Протокол
заседания секции «Финансисты муниципальных образований»
Сообщества финансистов России
14 мая 2008 года | г.Ярославль |
Присутствовали: 46 человек (список участников прилагается).
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Открытие заседания
Вступительное слово председателя секции «Финансисты муниципальных образований», первого заместителя главы муниципального образования город Краснодар, директора департамента финансов А.Н. Домбровского
Приветственное слово А.А.Данца, заместителя мэра - директора департамента финансов мэрии города Ярославля
2. Усовершенствование законодательства в области совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их финансовое и имущественное обеспечение
Докладчик: Л.И.Пронина, ведущий советник аппарата Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления
В докладе освещены основные концептуальные моменты, которые учитываются членами комитета в процессе подготовки изменений в действующие законодательные акты РФ (БК РФ, НК РФ, ФЗ-131 и др.) при разграничении полномочий.
В переходный период действия Федерального закона № 131-ФЗ важным моментом является совершенствование межбюджетных отношений, признание достаточности/недостаточности финансовых ресурсов для исполнения расходных обязательств местного самоуправления, муниципальных образований, – отметила Л. И. Пронина. На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что крайне малое число муниципальных образований имеют сбалансированные бюджеты, финансовых ресурсов для исполнения полномочий органов муниципальных образований недостаточно, причем после окончания переходного периода ситуация может усугубиться. Поэтому нужно не только совершенствовать межбюджетные отношения, но и вносить в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ комплексные изменения, касающиеся увеличения числа доходных источников местных бюджетов, улучшения структуры межбюджетных трансфертов, в частности повышения доли тех трансфертов, которые идут на исполнение полномочий по решению вопросов местного значения.
Были перечислены основные направления деятельности комитета по решению выше обозначенных проблем: нивелирование различий системы правоотношений между субъектами и муниципальными образованиями, совершенствование неэффективной структуры межбюджетных трансфертов в виде субвенций на финансирование отдельных полномочий органов местного самоуправления и государственных полномочий, регулирование и повышение налоговой базы муниципальных образований. Особо отмечено, что в сложившихся условиях необходима совместная работа всех органов законодательной и исполнительной власти, направленная на создание полноценной муниципальной финансовой системы.
Решили:
Принять к сведению направления деятельности Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного самоуправления в области совершенствования разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их финансового и имущественного обеспечения, учесть предоставленную докладчиком информацию в ходе работы по подготовке сводных предложений секции «Финансисты муниципальных образований» о внесении изменений в законодательные акты РФ.
3. Особенности и приоритеты бюджетной политики города Ярославля на 2008 г.
Докладчик: А.А.Данц, заместитель мэра - директор департамента финансов мэрии города Ярославля
Во вступительной части доклада А.А.Данц рассказал о том, что через два года город будет отмечать юбилей - тысячелетие со дня основания. Подготовка к этому событию идет полным ходом, Президент России Д. А. Медведев возглавил оргкомитет по подготовке к празднованию.
Далее докладчик остановился на основных параметрах бюджета города Ярославля на 2008 год, особенностях и приоритетах бюджетной политики города.
Параметры бюджета 2008 года дают возможность решения важнейших социально-экономических задач. Общий объем доходов составляет 12,7 млрд.руб., в том числе 8,3 млрд.руб. – за счет средств городского бюджета; объем расходной части равен 14,7 млрд.руб., из них 10,2 млрд.руб. за счет собственных средств; дефицит сложился максимальный – 2 млрд.руб. Облигационный займ – 400 млн.руб.
Одним из весомых источников пополнения бюджета города в целях обеспечения его сбалансированности является реализация муниципального имущества, доходы от которой на 2008 год составят 1 млрд.руб. или 12% от общей суммы доходов.
Бюджет г. Ярославля является социально-ориентированным, основную долю расходов бюджета города (почти 70%) составляют расходы текущего характера, в которых ежегодно сохраняется значительная доля заработной платы с начислениями (около 40%).
В связи с подготовкой к 1000-летнему юбилею города особенностью бюджета на 2008 г. является значительный объем расходов инвестиционного характера: на строительство и реконструкцию социально значимых объектов планируется направить 2,6 млрд. руб.
Кроме того, в соответствии с ФЦП «Жилище» на 2002–2010 гг. в рамках нацпроекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» выделены средства на реализацию программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда».
В декабре 2007 года разработано и принято в новой редакции Положение о бюджетном процессе в городе Ярославле, которое соответствует действующему бюджетному законодательству.
Решили:
Принять к сведению накопленный позитивный опыт департамента финансов мэрии города Ярославля в части реализации бюджетной политики и бюджетного процесса, ознакомить с ним всех членов секции.
