Бюджет города Рязани: основные итоги и перспективы
М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани
Уважаемые участники заседания!
Бюджет города Рязани формируется доходными источниками, закрепленными за городскими округами ст.61 и 62 БК РФ. Кроме того, в соответствии с требованиями БК Законом Рязанской области для всех муниципальных районов и городских округов установлены единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в размере 10% доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога. Нормативы отчислений от иных федеральных и региональных налогов, формирующих бюджет субъекта РФ, муниципальным образованиям Рязанской области, в т.ч. и городу Рязани с 2006 года не устанавливались. При этом объем финансовой помощи из вышестоящих бюджетов, за исключением субвенций, передаваемых на исполнение государственных полномочий, в последние годы в доходной части бюджета составлял от 20 до 30 %. Город всегда проводил консервативную в хорошем смысле слова долговую политику, сохраняя объем муниципального долга на экономически безопасном уровне. Были годы, когда мы совсем не имели входящей задолженности бюджета перед коммерческими банками, либо эта задолженность составляла от 1 до 5 % к доходам бюджета. К сожалению, по причинам нам всем известным, ситуация сегодня изменилась в худшую сторону.
Кассовое обслуживание исполнения бюджета города Рязани осуществляет Управление Федерального казначейства по Рязанской области в условиях открытия в УФК лицевого счета бюджета финансовому органу.
Открытие лицевых счетов главным распорядителям и получателям средств бюджета города Рязани и осуществление полномочий по доведению до ГРБС бюджетных данных и санкционированию кассовых выплат с лицевых счетов получателей средств бюджета города осуществляет финансово-казначейское управление администрации города Рязани.
У нас открыто 14 лицевых счетов главным распорядителям средств бюджета города, 5 из которых имеют подведомственную сеть, 546 лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений – получателей средств бюджета города Рязани, 265 из которых – для учета средств от приносящей доход деятельности в соответствии с разрешением главного распорядителя средств; 3-м участникам бюджетного процесса открыты лицевые счета для учета средств, поступающих во временное распоряжение.
В ФКУ ведется работа по организации информационного обмена документами с участниками бюджетного процесса в электронном виде с использованием ЭЦП и защищенных каналов связи. На сегодня мы имеем 205 УРМ, с 86 клиентами заключены соглашения об электронном документообороте с применением ЭЦП. В наших планах – уже в текущем году перейти к полномасштабному электронному документообороту при исполнении муниципального бюджета.
Несколько слов об итогах исполнения бюджета города в 2009 году. Надо сказать о том, что 2009 год стал для всех финансистов хорошей школой антикризисного управления, поскольку он сформировал принципиально новые правила распределения ресурсов бюджетной системы. В условиях финансового кризиса приходилось не распределять дополнительные доходы, как это было ранее, а выбирать пути сокращения расходов. Бюджетная политика, проводимая администрацией города в 2009 году, была также направлена на адаптацию бюджетного процесса к новым экономическим условиям и поддержание сбалансированности бюджета города.
В связи с резким снижением доходов администрация вынуждена была пересмотреть параметры бюджета с учетом их реального исполнения. Ранее запланированные доходы были скорректированы в сторону уменьшения на 791,0 млн. рублей или на 18,6 %.
Общий объем доходов бюджета города Рязани в 2009 году составил 5529,2 млн.рублей. Налоговые и неналоговые доходы бюджета города по итогам 2009 года исполнены в объеме 3490,1 млн. рублей, что составляет 100,7% к уточненным годовым бюджетным назначениям. Относительно 2008 года доходы городского бюджета снизились на 180,2 млн. рублей (4,9 %), а по сравнению с первоначальным планом на 765,4 млн. рублей (18%). Объем межбюджетных трансфертов, полученных из вышестоящих бюджетов, составил 2039,1 млн. рублей при плане 2179,2 млн. рублей (93,6%).
Формирование бюджета нашего муниципального образования находится в прямой зависимости от поступлений налога на доходы физических лиц, обеспечивающего более 60 % собственных доходов. Закономерным результатом спада промышленного производства, снижения уровня заработной платы стала отрицательная динамика НДФЛ на протяжении всего 2009 года. Абсолютная сумма поступлений налога составила 2179,6 млн. рублей, что на 2,1% ниже уровня прошлого года и на 15% меньше первоначального плана по бюджету.
В меньшей степени пострадали от негативных последствий кризиса субъекты малого бизнеса. Единый налог на вмененный доход поступал с небольшим опережением прошлогодних значений. По итогам года объем зачислений ЕНВД составил 247,2 млн. рублей, что на 3,0 % больше уровня 2008 года.
