Поиск
 
 
 

О проблемах, возникающих при формировании местных бюджетов в 2007 году, и предложениях по их решению

Домбровский А.Н., первый заместитель главы МО город Краснодар, директор департамента финансов

Уважаемые коллеги!


Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований в 2007 году будет происходить в условиях завершения реформирования межбюджетных отношений.
Предыдущие годы реформирования межбюджетных отношений показали, что значительная часть мер на муниципальном уровне уже реализована.
Тем не менее, в 2007 году, ожидаются изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, в результате которых возникнет ряд проблем, приводящих к потерям доходной части местных бюджетов.

1. Статьей 12 проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» предусмотрено, что в 2007 году средства от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (за исключением земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства), подлежат распределению по следующим нормативам:
- в бюджеты субъектов РФ-30%;
- в бюджеты городских округов – 70%.
В 2006 году указанные средства зачисляются в бюджеты городских округов полностью. В результате данного изменения ожидаются потери в доходах бюджетов. Потери местного бюджета составят 80 млн. рублей.

2. На поступление налога на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты регионов окажут негативное влияние следующие изменения в налоговом законодательстве:
2.1. Увеличиваются предельные размеры социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение.
2.2. При определении социального налогового вычета на лечение будут учитываться взносы по договорам добровольного личного страхования.
2.3. При определении имущественного налогового вычета от продажи или приобретения квартир, домов и другого недвижимого имущества в данный перечень включаются отдельные комнаты.
2.4. Стандартный налоговый вычет в размере 500 рублей ежемесячно будет предоставлен гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Так, консолидированный бюджет Краснодарского края не досчитается 15 млн. рублей налога на доходы физических лиц.

3. На поступление налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты регионов отрицательно повлияют следующие изменения в налоговом законодательстве:
3.1. Перенос убытков хозяйствующих субъектов на будущий период (с 50% в 2006 году до 100 % в 2007 году).
3.2. Расходы на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, в том числе не давшие положительного результата, будут включаться в состав прочих расходов равномерно в течение одного года, а не двух лет (для расходов на научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы, не давшие положительного результата – трех лет), как предполагает законодательство в 2006 году.
Таким образом, в консолидированный бюджет края недопоступит налога на прибыль в сумме 13 млн. рублей.

4. В 2007 году прогнозируется уменьшение поступлений в бюджет муниципального образования город Краснодар арендной платы за землю в связи с продажей земельных участков и разграничением права собственности на землю. Дальнейшая приватизация нежилых помещений, переход в собственность граждан – собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах подвальных помещений на основании Жилищного кодекса, передача из муниципальной собственности в федеральную и краевую собственность помещений, занимаемых федеральными и краевыми учреждениями.
В результате бюджет муниципального образования город Краснодар в 2007 году получит выпадающие доходы от муниципальной собственности в сумме 180 млн. рублей.

5. Следует обратить особое внимание на долю поступлений от налога на имущество физических лиц, которая на протяжении ряда лет остается незначитель-ной. Нормативно-правовыми актами не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформлять право собственности на завершенное индивидуальное жилищное строительство. Это приводит к значительному снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц.
Возникает необходимость внести изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающие обязательный порядок регистрации права собственности физических лиц на принадлежащее им имущество.
Необходимо установить механизм привлечения физических лиц к ответственности за уклонение от регистрации имущественных прав на объекты недвижимости, путем внесения изменений в налоговое и административное законодательство.
В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц предлагаем разработать законодательные акты по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного имущества, включая земельные участки, утвердить Правительством РФ методику определения инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, приближенную к реальным рыночным ценам, а также дополнить закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» в части признания налогоплательщиками физических лиц, осуществляющих индивидуальное жилищное строительство сверх периода, установленного разрешением на строительство. (По провизорной оценке недопоступление составляет 200 млн.рублей)
Таким образом, только в 2007 году потери доходов бюджета города Краснодара составят 470 млн. рублей или 8% от общего объема планируемых собственных доходов. (К примеру, расходы на заработную плату в 2007 году увеличатся по сравнению с 2006 годом на 450 млн. руб.).

6. В целях возмещения выпадающих доходов в результате изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, большей сбалансированности бюджетов городских округов, повышения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения необходимо закрепить за бюджетами городских округов:
- 50 процентов от налога на имущество организаций; 700 млн. руб.
Мы предлагаем увеличить нормативы отчислений от регулируемых налогов, зачисляемых в бюджеты городских округов:
- с 5 до 50 процентов от налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ; 250 млн. руб.
- с 30 до 40 процентов от налога на доходы физических лиц. 400 млн.руб.
ИТОГО 2650 млн. руб.