4. Возможные пути совершенствования системы межбюджетных отношений (на основе свода предложений финансовых органов муниципальных образований)
Докладчик: М.А.Наумова, начальник финансово-казначейского управления администрации города Рязани
В докладе подчеркнута необходимость совершенствования межбюджетных отношений с учетом определенных пробелов в действующем законодательстве, данных сложившейся аналитики, накопившихся и требующих незамедлительного решения проблем.
Вниманию участников были представлены результаты работы, организованной руководством секции «Финансисты муниципальных образований» НП «Сообщество финансистов России» по сбору предложений муниципалитетов о внесении изменений в законодательство РФ по усовершенствованию межбюджетных отношений, сбалансированности и финансового обеспечения местных бюджетов. Проанализированы и систематизированы поступившие предложения городов.
Первая позиция предложений касалась необходимости внесения изменений в статью 136 БК РФ «Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации», устанавливающую определенные ограничения по доле межбюджетных трансфертов в составе собственных доходов муниципальных бюджетов. Поскольку при действующей норме бюджетного законодательства редкий город не подпадает под эти ограничения, целесообразно либо увеличить размер ограничений, либо исключить субсидии инвестиционного характера из состава межбюджетных трансфертов.
Следующий блок предложений касался проблемы укрепления налоговой базы муниципальных образований в части расширения перечня налогов, передаваемых на местный уровень, и увеличения нормативов отчислений по уже закрепленным за муниципальными бюджетами налогам.
Докладчиком были приведены также предложения городов в части совершенствования межбюджетных отношений, касающиеся улучшения информационного обеспечения местных органов власти показателями налоговой и статистической отчетности.
Собравшиеся внесли ряд предложений, направленных на улучшение качества администрирования местных налогов и информационного обеспечения местных органов власти показателями налоговой и статистической отчетности. Озвученные в ходе дискуссии меры могли бы в значительной степени способствовать укреплению финансовой основы местного самоуправления, достижению полноты финансового обеспечения полномочий органов местного самоуправления.
Решили:
С целью обобщения и систематизации поступивших предложений муниципальных образований о внесении изменений в законодательные акты РФ, направленных на совершенствование системы межбюджетных отношений, создать рабочую группу в составе департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, комитета по финансам администрации города Саратова, финансово-казначейского управления администрации города Рязани. Результаты работы группы направить в профильные Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Министерство финансов РФ.
5. Анализ влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований
Докладчики: В.Э.Григоров, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
М.В.Маслова, консультант направления «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» (г.Москва)
Представители Фонда «Институт экономики города» ознакомили участников заседания с результатами аналитического исследования влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований, проведенного Фондом. Констатировано снижение индекса фискальной автономии, увеличение доходов муниципальных образований за счет предоставления трансфертов, уменьшение сумм поступлений от земельного налога в местные бюджеты.
В выступлении отмечено, что направления проводимой реформы местного самоуправления, реформы бюджетного и налогового законодательства не стыкуются, отсутствует единая концепция проведения данных реформ.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции результаты аналитического исследования, проведенного Фондом «Институт экономики города», учитывать его результаты в практической деятельности муниципальных финансовых органов.
6. Совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, необходимость внесения поправок в Федеральный Закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (на основе свода предложений финансовых органов муниципальных образований по внесению поправок в закон)
Докладчики: В.В.Медведева, начальник отдела правового обеспечения департамента финансов мэрии города Ярославля
К.В.Коломейцев, председатель комитета по контролю за размещением муниципального заказа департамента финансов и налоговой политики города Тюмени
А.Ю.Маковлев, зам. начальника отдела проверок управления контроля размещения госзаказа ФАС РФ
В.В.Медведева выступила с обзором собранных секцией предложений муниципальных образований о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в другие законодательные акты Российской Федерации. Данные предложения были обобщены и сгруппированы в сводную таблицу, содержащую около 90 поправок, касающихся изменений более, чем в 40 статей (из 65 статей Закона). Обращено внимание на необходимость четкого определения в Законе понятий «одноименные товары», «предмет конкурса» и «предмет контракта», «качество работ, услуг», «квалификация участника размещения заказа», а также ускорения принятия федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, правового акта по утверждению номенклатуры товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (во исполнение положений части 6.1 статьи 10 Закона). Предложено упростить процедуру включения в реестр недобросовестных поставщиков и предусмотреть ответственность заказчиков за не включение информации о недобросовестных поставщиках в реестр, включить в Кодекс РФ об административных правонарушениях положения об ответственности должностных лиц за установление заведомого завышенной цены контракта, и должностных лиц, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения за принимаемые ими решения.
В докладе К.В.Коломейцева были освещены трудности, возникающие при реализации одного из основных принципов бюджетного законодательства - принципа о результативном и эффективном расходовании бюджетных средств. Эта ситуация, по мнению докладчика, обусловлена рядом существующих требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. Внесены предложения о внесении изменений в указанный закон для решения практических проблем, подчеркнута необходимость выработки единого подхода муниципальных образований в данном направлении.