Поступления местных налогов в прошлом году отличались стабильно высокими темпами роста. Так, по сравнению с 2008 годом поступления налога на имущество физических лиц выросли на 20,4 млн. рублей, обеспечив самый высокий показатель темпа роста из числа налоговых и неналоговых доходов (131,9 %). В результате продолжающегося процесса выкупа земельных участков увеличилось число плательщиков земельного налога и, как следствие, возросло его значение в формировании бюджета города. Удельный вес налога в общей сумме доходов за 2009 год достиг величины 6,6 %, превысив уровень 2008 года на 1,4 пункта при темпе роста в 121,6 %.
Самые значительные объемы потерь были отмечены по группе неналоговых доходов как в целом, так и по всем составляющим. Поступления по неналоговым доходам в сумме 688,4 млн. рублей сформировали 19,7% собственных доходов, при этом удельный вес этой группы доходов в структуре бюджета уменьшился на 4,5 пункта.
Бюджетная политика в области расходов в 2009 году была направлена на проведение инвентаризации действующих расходных обязательств с целью их оптимизации и подготовки предложений по сокращению расходов бюджета. В результате трех этапов оптимизации расходы бюджета были сокращены на 18,3% или на 855,2 млн. рублей.
В первую очередь, оптимизация расходов коснулась бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание органов муниципального управления и другие общегосударственные расходы, обеспечивающие их деятельность (14,6%). Практически до минимального уровня были доведены расходы на текущее содержание бюджетной сферы, отложено финансирование вновь принимаемых расходных обязательств, включая переход на новые системы оплаты труда бюджетников. Скорректированы в сторону уменьшения расходы инвестиционного характера, на финансирование объектов адресной инвестиционной программы расходы были сокращены на 37,4 %.
Бюджет города по расходам за 2009 год исполнен в сумме 6158,7 млн. рублей или на 97,1% от уточненного плана, в т.ч. за счет собственных доходных источников на 99,2%, за счет средств областного бюджета - на 94,1%.
В условиях финансового кризиса бюджет города не только сохранил, но и приобрел еще большую социальную направленность. Удельный вес расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику за 2009 год в общих расходах бюджета составил 61,6% при аналогичном показателе за 2008 год – 56,1 %.
Снижение доходов городского бюджета привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов банков для финансирования дефицита бюджета города. На начало 2010 года задолженность бюджета по полученным кредитам составила 490,0 млн. рублей и по сравнению с 2008 годом увеличились в 2,7 раза. Объем муниципального долга на 01.01.2010г. составлял 14,5% к доходам бюджета без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Формирование бюджета города Рязани на 2010 год осуществлялось с учетом сложившихся особенностей экономической ситуации.
Общий объем доходов бюджета города на 2010 год составляет 4715,0 млн. рублей, в т.ч. межбюджетные трансферты - 1195,3 млн.рублей. В текущем году предполагается снижение общего объема доходов на 14,7% к уровню 2009 года или на 814,1 млн.рублей за счет уменьшения безвозмездных поступлений из областного бюджета более чем на 40%. Собственные налоговые и неналоговые доходы бюджета города прогнозируются в объеме 3519,7млн.рублей или с ростом на 0,8% к уровню 2009 года.
Структура доходной части бюджета в текущем году не претерпит существенных изменений. Основными источниками формирования доходов бюджета муниципального образования являются налоговые доходы, их доля в общем объеме доходов составит 80,2%, абсолютная сумма поступлений – 2824,3 млн. рублей. Неналоговые доходы прогнозируются в сумме 695,4 млн. рублей и сформируют 19,8% доходов муниципального бюджета.
