Поиск
 
 
 

Саратов

В неразрывной связи с Саратовым

Административный центр Саратовской области город Саратов, с численностью населения 858 тыс. человек, расположен в 858 км к юго-востоку от Москвы, на правом берегу Волги. Протяженность города по берегу Волги составляет свыше 50 км. Площадь города – 381,97 кв. км. Территориально город разделен на шесть районов.

Саратов по праву может считаться одним из старейших городов России. Он основан в 1590 году князем Г.О. Засекиным и боярином Ф.М. Туровым как город-крепость для защиты юго-восточных рубежей русского государства от вторжения кочевников.

Согласно канонической версии название города Саратова происходит от тюркского Сары-Тау, что значит “желтая гора”*.

Географическое положение города, природные богатства края, охранные мероприятия правительства благоприятствовали превращению Саратова в XVII-XVIII веках в торгово-купеческий центр и важный перевалочный пункт на реке Волга. В 1780 году с образованием Саратовского наместничества, а в 1782 году - губернии, город становится административным центром и получает свой герб: “в голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами”.

Отмена крепостного права в России и развитие пароходства на Волге способствовали превращению Саратова в конце ХIХ века в один из крупнейших торгово-промышленных центров Среднего и Нижнего Поволжья. Строительство железной дороги обеспечило развитие промышленного производства на базе ввозимых из Европы машин и паровых двигателей. В городе начала развиваться металлообрабатывающая промышленность, росло число организаций по переработке сельскохозяйственного сырья и магазинов розничной и оптовой торговли. Иностранные компании открывали свои представительства. Были открыты отделения городских банков. Город по праву стали именовать “Столицей Поволжья”.

Конец XIX и начало XX веков ознаменовались значительными культурными событиями в жизни города: открывались новые учебные заведения, Городской (сегодня академический театр оперы и балета имени Н.Г. Чернышевского) и общедоступный (теперь академический театр драмы имени И.А. Слонова) театры. В 1873 году открылся цирк. В 1885 году начал работу первый в провинции общедоступный художественный музей имени А.Н. Радищева. В 1909 году в Саратове открывается университет, первое высшее учебное заведение в губернии. Он был открыт во многом усилиями Председателя Совета министров, министра внутренних дел П.А. Столыпина, в 1903-1906 годах бывшего саратовским губернатором. За открытие университета Саратовское городское управление удостоило П.А.Столыпина звания Почетного гражданина города Саратова. В 1912 году в городе открывается третья в России после Москвы и Санкт-Петербурга консерватория.

В 70-е годы XX века развитие промышленного и культурно-жилищного строительства определило рост объемов производства промышленности строительных материалов. Появились крупные заводы, значительно увеличились мощности в отраслях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

С начала 90-х годов XX века в экономике города стал формироваться негосударственный сектор. Начался процесс становления рыночной инфраструктуры, образовались частные предприятия, финансово-инвестиционные компании, фонды. История Саратова заложила основу его дальнейшего развития.

Развитие города невозможно без четко организованной финансовой системы. История города и история финансовых органов города неразрывно взаимосвязаны.

Первые шаги революционных преобразований в организации финансовой системы Саратовской губернии и города Саратова связаны с именами В.П.Антонова-Саратовского, первого комиссара финансов губернии и В.Ф.Бабушкина, его заместителя. 18 декабря 1918 года на объединенном заседании исполкома Саратовского городского Совета депутатов трудящихся правительственной контрольно-ревизионной комиссией по взаимодействию исполкомов и организации отделов и заведующих отделами Губисполкома было принято решение об организации Саратовского городского финансового отдела. В период с 24 декабря 1918 года по 14 января 1919 года проходило выделение Саратовского Горфинотдела из Саратовского Губфинотдела, были определены функции Горфинотдела его структура и штат.

В соответствии с решениями 7-го Всероссийского и 8-го Губернского съездов Советов, Президиум Саратовского Губисполкома 26 апреля 1920 года принял решение о слиянии Саратовского Горфинотдела с Саратовским Губфинотделом. С этого времени в Саратовском Губфинотделе был создан специальный подотдел местных городских налогов, который ведал налогами города Саратова. 16 июля 1928 года Губфинотдел был реорганизован в Нижневолжский Крайфинотдел. В связи с этим Саратовский Горфинотдел, в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 октября 1929 года был выделен из Губфинотдела и на Горфинотдел были возложены функции, ранее выполняемые Губфинотделом, как-то: исчисление и взыскание местных городских налогов, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью промышленных предприятий, исполнение бюджета и другие. После переезда Нижневолжского Крайфинотдела в г. Сталинград с 1932 года Саратовский Горфинотдел обслуживал г. Саратов и 24 сельских Совета, примыкавших к городской черте.