Основываясь на проблемных аспектах, освещенных в выступлениях предыдущих докладчиков, а также в своде предложений муниципальных образований о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ, А.Ю.Маковлев прокомментировал прозвучавшие предложения и кратко остановился на новых подходах и основных направлениях работы ФАС РФ по совершенствованию положений вышеназванного закона и системы закупок.
Ввиду несовершенства системы государственных и муниципальных закупок, требующей кардинальных изменений, множества проблемных аспектов, с которыми сталкиваются органы местного самоуправления при осуществлении процедуры закупок, из зала к докладчику поступили вопросы от представителей городов Перми, Тюмени, Ярославля, Вологды.
Председатель секции А.Н.Домбровский выразил надежду на то, что проблемы, поднимавшиеся в ходе дискуссии, найдут свое решение в дальнейшей деятельности Федеральной антимонопольной службы РФ.
Решили:
С целью обобщения и систематизации поступивших предложений муниципальных образований о внесении изменений в ФЗ-94, направленных на совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, создать рабочую группу в составе департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, департамента финансов мэрии города Ярославля, департамента финансов и налоговой политики города Тюмени. Результаты работы группы направить в профильные Комитеты Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Минрегионразвитие РФ, ФАС РФ.
7. Информационная поддержка управления ведомственными целевыми программами
Докладчик: А.Ю.Тульская, руководитель методологического отдела компании НОУ «Центр информационных и финансовых технологий» (г.Екатеринбург)
По мнению докладчика, наиболее сложная задача на сегодняшний день заключается в интеграции системы управления целями и результатами деятельности органов местного самоуправления в бюджетный процесс. Основным механизмом увязки стратегических целей социально-экономического развития и запланированных результатов с объемами бюджетного финансирования являются муниципальные целевые программы. Внедрение программно-целевых методов планирования с учетом результативности всей деятельности бюджетной сферы существенно увеличивает объемы обрабатываемой информации. В связи с повышением самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств в процесс вовлекается гораздо большее количество участников. Актуальной задачей становится создание единого методического и информационного пространства между всеми участниками бюджетного процесса. Возрастает потребность в автоматизации процессов стратегического и оперативного планирования, учета, бюджетирования, мониторинга и контроля на базе комплексной информационной системы. «Программно-целевое планирование» – один из продуктов линейки программного комплекса САПФИР компании CIFT, функциональными возможностями которого являются формирование целевых программ (создание модели, регламентация процессов и правил взаимодействия участников процесса), а также мониторинг реализации и анализ результатов целевых программ.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции информацию о новых продуктах компании ЦИФТ, предлагаемых для формирования и реализации целевых программ в муниципальных образованиях.
8. Разное
8.1 Программа муниципального и регионального развития: возможности сотрудничества с Группой Всемирного банка
Е.А. Бурганская, главный советник по инвестициям Группы Всемирного банка Международной финансовой корпорации
Впервые присутствовавшая на заседании секции представитель Всемирного банка осветила информацию о совместной инициативе Всемирного банка и Международной финансовой корпорации IFC – программе регионального и муниципального развития, позволяющей региональным и муниципальным органам власти, а также государственным и муниципальным предприятиям привлекать финансирование под реализацию программ развития инфраструктуры без суверенных гарантий Российской Федерации.
Решили:
Довести до сведения всех членов секции информацию о совместной программе регионального и муниципального развития, предлагаемой Всемирным банком и Международной финансовой корпорации IFC.
8.2 Вопросы МУ финансового управления администрации Артемовского городского округа, финансового управления Министерства финансов Республики Коми в г.Сыктывкаре, финансового управления г.Братска, управления финансов и налоговой политики г.Новосибирска, департамента финансов г.Сургута, департамента финансов администрации города Красноярск, департамента финансов администрации города Томска.
На поступившие в адрес НП СФР вопросы, затронувшие нормативно-правовые аспекты деятельности муниципальных образований, ответила заместитель руководителя аппарата комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления Е. Д. Михайлова.
Решили:
Адресовать проблемные вопросы финансовых органов муниципальных образований, поступающие в НП СФР, руководству Комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления, оказывать содействие в получении официальных ответов. Рекомендовать финорганам муниципальных образований направлять запросы в профильные комитеты Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ по адресам, опубликованным на официальных сайтах секции «Финансисты муниципальных образований» и вышеназванных органов власти.
9. Подведение итогов
Председатель секции А.Н.Домбровский изложил краткие итоги официального визита членов секции в апреле текущего года в КНР с целью изучения особенностей китайской муниципальной финансовой системы.
Он подвел итоги заседания, поблагодарил участников за активную работу, назвал сроки проведения следующего сентябрьского заседания секции в г.Тюмени.
Председатель секции поручил оргкомитету обобщить материалы докладов и выступлений участников, разместить их на официальном сайте секции, довести до сведения всех членов секции. Дата размещения 06.06.2008
|