Поиск
 
 
 

Краснодар

15.02.2007 г.

 г. Краснодар


Департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар рассмотрен проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – проект). По результатам рассмотрения считаем необходимым внести предложения о внесении в указанный проект следующих изменений.

1. Пункт 3 статьи 1 проекта. В пункте 2 статьи 5 БК РФ слова « не позднее 3 дней» исключить.
Опубликование решения о бюджете, а обычно – это объемный документ, в течение 3 дней невозможно по техническим причинам. Проект бюджета в процессе рассмотрения претерпевает значительные изменения и утверждается с поправками. Только для подготовки к подписанию решения о бюджете с учетом всех принятых поправок требуется время – до 3-х дней. Поэтому следует предоставить право субъектам и муниципальным образованиям устанавливать сроки опубликования Закона (решения) о бюджете в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами субъекта (муниципального образования).

2. Пункт 18 статьи 1 проекта. В статье 33 БК РФ слова «, дополнить словами «,уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов» исключить.
Поступления из источников финансирования дефицита бюджета не могут быть уменьшены для сбалансированности по следующим причинам:

- выплаты из бюджета за счет источников финансирования дефицита бюджета отражаются в источниках финансирования дефицита бюджета с отрицательным значением и соответственно и так уменьшают источники финансирования дефицита бюджета;
- сумма остатков средств бюджета направляется на финансирование расходов, и на эту сумму соответственно увеличиваются расходы бюджета.

3. Пункт 35 статьи 1 проекта. Абзацы 7, 8 и 9 пункта 2 статьи 61.1 БК «Налоговые доходы муниципальных районов» необходимо оставить в силе, так как это грозит определенными потерями для бюджетов городских округов и муниципальных районов. Так, план по доходам в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) на 2007 по отменяемым видам государственной пошлины составил в сумме 50 млн. 185,0 тыс. рублей (сумма потерь местного бюджета в условиях 2007 года), в том числе по:

государственной пошлине за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления – в сумме 100 тыс. рублей;

государственной пошлине за государственную регистрацию транспортных средств, за внесение изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства, за выдачу или продление срока действия акта технического осмотра транспортного средства, за выдачу государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит", свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, водительского удостоверения, временного разрешения на право управления транспортными средствами, справок, подтверждающих получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения, за прием квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами – в сумме 50 млн. 85 тыс. рублей.

Для большей сбалансированности местных бюджетов, повышения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и побуждения большей заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогооблагаемой базы и развития производства продукции, работ и услуг на территориях муниципальных образований, Бюджетным кодексом Российской Федерации необходимо дополнительно закрепить за местными бюджетами нормативы отчислений от следующих налогов:

1) Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
- в бюджеты поселений – по нормативу 25 процентов;
- в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 20 процентов;
- в бюджеты городских округов – по нормативу 45 процентов.

2) Налог на имущество организаций:
- в бюджеты поселений – по нормативу 25 процентов;
- в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 25 процентов;
- в бюджеты городских округов – по нормативу 50 процентов.

3) Транспортный налог:
- в бюджеты поселений – по нормативу 25 процентов;
- в бюджеты муниципальных районов – по нормативу 25 процентов;
- в бюджеты городских округов – по нормативу 50 процентов.

4. Пункт 52 статьи 1 проекта дополнить статьей 78.2 об установлении порядка предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями.

Действующие в настоящее время редакции статей Бюджетного кодекса 69 «Формы расходов бюджетов» и 78 «Субсидии и субвенции» предусматривают возможность предоставления в случаях предусмотренных целевыми программами и решениями представительных органов муниципальных образований субсидий юридическим лицам, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки.

В проекте Закона статьей 69 (пункт 42) предусматривается предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям). Однако в соответствии со статьей 78 (пункт 52 проекта Закона) субсидии могут быть предоставлены только в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Статьей 69.1 (пункт 43 проекта Закона) установлено, что к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на предоставление субсидий:

автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам;
некоммерческим организациям, не являющимся бюджетными и автономными учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.

При этом статья 78.1 (пункт 53 проекта Закона) устанавливает порядок предоставления субсидий только государственным (муниципальным) учреждениям, не являющимся бюджетными учреждениями, в то время как некоммерческие организации к таковым не относятся.

Таким образом, данная редакция проекта Закона не предусматривает возможности предоставления за счет бюджетных средств субсидий некоммерческим организациям (в частности общественным организациям ветеранов, пенсионеров, инвалидов) на проведение мероприятий, направленных на патриотическое воспитание граждан, пропаганду здорового образа жизни, сохранение и популяризацию героического, историко-культурного наследия, защиту прав и интересов ветеранов, пенсионеров, инвалидов.

5. Пункт 56 статьи 1 проекта. Предлагаемую редакцию пункта 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) необходимо дополнить словами: «, а также иные непредвиденные расходы, то есть расходы, не предусмотренные законами (решениями) о соответствующих бюджетах».

