Особенности учета операций по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в свете статьи 42 Бюджетного кодекса РФ
В.Г. Тереник, начальник отдела учета и отчетности администрации муниципального образования город Краснодар
Вопрос об учете операций по средствам, полученным бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в связи с определенными противоречиями, заложенными в действующих нормах Бюджетного кодекса, и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Федеральный законодатель установил четкий порядок только для федерального уровня, поэтому и регионы, и муниципалитеты были вынуждены искать свои пути решения данной проблемы.
В муниципальном образовании город Краснодар хронология событий, определивших выбор действующего на сегодня механизма учета доходов учреждений от предпринимательской деятельности, выглядит следующим образом.
C 1999 года постановлением Главы городского самоуправления Краснодара были утверждены правила оформления и выдачи разрешений для бюджетных учреждений, получающих финансирование из бюджета города, на открытие счетов в ГРКЦ Банка России в городе Краснодаре, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на балансовых счетах 40703.
В целях консолидации учета и отчетности в единой базе данных системы «АС Бюджет», по которой казначейское исполнение средств бюджета города Краснодара осуществляется еще с 2003 года, в 3 квартале 2005 года приказом департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар была утверждена Инструкция «О порядке открытия и ведения департаментом финансов лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств городского бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов». В соответствии с этим приказом, все муниципальные бюджетные учреждения закрыли в ГРКЦ Банка России в городе Краснодаре текущие счета по внебюджетной деятельности и открыли лицевые счета на балансовом счете 40703 департамента финансов, который был открыт в ГРКЦ. На этом счете все доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, распределяются по лицевым счетам бюджетных учреждений и расходуются ими по смете и в пределах остатка средств, с соблюдением процедуры предварительного и текущего контроля. С 2006 года департамент финансов обслуживает 440 лицевых счетов муниципальных учреждений по внебюджетной деятельности.
Но проверка, проводимая прокуратурой Краснодарского края по исполнению бюджетного законодательства в муниципальном образовании город Краснодар в январе 2007 года, отметила несоответствие ч.2 ст.42 Бюджетного кодекса РФ с решением городской Думы Краснодара «О местном бюджете (бюджете муниципального образования город Краснодар) на 2006 год» в части доходов муниципальных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Эти доходы не были отражены в составе доходов местного бюджета. Наши объяснения, что данные доходы государственных учреждений, аналогично не включены в Закон Краснодарского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и в ФЗ «О федеральном бюджете», к сожалению, приняты не были.
Инструкция «О порядке кассового обслуживания территориальными органами федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», утвержденная приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 года № 19н, также не позволяет доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности отражать их в доходах соответствующего бюджета, так как учет операций со средствами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется на счетах, открытых органу Федерального казначейства в банке отдельно для субъектов РФ и каждого муниципального образования на балансовых счетах соответственно № 40603 и № 40703. Таким образом, эти доходы не попадают на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства» по уровням бюджетов.
В пояснительной записке Министерства финансов РФ к проекту федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ» отражено, что:
«Зачисление доходов от оказания органами власти и бюджетными учреждениями платных услуг в соответствующие бюджеты, позволяет реализовать одобренные Правительством Российской Федерации принципы реструктуризации бюджетного сектора, повышает прозрачность бюджета и позволяет перейти к созданию организаций новых организационно-правовых форм. При этом введение в действие соответствующих положений законопроекта предлагается осуществить отдельным федеральным законом. До принятия такого федерального закона для федеральных бюджетных учреждений сохраняется действующий в настоящее время порядок регулирования доходов бюджетных учреждений от оказания платных услуг и иных средств, от субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений, вышеперечисленные положения должны быть урегулированы соответствующими законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами»
Но тем не менее, во исполнение указаний прокуратуры Краснодарского края, мы были вынуждены искать новые решения старой проблемы. Изучив опыт некоторых субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, в частности, Саратовской области и города Ростова-на-Дону, приказом департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар от 6 августа 2007 года утверждена новая Инструкция «О порядке ведения учета администраторами доходов и получателями средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности на лицевых счетах, открытых в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар». Одновременно, мы передали техническое задание ООО «Информационные системы «Криста» по новому порядку зачисления доходов по внебюджетной деятельности муниципальных учреждений для внесения изменений в программный продукт «АС Бюджет».