По - прежнему основным бюджетообразующим доходным источником остается налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в структуре бюджета составит 60,3%.Планирование расходов бюджета города на 2010 год осуществлялось с учетом их адаптации к более низкому уровню доходов. Значительное снижение поступлений доходов в бюджет города определило необходимость проведения более жесткой бюджетной политики в области планирования расходов бюджета, повышения эффективности использования бюджетных средств, отказа от непервоочередных расходов.Предельный объем расходов бюджета города на 2010 год определен в сумме 5066,1млн. рублей исходя из прогноза поступления доходов в бюджет города и источников финансирования дефицита. Расходы, осуществляемые за счет собственных доходов городского бюджета, планируются с увеличением к уровню 2009 года на 0,7%, за счет межбюджетных трансфертов - со снижением на 52,1%. В структуре расходов бюджета превалируют расходы на отрасли социальной сферы. Удельный вес расходов на образование, здравоохранение, культуру, спорт и социальную политику составляет 74,6% в общем объеме расходов бюджета. Расходы на транспорт, дорожное хозяйство и жилищно-коммунальное хозяйство формируют 12,4% расходов бюджета города 2010 года, общегосударственные расходы -10,6%.Итоги исполнения бюджета за 1 квартал текущего года позволяют пока достаточно оптимистично оценивать ситуацию. Так, налоговые и неналоговые доходы исполнены с ростом относительно 1 квартала 2009 года на 150,6 млн. рублей (20,9 %), соответствующего периода докризисного 2008 года - на 46,0 млн. рублей (5,6 %). Решающим фактором роста доходов стало преодоление отрицательной динамики поступлений главного бюджетообразующего источника – налога на доходы физических лиц. Объем его поступлений за 3 истекших месяца составил 502,2 млн. рублей, превысив уровень 2009 и 2008 годов 5,0 % и 6,7 % соответственно. Единый налог на вмененный доход, как и в предшествующие отчетные периоды, поступает с позитивной стабильностью. За 1 квартал т. г. в бюджет города перечислено ЕНВД в сумме 62,2 млн. рублей с темпом роста 105,1%. Максимальный темп роста (241,2 %) отмечен в 1 квартале по земельному налогу, сформировавшему 12,7 % доходов бюджета в объеме 110,6 млн. рублей. Одной из главных причин столь резкого роста налога являются поступления от нового собственника земельных участков - крупнейшего налогоплательщика города Рязани ЗАО Рязанская нефтеперерабатывающая компания. В результате изменений законодательства в части увеличения размеров государственной пошлины, ее величина в текущем году по сравнению с прошлым годом возросла в 2,7 раза. По неналоговым доходам в текущем году в целом сохраняется отрицательная тенденция к сокращению поступлений. Совокупный объем этой группы доходов уменьшился по сравнению с 2009 годом на 14,3 млн. рублей, сформировав 18,5 % бюджета. Самые значительные потери отмечены по арендным платежам за землю и муниципальное имущество в размере 13,2 млн. рублей. Объективным фактором снижения доли арендных платежей в доходах бюджета явилось уменьшение объектов арендуемого имущества в связи с их продажей в собственность и снижение уровня собираемости указанных неналоговых источников.Одновременно следует отметить, что по отдельным неналоговым источникам восстановлена положительная динамика роста: поступления от продажи материальных и нематериальных активов увеличились на 3,3 % к уровню прошлого года; платежи за негативное воздействие на окружающую среду - на 7,3 %; штрафные санкции - на 13,5 %.Отдельного внимания заслуживает проблема задолженности по платежам в бюджет, приобретающая еще большую актуальность в условиях острого дефицита доходов как основной резерв дополнительных поступлений. Закономерным результатом финансово-экономического кризиса стал повсеместный рост долговых обязательств, в том числе и в наш бюджет. Несмотря на совместные усилия заинтересованных органов по взысканию недоимки, ее объем неуклонно возрастал на протяжении всего 2009 года. Сохранилась эта тенденция и в текущем году. За период с 1 января 2009 года общая сумма задолженности увеличилась более чем на 40 % и достигла величины 443,5 млн. рублей. Недоимка по налогам выросла на 56,8 %, по неналоговым доходам на 42,9 %, по пени и начисленным процентам за несвоевременную уплату платежей на 26,3 %. Отличительной особенностью 2009-2010г.г. стал стремительный рост (в 2,1 раза) задолженности по налогу на доходы физических лиц, установленной по результатам контрольной деятельности налоговых органов.
Тем не менее, в рамках деятельности межведомственной комиссии по укреплению финансовой дисциплины предприятий всех форм собственности администрация города проводила большую работу по повышению уровня собираемости налогов. В 2009 году были рассмотрены причины неплатежеспособности 257 организаций, 68 физических лиц, а также деятельность 84 частных предпринимателей. По итогам работы комиссии в бюджет взыскано 28,3 млн.рублей.
Несомненно, положительное влияние на исполнение муниципального бюджета в условиях кризиса в части повышения эффективности бюджетных расходов оказали результаты реализации Программы реформирования муниципальных финансов города Рязани в 2007-2008 годах.
Начиная с 2008 года проекты бюджетов города Рязани составляются в соответствии со среднесрочным финансовым планом, который содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению муниципальных заимствований и финансированию расходов по каждому главному распорядителю средств бюджета города Рязани.