После реорганизации Нижневолжского Крайфинотдела 10 января 1934 года был создан Саратовский краевой финансовый отдел, в который отошел ряд функций, ранее выполняемых Саратовским Горфинотделом.

Саратовский Горфинотдел в своем обслуживании имел пять районов города Саратова и сельхоззону – 24 сельсовета.

В 1943 году решением Союзного Правительства Саратовский Горфинотдел был выведен из подчинения Облфинотдела и стал республиканского (РСФСР) значения. К этому времени основное большинство сельсоветов сельхоззоны вошло в черту города, а остальные были переданы Ворошиловскому райфинотделу.

В 1958 году Саратовский Горфинотдел был выведен из республиканского подчинения и подчинен Саратовскому Облфинотделу. Одновременно отдел госдоходов и отдел налогов и сборов были объединены в отдел государственных доходов.

При горфинотделе была создана контрольно-ревизионная группа Контрольно-ревизионного Управления Министерства финансов РСФСР по городу Саратову.

С развитием экономики страны роль горфинотдела возрастала, увеличивался объем работы, создавались новые отделы и службы.

С 1985 года начался переход от плановой экономики к рыночной, число налогоплательщиков резко возросло, перестройка требовала новых форм работы, были созданы налоговые органы и налоговая полиция.

В соответствии с решением малого Совета городского Совета народных депутатов на базе Саратовского горфинотдела в 1992 году было создано финансовое управление, преобразованное в 2000 году в комитет по финансам администрации города, которое возглавил А.П.Мурзаков. Впервые в условиях становления рыночных отношений на практике началась кропотливая и трудная работа по мобилизации денежных средств и направлению их на финансирование мероприятий по развитию муниципального хозяйства. Усилия комитета по финансам направлены на решение задач по перспективному развитию экономики муниципального хозяйства, расширение его инфраструктуры и обеспечение дальнейшего улучшения социального, культурного и бытового обслуживания населения города.

Несмотря на то, что на территории города находится 6 административно-территориальных образований, бюджет города с 1997 года единый. Необходимость перехода на систему единого бюджета была вызвана общим состоянием экономики предприятий города, неравномерностью их развития, что влияло на неравновеликие поступления в районные и городские бюджеты доходов. В силу этого в одних районах города появлялись излишние бюджетные ресурсы, а в других, где высокая насыщенность бюджетных учреждений и слабо развита промышленность, их недостаток. В результате складывалась большая неравномерность в выплатах заработной платы работникам социальной сферы между районами города.

Перераспределение доходов и расходов в интересах населения города из-за самостоятельности каждого районного бюджета было затруднено. Каждый район помимо общегородских программ социального характера осуществлял свои локальные программы, требующие значительных средств, на которые отвлекались доходы, подлежащие направлению в городской бюджет и ставили под угрозу срыва общегородские программы.

Постоянно меняющаяся ситуация в структуре экономики не давала возможности реального прогнозирования результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий-плательщиков бюджета, приводило к нереальному определению объемов районных и городского бюджетов.

Преимуществом введенного единого бюджета города Саратова стало, прежде всего, более рациональное и планомерное осуществление единой финансовой политики в городском хозяйстве. Появилась возможность производить перераспределение полученных доходов между районами города, так как на его территории они поступали неравномерно. В худшем положении находились Заводской и Ленинский районы, где в основном размещены промышленные предприятия и предприятия ВПК, сократившие производство продукции. В центральных районах города сконцентрированное наибольшее количество торговых предприятий и предприятий пищевой промышленности, что способствовало более стабильному поступлению налоговых и неналоговых доходов.

