Поиск
 
 
 

Протокол

заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России



18 февраля 2010 года
 г.Москва

Присутствовали: 42 человека (список участников прилагается).

ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Приветствие участников
- А.Н.Домбровского, первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов, председателя секции «Финансисты муниципальных образований»
- А.С.Пузанова, генерального директора Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)

2. Об итогах работы секции за 2009 год и о плане работы на 2010 год
Докладчик: А.Н.Домбровский, первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор департамента финансов, председатель секции «Финансисты муниципальных образований».
Он подвел основные итоги работы секции за истекший 2009 год, ставший чрезвычайно сложным для всех муниципальных образований, столкнувшихся с проявлениями финансово-экономического кризиса. Муниципальным образованиям (за исключением моногородов, где ситуация объективно непростая) удалось достойно пройти в 2009 году рифы кризиса – и с точки зрения наполняемости доходной части бюджета, и с точки зрения выполнения социальных обязательств.
Было подчеркнуто, что деятельность секции сводилась к достижению главной цели - консолидации предложений муниципальных финансовых органов и выработке стратегии управления бюджетным процессом в условиях кризиса. В целом, деятельности секции в 2009 году дана позитивная оценка.
В выступлении были обозначены также основные задачи деятельности секции на 2010 год и представлен на обсуждение план работы, единогласно принятый за основу участниками заседания. Был озвучен также примерный график проведения выездных рабочих заседаний секции в 2010 году:

Место проведения заседанияСрок проведения
г. Рязаньмай
г. Хабаровсксентябрь
г. Анапаоктябрь
г. Москвадекабрь

того, было предложено возобновить работу по организации деловых поездок членов секции в целях обмена опытом и изучения особенностей функционирования зарубежных муниципальных финансовых систем, прогрессивных методов организации бюджетного процесса в муниципальных финансовых органах Европы. В частности, достигнута договоренность с муниципальными образованиями Франции об официальном визите членов секции в гг.Ангулем, Коньяк, Париж, планируемом на июнь т.г., содействие в организации деловой поездки окажет Издательский Дом «Бюджет».
Решили:
1. Дополнить в «Отчете о работе секции за 2009 год» перечень мероприятий, в которых принимали участие члены секции «Финансисты муниципальных образований».
2. Активизировать работу сайта секции www.sfr.krd.ru по наполнению разделов «Позитивный опыт муниципальных образований» и «История муниципальных финансов».
3. Принять за основу план работы секции на 2010 год, в случае необходимости внести в него корректировки.
4. Утвердить примерный график проведения выездных заседаний секции в 2010 году в муниципальных образованиях России, а также официального визита делегации секции во Францию, приурочить его к мероприятиям Года России во Франции и Года Франции в России.

3. Практика реализации в муниципальных образованиях положений п.2 ст.136 Бюджетного Кодекса РФ
Докладчик: М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани
В выступлении поднят острый для многих муниципальных образований вопрос - может ли высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, руководствуясь нормами пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, непосредственно ограничивать размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, устанавливая предельные размеры должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат по соответствующим должностям, порядок формирования фонда оплаты труда.
Был проведен сравнительный анализ практики применения вышеназванных законодательных норм в различных субъектах РФ и анализ федерального законодательства. По мнению докладчика, в большинстве субъектов РФ, в которых установлены нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, некорректно понимается полномочие, которым наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в силу норм, содержащихся в пункте 2 статьи 136 БК РФ. Полагаем, что данное положение БК РФ не позволяет высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ путем установления обозначенных нормативов напрямую ограничивать размер оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих путем установления максимальных размеров должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат по соответствующим должностям, порядка формирования фонда оплаты труда.
В дискуссии по данному вопросу выступили А.А.Максимов, начальник управления финансов администрации Навашинского района Нижегородской области, Е.А.Волкомурова, заместитель главы администрации города Сыктывкар, начальник департамента финансов, привели опыт их муниципальных образований.
Решили:
Ознакомить членов секции с материалами, озвученными М.А.Наумовой, разместить их на сайте секции. Учитывать в практической деятельности финансовых органов муниципальных образований отраженный в докладе опыт применения законодательных норм пункта 2 статьи 136 Бюджетного кодекса РФ.

4. Организационно-правовые аспекты перевода муниципальных учреждений в автономные
Докладчик: В.А.Яговкина, старший эксперт АНО «Институт реформирования общественных финансов» (г. Москва)
Данный вопрос в свете предстоящей реформы бюджетного сектора является чрезвычайно важным. Концепция реформы отражена в проекте находящегося на рассмотрении Госдумы Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».
В ходе выступления докладчик базировалась на положениях Федерального закона от 03.11.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Ею был проведен всесторонний сравнительный анализ бюджетных и автономных учреждений, обозначены их финансовые отличия.
Отдельным аспектом выступления был выделен порядок создания автономного учреждения, приведены основные препятствия и риски перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение.
Докладчиком разработаны также схема и примерный график проведения работ региональных (муниципальных) органов власти по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Особое внимание в докладе было уделено установлению задания учредителя, требованиям, предъявляемым к государственному заданию при формировании, осуществлению финансового обеспечения выполнения задания.
Немаловажным для деятельности бюджетных и автономных учреждений является вопрос налогового бремени. Докладчик остановилась на особенностях налогообложения бюджетных учреждений, правилах налогообложения и предоставлению налоговой отчетности для автономных учреждений.
С краткими комментариями, касающимися проекта Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций» выступили М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани, М.В.Маслова, консультант сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города».
Решили:
Довести до сведения всех членов секции представленные материалы докладчика, основные выводы доклада учитывать в практической деятельности муниципальных образований. Обратить особое внимание на проект Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций».