Наша новая инструкция разработана в соответствии со ст.42 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей порядок отражения в доходах местного бюджета доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Поскольку, муниципальные бюджетные учреждения муниципального образования город Краснодар не имеют текущих счетов в ГРКЦ ГУ Банка России по Краснодарскому краю и других кредитных организациях, а лицевые счета по внебюджетной деятельности у них открыты в департаменте финансов на балансовом счете в ГРКЦ № 40703, то мы посчитали, что целесообразнее оставить на этих лицевых счетах зачисление доходов за выполненные работы и услуги, предоставляемые получателями бюджетных средств в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. На этих лицевых счетах, будут осуществляются следующие операции:
а) зачисление доходов в соответствии с классификацией доходов бюджетов РФ группы 3 «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности»;
б) возврат невыясненных поступлений;
в) возврат плательщикам излишне (ошибочно) уплаченных сумм;
г) уплата налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах в бюджетную систему РФ;
д) перечисление средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в доход местного бюджета (бюджет муниципального образования город Краснодар) на счет 40101 Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю. Платежные поручения на перечисления должны оформляться в соответствии с правилами, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 24 ноября 2004 года № 106н. В полях «ИНН получателя», КПП «получателя» указывается соответственно ИНН и КПП Администратора дохода. В поле «104» указывается 20- значный код бюджетной классификации доходов с учетом детализации (по коду вида доходов 000 113 03040 04 0000 130), утвержденный решением городской Думы Краснодара на очередной финансовый год. В поле «назначение платежа» обязательно указывать бюджетный лицевой счет получателя бюджетных средств.
Оплата расходов получателя бюджетных средств с данного лицевого счета не допускается. Бухгалтерские проводки на операции по данным лицевым счетам относятся по виду деятельности 2 «внебюджетные средства».
Для зачисления доходов, поступивших от Управления Федерального казначейства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, администраторам доходов открывается отдельный распорядительный лицевой счет по виду деятельности 1 «бюджетные средства». Администратор доходов заключает с УФК по Краснодарскому краю Соглашение по информационному взаимодействию и договор об обмене электронными документами (СЭДФК). Поступившие на единый счет местного бюджета (на лицевой счет департамента финансов 02905565754) средства по коду вида доходов 000 113 03040 04 0000 130, отдел учета и отчетности департамента отражает их на распорядительных лицевых счетах администраторов доходов. Администратор получает от УФК по Краснодарскому краю по СЭД выписку из сводного реестра поступлений по администратору и платежные поручения плательщиков. Затем, на удаленном рабочем месте (ПП УРМ) производит зачисление доходов на отдельные для этих операций, открытые лицевые счета получателей бюджетных средств, по виду деятельности 1 «бюджетные средства». На этих лицевых счетах операции по поступлению доходов (по КБК дохода) и расходы (по типу средств) будут взаимоувязаны. Контроль расходов будет проводится в соответствии с утвержденными ассигнованиями в пределах остатка средств данного дохода.
В случаях уточнения (выяснения) вида и принадлежности поступлений (в том числе и отнесенных УФК к невыясненным поступлениям) администратор дохода оформляет и представляет в УФК по Краснодарскому краю уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа в порядке, установленном приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 года № 116н.
Порядок оформления заявок на кассовые выплаты за счет средств по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности будет осуществляется в соответствии с Положением «О порядке ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при казначейской системе исполнения бюджета», утвержденным постановлением главы администрации города Краснодара от 25 декабря 2001 года, получение наличности - со счета, открытому департаменту финансов № 40116.
На сегодняшний день разработчики ООО «Информационные системы «Криста» подготовили отчет об обследовании объекта автоматизации для внедрения «Подсистемы учета средств от предпринимательской деятельности получателей средств бюджета» в департаменте финансов администрации муниципального образования город Краснодар и после согласования с руководителями проекта, нам будет предоставлено техническое задание на утверждение. На октябрьской сессии заседания городской Думы Краснодара будут утверждены администраторы доходов по КБК 000 113 03040 04 0000 130 с детализацией кодов по видам деятельности, для последующего включения их в почтограмму распределения доходов по уровням бюджетов в Краснодарском крае на 2007 год. На текущий год нами определены два главных распорядителя бюджетных средств с подведомственными им учреждениями для участия в пилотном проекте по новому порядку учета средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Дата размещения 11.10.2007
|