Обеспечивалось более оперативное управление средствами городского бюджета в период острой недостаточности денежных средств. Осуществлялась равномерная выплата заработной платы работникам социальной сферы в целом по городу и других защищенных статей. Оперативно осуществлялись расчеты за топливно-энергетические ресурсы в объемах, утвержденных в городском бюджете. Стала производиться единая корректировка поступления доходов в соответствии с действующим законодательством. Равномерно обеспечивалось финансирование по районам города, вне зависимости от поступления доходов. Систематизировано и рационализировано предоставлялись льготы по налоговым сборам, существенно сократилось число льготников на сумму выпадающих по этой причине доходов в бюджет.

В наше время финансовые институты являются чрезвычайно важной частью государственного механизма. Трехуровневая налоговая система Российской Федерации претерпела за последние 15 лет ряд существенных изменений, что непосредственно можно проследить на формировании доходной части бюджета города.

Усилиями финансовых органов на территории города Саратова формировалась система местных налогов и сборов. Так, с 1 июня 1992 года на территории города Саратова введено 10 местных налогов и сборов. В результате их доля в объеме бюджета города с 1992 по 1998 гг. составила до 36 процентов, а с отменой ряда местных налогов и сборов в 1999-2002гг. их доля в бюджете города сократилась до 0,9 процента.

Начиная с 1997 года, в бюджете города появилась доля неналоговых доходов, которая стала повышаться и к 2002 году достигла 11 процентов, соответственно доля налоговых доходов за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности снизилась до 89 процентов. Вместе с тем, ежегодно с 1998 года в доходы бюджета города вовлекались дополнительные доходы благодаря работе коллектива комитета по финансам города по изысканию дополнительных доходных источников, эффективности использования муниципального имущества, сокращение задолженности по платежам в бюджет города и сокращения налоговых льгот.

Начиная с 2001 года, доходы бюджета города стали формироваться только за счет поступления «живых» денежных средств.

История казначейской системы исполнения бюджета началась в Саратове в феврале 1999 года одновременно с внедрением этой системы по областному бюджету. Переход на казначейскую систему проходил поэтапно, в соответствии с предложенной финансовым управлением программой, где были определены необходимые технологические и технические мероприятия для перехода на казначейскую систему: внедрение технологии финансирования с единого счета, обучение персонала работе с программой, изменение документооборота, взаимодействие с ГРКЦ и ОФК. В декабре 2000 года переход на казначейскую систему был завершен.

Объем работы был большим, и успех ее во многом зависел от правильной организации, четкого и последовательного выполнения всех поставленных задач.

Первым шагом в этом направлении было преобразование финансового управления в комитет по финансам администрации города, в структуре которого было создано управление предварительного контроля, состоящее из двух отделов: отдела предварительного контроля и операционно-кассового обслуживания расходов бюджета. Следующим шагом была разработка инструкции о порядке открытия и ведения лицевых счетов, на основании которой был сформирован образец пакета документов, необходимых для открытия лицевого счета. В настоящее время обслуживается 457 получателей средств бюджета города, по которым в комитете по финансам открыто 471 лицевых счета.

Следует отметить, что наряду с обслуживанием учреждений, финансируемых за счет средств бюджета города, комитету по финансам по поручению Министерства финансов Саратовской области было передано обслуживание 79 учреждений, финансируемых за счет областного бюджета, по которым в комитете по финансам открыты лицевые счета.

В процессе работы обозначились многие проблемные вопросы финансирования бюджетополучателей, это, прежде всего, финансирование муниципального заказа, предприятий ЖКХ, роль и совершенствование работы централизованных бухгалтерий распорядителей в условиях казначейского исполнения бюджета города.

Казначейское исполнение бюджета позволило значительно сократить кредиторскую задолженность, предупредить нецелевое использование бюджетных средств, при последующем контроле сократить допущенные бюджетными учреждениями нарушения, улучшить качество планирования бюджета, повысить качество отчетов по кассовому исполнению бюджета. Казначейское исполнение бюджета обеспечило прозрачность денежных потоков бюджетных средств не только в разрезе учреждений, но и по направлениям расходов по статьям экономической классификации.

