Поиск
 
 
 

Привлечение кредитных ресурсов для финансирования текущих и капитальных расходов муниципальных образований. (Цели привлечения кредитных ресурсов муниципальными образованиями, необходимые параметры бюджета муниципального образования, практические аспекты привлечения муниципальными образованиями кредитных ресурсов в Сбербанке Российской Федерации)

Е.В.Смирнов, начальник отдела кредитования юридических лиц Краснодарского отделения Сбербанка России № 8619

Введение
Краснодарское отделение № 8619 Сбербанка России имеет положительный опыт в финансировании МО г. Краснодар. В частности, Банком принято участие в открытых аукционах, проводимых администрацией муниципального образования г.Краснодар в декабре 2008 года и в июне 2009 г. В обоих аукционах Краснодарское отделение № 8619 было признано победителем и получило право финансирования дефицита бюджета г. Краснодара.
В текущих условиях состояния финансовой сферы, проблемы поступлений источников финансирования бюджета особенно актуальны. Основные причины снижения доходов бюджетов - сокращение поступлений от налоговых платежей в связи со снижением товарооборота налогоплательщиков и ухудшением их финансовых результатов деятельности. В этой связи, поиск альтернативных источников финансирования расходов бюджета особенно актуален. Одним из таких способов является привлечение кредитных ресурсов в кредитных организациях.
Краснодарское отделение № 8619 Сбербанка России и организационно-подчиненные ему отделения на территории Краснодарского края осуществляет кредитование муниципальных образований на следующих условиях.

Общие положения
· Операции по кредитованию субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут совершаться только в случае признания Банка победителем торгов на право заключения муниципального контракта в соответствии с требованиями Федерального закона № 94-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ.
· Кредиты МО предоставляются исключительно в валюте Российской Федерации.
· Перечисление кредитных ресурсов осуществляется на единый счет бюджета МО.

Цели кредитования муниципальных образований
· При дефицитном бюджете муниципального образования на текущий финансовый год кредиты предоставляются на цели финансирования дефицита бюджета и погашение муниципальных долговых обязательств.
· В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита кредиты предоставляются на цели погашения муниципальных долговых обязательств в пределах расходов на погашение государственного (муниципального) долга.
· Кредитование МО, третьих лиц на цели обслуживания и погашения имеющихся долговых обязательств перед Сбербанком России не допускается

В качестве целевого использования кредита у заемщика могут быть запрошены заверенные финансовыми органами муниципального образования реестры проведенных платежей, копии платежных документов либо другие документы, подтверждающие проведение расходных операций по соответствующим статьям бюджета.
Документы по целевому использованию кредита могут быть представлены в течение 1 месяца после выдачи кредита (очередного транша кредита).


Формы договоров о предоставлении кредита и режимы кредитования
В зависимости от условий проводимых органами местного самоуправления торгов возможно применение следующих режимов кредитования:
· единовременная выборка,
· невозобновляемая кредитная линия,
· возобновляемая кредитная линия
· если в соответствии с условиями торгов предполагается к заключению муниципальный контракт без последующего оформления кредитных договоров, форма муниципального контракта обязательно должна содержать следующие положения:
- цель кредита;
- сумму кредита,
- процентную ставку,
- срок кредитования,
- порядок выдачи кредита,
- порядок погашения кредита и процентов,
- размер и порядок начисления плат по кредиту (в случае их взимания),
- порядок перечисления денежных средств с указанием бюджетного счета;
- право и порядок начисления неустоек.

Сроки кредитования
· муниципальным образованиям, имеющим категорию кредитного риска, позволяющей оценить кредитоспособность МО как хорошую, кредиты предоставляются на срок до 3-х лет.
· муниципальным образованиям, имеющим категорию кредитного риска, позволяющей оценить кредитоспособность МО не выше среднего, кредиты предоставляются на срок до 1 года.

Обеспечение
Предоставление кредитов субъектам Российской Федерации, муниципальным образованьям может осуществляться без оформления обеспечения. Целесообразность оформления обеспечения Банк определяет самостоятельно, в зависимости от кредитных рисков и финансовой устойчивости Муниципального образования. В качестве обеспечения и в случаях недостатка собственного значения лимита кредитования также может рассматриваться поручительство другого муниципального образования или Субъекта РФ.