5. Расчет нормативных затрат на оказание услуг бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственных (муниципальных) заданий
Докладчик: Д.В.Жигалов, руководитель проектов сектора "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Фонда "Институт экономики города" (г. Москва)
Во вступительной части выступления Д.В.Жигалов так же, как и предыдущий докладчик, вкратце упомянул о проекте Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», предусматривающем три вида государственных (муниципальных) учреждений: автономные, бюджетные и казенные.
Далее он в тезисной форме остановился на следующих основных моментах.
Порядок расчета объемов финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий учредителя для бюджетных и автономных учреждений должен быть одинаков.
Приведен опыт города Перми по формированию и выделению двух уровней услуг: муниципальной услуги и муниципальной бюджетной услуги.
Расчет финансового обеспечения государственных (муниципальных) заданий должен осуществляться смешанным, нормативно-затратным способом. Нормативно-затратное финансирование государственных (муниципальных) заданий является инструментом БОР, и установление нормативов по услугам позволяет измерять качество услуг. Дано обоснование формулы управления качеством услуг.
Отдельным тезисом изложено, что подразумевается под «статусными расходами учреждения».
Об актуальности затронутых в докладе вопросов свидетельствовала продолжительная дискуссия, в которой приняли участие Е.В.Линючева, начальник бюджетного отдела департамента финансов г.Красноярска, Е.Г.Яковлева, начальник бюджетного управления департамента финансов г.Липецка, Е.А.Волкомурова, заместитель главы администрации, начальник департамента финансов г.Сыктывкар, А.Н.Данилов, заместитель начальника управления экономического развития комитета экономики, финансов и контроля г.Калининграда.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции информацию, озвученную в докладе-презентации Д.В.Жигалова, разместить ее на сайте секции.

6. Отзыв на проект Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций»
Докладчик: В.Э.Григоров, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
Вниманию участников заседания был представлен отзыв на вышеуказанный законопроект, отражающий официальную позицию Фонда «ИЭГ».
В отзыве отмечено, что законопроект затрагивает чрезвычайно актуальную сферу, совершенствование нормативного правового регулирования которой на уровне Российской Федерации в целом представляется необходимым и своевременным. Но при этом он содержит положения, вызывающие неоднозначное толкование, а также явные противоречия и несогласованность с действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Приведены замечания к конкретным статьям законопроекта.
Фондом даны рекомендации о направлении законопроекта на системную переработку или изложение в новой редакции, ограничивающей область действия законопроекта регулированием процесса предоставления услуг, оказываемых на заявительной основе.
Решили:
Изучить отзыв Фонда «ИЭГ» на проект Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», при ознакомлении с текстом законопроекта принять во внимание указанные в отзыве преимущества и недочеты.

7. Об особенностях формирования задания учредителя для муниципального автономного учреждения
Докладчик: Е.Н.Короленок, начальник отдела по реформированию муниципальных финансов бюджетного управления департамента финансов администрации г.Липецка
Е.Н.Короленок адресовала коллегам, выступавшим с докладами об особенностях деятельности автономных учреждений, практические вопросы, с которыми столкнулось муниципальное образование города Липецка в процессе перевода муниципальных бюджетных учреждений в автономные. На них были предоставлены исчерпывающие ответы докладчиками и участниками заседания.

8. Решения по автоматизации управления муниципальными финансами
Докладчик: И.В.Крупин, заместитель генерального директора НПО «Сапфир» (г.Екатеринбург)
В выступлении был сделан акцент на решение с технической точки зрения актуальных вопросов, обсужденных в ходе заседания секции. Решения по автоматизации, предлагаемые компанией, касаются многих процессов по управлению муниципальными финансами (планирование и анализ бюджета, ведение реестра муниципальных услуг, формирование и расчет финансового обеспечения муниципальных заданий, мониторинг исполнения муниципальных заданий и др.)
Решили:
Ознакомить членов секции с информацией о преимуществах автоматизированной системы НПО «Сапфир», учитывать целесообразность ее применения в практической деятельности финансовых органов.

9. Подведение итогов
Председатель секции СФР А.Н.Домбровский подвел итоги прошедшего заседания секции, поблагодарил всех участников за конструктивный диалог и активную работу в истекшем году. Он подчеркнул также, что у финансистов остается еще множество нерешенных проблем, над которыми предстоит совместно работать.
Председатель секции поручил оргкомитету разместить материалы заседания секции на официальном сайте, довести их до сведения всех членов секции.