Отличительной особенностью становления казначейской системы исполнения бюджета города является то, что переведена была только расходная часть бюджета. Сбор доходов по городу с 1999 года осуществляется отделением федерального казначейства города Саратова. С отделением заключен договор на обслуживание, по которому ежедневно происходит зачисление доходов бюджета города на единый доходный счет комитета по финансам. С 1 января 2006 года бюджет города Саратова исполняется на основе принципа единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

Комитет по финансам, как орган, исполняющий бюджет, участвовал в реализации областной программы реформирования системы управления финансами, итоги первого этапа которой были подведены в сентябре 2002 года, свидетельствуют о достижении определенных результатов. Ежегодно комитет по финансам администрации города Саратова принимает участие в семинарах, касающихся казначейской системы исполнения бюджета. В 2002 году, в рамках проводимого Минфином РФ обследования регионов по вопросу состояния работы по переходу на казначейское исполнение бюджета и реализации функций управления общественными финансами, комитет по финансам принимал участие в качестве респондента. Результаты обследования показали, что функция санкционирования расходов, являющаяся одной из основных при казначейской системе, реализована в Саратове на высоком уровне. По этой системе в 2005 году отказано в оплате обязательств на сумму 89,2 млн.руб., из них предотвращено нецелевое использование бюджетных средств на сумму 21,1 млн. руб.

В настоящее время внедрена система электронного документооборота между комитетом по финансам и банком. Переоценить значение этого мероприятия сложно, так как в век высоких компьютерных технологий использование бумажного документооборота должно быть сведено к минимуму.

Внедрение и практическое использование современных средств автоматизации бюджетного процесса приходится на последние девять лет. К середине 1997 года была создана локальная компьютерная сеть, объединяющая компьютеры всех отделов городского финансового управления в единую структуру. Уровень и качество подготовки документов и аналитических таблиц вышли на принципиально новый уровень. Роспись бюджета стала разрабатываться на компьютере, появились первые простые программы, облегчающие труд финансиста. Использование локальной сети позволило существенно сократить затраты на приобретение печатной техники за счет использования сетевых принтеров.

В городском финансовом управлении в 1998 году были внедрены и активно использовалось уже несколько автоматизированных систем: в бюджетном отделе – автоматизированное рабочее место «Бюджет», разработанное в НПО «Финтех» при Министерстве финансов России; объединенная группа рабочих мест по сметной бухгалтерии, разработанное в информационно-внедренческом центре «Аверс» г. Москва; автоматизированное рабочее место «Казначейские налоговые освобождения» в отделе ценных бумаг.

Для ведения автоматизированного предварительного контроля и обмена данными с Министерством финансов Саратовской области, районными финансовыми отделами была использована автоматизированная система «Бюджет», разработанная в НПО «Криста», Ярославской области, г. Рыбинск.

В 2001 году в комитете по финансам начато создание единой корпоративной электронной почты, которая объединила между собой информационные каналы и локальные сети Министерства финансов Саратовской области, городских и районных отделов комитета по финансам, распорядителей бюджетных средств. Использование единой корпоративной почты позволило наладить ежедневный электронный документооборот, предоставление отчетов по исполнению бюджета в электронном виде.

В 2002-2003гг. комитет по финансам внедрил у главных распорядителей бюджетных средств новую автоматизированную систему «Удаленное рабочее место» с элементами АС «Бюджет». Система предназначена для осуществления электронного обмена данными между главным распорядителем бюджетных средств и комитетом по финансам, а также позволяет распорядителю готовить и предоставлять платежные документы в электронном виде, формировать отчетные данные, самостоятельно следить за движением средств на лицевых счетах.

Функционирование администрации города Саратова невозможно представить без слаженной, продуманной, самоотверженной работы коллектива комитета по финансам. Высокий профессиональный уровень, целеустремленность, последовательность в достижении поставленных целей снискали заслуженное уважение коллег.

В финансовой системе города есть и свои ветераны, люди, проработавшие 15 и более лет. Среди них А.М.Проскоряков, Н.Н.Маслова, В.В.Литвиненко, Л.Н.Самолетова, К.Г.Сахно, М.В.Трошина, Ф.П.Сафронов, К.П.Григорьева, Л.В.Щербакова, А.П.Шмачина, А.П.Круглова, Н.И.Петрова, и многие другие.

Именно их опыт, знания помогали найти решение в самых сложных ситуациях молодым специалистам, внося вклад в развитие и процветание города.


* Однако следует отметить, что в тюркской языковой традиции прилагательное «желтый» отождествляется с прилагательным «красивый», как в русском прилагательное красный = красивый (например, красна-девица, красная горка). Таким образом, семантически точнее название города Саратова переводится как «Красивая гора». Предположительно городу дала имя гора, которая сейчас называется Соколовой.