Данная формулировка позволит избежать двоякого толкования данной нормы. В частности, прокуратурой Краснодарского края вносилось представление о противоречии пункта 3.1 Положения о резервном фонде органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 25.11.2004 № 58 п.17, статье 81 БК РФ в связи с тем, что не все указанные в данном пункте расходы относятся к расходам на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

6. Пункт 67 статьи 1 проекта. В статье 921 БК РФ :

- в абзаце седьмом (в абзаце первом пункта 3 статьи 921 БК РФ) исключить слова «и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.»;
Налоговые доходы по дополнительным нормативам отчислений являются собственными доходами бюджета.

7. Пункт 92 статьи 1 проекта. Из предлагаемой редакции пункта 4 статьи 115 БК РФ необходимо исключить слова «или солидарную».

При таком варианте уменьшится ответственность гаранта.

8. Пункт 132 статьи 1 проекта (статья 158 БК РФ). Предлагаемую редакцию пункта 3 статьи 158 БК РФ после слов «Главный распорядитель» необходимо дополнить словом «(распорядитель)», а также подпунктом 3 следующего содержания:

3) иным искам о взыскании денежных средств за счет соответствующей казны».

Данное предложение вызвано тем, что при не очень разветвленной ведомственной структуре бюджета (обычно местного) главных распорядителей не так и много, что приведет к необходимости для финансового органа представлять интересы казны по всем искам к ней, что не очень целесообразно в связи с тем, что данные иски могут носить специфический характер. Действующая и предлагаемая проектом редакция указанной нормы БК РФ не охватывает в полной мере все категории исков о взыскании средств за счет соответствующей казны.

9. Пункт 190 статьи 1 проекта. В абзаце пятом пункта 3 статьи 217 БК РФ слово «субвенций» заменить словами «безвозмездных поступлений».

Региональные и местные бюджеты получают из вышестоящего бюджета не только субвенции, но и субсидии, дотации и прочие средства, которые по бюджетной классификации РФ отражаются как безвозмездные поступления.

10. Пункт 209 статьи 1 проекта (статья 242.2 БК РФ). Пункт 209 статьи 1 проекта необходимо дополнить абзацами б) и в) следующего содержания:

б) пункт 3 после слов «или иному нормативному правовому акту» дополнить словами «, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны субъектов Российской Федерации»;

в) пункт 4 после слов «в результате издания органами местного самоуправления» дополнить словами «муниципальных правовых», после слов «или иному нормативному правовому акту» дополнить словами «, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны муниципальных образований»

И действующая и предлагаемая проектом редакция указанных норм БК РФ не охватывает в полной мере все категории исков, которые могут быть предъявлены к субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, что повлекло за собой необходимость включения в пункт 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» указания о том, что положения статьи 242.2 БК РФ (порядок исполнения судебных актов по искам к казне) подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

11. Предложения в области государственного и муниципального финансового контроля

В пояснительной записке к законопроекту МинФин РФ признает, что несмотря на высокую степень готовности законопроекта, в целом вопросы госфинконтроля и ответственности за нарушения законодательства не сформулированы методологически, практически отсутствует четкий подход к этой проблеме.

В этой связи считаем целесообразным :

1.Наполнить реальным содержанием ст. 268 БК РФ.
Так, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с этой статьей осуществляет контроль за исполнением органами финансового контроля законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре, хотя Закон о финансовом контроле в РФ отсутствует.

2.В новой редакции ст.270 БК РФ «финансовые органы осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств соответствующих бюджетов, средствами администраторов источников финансирования дефицита. На сегодняшний день, учитывая отсутствие идеологии методологии контроля, исключение в тексте статье возможности финансового контроля главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств может привести к непредсказуемым последствиям.

3.Необходимо ввести в Кодекс понятия «неправомерное», «неэффективное» использование бюджетных средств. Уже сегодня имеющая место неразбериха с квалификацией «нецелевого» использования бюджетных средств требует в нормативном порядке узаконить классификатор финансовых нарушений, который бы исключал различные трактовки органов финансового контроля. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях возрастающих объемов софинансирования из бюджетов различных уровней.

4.Следует уравновесить раздел «Ответственность за нарушение бюджетного законодательства» реальными мерами принуждения, для чего внести необходимые изменения в КОАП, наполнив содержанием об ответственности статьи 289-306.

5.Необходимо ввести в Кодекс понятия о методах и формах проведения контрольных мероприятий (включив понятие ревизия), их периодичности.

6.Важно определить законодательно возможность проверок бюджетных средств другого уровня (например - государственных субвенций муниципальным общеобразовательным учреждениям) и соответственно компетенцию при применении мер принуждения. Поскольку данный вид бюджетных средств проходит процедуру утверждения в местных бюджетах, целесообразно проверять их муниципальными контролирующими органами. Однако, в случае установления нарушений эти органы не правомочны применять меры принуждения.

7.Нормативного разрешения требует вопрос взаимодействия органов муниципального финансового контроля с правоохранительными органами.



Первый заместитель главы
муниципального образования
город Краснодар,
директор департамента

А.Н. Домбровский