Использование современных технологий целевого программного планирования и определение объемов финансирования исходя из реестра предоставляемых услуг позволяют установить взаимосвязь между ресурсами и результатами деятельности муниципальных ведомств и повысить результативность бюджетных расходов.
В 2009 году реализовано 20 муниципальных целевых программ, 10 ведомственных целевых программ и 1 долгосрочная целевая программа.
В реестре муниципальных услуг на сегодня выделена 41 услуга, 25 из которых стандартизировано.
За 2 года было разработано 12 методик расчета нормативов финансовых затрат по муниципальным услугам в социальной сфере. На сегодня утверждены методики по 10 услугам: 4 – в сфере здравоохранения, 5 – в сфере образования и 1 – в сфере культуры.
На данный момент утверждены четыре норматива бюджетного финансирования дошкольного образования. В стадии разработки и согласования нормативы финансирования в сфере здравоохранения, культуры, а также нормативы предоставления ребенку дополнительного образования художественно-эстетической направленности и физкультурно-спортивной направленности.
В городе созданы и успешно функционируют 8 автономных учреждений. В 2010 году планируется осуществить перевод в форму автономных еще 5 бюджетных учреждений (детские сады).
Муниципальная власть поддерживает инициативы наших учреждений по переходу в форму автономии. По предложению администрации города внесены изменения в законодательство Рязанской области и муниципальные правовые акты в части освобождения АУ от земельного налога, налога на имущество организаций и транспортного налога.
Конечно, недавняя практика создания автономных учреждений пока еще не смогла разрешить все проблемы и вопросы по их нормативно - правовому обеспечению, налогообложению, оптимальному ведению финансово - хозяйственной деятельности. Все еще остается неурегулированным с Пенсионным фондом вопрос предоставления права педагогам автономных дошкольных образовательных учреждений досрочного назначения трудовой пенсии по старости, которым пользуются педагогические работники бюджетных учреждений. Несмотря на то, что согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» все положения законодательства, применяемые к бюджетным учреждениям, распространяются и на автономные учреждения, данный вопрос сотруднику нашего автономного учреждения (детский сад № 158) пришлось решать с Пенсионным фондом в судебном порядке.
Но при этом нельзя не сказать и о позитивных результатах деятельности автономных учреждений.
За период работы в новых условиях проведена организационно – управленческая работа, направленная на увеличение объемов финансирования за счет расширения платных услуг, привлечения средств спонсоров, снижения затрат, не имеющих непосредственной связи с образовательным процессом.
МАОУ ДОД «Рязанский городской Дворец детского творчества» в августе 2009 года, используя свои права, оформил кредит в ОАО «Прио-Внешторгбанк» на сумму 1 млн. рублей, средства которого были направлены на капитальный ремонт (в настоящий момент кредит полностью погашен).
Регулярно проводимый мониторинг использования средств, полученных АУ от приносящей доход деятельности, также подтверждает позитивную направленность реформы бюджетной сети. По сравнению с 2008 годом объем средств, полученных от приносящей доход деятельности автономными учреждениями увеличился на 6576 тыс. рублей, которые направлены на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (1356 тыс. рублей) и развитие материально – технической базы (5220 тыс. рублей), из них на капитальный ремонт и содержание зданий – 4983 тыс. рублей.
Развитие системы автономных учреждений приобретает особую актуальность в свете последних новаций по реализации стратегического курса федерального Правительства, определенного Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Программой повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Новые ориентиры по реформированию бюджетной сети и созданию наряду с автономными казенных и бюджетных учреждений определены в новом законе по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Это новый рубеж в понимании бюджетной системы, который концептуально изменит основные подходы к ее управлению.
Текущий 2010 год – это год системных поправок в законодательные и нормативные правовые акты и, прежде всего, в Бюджетный кодекс. Дальнейшее продвижение бюджетной реформы в свете последних изменений законодательства ставит перед финансовыми органами новые задачи, выдвигает новые требования. Нам предстоит отказаться от ведомственных смет в пользу целевого программного финансирования, финансирования по конечному результату, научить главных распорядителей бюджетных средств отвечать не за то, как освоены деньги, а за то, какие результаты достигнуты, развивать систему государственных (муниципальных) заданий, новые формы оказания государственных (муниципальных) услуг.
Впереди большая и ответственная работа, в планах финансистов города Рязани – активное участие в разработке и реализации программы повышения эффективности бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях. Дата размещения 31.05.2010
|