7. Дополнительные средства позволят обеспечить финансирование расходных обязательств муниципалитета по социально-культурной сфере и городскому хозяйству. В частности, сохранение отрасли жилищно-коммунального хозяйства в работоспособном состоянии: подготовка объектов жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду, реконструкция тепловых сетей, ликвидация мест подтопления магистралей с движением пассажирского транспорта, благоустройство города, ремонт дорог, повысить организацию транспортного обслуживания населения в границах городского округа путем приобретения нового подвижного состава и направить средства на капитальные вложения.

А теперь хотелось бы немного остановиться на проблемных вопросах расходов бюджета:

1. При исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов возникают проблемы юридического характера по использованию целевых федеральных и региональных средств.
В целях обеспечения оперативного использования федеральных и краевых целевых средств возникает необходимость многократного внесения изменений в решение представительного органа местного самоуправления муниципального образования о местном бюджете. От выделения средств в вышестоящем бюджете до реального финансирования проходит от 2 до 5 месяцев.
Для оперативного использования целевых средств, поступающих из других бюджетов, считаем необходимым предусмотреть в федеральном законе о федеральном бюджете (и на текущий год, и на следующий) статью, дающую право исполнительным органам субъекта (муниципального образования) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете вносить изменения в ведомственную структуру расходов в случае поступления из вышестоящего бюджета безвозмездных и безвозвратных перечислений на осуществление определенных целевых расходов с последующим уточнением бюджета.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса считаем целесообразным уточнить данную норму, распространив ее на все безвозмездные и безвозвратные перечисления из других бюджетов бюджетной системы, носящие целевой характер.

2. После принятия федерального закона № 131 - ФЗ вносились поправки, дополняющие перечень вопросов местного значения.
С 2007 года муниципальные образования должны приступить к реализации и этих новых полномочий, финансирование которых, как правило, предусмотрено не было. Так, например, в 2007 году для реализации полномочия по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселений и муниципальных районов только на 2007 год потребность составила 47 млн. рублей.
Кроме того, в рамках полномочий городского округа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с учетом изменений, внесенных 22.08.2004) предусмотрено создание муниципальной пожарной охраны. По предварительным расчетам только на приобретение основной пожарно-спасательной техники, снаряжения и обмундирования, необходимых для деятельности пожарной службы требуется более 330 млн.рублей.
Странной выглядит ситуация по наделению Федеральными законами органов местного самоуправления полномочиями, которые они вправе осуществлять за счет собственных средств, при том, что точно такими же полномочиями Федеральный закон наделяет и субъекты Российской Федерации. При этом субъектам Федерации средства на реализацию этого полномочия в федеральном бюджете предусмотрены (в частности, закон «О занятости»).
Указанная правовая конструкция заранее предполагает возможность недофинансирования этих полномочий.
В результате выделение средств из бюджетов муниципалитетов на эти цели будет происходить в ущерб финансированию остальных полномочий по решению вопросов местного значения. В связи с этим было бы целесообразно в проекте закона о Федеральном бюджете на 2007 год предусмотреть прямую финансовую поддержку муниципальных образований за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на эти цели.

3. Было бы целесообразно на федеральном уровне в законе о федеральном бюджете ежегодно определять долю средств, которые должны поступить на муниципальный уровень из трансфертов, федеральных фондов и по всем национальным проектам. Такой подход будет способствовать формированию надежной доходной базы местного самоуправления и более эффективному решению муниципалитетами задач по улучшению жизни населения городских и сельских поселений.
Приведу пример. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 851 установлены денежные выплаты медицинским работникам первичного медико-санитарного звена в размере 10 тыс. рублей в месяц для врачей и 5 тыс. рублей для медицинских сестер, которые учитываются при исчислении средней заработной платы работника. Однако, Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год» предусмотрено финансовое обеспечение лишь абсолютных выплат. На дополнительные расходы учреждений, в связи с увеличением расходов на выплату отпускных выше указанной категории работников и других выплат, которые исчисляются из среднего заработка работника, средства не предусмотрены.
У муниципального образования город Краснодар на осуществление указанных расходов отсутствуют полномочия, да и возможности бюджета крайне ограничены. Только на выплаты отпускных медицинским работникам первичного медико-санитарного звена в муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь по Территориальной программе обязательного медицинского страхования необходимо 12 млн. рублей.

4. В процессе исполнения местного бюджета возникает проблема его сбалансированности.
Остатки бюджетных средств на начало года, направляемые на расходы, учитываются в разделе «Источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов», которые искусственно увеличивают дефицит бюджета. Так, по состоянию на 1 января 2006 года остатки бюджетных средств составили более 84 млн.рублей. В результате на эту сумму город не может привлечь банковские кредиты и предоставить гарантии на обеспечение финансирования городского хозяйства. Считаем целесообразным внести изменения в бюджетную классификацию, исключив их из источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, и предусмотреть в доходах бюджета.