Лимиты и ограничения при кредитовании муниципальных образований

1. Соблюдение положений бюджетного законодательства
· Предоставление кредитов муниципальному образованию, осуществляется только при установлении правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:
- предельного размера муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям. При этом предельный объем муниципального долга муниципального образования не должен превышать объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений;
- источников финансирования дефицита бюджета по основным видам привлекаемых средств, включая кредиты банков;
- объема привлекаемых кредитов в текущем бюджетном году в соответствии с Программой государственных (муниципальных) заимствований;
- расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга муниципального образования, утвержденный законом (решением) о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета соответствующего уровня.
· Объем кредитов, предоставленных субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), не должен превышать следующих параметров:
- предельного объема заимствований, направляемых на финансирование дефицита бюджета и погашение долговых обязательств, утвержденных Программой государственных (муниципальных) заимствований;
- свободного остатка средств, предусмотренных к привлечению в текущем бюджетном году законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципального образования) из источников финансирования дефицита бюджета и Программой государственных (муниципальных) заимствований субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в форме кредитов, привлекаемых в кредитных организациях;
- размера свободного остатка утвержденного законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) предельного объема государственного (муниципального) долга на текущий бюджетный год,

2. Основные критерии, определяющие финансовое состояние муниципального образования:
· Отношение государственного долга к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации).
Объем государственного (муниципального долга) по отношению к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) определяет долговую нагрузку на бюджет и, соответственно, кредитоспособность заемщика. Чем больше долг, тем выше риск неисполнения обязательств.
· Объем собственных доходов бюджета.
Комментарий при дополнительных вопросах:: к собственным доходам бюджетов муниципальных образований при оценке финансового состояния заемщика относятся доходы бюджета без учета безвозмездных поступлений. Объем собственных средств в абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета муниципального образования позволяет оценить возможность заемщика выполнять свои обязательства по долгам.
· Доля собственных доходов в общем объеме доходов.
Уровень собственных доходов бюджета муниципального образования определяет степень его независимости от федерального (регионального) центра. С ростом доли безвозмездных поступлений повышается риск неисполнения обязательств из-за риска возможного несвоевременного поступления безвозмездных поступлений. Также недостаток собственных доходов является показателем слабых источников формирования доходной базы заемщика, что также приводит к увеличению вероятности невозврата долгов.
· Отношение дефицита бюджета к доходам бюджета.
Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами. Большой дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии уровня доходов инвестиционным потребностям заемщика.
· Наличие просроченных обязательств в составе государственного (муниципального) долга. анализ причин их возникновения и длительности невыполнения обязательств.

Правоустанавливающие документы, требуемые Банком
· Закон (Устав) муниципального образования, определяющий полномочия высшего исполнительного органа государственной власти местной администрации муниципального образования, заверенный исполнительным органом государственной власти местной администрацией муниципального образования;
· Положение об исполнительном органе государственной власти местной администрации муниципального образования, заверенное исполнительным органом государственной власти местной администрацией муниципального образования;
· Карточка с образцами подписей распорядителей счета и оттиском печати муниципального образования, заверенную нотариально;
· Документы, подтверждающие полномочия должностного лица высшего исполнительного органа местной администрации муниципального образования заключать муниципальный контракт, Договор о предоставлении кредита от имени муниципального образования, Договор о предоставлении муниципальной гарантии (закон, распоряжение, постановление, приказ, доверенность и др.);
· Утвержденный представительным органом муниципального образования Закон (правовой акт) муниципального образования о бюджете на текущий год и плановый период, включающий Программу муниципальных внутренних заимствований, Программу муниципальных гарантий муниципального образования на текущий финансовый год и плановый период.

Финансовые документы, требуемые Банком
· Отчетность об исполнении бюджета по статьям бюджета за текущий год (не менее 1 отчета в квартал и на последнюю отчетную дату), заверенную подписями уполномоченных должностных лиц и скрепленную печатью;
· Выписка из муниципальной долговой книги - заверенную исполнительным органом местной администрацией расшифровку по всем имеющимся муниципальным долговым обязательствам, в том числе:
- по кредитным соглашениям и договорам (с выделением обязательств, возникших в текущем бюджетном году);
- муниципальным займам муниципального образования, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг муниципального образования;
- по договорам и соглашениям о получении МО бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- по договорам о предоставлении муниципальных гарантий МО с выделением обязательств, возникших в текущем бюджетном году;
- по соглашениям и договорам, в том числе международным, заключенным от имени МО, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств МО прошлых лет с указанием сумм и сроков исполнения всех вышеуказанных обязательств, включая просроченные;
· При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита юридическим лицам под муниципальные гарантии предоставляется в Банк комплект документов в объеме, предусмотренном отдельными регламентами Банка. Гарантом представляются документы, указанные выше, а также заверенное печатью и подписью предгарантийное письмо Главы исполнительного органа местной администрации муниципального образования со ссылкой на статьи и раздел (подраздел) бюджета и указанием возможного объема гарантии.
· При рассмотрении вопроса о предоставлении кредита на долгосрочной основе, кроме перечисленных документов, Банком запрашиваются у заемщика следующие документы, в зависимости от целей кредитования:
1. при финансировании приоритетных национальных проектов Российской Федерации и/или проектов с государственной поддержкой:
- законодательные акты, предусматривающие компенсационные выплаты по реализуемым муниципальными образованиями проектам;
- решения (постановления), принятые законодательными (представительными) органами власти;
2. при финансировании долгосрочной целевой программы:
- утвержденная законодательным органом власти (представительным органом местной администрации муниципального образования) долгосрочная целевая программа.