственных налогов и жизнь.

Заведующий отделом – Иван Спиридонович Шафран. Подотделы – сметно-кассовый и налоговый. Сметно-кассовый ведает учетом прихода и расхода местных и ассигнуемых из центра средств, налоговый ведает проведением в жизнь налогов местного и государственного характера.

Подведомственными являются все финансовые отделы волостных исполкомов Ярославского уезда».

В период с 1920 по 1940 гг. в финансовой системе города происходили несущественные внутренние изменения.

В годы Великой Отечественной войны требовалось напряжение всех ресурсов советского государства и народа. На городской Совет и финансовый отдел возложена большая задача – обеспечить выполнение плана мобилизации средств, т.к. она в условиях войны приобретает исключительное значение для обеспечения своевременного финансирования нужд фронта и социально-культурных учреждений города .

В этот период свою деятельность финансовый отдел осуществлял через следующие структурные подразделения:

1. Сектор бюджета;
2. Сектор штатов;
3. Сектор государственных доходов:
4. Сектор финансирования народного хозяйства:
5. Сектор налогов и сборов:
6. Сектор государственных пособий.

Структура городского финансового отдела претерпела некоторые изменения.

В 1940-1950 гг. отдел по-прежнему осуществлял свою деятельность через сектора: бюджета, штатов, государственных доходов, финансирования народного хозяйства, налогов и сборов, государственных пособий.

В 1957 г. был упразднен сектор государственных пособий, в 1959г. – сектор налогов и сборов. Его функции перешли к сектору государственных доходов. С 1960 г. сектора были реорганизованы в соответствующие отделы.

В 60-80 гг. в экономики города наметился и осуществлялся поворот к социальным вопросам.

На основании новой конституции СССР, принятой в 1977 г., Ярославский городской Совет депутатов трудящихся стал именоваться Ярославский городской Совет народных депутатов. Соответственно изменилась подчиненность и городского финансового отдела.

Структура его на 1977 год была следующей:

1. бюджетный отдел;
2. бухгалтерия по бюджету;
3. отдел финансирования местного хозяйства;
4. штатный отдел;
5. отдел доходов;
6. аппарат старшего контролера-ревизора.

В 1980-90гг. несколько поменялась структура финансового отдела, например, на 1982 г. она была следующая:

1. заведующий горфо;
2. бюджетный отдел;
3. бухгалтерия по бюджету;
4. отдел государственных доходов;
5. отдел финансирования народного хозяйства;
6. отдел штатов;
7. контрольно-ревизионное управление.

В целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышения ответственности предприятий, организаций и населения за выполнением налоговых обязательств, Постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1990 г. «О государственной налоговой службе» в системе Министерства финансов СССР была создана государственная налоговая служба. В 1990 г. в Ярославской области начинает действовать Государственная налоговая инспекция и ее организации на местах. К ним перешли функции финансовых органов, касающиеся вопросов налогообложения.

К 1991 г. в состав городского финансового отдела входили подразделения:

1. бюджетный отдел;
2. главная бухгалтерия;
3. отдел расчетов и планов по налогам и доходным источникам;
4. отдел финансирования местного хозяйства;
5. отдел штатов;
6. обслуживающий персонал;
7. контрольно-ревизионное управление.

В соответствии с Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» и Постановлением Верховного Совета РСФСР о порядке ведения его в действие полномочия советских органов – исполнительных комитетов Советов всех уровней были ликвидированы.

Малый Совет Ярославского городского Совета народных депутатов 27.12.91 г. принял решение № 180 «О основах организации управления городом», в котором говорилось:

«Во исполнение Закона РСФСР «О местном самоуправлении» и Указа Президента РСФСР «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов» от 05.11.91 г. № 166 Малый Совет Ярославского городского Совета народных депутатов решил:

Поручить мэру города:

1. Образовать в срок до 01.01.92 г. финансовое управление города с возложением на него обязанностей по решению финансовых вопросов городской и районных в городе администраций, с содержанием его на местном бюджете согласно ст.31 и 32 Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР».
2. Организовать во исполнении п.7 Указа Президента РСФСР от 05.11.91 г. № 166 формирование и исполнение единого городского бюджета на 1992 год.

Согласно постановлению мэра города Ярославля от 01.02.94 г. № 145 в соответствии с законодательством РФ и утвержденной схемой управления городом Управление финансов и цен мэрии преобразовано в департамент финансов и цен мэрии.

Для осуществления единой финансовой и бюджетной политики в городе Ярославле, казначейского исполнения единого городского бюджета и управления средствами бюджета города Ярославля, обеспечения реализации полномочий органов городского самоуправления в части формирования, исполнения городского бюджета и контроля за его исполнением, а также в области регулирования тарифов, в составе Департамента образованы:

- управление по бюджету;
- управление по доходам;
- управление городского казначейства;
- управление по расходам учреждений образования;
- управление по расходам учреждений социально-культурной сферы;
- управление по расходам предприятий, выполняющих городской заказ;
- управление информационных технологий;
- отдел кадровой и организационной работы;
- общий отдел.

Департамент финансов мэрии г. Ярославля по состоянию на 01.10.06 г:

1. Фактически работают 176 человек;

из них 26 мужчин (15%) и 150 (85%) женщин;
муниципальных служащих – 169 человек;

2. Возрастная структура муниципальных служащих департамента финансов в настоящее время следующая:

до 30 лет – 46 человек (27%);
30-39 лет – 33 человека (20%);
40-49 лет – 65 человек (38%);
50-59 лет – 25 человек.(15%).

3. Стаж работы муниципальных служащих в финорганах:

До 1 года- 21 человек;
От 1 до 5 лет - 27 человек;
От 5 до 10 лет – 27 человек;
От 10 до 15 лет – 42 человека;
От 15 до 25 лет – 34 человека;
Свыше 25 лет – 14 человек.

4. Образовательный уровень сотрудников департамента:

- 2 человека имеют ученую степень;
- высшее экономическое и управленческое образование – 167 муниципальных служащих;
- 2 человека получат высшее образование в 2006 году;

Сотрудники департамента постоянно повышают свой профессиональный уровень:

- в Академии бюджета и казначейства при правительстве Российской Федерации прошли повышение квалификации 31 человек;
- в Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ в 2004 году прошел обучение 1 человек.

5. Краткая характеристика и трудовые заслуги коллектива за период 2000-2006 г.г.:

- коллектив департамента награжден благодарностью Министра Финансов Российской Федерации Л. Кудрина;
- 3 человека награждены Почетным знаком «Отличник финансовой службы»;
- 6 человек награждены Почетными Грамотами Губернатора Ярославской области;
почетной грамотой мэрии г. Ярославля награждены 66 человек.

6. В конкурсе «Лучший бухгалтер России» участвовало 14 специалистов департамента, из них:

- лауреатами конкурса стали 7 человек;
- победителями конкурса «Лучший бухгалтер Ярославской области» - 2 человека;
- победителем конкурса «Лучший бухгалтер России» - 1 человек.

7. Лауреатоми Всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий» признаны 2 человека.

В течение 15 лет в спортивном фестивале среди структурных подразделений мэрии департамент финансов всегда занимает призовые места.

Департамент финансов с самого начала своего становления активно проводит преобразования, направленные на укрепление бюджетной сферы города, пополнение городского бюджета и эффективное расходование бюджетных средств.

В 1999 году город Ярославль один из первых муниципальных образований в Российской Федерации начал поэтапный переход на казначейское исполнение бюджета города, и в настоящее время на казначейское исполнение бюджета переведены все бюджетные учреждения Ярославля. Переход на казначейское исполнение значительно повысил управляемость бюджетными средствами, эффективность и экономность их использования, позволяет контролировать их целевой характер и не допускать наличие «неработающих» остатков средств на счетах муниципальных бюджетных организаций.

При переводе на казначейское исполнение учреждений создано единое информационное пространство по исполнению смет бюджета города. Обеспечена автоматизация финансовой деятельности получателей бюджетных и их электронный обмен данными с департаментом финансов. Для обеспечения автоматизированной передачи платежных документов в департамент финансов во всех учреждениях установлено рабочее место (УРМ) и модемы, что позволило повысить оперативность прохождения документов, обеспечило работу департамента и всех бюджетополучателей с единой базой данных.

Большие объемы работ по переводу учреждений на казначейское исполнение смет расходов потребовало и коренной модернизации программного и аппаратного обеспечения департамента финансов, в частности повышения его производительности. С этой целью с 2005 года осуществлен перевод АС Бюджет на систему управления базами данных Oracle.

Так же реализован многофункциональный электронный документооборот между департаментом финансов и банком.

Кроме того, в рамках муниципального контроля по внедрению пластиковых карт в муниципальную экономику города Ярославля продолжена работа по переходу на выплату заработной платы и выплат социального характера посредством пластиковых карт, что позволяет решить проблему получения и обеспечения сохранности денежных сумм, обеспечить контроль за своевременностью выплаты заработной платы. На сегодняшний день уже переведено на зарплатный проект посредством пластиковых карт «Золотая корона» Ярсоцбанка 90% муниципальных бюджетных учреждений.

В своей деятельности департамент финансов неуклонно придерживается политики жесткого контроля за состоянием и размером муниципального долга, в 2004г. он составил всего лишь 2,7% от фактически полученных собственных доходов бюджета города.

Специалисты департамента принимают активное участие в разработке предложений по совершенствованию межбюджетного и налогового законодательства в Госдуму Ярославской области, Сообщество финансистов РФ, Союз российских городов и конгресс муниципальных образований.

В связи с реформированием бюджетного процесса большая работа проводится по привидению нормативных документов в соответствие с новыми законодательными актами РФ и Ярославской области. Это внесение изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Ярославле и в Устав города, разработан реестр расходных обязательств города Ярославля и определен порядок его введения с 2006 года.

Изучается опыт федерального уровня по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат.

Впереди еще предстоит огромная работа по приведению нормативных документов в соответствие с новым законодательством.


Департамент финансов мэрии г. Ярославля
01.10.2006 г.